Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) с задержкой психического развития «Проделки сороки»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
Цель: формирование навыков счета и определения соседей в числовом ряду, умения сравнивать множества предметов, совершенствование представлений о геометрических фигурах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- совершенствовать навыки количественного счета в пределах 10 и соотношения количества и цифры;
- продолжать знакомить детей с числами соседями в числовом ряду;
- продолжать формировать умение сравнивать множества предметов и использовать знаки «больше», «меньше», «равно»;
- закрепить знания о геометрических фигурах, умение их определять (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, овал);
- упражнять в умении ориентироваться в пространстве.
Коррекционно-развивающие:
- развивать психические процессы и стимулировать синхронизацию работы полушарий головного мозга;
– развивать тактильные ощущения, мелкую моторику;
– развивать память, внимание.
- развивать зрительное восприятие, логическое мышление и умение выявлять недостающий элемент.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к решению математическим знаниям;
– воспитывать умение взаимодействовать в коллективе.
Оборудование и материалы: коробка с перьями; ёлка; ёлочные игрушки; картонные полоски с цифрами; схема нейроигры; домики с геометрическими фигурами; птички с цифрами; карточки с изображением птиц; фишки со знаками больше, меньше, равно; кормушка, семечки. Предварительная работа рассматривание альбома с зимующими птицами, беседа «Зимующие птицы», разгадывание загадок о геометрических фигурах, д/и «Больше, меньше, равно», «Соседи числа», «Продолжи ряд».
Технологии: здоровьесберегающая, игровая, личностно-ориентированная, ТРИЗ.
Ход занятия
Дефектолог: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети: Здравствуйте!
Приветствие «Дружный круг»
Станем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Дефектолог: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Дефектолог: Какой праздник бывает зимой?
Дети: Новый год!
Дефектолог: Как к нему готовятся?
Дети: Наряжают ёлку, украшают дома, готовят подарки.
Дефектолог: Давайте и мы нарядим ёлку!
Дети: Давайте:
Дефектолог: (Имя ребенка), открывай коробку.
Дети: Здесь ничего нет. Только перья.
Дефектолог: Чьи перья?
Дети: Птичьи! Наверное, сороки. Смотрите, здесь еще что-то.
Дети: Письмо.
(Дефектолог читает письмо.)
«Скре-ке-ке… Здравствуйте ребята! Я растеряла свои бусы, а ваши игрушки мне подходят, поэтому забрала, чтобы сделать новые бусы.»
Дефектолог: Что нам делать?
Дети: Давайте соберем бусы.
Дефектолог: Тогда оправляемся в путь.
Дефектолог: Смотрите, что это?
Дети: Геометрические фигуры.
Напольная игра «Пройди по тропинке»
Дефектолог: Это тропинка необычная, она с геометрических фигур, по ней можно пройти с помощью карт. Выбирайте карту со своим маршрутом. Идти можно только по фигурам, которые указаны на карте.
Дефектолог: У тебя какие фигуры?
Дети: Квадраты и круг.
Дефектолог: По каким фигурам ты можешь идти?
Дети: По квадратам и круг
(Дети по очереди проходят по своему маршруту)
Дефектолог: У вас последняя какая фигура была?
Дети: Круг.
Дефектолог: Ребята, давайте посмотрим под круг.
Дети: Здесь бусина с цифрой 1.
Дидактическая игра «Расписные окна»
(Дефектолог раздает карточки детям с геометрическим фигурами)
Дефектолог: Ребята, посмотрите, что это?
Дети: Дома.
Дефектолог: Какие они?
Дети: Красивые! На окнах нарисованные геометрические фигуры.
Дефектолог: Верно! Давайте рассмотрим окна внимательно. Назовите фигуры, которые видите на окнах.
Дети: Круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник.
Дефектолог: Хорошо! Вы назвали все фигуры, которые нарисованы на окнах.
Дефектолог: Посмотрите все окна разрисованы?
Дети: Нет, одно окно без фигуры.
Дефектолог: Какая фигура должна быть здесь?
Дети: Круг.
