Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) с задержкой психического развития «Маленькие лесники»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

«Маленькие лесники»

Цель: развитие речевой активности и коммуникативных навыков через расширение представлений о жизни диких животных в зимний период.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- уточнять и расширять представления детей о диких животных;

- обогащать и активизировать словарь (лесник, логово, корм);

- упражнять в согласовании существительных с прилагательными (заяц пушистый, олень сильный, волк  голодный, лиса  рыжая, белка  быстрая, лось  рогатый и т.д.);

- формировать навыки образования притяжательных прилагательных (лисий, волчий, заячий, беличий, лосиный, олений);

- уточнять знания о местах обитания и жилищах диких животных (берлога, нора, дупло, логово).

Коррекционно-развивающие:

- развивать связную речь и фонематический слух детей;

- развивать мелкую моторику, тактильные ощущения;

- активизировать мыслительную деятельность;

- развивать умение согласовывать речь с движением.

Воспитательные:

- воспитывать у детей осознанное восприятие труда лесника как незаменимого вклада в сохранение природы и благополучие общества;

- воспитывать бережное отношение к природе.

 

    Оборудование и материалы: следы животных с пластилина, фигуры диких животных, картинки с изображением жилищ диких животных, чашки, термос, картинки с изображение животных, зеленые накидки, мешок с муляжами еды.

     Предварительная работа рассматривание альбома дикие животные, беседа «Дикие животные», «Кто такой лесник?»  разгадывание загадок, рассматривание картин, проведение дидактических игр «Разрезные картинки», «Кто, где живет», «Кто, чем питается».

Чтение: А. К. Толстой «Белка и волк», сказка «Заюшкина избушка», сказка «Заяц-хваста», И. Соколов – Микитов «Медвежья семья».

Технологии: здоровьесберегающая, игровая, личносто-ориентированная.

 

 

Ход занятия

Дефектолог: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.         

Дети: Здравствуйте!

Приветствие «Лапка»                                                                                     Дефектолог: А теперь мы поздороваемся друг с другом. У меня есть волшебная лапка выбирайте приветствие, которое вам подходит.

Дефектолог: Ребята что это за звук?

Дети: Звонит кто-то.

Дефектолог: На нашу электронную почту пришло видеосообщение. (Просмотр видеосообщения)

Дефектолог: А кто такой лесник? Чем он занимается?

Дети: Это работник леса. Он ухаживает за лесом, помогает диким животным, следит за порядком.

Дефектолог: Дети, давайте отправимся в зимний лес и поможем его обитателям. Оденем форму лесника. (Дефектолог раздаёт зелёные накидки)  Пойдем вот по этой дорожке.

(Дети шагают под музыку «По тропинке в лес уйдем»)

Дефектолог: Вот мы с Вами и очутились в зимнем лесу. Посмотрите, как красиво: снег, ели в шапках, тишина. Но лес живой — в нём много обитателей. (Просмотр короткого видео «Зимний лес с дикими животными»)

Дефектолог: Кого мы увидели в лесу?

Дети: Лису, волка, оленей, белку, зайца.

Дефектолог: Как можно назвать их одним словом?

Дети: Дикие животные.

Дефектолог: Почему их называют дикими?

Дети: Потому что они живут в лесу, сами добывают еду, сами строят свои жилища.

Дефектолог: Мы тихонечко пройдем, никого мы не спугнем. Звери прячутся от нас, но у нас ведь зоркий глаз.

(Дети находят отпечатки следов животных на слепках и рядом ставят фигуру животного)

Игра «Чьи следы?»

Дефектолог: Ребята посмотрите, что это?

Дети: Следы.

Дефектолог: Чьи это следы?

Дети: Следы животных.

Дефектолог: Каких животных?

Дети: Диких животных.

Дефектолог: Найдите животное, которому они принадлежат. (Дети сопоставляют следы с фигурками животных, проговаривая:)

Дефектолог: Чей это след?  

Дети: Заячий след.

Дефектолог: А это?

Дети: Волчий. И т.д.

Дефектолог: След, какого животного мы не нашли здесь?

Дети: Медведя.

Дефектолог: Как вы думаете, почему?

