Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) с задержкой психического развития «Маленькие лесники»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
«Маленькие лесники»
Цель: развитие речевой активности и коммуникативных навыков через расширение представлений о жизни диких животных в зимний период.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнять и расширять представления детей о диких животных;
- обогащать и активизировать словарь (лесник, логово, корм);
- упражнять в согласовании существительных с прилагательными (заяц пушистый, олень сильный, волк голодный, лиса рыжая, белка быстрая, лось рогатый и т.д.);
- формировать навыки образования притяжательных прилагательных (лисий, волчий, заячий, беличий, лосиный, олений);
- уточнять знания о местах обитания и жилищах диких животных (берлога, нора, дупло, логово).
Коррекционно-развивающие:
- развивать связную речь и фонематический слух детей;
- развивать мелкую моторику, тактильные ощущения;
- активизировать мыслительную деятельность;
- развивать умение согласовывать речь с движением.
Воспитательные:
- воспитывать у детей осознанное восприятие труда лесника как незаменимого вклада в сохранение природы и благополучие общества;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы: следы животных с пластилина, фигуры диких животных, картинки с изображением жилищ диких животных, чашки, термос, картинки с изображение животных, зеленые накидки, мешок с муляжами еды.
Предварительная работа рассматривание альбома дикие животные, беседа «Дикие животные», «Кто такой лесник?» разгадывание загадок, рассматривание картин, проведение дидактических игр «Разрезные картинки», «Кто, где живет», «Кто, чем питается».
Чтение: А. К. Толстой «Белка и волк», сказка «Заюшкина избушка», сказка «Заяц-хваста», И. Соколов – Микитов «Медвежья семья».
Технологии: здоровьесберегающая, игровая, личносто-ориентированная.
Ход занятия
Дефектолог: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети: Здравствуйте!
Приветствие «Лапка» Дефектолог: А теперь мы поздороваемся друг с другом. У меня есть волшебная лапка выбирайте приветствие, которое вам подходит.
Дефектолог: Ребята что это за звук?
Дети: Звонит кто-то.
Дефектолог: На нашу электронную почту пришло видеосообщение. (Просмотр видеосообщения)
Дефектолог: А кто такой лесник? Чем он занимается?
Дети: Это работник леса. Он ухаживает за лесом, помогает диким животным, следит за порядком.
Дефектолог: Дети, давайте отправимся в зимний лес и поможем его обитателям. Оденем форму лесника. (Дефектолог раздаёт зелёные накидки) Пойдем вот по этой дорожке.
(Дети шагают под музыку «По тропинке в лес уйдем»)
Дефектолог: Вот мы с Вами и очутились в зимнем лесу. Посмотрите, как красиво: снег, ели в шапках, тишина. Но лес живой — в нём много обитателей. (Просмотр короткого видео «Зимний лес с дикими животными»)
Дефектолог: Кого мы увидели в лесу?
Дети: Лису, волка, оленей, белку, зайца.
Дефектолог: Как можно назвать их одним словом?
Дети: Дикие животные.
Дефектолог: Почему их называют дикими?
Дети: Потому что они живут в лесу, сами добывают еду, сами строят свои жилища.
Дефектолог: Мы тихонечко пройдем, никого мы не спугнем. Звери прячутся от нас, но у нас ведь зоркий глаз.
(Дети находят отпечатки следов животных на слепках и рядом ставят фигуру животного)
Игра «Чьи следы?»
Дефектолог: Ребята посмотрите, что это?
Дети: Следы.
Дефектолог: Чьи это следы?
Дети: Следы животных.
Дефектолог: Каких животных?
Дети: Диких животных.
Дефектолог: Найдите животное, которому они принадлежат. (Дети сопоставляют следы с фигурками животных, проговаривая:)
Дефектолог: Чей это след?
Дети: Заячий след.
Дефектолог: А это?
Дети: Волчий. И т.д.
Дефектолог: След, какого животного мы не нашли здесь?
Дети: Медведя.
Дефектолог: Как вы думаете, почему?
Дети: Потому, что медведи зимой спят.
Дефектолог: Правильно. Давайте согреем наши руки, поиграем.
