Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) с задержкой психического развития «Проделки сороки»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Цель: формирование навыков счета и определения соседей в числовом ряду, умения сравнивать множества предметов, совершенствование представлений о геометрических фигурах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- совершенствовать навыки количественного счета в пределах 10 и соотношения количества и цифры;

- продолжать знакомить детей с числами соседями в числовом ряду;

- продолжать формировать умение сравнивать множества предметов и использовать знаки «больше», «меньше», «равно»;

- закрепить знания о геометрических фигурах, умение их определять (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, овал);

- упражнять в умении ориентироваться в пространстве.

Коррекционно-развивающие:

- развивать психические процессы и стимулировать синхронизацию работы полушарий головного мозга;

– развивать тактильные ощущения, мелкую моторику;

– развивать память, внимание.

- развивать зрительное восприятие, логическое мышление и умение выявлять недостающий элемент.

Воспитательные:                                                                             

-  воспитывать интерес к решению математическим знаниям;

– воспитывать умение взаимодействовать в коллективе.

Оборудование и материалы: коробка с перьями; ёлка; ёлочные игрушки; картонные полоски с цифрами; схема нейроигры; домики с геометрическими фигурами; птички с цифрами; карточки с изображением птиц; фишки со знаками больше, меньше, равно; кормушка, семечки.                                              Предварительная работа рассматривание альбома с зимующими птицами, беседа «Зимующие птицы», разгадывание загадок о геометрических фигурах, д/и «Больше, меньше, равно», «Соседи числа», «Продолжи ряд».

Технологии: здоровьесберегающая, игровая, личностно-ориентированная, ТРИЗ.

Ход занятия

Дефектолог: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями. 

          Дети: Здравствуйте!

Приветствие «Дружный круг»                                                                

Станем мы в кружочек дружно,                                             

Поздороваться нам нужно.                                                                                   

Здравствуй правая рука,                                                   

 Здравствуй левая рука,                                                         

 Здравствуй друг, здравствуй друг,                                                            

  Здравствуй весь наш дружный круг.                                                                                                                                             

 Дефектолог: Ребята, какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Дефектолог: Какой праздник бывает зимой?

Дети: Новый год!

Дефектолог: Как к нему готовятся?

Дети: Наряжают ёлку, украшают дома, готовят подарки.

Дефектолог: Давайте и мы нарядим ёлку!

Дети: Давайте:

Дефектолог: (Имя ребенка), открывай коробку.

Дети: Здесь ничего нет. Только перья.

Дефектолог: Чьи перья?

Дети: Птичьи! Наверное, сороки. Смотрите, здесь еще что-то.

Дети: Письмо.

(Дефектолог читает письмо.)

«Скре-ке-ке… Здравствуйте ребята! Я растеряла свои бусы, а ваши игрушки мне подходят,  поэтому забрала, чтобы сделать новые бусы.»

Дефектолог: Что нам делать?

Дети: Давайте соберем бусы.

Дефектолог: Тогда оправляемся в путь.

Дефектолог: Смотрите, что это?

Дети: Геометрические фигуры.

Напольная игра «Пройди по тропинке»

Дефектолог: Это тропинка необычная, она с геометрических фигур, по ней можно пройти с помощью карт. Выбирайте карту со своим маршрутом. Идти можно только по фигурам, которые указаны на карте.  

Дефектолог: У тебя   какие фигуры?

Дети: Квадраты и круг.

Дефектолог: По каким фигурам ты можешь идти?

Дети: По квадратам и круг

(Дети по очереди проходят по своему маршруту)

Дефектолог: У вас последняя какая фигура была?

Дети: Круг.

Дефектолог: Ребята, давайте посмотрим под круг.

Дети: Здесь бусина с цифрой 1.

Дидактическая игра «Расписные окна»

(Дефектолог раздает карточки детям с геометрическим фигурами)

Дефектолог: Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Дома.

Дефектолог: Какие они?

Дети: Красивые! На окнах нарисованные геометрические фигуры.

Дефектолог: Верно! Давайте рассмотрим окна внимательно. Назовите фигуры, которые видите на окнах.     

Дети: Круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник.

Дефектолог: Хорошо! Вы назвали все фигуры, которые нарисованы на окнах.

Дефектолог: Посмотрите все окна разрисованы?

Дети: Нет, одно окно без фигуры.

Дефектолог: Какая фигура должна быть здесь?

Дети: Круг.

Дефектолог: Почему, ты так решил(а)?

Дети: Потому что в этом ряду нет такой фигуры.

Дефектолог: Дорисуй недостающую фигуру. И.т.д.

(Дети рисуют цветными карандашами фигуры)

Дефектолог: Ребята, мне кажется, в стакане еще что-то лежит.

Дети: Мы нашли бусину с цифрой 2.