Дети: Потому, что медведи зимой спят.

Дефектолог: Правильно. Давайте согреем наши руки, поиграем.

 

 

Пальчиковая игра «Дикие животные»

Дикие животные водятся в лесу,

Последовательно соединяя пальца правой руки с большим.

Здесь увидеть можешь ты волка и лису,

Последовательно соединяя пальца левой руки с большим.

Заяца и лося, белку, кабана,

Последовательно соединяя пальца правой руки с большим.

Прячет всех надежно лесная тишина

Соединить руки в замок.

 

Дефектолог: Мы тихонечко пройдем, никого мы не спугнем. Звери              прячутся от нас, но у нас ведь зоркий глаз.

 

Игра «Кто в домике живет»

(Дефектолог показывает картинки с жилищами.)

Дефектолог: Посмотрите, сколько здесь разных домиков. Как вы думаете, кто в них живёт?

Дети: Дикие животные.

Дефектолог: Что это? 

Дети: Это берлога.

Дефектолог: Кто живет в берлоге?

Дети: Медведь.

Дефектолог: Давайте посветим фонариком и узнаем, кто там живет.

(Дефектолог подсвечивает за картинкой фонариком, и дети видят в берлоге медведя.)

Дефектолог: Ребята, а это что?

Дети: Нора.

Дефектолог: Кто в норе живет? (Ответы детей)

Дети: Лиса.

Дефектолог: Ребята, а это что?

Дети: Нора.

Дефектолог: Кто в норе живет? (Ответы детей)

Дети: Заяц.

Дефектолог: Ребята, давайте мы с вами потанцуем как зайчата.

 

Физминутка «Зайцы»

 

Скачут, скачут во лесочке

Прыжки на месте

Зайцы — белые клубочки

Руки возле груди, как лапки у зайцев

Прыг‑скок, прыг‑скок 

Прыжки на месте

Встал зайчонок на пенёк

Встать прямо, руки на пояс

Всех построил по порядку

Стали показывать зарядку

Повороты туловища вправо‑влево с вытягиванием руки

Раз! — шагают все на месте

Шаги на месте

Два! — руками машут вместе

Машут руками

Три! — присели, дружно встали

Приседание с последующим подъёмом

Все за ушком почесали

Почёсывание за ухом

На четыре — потянулись

Подъём рук вверх, потянуться

Пять! — прогнулись и нагнулись

Прогиб спины, затем наклон вперёд

Шесть! — все встали снова в ряд

Встать прямо, руки опустить

Зашагали как отряд

Шаги на месте

 

Игра «Кто как голос подаёт?»

Дефектолог: Ребята, я слышу чьи-то голоса, а вы слышите?

Дети: Да это животные.

Дефектолог: Чей это голос?

Дети: Лося.

Дефектолог: А это чей голос?

Дети: Лисы.

Дефектолог: А это чей голос?

Дети: Волка.

Дефектолог: Мы тихонечко пройдем, никого мы не спугнем. Звери прячутся от нас, но у нас ведь зоркий глаз.

    Дефектолог: Ребята, давайте расскажем какие лесные жители. Я буду показывать картинку с животным, а вы называйте слова, которые отвечают на вопрос «Какой?» или «Какая?». (Дефектолог показывает фигурку животного, дети называют признаки.)

 

Игра «Подбери словечко»

Дефектолог: Это кто?

Дети: Волк.

Дефектолог: Он какой?

Дети: Серый, зубастый, злой, голодный, хищный.

Заяц - длинноухий, трусливый, пугливый, белый, быстрый, пушистый.

Лиса - хитрая, рыжая, пушистая, ловкая, красивая.

Белка - проворная, запасливая, маленькая, шустрая, пушистая.

Лось – большой, высокий, рогатый, сильный, красивый.

Дефектолог: Мы тихонечко пройдем, никого мы не спугнем. Звери              прячутся от нас, но у нас ведь зоркий глаз.

 

Дыхательная гимнастика «Горячий чай»

    Дефектолог: Ребята в лесу зимой холодно, давайте присядем и согреемся, у меня есть термос с чаем. Вдохните через нос и подуйте на горячий чай.