Пальчиковая игра «Дикие животные»
Дикие животные водятся в лесу, | Последовательно соединяя пальца правой руки с большим. |
Здесь увидеть можешь ты волка и лису, | Последовательно соединяя пальца левой руки с большим. |
Заяца и лося, белку, кабана, | Последовательно соединяя пальца правой руки с большим. |
Прячет всех надежно лесная тишина | Соединить руки в замок. |
Дефектолог: Мы тихонечко пройдем, никого мы не спугнем. Звери прячутся от нас, но у нас ведь зоркий глаз.
Игра «Кто в домике живет»
(Дефектолог показывает картинки с жилищами.)
Дефектолог: Посмотрите, сколько здесь разных домиков. Как вы думаете, кто в них живёт?
Дети: Дикие животные.
Дефектолог: Что это?
Дети: Это берлога.
Дефектолог: Кто живет в берлоге?
Дети: Медведь.
Дефектолог: Давайте посветим фонариком и узнаем, кто там живет.
(Дефектолог подсвечивает за картинкой фонариком, и дети видят в берлоге медведя.)
Дефектолог: Ребята, а это что?
Дети: Нора.
Дефектолог: Кто в норе живет? (Ответы детей)
Дети: Лиса.
Дефектолог: Ребята, а это что?
Дети: Нора.
Дефектолог: Кто в норе живет? (Ответы детей)
Дети: Заяц.
Дефектолог: Ребята, давайте мы с вами потанцуем как зайчата.
Физминутка «Зайцы»
Скачут, скачут во лесочке | Прыжки на месте |
Зайцы — белые клубочки | Руки возле груди, как лапки у зайцев |
Прыг‑скок, прыг‑скок | Прыжки на месте |
Встал зайчонок на пенёк | Встать прямо, руки на пояс |
Всех построил по порядку Стали показывать зарядку | Повороты туловища вправо‑влево с вытягиванием руки |
Раз! — шагают все на месте | Шаги на месте |
Два! — руками машут вместе | Машут руками |
Три! — присели, дружно встали | Приседание с последующим подъёмом |
Все за ушком почесали | Почёсывание за ухом |
На четыре — потянулись | Подъём рук вверх, потянуться |
Пять! — прогнулись и нагнулись | Прогиб спины, затем наклон вперёд |
Шесть! — все встали снова в ряд | Встать прямо, руки опустить |
Зашагали как отряд | Шаги на месте |
Игра «Кто как голос подаёт?»
Дефектолог: Ребята, я слышу чьи-то голоса, а вы слышите?
Дети: Да это животные.
Дефектолог: Чей это голос?
Дети: Лося.
Дефектолог: А это чей голос?
Дети: Лисы.
Дефектолог: А это чей голос?
Дети: Волка.
Дефектолог: Мы тихонечко пройдем, никого мы не спугнем. Звери прячутся от нас, но у нас ведь зоркий глаз.
Дефектолог: Ребята, давайте расскажем какие лесные жители. Я буду показывать картинку с животным, а вы называйте слова, которые отвечают на вопрос «Какой?» или «Какая?». (Дефектолог показывает фигурку животного, дети называют признаки.)
Игра «Подбери словечко»
Дефектолог: Это кто?
Дети: Волк.
Дефектолог: Он какой?
Дети: Серый, зубастый, злой, голодный, хищный.
Заяц - длинноухий, трусливый, пугливый, белый, быстрый, пушистый.
Лиса - хитрая, рыжая, пушистая, ловкая, красивая.
Белка - проворная, запасливая, маленькая, шустрая, пушистая.
Лось – большой, высокий, рогатый, сильный, красивый.
Дефектолог: Мы тихонечко пройдем, никого мы не спугнем. Звери прячутся от нас, но у нас ведь зоркий глаз.
Дыхательная гимнастика «Горячий чай»
Дефектолог: Ребята в лесу зимой холодно, давайте присядем и согреемся, у меня есть термос с чаем. Вдохните через нос и подуйте на горячий чай.
Дефектолог: Мы тихонечко пройдем, никого мы не спугнем. Звери прячутся от нас, но у нас ведь зоркий глаз.
