Анализ эффективности использования нейроигр в речевом развитии дошкольников.
статья по коррекционной педагогике
Статья посвящена ознакомлению со значением нейроигр, их методикой и возможностью использования для развития речи дошкольников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ эффективности использования нейроигр в речевом развитии дошкольников.
Нейроигры — это телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Концепция основана на принципе нейропластичности мозга: упражнения, требующие активности различных областей мозга, способствуют формированию новых нейронных связей и повышают эффективность существующих.
Цели
- Активизация развития речи.
Нейроигры помогают:
- стимулировать речевую активность;
- развивать слухоречевое внимание;
- развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь.
- Коррекция речевых нарушений. Нейроигры стимулируют различные области мозга, связанные с речевыми навыками: фонематическое восприятие, слуховую память, артикуляцию и синтаксис.
Виды
Некоторые виды нейроигр, которые используются в речевом развитии дошкольников:
- Игры на выкладывание одновременно двумя руками. Например, выкладывание узоров из камней, пуговиц, букв из счётных палочек.
- Нейроигры с мячом. Например, «Тебе-мне» — ребёнок передаёт мяч обеими руками соседу.
- Зеркальное рисование — ребёнок рисует одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки, произнося нужный звук.
- Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук). Например, «Кольцо» — по очереди перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем, проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Несколько упражнений, которые используют в работе с детьми дошкольного возраста:
- «Кулак-ребро-ладонь». Игра для развития слухового восприятия или дифференциации звуков. Ребёнок произносит слоговый ряд в соответствии с предложенным ритмическим рисунком, при этом хлопком выделяет ударные слоги.
- «Двойные рисунки». Ребёнку дают фломастеры в обе руки и предлагают обвести симметричные рисунки. Важно, чтобы руки обводили картинку одновременно.
- «Ассоциация». Ребёнку бросают мяч и называют слово, например «Медведь». Ребёнок должен представить медведя и подобрать ассоциацию к слову, например «Лохматый, берлога, мёд, спячка».
- «Зеркало». Один человек выполняет любые движения руками или ногами, или одновременно и руками и ногами, подключает голову, язык и т. д.. Ребёнок должен повторять эти движения, как в зеркале.
- Игры с тарелками-ловушками. Играют двое участников. Игроки бросают друг другу мяч, выполняя определённую словесную инструкцию. Для выполнения действий с тарелками нужна разнонаправленная работа рук.
Методика
Занятия с использованием нейроигр проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объём выполняемых заданий.
Важно: нейроигры и упражнения подбираются с учётом индивидуальных особенностей детей с речевыми нарушениями.
Исследования
Некоторые исследования, подтверждающие эффективность использования нейроигр в развитии речи дошкольников:
- Исследование НИИ дефектологии (2022) — у детей с задержкой речевого развития (ЗРР), занимающихся нейроиграми 3 раза в неделю, словарный запас увеличивается на 40% быстрее, чем при традиционных методах.
- Исследование Journal of Child Neurology (2021) — использование ритмических упражнений снижает частоту заикания на 30% за 2 месяца.
Однако: эффективность нейроигр зависит от регулярности занятий и комплексного подхода к обучению. Программа должна быть включена в общую систему коррекционно-развивающей работы с ребёнком, дополняя другие методики и подходы.
Вывод: Нейроигры могут быть использованы в работе воспитателя коррекционных групп. Их применение не только ускоряет коррекцию речевых нарушений, но и способствует комплексному развитию ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Эффективность использования фольклора в речевом развитии младших дошкольников"
Кратко описана система применения различных форм малового фольклора в режимных моментах в течение дня. Статья заканчивается словами: "Я уверена, что фольклор эффективно развивает речь ребенка, влияет ...
Мастер – класс на тему: «Использование сказки в речевом развитии дошкольников».
Для формирования раскрытия творческого потенциала личности ребенка дошкольника....

Презентация "Влияние использования биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников."
Влияние использования биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников....

Использование мнемотаблиц в речевом развитии дошкольников.
Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.(слайд 2) В речи детей существует множес...

"Использование ТРИЗ в речевом развитии дошкольников"
Как же используется ТРИЗ в образовательном процессе ? Использование технологии ТРИЗ в процессе развития речи дает свои преимущества. Раскрыты этапы составления творческих р...

Карта анализа предметно развивающей среды для речевого развития дошкольников
Данная карта может пригодится как для самоанализа воспитателям, так и методистам, старшим воспитателям...

Семинар-практикум для воспитателей "Эффективные игровые технологии для речевого развития дошкольников"
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в создании условий для речевого развития детей с помощью эффективных технологий....
