Практический семинар для учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Система работы с документами по подготовки ребенка к ТПМК
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.98 МБ |
Подписи к слайдам:
Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника ДОУ должна составляться объективно и грамотно . Анализ характеристик детей поступающих на диагностическое обследование на ПМПК, показывает, что далеко не всегда этот важный документ составляется грамотно и полно. Педагогам дошкольных образовательных учреждений следует ответственно подходить к их написанию. К сожалению, многие педагоги не отражают в характеристиках той информации, которая дополняет сведения, получаемые специалистами ПМПК, проводящими психолого-педагогическое обследование. Основными недостатками при составлении характеристик становятся следующие: Неполное соответствие психолого-педагогических характеристик. Чаще всего приходится встречаться с характеристиками поверхностного содержания, не раскрывающих основные проблемные зоны ребенка. 2
Рекомендации по оформлению характеристики воспитанника на ПМПК Характеристика воспитанника на ПМПК оформляется в печатном виде. Характеристика является единой для всех категорий детей, направляемых на ПМПК, и содержит разделы, относящиеся к разным возрастным категориям детей. В характеристику включены : разделы, где следует отметить (подчеркнуть) характерные для ребенка особенности; разделы, предполагающие описание имеющихся у ребенка особенностей. 3
4
Условно характеристику можно разделить на три части: паспортная часть, в которой указываются основные сведения о ребенке, истории его обучения, сведения об образовательной организации; основная часть, в которой содержится описание психофизических индивидуальных особенностей ребенка; заключительная часть, в которой формулируется вывод и рекомендации образовательной организации. 5
Требования к оформлению паспортной части характеристики В графе история обучения (образования) ребенка необходимо указать дату поступления ребенка в образовательную организацию, отметить, в каких условиях он обучался ранее (детский сад не посещал, посещал другой детский сад (указать какой и причину перевода), обучался в общеразвивающей, компенсирующей, комбинированной группе). В разделе группа указывается возрастная группа детей, которую посещает ребенок на момент представления его на ПМПК (младшая, средняя, старшая, подготовительная, разновозрастная). В графе программа обучения общеобразовательная основная/адаптированная и др.… подчеркивается вид программы основная/адаптированная, а так же уточняется категория детей с ограниченными возможностями здоровья ( адаптированная для детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями, с нарушениями зрения, с нарушениями опорно-двигательного аппарата ). В пункте форма обучения уточняется очная, группа кратковременного пребывания, посещение отдельных занятий специалистов . 6
Требования к оформлению основной части характеристики В графе отношение к учебной деятельности ... описывается отношение ребенка к продуктивной игровой, познавательной деятельности, указываются особенности понимания и усвоения ребенком словесной инструкции ( например: путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого; ориентируется на наглядный образец или действия взрослого, а не на объяснение задания… ); сформированность коммуникативных умений ( умеет распознавать основные эмоции, умеет вести диалог, решать конфликтные ситуации, взаимодействовать с окружающими ), сформированность игровых навыков, навыков самообслуживания. 7
В разделе – для дошкольников - принимает ли участие в организуемых занятиях… следует описать особенности участия ребенка в занятиях ( не участвует - предпочитает заниматься своим делом; нуждается в организующей помощи, ведет себя на занятиях пассивно; легко включается в занятие, активен и т.д.); в игровой деятельности (игра носит манипулятивный характер; предпочитает играть один, в игре выполняет пассивную роль, нуждается в организации игры; легко включается в игру, контактен, умеет поддерживать игру; правила игры выполняет полностью (частично, не выполняет), игра носит подражательный характер; сам придумывает сюжет, правила и распределяет роли и т.д. ) 8
В графе как успевает ребенок, в чем заключаются особенности или трудности усвоения им программы… необходимо констатировать, соответствует ли уровень образовательных достижений ребенка программным требованиям. Целесообразно указать, по каким видам образовательной деятельности ребенок испытывает значительные затруднения, по каким направлениям программа не освоена. В характеристику особенностей моторики необходимо включить описание координации ребенка ( скоординирован, неуклюж, координация незначительно нарушена ); объема движений ( полный, неполный, ограничен, строго ограничен ), темпа ( быстрый, медленный ) и переключаемости движений ( точная, неточная ). Указать уровень сформированности мелкой моторики руки: развита достаточно, не развита, развита слабо, каковы моторные навыки в графической деятельности . 9
Особенности высших психических функций Память ; Внимание ; Мышление ; Эмоционально-волевая сфера 10
В графе развитие речи важно охарактеризовать: понимание речевой инструкции; фонематический слух (восприятие) - для детей 5 – 6 лет; особенности звукопроизношения, слоговой структуры слов; уровень сформированности грамматического строя речи; описать связную речь ребенка. В графах: особенности поведения, динамика в процессе обучения, в чем вероятная причина недостатков в обучении… – следует подчеркнуть характерные для ребенка особенности. 11
Оформление заключительной части характеристики В разделе выводы и рекомендации педагога : следует указать цель характеристики – определение специальных образовательных условий, либо коррекция/уточнение ранее выданных рекомендаций; указать уровень усвоения программы: программа в целом усвоена; программа усвоена не полностью: не все разделы программы усвоены, требуется разъясняющая помощь при выполнении заданий; программа усвоена частично: не усвоена программа по одному из предметов; программа не усвоена; перечислить особые образовательные потребности ребенка (необходима коррекция и развитие речи, развитие познавательной сферы, помощь в освоении образовательной программы, сопровождение тьютора и т.д.) 12
В графе выводы, рекомендации необходимо указать: Уровень усвоения образовательной программы (программа усвоена; программа усвоена частично; программа не усвоена). Предположение о наличии у ребенка особых образовательных потребностей (см. выше). Если коллегиальное заключение консилиума оформляется для направления ребенка в ПМПК, указывается следующая формулировка направить Иванова Ивана на обследование в ПМПК с целью определения специальных образовательных условий, либо уточнения/корректировки ранее выданных рекомендаций ПМПК. 13
Спасибо за внимание! характеристика 14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-образовательная деятельность учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении
Консультация для учителя-логопеда...
Структура годового плана (материал практического семинара для руководителей районных дошкольных образовательных учреждений и воспитателей пришкольных групп)
Годовой план является одним из обязательных нормативных документов ДОУ как и основная общеобразовательная программа и Устав. Он направлен на решение конкретных задач, способствующих совершенство...

Проектная деятельность учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида
Для повышения эффективности логопедической работы, наряду с непосредственным исправлением звукопроизношения и лексико-грамматических структур речи, достаточно широко используетс...

Организация коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении.
В данной презентации представлены основные задачи и направления коррекционно-развивающей работы , особенности организации в образовательном учреждении для детей дошкольного возраста....

Адаптированная образовательная программа учителя логопеда Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад 11 Лесозаводского городского округа»
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ТНР...
Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»
Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования, объединить усилия коллектива ДОУ для использования в...