Дефектолог: Ребята, зимой лесным жителям очень трудно многие голодают. Как вы думаете почему?
Дети: Зимой всё покрыто снегом: ни травы, ни ягод не найти.
Дефектолог: Мы им можем помочь?
Дети: Да.
Дефектолог: Как?
Дети: Давайте покормим.
Игра «Накорми животных»
Дефектолог: У меня есть мешок с кормом для животных, вы по очереди доставайте угощение и выбирайте для кого оно подойдет.
Дети: Заяц любит морковку, капусту; лиса мясо; волк мясо; лось сено; белка орешки, семечки.
Дефектолог: Ребята мы узнали много интересного, сделали добрые дела, но нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три вокруг себя покрутись в своём детском саду очутись. (Дети крутятся вокруг себя)
Рефлексия
Дефектолог: Ребята, где мы сегодня были?
Дети: В зимнем лесу.
Дефектолог: Кого мы там встретили?
Дети: Диких животных: волка, лису, белку, оленя, лося, зайца.
Дефектолог: Как можно назвать их одним словом? Почему?
Дети: Дикие животные, потому что живут в лесу.
Дефектолог: Что мы делали в лесу, чтобы помочь животным?
Дети: Кормили зверей.
Дефектолог: Что вам больше всего запомнилось?
Дети: Как мы искали следы; отгадывали кто в домике живет; кормили животных; отгадывали кто как говорит и т. д.
Дефектолог: Вы молодцы, во многом помогли животным.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад№ 92 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга
Конспект
занятия с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)
с задержкой психического развития
«Маленькие лесники»
Учитель-дефектолог: Нинахова Я.С.
Санкт-Петербург 2025
«Маленькие лесники»
Цель: развитие речевой активности и коммуникативных навыков через расширение представлений о жизни диких животных в зимний период.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнять и расширять представления детей о диких животных;
- обогащать и активизировать словарь (лесник, логово, корм);
- упражнять в согласовании существительных с прилагательными (заяц пушистый, олень сильный, волк голодный, лиса рыжая, белка быстрая, лось рогатый и т.д.);
- формировать навыки образования притяжательных прилагательных (лисий, волчий, заячий, беличий, лосиный, олений);
- уточнять знания о местах обитания и жилищах диких животных (берлога, нора, дупло, логово).
Коррекционно-развивающие:
- развивать связную речь и фонематический слух детей;
- развивать мелкую моторику, тактильные ощущения;
- активизировать мыслительную деятельность;
- развивать умение согласовывать речь с движением.
Воспитательные:
- воспитывать у детей осознанное восприятие труда лесника как незаменимого вклада в сохранение природы и благополучие общества;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы: следы животных с пластилина, фигуры диких животных, картинки с изображением жилищ диких животных, чашки, термос, картинки с изображение животных, зеленые накидки, мешок с муляжами еды.
Предварительная работа рассматривание альбома дикие животные, беседа «Дикие животные», «Кто такой лесник?» разгадывание загадок, рассматривание картин, проведение дидактических игр «Разрезные картинки», «Кто, где живет», «Кто, чем питается».
Чтение: А. К. Толстой «Белка и волк», сказка «Заюшкина избушка», сказка «Заяц-хваста», И. Соколов – Микитов «Медвежья семья».
Технологии: здоровьесберегающая, игровая, личносто-ориентированная.
Ход занятия
Дефектолог: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети: Здравствуйте!
Приветствие «Лапка» Дефектолог: А теперь мы поздороваемся друг с другом. У меня есть волшебная лапка выбирайте приветствие, которое вам подходит.
Дефектолог: Ребята что это за звук?
Дети: Звонит кто-то.
Дефектолог: На нашу электронную почту пришло видеосообщение. (Просмотр видеосообщения)
Дефектолог: А кто такой лесник? Чем он занимается?
Дети: Это работник леса. Он ухаживает за лесом, помогает диким животным, следит за порядком.
Дефектолог: Дети, давайте отправимся в зимний лес и поможем его обитателям. Оденем форму лесника. (Дефектолог раздаёт зелёные накидки) Пойдем вот по этой дорожке.