Дефектолог: Почему, ты так решил(а)?
Дети: Потому что в этом ряду нет такой фигуры.
Дефектолог: Дорисуй недостающую фигуру. И.т.д.
(Дети рисуют цветными карандашами фигуры)
Дефектолог: Ребята, мне кажется, в стакане еще что-то лежит.
Дети: Мы нашли бусину с цифрой 2.
Физкультминутка «Раз, два, три, четыре, пять»
Строка стиха | Движение |
Раз, два, три, четыре, пять – Все умеем мы считать | Шагаем на месте. |
Раз! Подняться, потянуться | Поднимаемся на носки, поднимаем руки через стороны вверх. |
Два! Согнуться, разогнуться | Наклоняемся вперёд (колени прямые), затем выпрямляемся. |
Три! В ладоши три хлопка | Выполняем три чётких хлопка. |
Головою три кивка | Делаем три плавных наклона головы вперёд. |
На четыре – руки шире | Разводим руки в стороны на уровне плеч, ладони вниз. |
Пять – руками помахать | Выполняем круговые движения руками: 3 круга вперёд, 3 круга назад |
Шесть - начинай играть опять | Плавно опускаем руки, возвращаемся в исходное положение. |
Игра «Почини мостик»
(На полу разложены картонные полоски от 1 до 10, некоторые из них разбросаны по группе.)
Дефектолог: Чтобы дальше нам пойти надо по мосту пройти. Ребята что с мостом случилось?
Дети: Его кто-то сломал.
Дефектолог: Что же делать?
Дети: Надо его починить.
Дефектолог: Давайте разложим дощечки по порядку от 1 до 10. Дощечку с какой цифрой надо положить между дощечками 1 и 3?
Дети: Дощечка с цифрой 2.
Дефектолог: А между дощечками 4 и 6?
Дети: Дощечку с цифрой 5.
Дефектолог: Давайте пройдем по мостику и сосчитаем дощечки. Ребята мне кажется что-то лежит под последней дощечкой. (Дети находят третью бусину)
Дети: Бусина с цифрой 3.
Дидактическая игра «Больше, меньше, равно»
(Звучат голоса птиц)
Дефектолог: Ребята, чьи это голоса?
Дети: Птицы чирикают.
Дефектолог: Птицы завели спор кого больше, кого меньше. Давайте им поможем разобраться.
Дети: Давайте.
Дефектолог: Каких птиц вы видите?
Дети: Синицы и снегири.
Дефектолог: Надо определить больше, меньше или равно снегирей и синиц. Это знак какой? (Демонстрирует карточки с изображением знаков «>», «<», «=».)
Дети: Больше.
Дефектолог: А это?
Дети: Меньше.
Дефектолог: А Это?
Дети: Равно.
Дефектолог: Сколько синичек? Сколько снегирей?
Дети: Три синички и два снегиря.
Дефектолог: Какой знак будем ставить?
Дети: Знак больше. Снегирей больше синичек. И т.д.
Дефектолог: Вот мы и решили птичий спор. Посмотрите, что там за карточкой?
Дети: Бусина с цифрой 4.
Нейро игра «Помоги птицам найти кормушку»
Дефектолог: Ребята синички и снегири не могут найти кормушку, давайте им поможем.
Дети: Давайте.
(Дети выбирают карты с нейроигрой)
Дефектолог: Поочередно, обеими руками одновременно ставим столько пальцев, сколько снежинок в ряду.
Дефектолог: Теперь возьмите своих птиц и отнесите к кормушке.
(Дети находят пятую бусину в кормушке)
Дефектолог: Ребята, кроме бусины в кормушке что-то еще есть?
Дети: Нет.
Дефектолог: Птицы голодные, что будем делать?
Дети: Давайте покормим.
Дефектолог: Чем будем кормить?
Дети: Семечками, зерном.
Дефектолог: У меня есть семечки. Посмотрите на лапке у птиц что-то написано?
Дети: Цифры.
(Каждый ребенок называет свою цифру)
Дидактическая игра «Накорми птиц»
Дефектолог: Положи в кормушку семечек — ровно столько, сколько указано цифрой на вашей птичке. У тебя птичка с какой цифрой?
Дети: Пять.
Дефектолог: Возьми пять семечек и положи в кормушку.
(Дети находят шестую бусину в мешочке с семечками.)
Дефектолог: Дети, давайте сосчитаем и нанижем все бусины, которые мы собрали.
Дети: первая бусина, вторая, третья, четвертая, пятая, шестая.
Дефектолог: Вот мы и собрали все бусы. Давайте оставим их у кормушки.
Ребята мы сделали много добрых дел нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три вокруг себя покрутись в детском саду очутись. (Дети крутятся вокруг себя)
Дефектолог: Ребята смотрите под елочкой что-то лежит.
(Дети находят мешок с елочными игрушками.)
Рефлексия
Дефектолог: Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. Какие задания выполняли?
Дети: Чинили мост; рисовали на окнах фигуры; ходили по тропинке; определяли кого больше, кого меньше; кормили птиц.
Дефектолог: Что больше всего тебе понравилось на занятии?
Дети: Считать дощечки, искать геометрическую фигуру, определять кого больше кого меньше.
Дефектолог: Какое задание было самым лёгким? Почему?
Какое задание показалось трудным?
Дефектолог: Вы сегодня справились со всеми заданиями и теперь мы сможем нарядить елку.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад№ 92 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга
Конспект
занятия с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)
с задержкой психического развития
«Проделки сороки»
Учитель-дефектолог: Нинахова Я.С.
Санкт-Петербург 2025
Цель: формирование навыков счета и определения соседей в числовом ряду, умения сравнивать множества предметов, совершенствование представлений о геометрических фигурах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- совершенствовать навыки количественного счета в пределах 10 и соотношения количества и цифры;
- продолжать знакомить детей с числами соседями в числовом ряду;
- продолжать формировать умение сравнивать множества предметов и использовать знаки «больше», «меньше», «равно»;
- закрепить знания о геометрических фигурах, умение их определять (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, овал);
- упражнять в умении ориентироваться в пространстве.
Коррекционно-развивающие:
- развивать психические процессы и стимулировать синхронизацию работы полушарий головного мозга;
– развивать тактильные ощущения, мелкую моторику;
– развивать память, внимание.
- развивать зрительное восприятие, логическое мышление и умение выявлять недостающий элемент.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к решению математическим знаниям;
– воспитывать умение взаимодействовать в коллективе.
Оборудование и материалы: коробка с перьями; ёлка; ёлочные игрушки; картонные полоски с цифрами; схема нейроигры; домики с геометрическими фигурами; птички с цифрами; карточки с изображением птиц; фишки со знаками больше, меньше, равно; кормушка, семечки. Предварительная работа рассматривание альбома с зимующими птицами, беседа «Зимующие птицы», разгадывание загадок о геометрических фигурах, д/и «Больше, меньше, равно», «Соседи числа», «Продолжи ряд».
Технологии: здоровьесберегающая, игровая, личностно-ориентированная, ТРИЗ.
Ход занятия
Дефектолог: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети: Здравствуйте!
Приветствие «Дружный круг» Станем мы в кружочек дружно, Поздороваться нам нужно. Здравствуй правая рука, Здравствуй левая рука, Здравствуй друг, здравствуй друг, Здравствуй весь наш дружный круг. Дефектолог: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Дефектолог: Какой праздник бывает зимой?
Дети: Новый год!
Дефектолог: Как к нему готовятся?
Дети: Наряжают ёлку, украшают дома, готовят подарки.
Дефектолог: Давайте и мы нарядим ёлку!
Дети: Давайте:
Дефектолог: (Имя ребенка), открывай коробку.
Дети: Здесь ничего нет. Только перья.
Дефектолог: Чьи перья?
Дети: Птичьи! Наверное, сороки. Смотрите, здесь еще что-то.
Дети: Письмо.
(Дефектолог читает письмо.)
«Скре-ке-ке… Здравствуйте ребята! Я растеряла свои бусы, а ваши игрушки мне подходят, поэтому забрала, чтобы сделать новые бусы.»
Дефектолог: Что нам делать?
Дети: Давайте соберем бусы.
Дефектолог: Тогда оправляемся в путь.
Дефектолог: Смотрите, что это?
Дети: Геометрические фигуры.
Напольная игра «Пройди по тропинке»
Дефектолог: Это тропинка необычная, она с геометрических фигур, по ней можно пройти с помощью карт. Выбирайте карту со своим маршрутом. Идти можно только по фигурам, которые указаны на карте.
Дефектолог: У тебя какие фигуры?
Дети: Квадраты и круг.
Дефектолог: По каким фигурам ты можешь идти?
Дети: По квадратам и круг
(Дети по очереди проходят по своему маршруту)
Дефектолог: У вас последняя какая фигура была?
Дети: Круг.
Дефектолог: Ребята, давайте посмотрим под круг.
Дети: Здесь бусина с цифрой 1.
Дидактическая игра «Расписные окна»
(Дефектолог раздает карточки детям с геометрическим фигурами)
Дефектолог: Ребята, посмотрите, что это?
Дети: Дома.
Дефектолог: Какие они?
Дети: Красивые! На окнах нарисованные геометрические фигуры.
Дефектолог: Верно! Давайте рассмотрим окна внимательно. Назовите фигуры, которые видите на окнах.
Дети: Круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник.
Дефектолог: Хорошо! Вы назвали все фигуры, которые нарисованы на окнах.
Дефектолог: Посмотрите все окна разрисованы?
Дети: Нет, одно окно без фигуры.
Дефектолог: Какая фигура должна быть здесь?
Дети: Круг.
Дефектолог: Почему, ты так решил(а)?
Дети: Потому что в этом ряду нет такой фигуры.
Дефектолог: Дорисуй недостающую фигуру. И.т.д.
(Дети рисуют цветными карандашами фигуры)
Дефектолог: Ребята, мне кажется, в стакане еще что-то лежит.
Дети: Мы нашли бусину с цифрой 2.
Физкультминутка «Раз, два, три, четыре, пять»
Строка стиха | Движение |
Раз, два, три, четыре, пять – Все умеем мы считать | Шагаем на месте. |
Раз! Подняться, потянуться | Поднимаемся на носки, поднимаем руки через стороны вверх. |
Два! Согнуться, разогнуться | Наклоняемся вперёд (колени прямые), затем выпрямляемся. |
Три! В ладоши три хлопка | Выполняем три чётких хлопка. |
Головою три кивка | Делаем три плавных наклона головы вперёд. |
На четыре – руки шире | Разводим руки в стороны на уровне плеч, ладони вниз. |
Пять – руками помахать | Выполняем круговые движения руками: 3 круга вперёд, 3 круга назад |
Шесть - начинай играть опять | Плавно опускаем руки, возвращаемся в исходное положение. |
Игра «Почини мостик»
(На полу разложены картонные полоски от 1 до 10, некоторые из них разбросаны по группе.)
Дефектолог: Чтобы дальше нам пойти надо по мосту пройти. Ребята что с мостом случилось?
Дети: Его кто-то сломал.
Дефектолог: Что же делать?
Дети: Надо его починить.
Дефектолог: Давайте разложим дощечки по порядку от 1 до 10. Дощечку с какой цифрой надо положить между дощечками 1 и 3?
Дети: Дощечка с цифрой 2.
Дефектолог: А между дощечками 4 и 6?
Дети: Дощечку с цифрой 5.
Дефектолог: Давайте пройдем по мостику и сосчитаем дощечки. Ребята мне кажется что-то лежит под последней дощечкой. (Дети находят третью бусину)
Дети: Бусина с цифрой 3.
Дидактическая игра «Больше, меньше, равно»
(Звучат голоса птиц)
Дефектолог: Ребята, чьи это голоса?
Дети: Птицы чирикают.
Дефектолог: Птицы завели спор кого больше, кого меньше. Давайте им поможем разобраться.
