Анализ эффективности использования нейроигр в речевом развитии дошкольников.
статья по коррекционной педагогике

Карташова Светлана Геннадьевна

Статья посвящена ознакомлению со значением нейроигр, их методикой и возможностью использования для развития речи дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_neyroigry.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ эффективности использования нейроигр в речевом развитии дошкольников.

Нейроигры — это телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Концепция основана на принципе нейропластичности мозга: упражнения, требующие активности различных областей мозга, способствуют формированию новых нейронных связей и повышают эффективность существующих. 

Цели

  • Активизация развития речи.

Нейроигры помогают:

  • стимулировать речевую активность; 
  • развивать слухоречевое внимание; 
  • развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь. 
  • Коррекция речевых нарушений. Нейроигры стимулируют различные области мозга, связанные с речевыми навыками: фонематическое восприятие, слуховую память, артикуляцию и синтаксис. 

Виды

Некоторые виды нейроигр, которые используются в речевом развитии дошкольников:

  • Игры на выкладывание одновременно двумя руками. Например, выкладывание узоров из камней, пуговиц, букв из счётных палочек. 
  • Нейроигры с мячом. Например, «Тебе-мне» — ребёнок передаёт мяч обеими руками соседу. 
  • Зеркальное рисование — ребёнок рисует одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки, произнося нужный звук.
  • Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук). Например, «Кольцо» — по очереди перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем, проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Несколько упражнений, которые используют в работе с детьми дошкольного возраста:
  • «Кулак-ребро-ладонь». Игра для развития слухового восприятия или дифференциации звуков. Ребёнок произносит слоговый ряд в соответствии с предложенным ритмическим рисунком, при этом хлопком выделяет ударные слоги.
  • «Двойные рисунки». Ребёнку дают фломастеры в обе руки и предлагают обвести симметричные рисунки. Важно, чтобы руки обводили картинку одновременно.
  • «Ассоциация». Ребёнку бросают мяч и называют слово, например «Медведь». Ребёнок должен представить медведя и подобрать ассоциацию к слову, например «Лохматый, берлога, мёд, спячка».
  • «Зеркало». Один человек выполняет любые движения руками или ногами, или одновременно и руками и ногами, подключает голову, язык и т. д.. Ребёнок должен повторять эти движения, как в зеркале.
  • Игры с тарелками-ловушками. Играют двое участников. Игроки бросают друг другу мяч, выполняя определённую словесную инструкцию. Для выполнения действий с тарелками нужна разнонаправленная работа рук.

Методика

Занятия с использованием нейроигр проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объём выполняемых заданий. 

Важно: нейроигры и упражнения подбираются с учётом индивидуальных особенностей детей с речевыми нарушениями. 

Исследования

Некоторые исследования, подтверждающие эффективность использования нейроигр в развитии речи дошкольников:

  • Исследование НИИ дефектологии (2022) — у детей с задержкой речевого развития (ЗРР), занимающихся нейроиграми 3 раза в неделю, словарный запас увеличивается на 40% быстрее, чем при традиционных методах.
  • Исследование Journal of Child Neurology (2021) — использование ритмических упражнений снижает частоту заикания на 30% за 2 месяца.

 

Однако: эффективность нейроигр зависит от регулярности занятий и комплексного подхода к обучению. Программа должна быть включена в общую систему коррекционно-развивающей работы с ребёнком, дополняя другие методики и подходы. 

Вывод:  Нейроигры могут быть использованы в работе воспитателя коррекционных групп. Их применение не только ускоряет коррекцию речевых нарушений, но и способствует комплексному развитию ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Эффективность использования фольклора в речевом развитии младших дошкольников"

Кратко описана система применения различных форм малового фольклора в режимных моментах в течение дня. Статья заканчивается словами: "Я уверена, что фольклор эффективно развивает речь ребенка, влияет ...

Мастер – класс на тему: «Использование сказки в речевом развитии дошкольников».

Для формирования раскрытия творческого потенциала личности ребенка дошкольника....

Презентация "Влияние использования биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников."

Влияние использования биоэнергопластики на речевое развитие  дошкольников....

Использование мнемотаблиц в речевом развитии дошкольников.

Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.(слайд 2) В речи детей существует множес...

"Использование ТРИЗ в речевом развитии дошкольников"

Как же используется  ТРИЗ в образовательном процессе ?   Использование технологии ТРИЗ в процессе развития речи дает свои преимущества. Раскрыты этапы составления творческих р...

Карта анализа предметно развивающей среды для речевого развития дошкольников

Данная карта может пригодится как для самоанализа воспитателям, так и методистам, старшим воспитателям...

Семинар-практикум для воспитателей "Эффективные игровые технологии для речевого развития дошкольников"

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в создании условий для речевого развития детей с помощью эффективных технологий....