(Дети шагают под музыку «По тропинке в лес уйдем»)
Дефектолог: Вот мы с Вами и очутились в зимнем лесу. Посмотрите, как красиво: снег, ели в шапках, тишина. Но лес живой — в нём много обитателей. (Просмотр короткого видео «Зимний лес с дикими животными»)
Дефектолог: Кого мы увидели в лесу?
Дети: Лису, волка, оленей, белку, зайца.
Дефектолог: Как можно назвать их одним словом?
Дети: Дикие животные.
Дефектолог: Почему их называют дикими?
Дети: Потому что они живут в лесу, сами добывают еду, сами строят свои жилища.
Дефектолог: Мы тихонечко пройдем, никого мы не спугнем. Звери прячутся от нас, но у нас ведь зоркий глаз.
(Дети находят отпечатки следов животных на слепках и рядом ставят фигуру животного)
Игра «Чьи следы?»
Дефектолог: Ребята посмотрите, что это?
Дети: Следы.
Дефектолог: Чьи это следы?
Дети: Следы животных.
Дефектолог: Каких животных?
Дети: Диких животных.
Дефектолог: Найдите животное, которому они принадлежат. (Дети сопоставляют следы с фигурками животных, проговаривая:)
Дефектолог: Чей это след?
Дети: Заячий след.
Дефектолог: А это?
Дети: Волчий. И т.д.
Дефектолог: След, какого животного мы не нашли здесь?
Дети: Медведя.
Дефектолог: Как вы думаете, почему?
Дети: Потому, что медведи зимой спят.
Дефектолог: Правильно. Давайте согреем наши руки, поиграем.
Пальчиковая игра «Дикие животные»
Дикие животные водятся в лесу, | Последовательно соединяя пальца правой руки с большим. |
Здесь увидеть можешь ты волка и лису, | Последовательно соединяя пальца левой руки с большим. |
Заяца и лося, белку, кабана, | Последовательно соединяя пальца правой руки с большим. |
Прячет всех надежно лесная тишина | Соединить руки в замок. |
Дефектолог: Мы тихонечко пройдем, никого мы не спугнем. Звери прячутся от нас, но у нас ведь зоркий глаз.
Игра «Кто в домике живет»
(Дефектолог показывает картинки с жилищами.)
Дефектолог: Посмотрите, сколько здесь разных домиков. Как вы думаете, кто в них живёт?
Дети: Дикие животные.
Дефектолог: Что это?
Дети: Это берлога.
Дефектолог: Кто живет в берлоге?
Дети: Медведь.
Дефектолог: Давайте посветим фонариком и узнаем, кто там живет.
(Дефектолог подсвечивает за картинкой фонариком, и дети видят в берлоге медведя.)
Дефектолог: Ребята, а это что?
Дети: Нора.
Дефектолог: Кто в норе живет? (Ответы детей)
Дети: Лиса.
Дефектолог: Ребята, а это что?
Дети: Нора.
Дефектолог: Кто в норе живет? (Ответы детей)
Дети: Заяц.
Дефектолог: Ребята, давайте мы с вами потанцуем как зайчата.
Физминутка «Зайцы»
Скачут, скачут во лесочке | Прыжки на месте |
Зайцы — белые клубочки | Руки возле груди, как лапки у зайцев |
Прыг-скок, прыг-скок | Прыжки на месте |
Встал зайчонок на пенёк | Встать прямо, руки на пояс |
Всех построил по порядку Стали показывать зарядку | Повороты туловища вправо-влево с вытягиванием руки |
Раз! — шагают все на месте | Шаги на месте |
Два! — руками машут вместе | Машут руками |
Три! — присели, дружно встали | Приседание с последующим подъёмом |
Все за ушком почесали | Почёсывание за ухом |
На четыре — потянулись | Подъём рук вверх, потянуться |
Пять! — прогнулись и нагнулись | Прогиб спины, затем наклон вперёд |
Шесть! — все встали снова в ряд | Встать прямо, руки опустить |
Зашагали как отряд | Шаги на месте |
Игра «Кто как голос подаёт?»