Дети: Давайте.
Дефектолог: Каких птиц вы видите?
Дети: Синицы и снегири.
Дефектолог: Надо определить больше, меньше или равно снегирей и синиц. Это знак какой? (Демонстрирует карточки с изображением знаков «>», «<», «=».)
Дети: Больше.
Дефектолог: А это?
Дети: Меньше.
Дефектолог: А Это?
Дети: Равно.
Дефектолог: Сколько синичек? Сколько снегирей?
Дети: Три синички и два снегиря.
Дефектолог: Какой знак будем ставить?
Дети: Знак больше. Снегирей больше синичек. И т.д.
Дефектолог: Вот мы и решили птичий спор. Посмотрите, что там за карточкой?
Дети: Бусина с цифрой 4.
Нейро игра «Помоги птицам найти кормушку»
Дефектолог: Ребята синички и снегири не могут найти кормушку, давайте им поможем.
Дети: Давайте.
(Дети выбирают карты с нейроигрой)
Дефектолог: Поочередно, обеими руками одновременно ставим столько пальцев, сколько снежинок в ряду.
Дефектолог: Теперь возьмите своих птиц и отнесите к кормушке.
(Дети находят пятую бусину в кормушке)
Дефектолог: Ребята, кроме бусины в кормушке что-то еще есть?
Дети: Нет.
Дефектолог: Птицы голодные, что будем делать?
Дети: Давайте покормим.
Дефектолог: Чем будем кормить?
Дети: Семечками, зерном.
Дефектолог: У меня есть семечки. Посмотрите на лапке у птиц что-то написано?
Дети: Цифры.
(Каждый ребенок называет свою цифру)
Дидактическая игра «Накорми птиц»
Дефектолог: Положи в кормушку семечек — ровно столько, сколько указано цифрой на вашей птичке. У тебя птичка с какой цифрой?
Дети: Пять.
Дефектолог: Возьми пять семечек и положи в кормушку.
(Дети находят шестую бусину в мешочке с семечками.)
Дефектолог: Дети, давайте сосчитаем и нанижем все бусины, которые мы собрали.
Дети: первая бусина, вторая, третья, четвертая, пятая, шестая.
Дефектолог: Вот мы и собрали все бусы. Давайте оставим их у кормушки.
Ребята мы сделали много добрых дел нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три вокруг себя покрутись в детском саду очутись. (Дети крутятся вокруг себя)
Дефектолог: Ребята смотрите под елочкой что-то лежит.
(Дети находят мешок с елочными игрушками.)
Рефлексия
Дефектолог: Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. Какие задания выполняли?
Дети: Чинили мост; рисовали на окнах фигуры; ходили по тропинке; определяли кого больше, кого меньше; кормили птиц.
Дефектолог: Что больше всего тебе понравилось на занятии?
Дети: Считать дощечки, искать геометрическую фигуру, определять кого больше кого меньше.
Дефектолог: Какое задание было самым лёгким? Почему?
Какое задание показалось трудным?
Дефектолог: Вы сегодня справились со всеми заданиями и теперь мы сможем нарядить елку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по формированию фонематического восприятия.
У детей 5-7 лет с речевыми нарушениями часто отмечается несформированность фонематического восприятия. Раннее выявление отставания в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста являетс...

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»
План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструктора
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора ЛЕГО. Детям любого возраста нравится строить....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Мой веселый звонкий мяч"
Занятие с использованием словенского оборудования ENSIKO, СОСТАВЛЕНО С СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЕМ ФГТ...
«Где живет вода?» Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Материал нацелен на знакомство детей со свойствами воды, на необходимость бережного ее использования, привития навыка экологически грамотного поведения в быту....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности (с задержкой психического развития) ОО «Познавательное развитие» Тема: «Краски потерялись»
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста (ЗПР)...
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) с задержкой психического развития «Маленькие лесники»
laquo;Маленькие лесники»Цель: развитие речевой активности и коммуникативных навыков через расширение представлений о жизни диких животных в зимний период.Задачи:Коррекционно-образовательные:- у...