ОНР - общее недоразвитие речи
статья по коррекционной педагогике

Иванова Мария Александровна

ОНР (общее недоразвитие речи) - сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся звуковой и смысловой сторон, при нормальнос слухе и интеллекте.

Признаки ОНР:

1) позднее начало развития речи;

2) скудный словарный запас;

3) аграмматизм;

4) дефекты произношения;

5) дефекты фонемообразования.

4 уровня речевого развития при ОНР:

* 1 уровень - отсутствие речи ("безречевые дети"): дети этого уровня для общения пользуются, главным образом, лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечётко и крайне неустойчиво;

* 2 уровень - зачатки общеупотребительной речи: кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искажённые, но достаточно постоянные общеупотребительные слова ("Алязай. Дети алязай убиляют. Капутин, лидоме, лябака. Литя сдают земю"). Высказывания детей обычно бедны, ребёнок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий;

* 3 уровень - наличие развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития: свободное общение крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно чётко. Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном, свистящих, шипящих, аффикат и соноров);

* 4 уровень - незначительное изменение всех компонентов языка: своеобразие нарушения слоговой структуры, ребёнок понимает значение слова не удерживает в памяти фонематический образ, в следствии чего искажения звуконаполняемости в разных вариантах:

1) персеверации - упорное повторение какого-либо слога ("библиотекарь" вместо "библиотекарь");

2) перестановки звуков и слогов ("космонавт" вместо "космонатв");

3) элизии - сокращение гласных при стечении;

4) парафазии - замены слогов ("мотокилист" вместо мотоциклист");

5) в редких случаях, опускание слогов ("велопедист" вместо "велосипедист");

6) добавление звуков ("игруша" вместо "груша") и слогов ("воващи" вместо "овощи"). 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.

Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

«Индивидуальная траектория развития и успешной социализации учащегося с нарушениями речи (общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием); с нарушениями опорно-двигательного аппарата Школы раннего развития «Успех» Громовой Киры.»

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, дос...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

характеристика нарушений фонематических операций у детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

С точки зрения Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи – разные сложные речевые нарушения, при которых у детей страдает развитие всех сторон речи, относящихся к ее...

Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи

Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития....