ОНР - общее недоразвитие речи
статья по коррекционной педагогике
ОНР (общее недоразвитие речи) - сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся звуковой и смысловой сторон, при нормальнос слухе и интеллекте.
Признаки ОНР:
1) позднее начало развития речи;
2) скудный словарный запас;
3) аграмматизм;
4) дефекты произношения;
5) дефекты фонемообразования.
4 уровня речевого развития при ОНР:
* 1 уровень - отсутствие речи ("безречевые дети"): дети этого уровня для общения пользуются, главным образом, лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечётко и крайне неустойчиво;
* 2 уровень - зачатки общеупотребительной речи: кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искажённые, но достаточно постоянные общеупотребительные слова ("Алязай. Дети алязай убиляют. Капутин, лидоме, лябака. Литя сдают земю"). Высказывания детей обычно бедны, ребёнок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий;
* 3 уровень - наличие развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития: свободное общение крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно чётко. Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном, свистящих, шипящих, аффикат и соноров);
* 4 уровень - незначительное изменение всех компонентов языка: своеобразие нарушения слоговой структуры, ребёнок понимает значение слова не удерживает в памяти фонематический образ, в следствии чего искажения звуконаполняемости в разных вариантах:
1) персеверации - упорное повторение какого-либо слога ("библиотекарь" вместо "библиотекарь");
2) перестановки звуков и слогов ("космонавт" вместо "космонатв");
3) элизии - сокращение гласных при стечении;
4) парафазии - замены слогов ("мотокилист" вместо мотоциклист");
5) в редких случаях, опускание слогов ("велопедист" вместо "велосипедист");
6) добавление звуков ("игруша" вместо "груша") и слогов ("воващи" вместо "овощи").

По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.
Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

Особенности логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеющие недоразвитие пространственного восприятия
В статье представлены игры и упражнения развивающие пространственное восприятия, и лексико - грамматическую сторону речи....

Учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему: Особенности логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеющие недоразвитие пространственного восприя
В данном материале представлена работа по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

«Индивидуальная траектория развития и успешной социализации учащегося с нарушениями речи (общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием); с нарушениями опорно-двигательного аппарата Школы раннего развития «Успех» Громовой Киры.»
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, дос...
Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)
Перед учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

характеристика нарушений фонематических операций у детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
С точки зрения Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи – разные сложные речевые нарушения, при которых у детей страдает развитие всех сторон речи, относящихся к ее...

Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи
Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития....