Физкультминутка «Раз, два, три, четыре, пять»

Строка стиха

Движение

Раз, два, три, четыре, пять – Все умеем мы считать

Шагаем на месте.

Раз! Подняться, потянуться

Поднимаемся на носки, поднимаем руки через стороны вверх.

Два! Согнуться, разогнуться

Наклоняемся вперёд (колени прямые), затем выпрямляемся.

Три! В ладоши три хлопка

Выполняем три чётких хлопка.

Головою три кивка

Делаем три плавных наклона головы вперёд.

На четыре – руки шире

Разводим руки в стороны на уровне плеч, ладони вниз.

Пять – руками помахать

Выполняем круговые движения руками: 3 круга вперёд, 3 круга назад

Шесть - начинай играть опять

Плавно опускаем руки, возвращаемся в исходное положение.

Игра «Почини мостик»

(На полу разложены картонные полоски от 1 до 10, некоторые из них   разбросаны по группе.)

Дефектолог: Чтобы дальше нам пойти надо по мосту пройти. Ребята что с мостом случилось?

Дети: Его кто-то сломал.

Дефектолог: Что же делать?

Дети: Надо его починить.

Дефектолог: Давайте разложим дощечки по порядку от 1 до 10. Дощечку с какой цифрой надо положить между дощечками 1 и 3?

Дети: Дощечка с цифрой 2.

Дефектолог: А между дощечками 4 и 6?

Дети: Дощечку с цифрой 5.

Дефектолог: Давайте пройдем по мостику и сосчитаем дощечки. Ребята мне кажется что-то лежит под последней дощечкой. (Дети находят третью бусину)

Дети: Бусина с цифрой 3.

Дидактическая игра «Больше, меньше, равно»

(Звучат голоса птиц)

Дефектолог: Ребята, чьи это голоса?

Дети: Птицы чирикают.

Дефектолог: Птицы завели спор кого больше, кого меньше. Давайте им поможем разобраться.

Дети: Давайте.

Дефектолог: Каких птиц вы видите?

Дети: Синицы и снегири.

Дефектолог: Надо определить больше, меньше или равно снегирей и синиц. Это знак какой? (Демонстрирует карточки с изображением знаков «>», «<», «=».)

Дети: Больше.

Дефектолог: А это?

Дети: Меньше.

Дефектолог: А Это?

Дети: Равно.

Дефектолог: Сколько синичек? Сколько снегирей?

Дети: Три синички и два снегиря.

Дефектолог: Какой знак будем ставить?

Дети: Знак больше. Снегирей больше синичек. И т.д.

Дефектолог: Вот мы и решили птичий спор. Посмотрите, что там за карточкой?

Дети: Бусина с цифрой 4.

Нейро игра «Помоги птицам найти кормушку»

Дефектолог: Ребята синички и снегири не могут найти кормушку, давайте им поможем.

Дети: Давайте.

(Дети выбирают карты с нейроигрой)

Дефектолог: Поочередно, обеими руками одновременно ставим столько пальцев, сколько снежинок в ряду.

Дефектолог: Теперь возьмите своих птиц и отнесите к кормушке.

(Дети находят пятую бусину в кормушке)

Дефектолог: Ребята, кроме бусины в кормушке что-то еще есть?

Дети: Нет.

Дефектолог: Птицы голодные, что будем делать?

Дети: Давайте покормим.

Дефектолог: Чем будем кормить?

Дети: Семечками, зерном.

Дефектолог: У меня есть семечки. Посмотрите на лапке у птиц что-то написано?

Дети: Цифры.

(Каждый ребенок называет свою цифру)

Дидактическая игра «Накорми птиц»

Дефектолог: Положи в кормушку семечек — ровно столько, сколько указано цифрой на вашей птичке. У тебя птичка с какой цифрой?

Дети: Пять.

Дефектолог: Возьми пять семечек и положи в кормушку.

(Дети находят шестую бусину в мешочке с семечками.)

Дефектолог: Дети, давайте сосчитаем и нанижем все бусины, которые мы собрали.

Дети: первая бусина, вторая, третья, четвертая, пятая, шестая.

Дефектолог: Вот мы и собрали все бусы. Давайте оставим их у кормушки.

 Ребята мы сделали много добрых дел нам пора возвращаться в детский сад.  Раз, два, три вокруг себя покрутись в детском саду очутись. (Дети крутятся вокруг себя)

Дефектолог: Ребята смотрите под елочкой что-то лежит.

(Дети находят мешок с елочными игрушками.)

Рефлексия

Дефектолог: Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. Какие задания выполняли?

Дети: Чинили мост; рисовали на окнах фигуры; ходили по тропинке; определяли кого больше, кого меньше; кормили птиц.

Дефектолог: Что больше всего тебе понравилось на занятии?