Дефектолог: Мы тихонечко пройдем, никого мы не спугнем. Звери прячутся от нас, но у нас ведь зоркий глаз.

Дефектолог: Ребята, зимой лесным жителям очень трудно многие голодают. Как вы думаете почему?

Дети: Зимой всё покрыто снегом: ни травы, ни ягод не найти.

Дефектолог: Мы им можем помочь? 

Дети: Да.

Дефектолог: Как?

Дети: Давайте покормим.

 

Игра «Накорми животных»

Дефектолог: У меня есть мешок с кормом для животных, вы по очереди доставайте угощение и выбирайте для кого оно подойдет.

Дети: Заяц любит морковку, капусту; лиса мясо; волк мясо; лось сено; белка орешки, семечки.

Дефектолог:   Ребята мы узнали много интересного, сделали добрые дела, но нам пора возвращаться в детский сад.  Раз, два, три вокруг себя покрутись в своём детском саду очутись. (Дети крутятся вокруг себя)

 

Рефлексия

Дефектолог: Ребята, где мы сегодня были?

Дети: В зимнем лесу.

Дефектолог: Кого мы там встретили?

Дети: Диких животных: волка, лису, белку, оленя, лося, зайца.

Дефектолог: Как можно назвать их одним словом? Почему?

Дети: Дикие животные, потому что живут в лесу.

 Дефектолог: Что мы делали в лесу, чтобы помочь животным?

Дети: Кормили зверей.

Дефектолог: Что вам больше всего запомнилось?

Дети: Как мы искали следы; отгадывали кто в домике живет; кормили животных; отгадывали кто как говорит и т. д.

Дефектолог: Вы молодцы, во многом помогли животным.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zan_1_malenkie_lesniki.docx37.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад№ 92 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Конспект

занятия с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)

с задержкой психического развития

«Маленькие лесники»

Учитель-дефектолог: Нинахова Я.С.

Санкт-Петербург 2025

«Маленькие лесники»

Цель: развитие речевой активности и коммуникативных навыков через расширение представлений о жизни диких животных в зимний период.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- уточнять и расширять представления детей о диких животных;

- обогащать и активизировать словарь (лесник, логово, корм);

- упражнять в согласовании существительных с прилагательными (заяц пушистый, олень сильный, волк голодный, лиса рыжая, белка быстрая, лось рогатый и т.д.);

- формировать навыки образования притяжательных прилагательных (лисий, волчий, заячий, беличий, лосиный, олений);

- уточнять знания о местах обитания и жилищах диких животных (берлога, нора, дупло, логово).

Коррекционно-развивающие:

- развивать связную речь и фонематический слух детей;

- развивать мелкую моторику, тактильные ощущения;

- активизировать мыслительную деятельность;

- развивать умение согласовывать речь с движением.

Воспитательные:

- воспитывать у детей осознанное восприятие труда лесника как незаменимого вклада в сохранение природы и благополучие общества;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы: следы животных с пластилина, фигуры диких животных, картинки с изображением жилищ диких животных, чашки, термос, картинки с изображение животных, зеленые накидки, мешок с муляжами еды.

Предварительная работа рассматривание альбома дикие животные, беседа «Дикие животные», «Кто такой лесник?» разгадывание загадок, рассматривание картин, проведение дидактических игр «Разрезные картинки», «Кто, где живет», «Кто, чем питается».

Чтение: А. К. Толстой «Белка и волк», сказка «Заюшкина избушка», сказка «Заяц-хваста», И. Соколов – Микитов «Медвежья семья».

Технологии: здоровьесберегающая, игровая, личносто-ориентированная.

Ход занятия

Дефектолог: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Дети: Здравствуйте!

Приветствие «Лапка» Дефектолог: А теперь мы поздороваемся друг с другом. У меня есть волшебная лапка выбирайте приветствие, которое вам подходит.

Дефектолог: Ребята что это за звук?

Дети: Звонит кто-то.

Дефектолог: На нашу электронную почту пришло видеосообщение. (Просмотр видеосообщения)

Дефектолог: А кто такой лесник? Чем он занимается?