Дефектолог: Ребята, я слышу чьи-то голоса, а вы слышите?
Дети: Да это животные.
Дефектолог: Чей это голос?
Дети: Лося.
Дефектолог: А это чей голос?
Дети: Лисы.
Дефектолог: А это чей голос?
Дети: Волка.
Дефектолог: Мы тихонечко пройдем, никого мы не спугнем. Звери прячутся от нас, но у нас ведь зоркий глаз.
Дефектолог: Ребята, давайте расскажем какие лесные жители. Я буду показывать картинку с животным, а вы называйте слова, которые отвечают на вопрос «Какой?» или «Какая?». (Дефектолог показывает фигурку животного, дети называют признаки.)
Игра «Подбери словечко»
Дефектолог: Это кто?
Дети: Волк.
Дефектолог: Он какой?
Дети: Серый, зубастый, злой, голодный, хищный.
Заяц - длинноухий, трусливый, пугливый, белый, быстрый, пушистый.
Лиса - хитрая, рыжая, пушистая, ловкая, красивая.
Белка - проворная, запасливая, маленькая, шустрая, пушистая.
Лось – большой, высокий, рогатый, сильный, красивый.
Дефектолог: Мы тихонечко пройдем, никого мы не спугнем. Звери прячутся от нас, но у нас ведь зоркий глаз.
Дыхательная гимнастика «Горячий чай»
Дефектолог: Ребята в лесу зимой холодно, давайте присядем и согреемся, у меня есть термос с чаем. Вдохните через нос и подуйте на горячий чай.
Дефектолог: Мы тихонечко пройдем, никого мы не спугнем. Звери прячутся от нас, но у нас ведь зоркий глаз.
Дефектолог: Ребята, зимой лесным жителям очень трудно многие голодают. Как вы думаете почему?
Дети: Зимой всё покрыто снегом: ни травы, ни ягод не найти.
Дефектолог: Мы им можем помочь?
Дети: Да.
Дефектолог: Как?
Дети: Давайте покормим.
Игра «Накорми животных»
Дефектолог: У меня есть мешок с кормом для животных, вы по очереди доставайте угощение и выбирайте для кого оно подойдет.
Дети: Заяц любит морковку, капусту; лиса мясо; волк мясо; лось сено; белка орешки, семечки.
Дефектолог: Ребята мы узнали много интересного, сделали добрые дела, но нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три вокруг себя покрутись в своём детском саду очутись. (Дети крутятся вокруг себя)
Рефлексия
Дефектолог: Ребята, где мы сегодня были?
Дети: В зимнем лесу.
Дефектолог: Кого мы там встретили?
Дети: Диких животных: волка, лису, белку, оленя, лося, зайца.
Дефектолог: Как можно назвать их одним словом? Почему?
Дети: Дикие животные, потому что живут в лесу.
Дефектолог: Что мы делали в лесу, чтобы помочь животным?
Дети: Кормили зверей.
Дефектолог: Что вам больше всего запомнилось?
Дети: Как мы искали следы; отгадывали кто в домике живет; кормили животных; отгадывали кто как говорит и т. д.
Дефектолог: Вы молодцы, во многом помогли животным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по формированию фонематического восприятия.
У детей 5-7 лет с речевыми нарушениями часто отмечается несформированность фонематического восприятия. Раннее выявление отставания в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста являетс...

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»
План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструктора
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора ЛЕГО. Детям любого возраста нравится строить....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Мой веселый звонкий мяч"
Занятие с использованием словенского оборудования ENSIKO, СОСТАВЛЕНО С СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЕМ ФГТ...
«Где живет вода?» Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Материал нацелен на знакомство детей со свойствами воды, на необходимость бережного ее использования, привития навыка экологически грамотного поведения в быту....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности (с задержкой психического развития) ОО «Познавательное развитие» Тема: «Краски потерялись»
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста (ЗПР)...
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) с задержкой психического развития «Проделки сороки»
Цель: формирование навыков счета и определения соседей в числовом ряду, умения сравнивать множества предметов, совершенствование представлений о геометрических фигурах.Задачи:Коррекционно-образователь...