Дети: Считать дощечки, искать геометрическую фигуру, определять кого больше кого меньше.

Дефектолог: Какое задание было самым лёгким? Почему?

Какое задание показалось трудным?

Дефектолог: Вы сегодня справились со всеми заданиями и теперь мы сможем нарядить елку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zan_2_sorokiny_prodelki.docx33.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад№ 92 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Конспект

занятия с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)

с задержкой психического развития

«Проделки сороки»

Учитель-дефектолог: Нинахова Я.С.

Санкт-Петербург 2025

Цель: формирование навыков счета и определения соседей в числовом ряду, умения сравнивать множества предметов, совершенствование представлений о геометрических фигурах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- совершенствовать навыки количественного счета в пределах 10 и соотношения количества и цифры;

- продолжать знакомить детей с числами соседями в числовом ряду;

- продолжать формировать умение сравнивать множества предметов и использовать знаки «больше», «меньше», «равно»;

- закрепить знания о геометрических фигурах, умение их определять (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, овал);

- упражнять в умении ориентироваться в пространстве.

Коррекционно-развивающие:

- развивать психические процессы и стимулировать синхронизацию работы полушарий головного мозга;

– развивать тактильные ощущения, мелкую моторику;

– развивать память, внимание.

- развивать зрительное восприятие, логическое мышление и умение выявлять недостающий элемент.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к решению математическим знаниям;

– воспитывать умение взаимодействовать в коллективе.

Оборудование и материалы: коробка с перьями; ёлка; ёлочные игрушки; картонные полоски с цифрами; схема нейроигры; домики с геометрическими фигурами; птички с цифрами; карточки с изображением птиц; фишки со знаками больше, меньше, равно; кормушка, семечки. Предварительная работа рассматривание альбома с зимующими птицами, беседа «Зимующие птицы», разгадывание загадок о геометрических фигурах, д/и «Больше, меньше, равно», «Соседи числа», «Продолжи ряд».

Технологии: здоровьесберегающая, игровая, личностно-ориентированная, ТРИЗ.

Ход занятия

Дефектолог: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Дети: Здравствуйте!

Приветствие «Дружный круг» Станем мы в кружочек дружно, Поздороваться нам нужно. Здравствуй правая рука, Здравствуй левая рука, Здравствуй друг, здравствуй друг, Здравствуй весь наш дружный круг. Дефектолог: Ребята, какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Дефектолог: Какой праздник бывает зимой?

Дети: Новый год!

Дефектолог: Как к нему готовятся?

Дети: Наряжают ёлку, украшают дома, готовят подарки.

Дефектолог: Давайте и мы нарядим ёлку!

Дети: Давайте:

Дефектолог: (Имя ребенка), открывай коробку.

Дети: Здесь ничего нет. Только перья.

Дефектолог: Чьи перья?

Дети: Птичьи! Наверное, сороки. Смотрите, здесь еще что-то.

Дети: Письмо.

(Дефектолог читает письмо.)

«Скре-ке-ке… Здравствуйте ребята! Я растеряла свои бусы, а ваши игрушки мне подходят, поэтому забрала, чтобы сделать новые бусы.»

Дефектолог: Что нам делать?

Дети: Давайте соберем бусы.

Дефектолог: Тогда оправляемся в путь.

Дефектолог: Смотрите, что это?

Дети: Геометрические фигуры.

Напольная игра «Пройди по тропинке»

Дефектолог: Это тропинка необычная, она с геометрических фигур, по ней можно пройти с помощью карт. Выбирайте карту со своим маршрутом. Идти можно только по фигурам, которые указаны на карте.

Дефектолог: У тебя какие фигуры?

Дети: Квадраты и круг.

Дефектолог: По каким фигурам ты можешь идти?

Дети: По квадратам и круг

(Дети по очереди проходят по своему маршруту)

Дефектолог: У вас последняя какая фигура была?

Дети: Круг.

Дефектолог: Ребята, давайте посмотрим под круг.

Дети: Здесь бусина с цифрой 1.

Дидактическая игра «Расписные окна»

(Дефектолог раздает карточки детям с геометрическим фигурами)

Дефектолог: Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Дома.

Дефектолог: Какие они?

Дети: Красивые! На окнах нарисованные геометрические фигуры.

Дефектолог: Верно! Давайте рассмотрим окна внимательно. Назовите фигуры, которые видите на окнах.

Дети: Круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник.

Дефектолог: Хорошо! Вы назвали все фигуры, которые нарисованы на окнах.

Дефектолог: Посмотрите все окна разрисованы?

Дети: Нет, одно окно без фигуры.

Дефектолог: Какая фигура должна быть здесь?

Дети: Круг.

Дефектолог: Почему, ты так решил(а)?

Дети: Потому что в этом ряду нет такой фигуры.