Дети: Это работник леса. Он ухаживает за лесом, помогает диким животным, следит за порядком.

Дефектолог: Дети, давайте отправимся в зимний лес и поможем его обитателям. Оденем форму лесника. (Дефектолог раздаёт зелёные накидки) Пойдем вот по этой дорожке.

(Дети шагают под музыку «По тропинке в лес уйдем»)

Дефектолог: Вот мы с Вами и очутились в зимнем лесу. Посмотрите, как красиво: снег, ели в шапках, тишина. Но лес живой — в нём много обитателей. (Просмотр короткого видео «Зимний лес с дикими животными»)

Дефектолог: Кого мы увидели в лесу?

Дети: Лису, волка, оленей, белку, зайца.

Дефектолог: Как можно назвать их одним словом?

Дети: Дикие животные.

Дефектолог: Почему их называют дикими?

Дети: Потому что они живут в лесу, сами добывают еду, сами строят свои жилища.

Дефектолог: Мы тихонечко пройдем, никого мы не спугнем. Звери прячутся от нас, но у нас ведь зоркий глаз.

(Дети находят отпечатки следов животных на слепках и рядом ставят фигуру животного)

Игра «Чьи следы?»

Дефектолог: Ребята посмотрите, что это?

Дети: Следы.

Дефектолог: Чьи это следы?

Дети: Следы животных.

Дефектолог: Каких животных?

Дети: Диких животных.

Дефектолог: Найдите животное, которому они принадлежат. (Дети сопоставляют следы с фигурками животных, проговаривая:)

Дефектолог: Чей это след?

Дети: Заячий след.

Дефектолог: А это?

Дети: Волчий. И т.д.

Дефектолог: След, какого животного мы не нашли здесь?

Дети: Медведя.

Дефектолог: Как вы думаете, почему?

Дети: Потому, что медведи зимой спят.

Дефектолог: Правильно. Давайте согреем наши руки, поиграем.

Пальчиковая игра «Дикие животные»

Дикие животные водятся в лесу,

Последовательно соединяя пальца правой руки с большим.

Здесь увидеть можешь ты волка и лису,

Последовательно соединяя пальца левой руки с большим.

Заяца и лося, белку, кабана,

Последовательно соединяя пальца правой руки с большим.

Прячет всех надежно лесная тишина

Соединить руки в замок.

Дефектолог: Мы тихонечко пройдем, никого мы не спугнем. Звери прячутся от нас, но у нас ведь зоркий глаз.

Игра «Кто в домике живет»

(Дефектолог показывает картинки с жилищами.)

Дефектолог: Посмотрите, сколько здесь разных домиков. Как вы думаете, кто в них живёт?

Дети: Дикие животные.

Дефектолог: Что это?

Дети: Это берлога.

Дефектолог: Кто живет в берлоге?

Дети: Медведь.

Дефектолог: Давайте посветим фонариком и узнаем, кто там живет.

(Дефектолог подсвечивает за картинкой фонариком, и дети видят в берлоге медведя.)

Дефектолог: Ребята, а это что?

Дети: Нора.

Дефектолог: Кто в норе живет? (Ответы детей)

Дети: Лиса.

Дефектолог: Ребята, а это что?

Дети: Нора.

Дефектолог: Кто в норе живет? (Ответы детей)

Дети: Заяц.

Дефектолог: Ребята, давайте мы с вами потанцуем как зайчата.

Физминутка «Зайцы»

Скачут, скачут во лесочке

Прыжки на месте

Зайцы — белые клубочки

Руки возле груди, как лапки у зайцев

Прыг-скок, прыг-скок

Прыжки на месте

Встал зайчонок на пенёк

Встать прямо, руки на пояс

Всех построил по порядку

Стали показывать зарядку

Повороты туловища вправо-влево с вытягиванием руки

Раз! — шагают все на месте

Шаги на месте

Два! — руками машут вместе

Машут руками

Три! — присели, дружно встали

Приседание с последующим подъёмом

Все за ушком почесали

Почёсывание за ухом

На четыре — потянулись

Подъём рук вверх, потянуться

Пять! — прогнулись и нагнулись

Прогиб спины, затем наклон вперёд

Шесть! — все встали снова в ряд

Встать прямо, руки опустить

Зашагали как отряд

Шаги на месте

Игра «Кто как голос подаёт?»

Дефектолог: Ребята, я слышу чьи-то голоса, а вы слышите?

Дети: Да это животные.

Дефектолог: Чей это голос?

Дети: Лося.

Дефектолог: А это чей голос?

Дети: Лисы.

Дефектолог: А это чей голос?

Дети: Волка.

Дефектолог: Мы тихонечко пройдем, никого мы не спугнем. Звери прячутся от нас, но у нас ведь зоркий глаз.

Дефектолог: Ребята, давайте расскажем какие лесные жители. Я буду показывать картинку с животным, а вы называйте слова, которые отвечают на вопрос «Какой?» или «Какая?». (Дефектолог показывает фигурку животного, дети называют признаки.)

Игра «Подбери словечко»

Дефектолог: Это кто?

Дети: Волк.

Дефектолог: Он какой?

Дети: Серый, зубастый, злой, голодный, хищный.

Заяц - длинноухий, трусливый, пугливый, белый, быстрый, пушистый.

Лиса - хитрая, рыжая, пушистая, ловкая, красивая.

Белка - проворная, запасливая, маленькая, шустрая, пушистая.

Лось – большой, высокий, рогатый, сильный, красивый.

Дефектолог: Мы тихонечко пройдем, никого мы не спугнем. Звери прячутся от нас, но у нас ведь зоркий глаз.

Дыхательная гимнастика «Горячий чай»

Дефектолог: Ребята в лесу зимой холодно, давайте присядем и согреемся, у меня есть термос с чаем. Вдохните через нос и подуйте на горячий чай.

Дефектолог: Мы тихонечко пройдем, никого мы не спугнем. Звери прячутся от нас, но у нас ведь зоркий глаз.

Дефектолог: Ребята, зимой лесным жителям очень трудно многие голодают. Как вы думаете почему?

Дети: Зимой всё покрыто снегом: ни травы, ни ягод не найти.

Дефектолог: Мы им можем помочь?

Дети: Да.

Дефектолог: Как?

Дети: Давайте покормим.

Игра «Накорми животных»

Дефектолог: У меня есть мешок с кормом для животных, вы по очереди доставайте угощение и выбирайте для кого оно подойдет.

Дети: Заяц любит морковку, капусту; лиса мясо; волк мясо; лось сено; белка орешки, семечки.

Дефектолог: Ребята мы узнали много интересного, сделали добрые дела, но нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три вокруг себя покрутись в своём детском саду очутись. (Дети крутятся вокруг себя)

Рефлексия

Дефектолог: Ребята, где мы сегодня были?

Дети: В зимнем лесу.

Дефектолог: Кого мы там встретили?

Дети: Диких животных: волка, лису, белку, оленя, лося, зайца.

Дефектолог: Как можно назвать их одним словом? Почему?

Дети: Дикие животные, потому что живут в лесу.

Дефектолог: Что мы делали в лесу, чтобы помочь животным?

Дети: Кормили зверей.

Дефектолог: Что вам больше всего запомнилось?

Дети: Как мы искали следы; отгадывали кто в домике живет; кормили животных; отгадывали кто как говорит и т. д.

Дефектолог: Вы молодцы, во многом помогли животным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по формированию фонематического восприятия.

У детей 5-7 лет с речевыми нарушениями часто отмечается несформированность фонематического восприятия. Раннее выявление отставания в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста являетс...

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструктора

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора ЛЕГО. Детям любого возраста нравится  строить....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Мой веселый звонкий мяч"

Занятие с использованием словенского оборудования ENSIKO, СОСТАВЛЕНО С СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЕМ ФГТ...

«Где живет вода?» Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

Материал нацелен на знакомство детей со свойствами воды, на необходимость бережного ее использования, привития навыка экологически грамотного поведения в быту....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) с задержкой психического развития «Проделки сороки»

Цель: формирование навыков счета и определения соседей в числовом ряду, умения сравнивать множества предметов, совершенствование представлений о геометрических фигурах.Задачи:Коррекционно-образователь...