Дефектолог: Дорисуй недостающую фигуру. И.т.д.

(Дети рисуют цветными карандашами фигуры)

Дефектолог: Ребята, мне кажется, в стакане еще что-то лежит.

Дети: Мы нашли бусину с цифрой 2.

Физкультминутка «Раз, два, три, четыре, пять»

Строка стиха

Движение

Раз, два, три, четыре, пять – Все умеем мы считать

Шагаем на месте.

Раз! Подняться, потянуться

Поднимаемся на носки, поднимаем руки через стороны вверх.

Два! Согнуться, разогнуться

Наклоняемся вперёд (колени прямые), затем выпрямляемся.

Три! В ладоши три хлопка

Выполняем три чётких хлопка.

Головою три кивка

Делаем три плавных наклона головы вперёд.

На четыре – руки шире

Разводим руки в стороны на уровне плеч, ладони вниз.

Пять – руками помахать

Выполняем круговые движения руками: 3 круга вперёд, 3 круга назад

Шесть - начинай играть опять

Плавно опускаем руки, возвращаемся в исходное положение.

Игра «Почини мостик»

(На полу разложены картонные полоски от 1 до 10, некоторые из них разбросаны по группе.)

Дефектолог: Чтобы дальше нам пойти надо по мосту пройти. Ребята что с мостом случилось?

Дети: Его кто-то сломал.

Дефектолог: Что же делать?

Дети: Надо его починить.

Дефектолог: Давайте разложим дощечки по порядку от 1 до 10. Дощечку с какой цифрой надо положить между дощечками 1 и 3?

Дети: Дощечка с цифрой 2.

Дефектолог: А между дощечками 4 и 6?

Дети: Дощечку с цифрой 5.

Дефектолог: Давайте пройдем по мостику и сосчитаем дощечки. Ребята мне кажется что-то лежит под последней дощечкой. (Дети находят третью бусину)

Дети: Бусина с цифрой 3.

Дидактическая игра «Больше, меньше, равно»

(Звучат голоса птиц)

Дефектолог: Ребята, чьи это голоса?

Дети: Птицы чирикают.

Дефектолог: Птицы завели спор кого больше, кого меньше. Давайте им поможем разобраться.

Дети: Давайте.

Дефектолог: Каких птиц вы видите?

Дети: Синицы и снегири.

Дефектолог: Надо определить больше, меньше или равно снегирей и синиц. Это знак какой? (Демонстрирует карточки с изображением знаков «>», «<», «=».)

Дети: Больше.

Дефектолог: А это?

Дети: Меньше.

Дефектолог: А Это?

Дети: Равно.

Дефектолог: Сколько синичек? Сколько снегирей?

Дети: Три синички и два снегиря.

Дефектолог: Какой знак будем ставить?

Дети: Знак больше. Снегирей больше синичек. И т.д.

Дефектолог: Вот мы и решили птичий спор. Посмотрите, что там за карточкой?

Дети: Бусина с цифрой 4.

Нейро игра «Помоги птицам найти кормушку»

Дефектолог: Ребята синички и снегири не могут найти кормушку, давайте им поможем.

Дети: Давайте.

(Дети выбирают карты с нейроигрой)

Дефектолог: Поочередно, обеими руками одновременно ставим столько пальцев, сколько снежинок в ряду.

Дефектолог: Теперь возьмите своих птиц и отнесите к кормушке.

(Дети находят пятую бусину в кормушке)

Дефектолог: Ребята, кроме бусины в кормушке что-то еще есть?

Дети: Нет.

Дефектолог: Птицы голодные, что будем делать?

Дети: Давайте покормим.

Дефектолог: Чем будем кормить?

Дети: Семечками, зерном.

Дефектолог: У меня есть семечки. Посмотрите на лапке у птиц что-то написано?

Дети: Цифры.

(Каждый ребенок называет свою цифру)

Дидактическая игра «Накорми птиц»

Дефектолог: Положи в кормушку семечек — ровно столько, сколько указано цифрой на вашей птичке. У тебя птичка с какой цифрой?

Дети: Пять.

Дефектолог: Возьми пять семечек и положи в кормушку.

(Дети находят шестую бусину в мешочке с семечками.)

Дефектолог: Дети, давайте сосчитаем и нанижем все бусины, которые мы собрали.

Дети: первая бусина, вторая, третья, четвертая, пятая, шестая.

Дефектолог: Вот мы и собрали все бусы. Давайте оставим их у кормушки.

Ребята мы сделали много добрых дел нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три вокруг себя покрутись в детском саду очутись. (Дети крутятся вокруг себя)

Дефектолог: Ребята смотрите под елочкой что-то лежит.

(Дети находят мешок с елочными игрушками.)

Рефлексия

Дефектолог: Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. Какие задания выполняли?

Дети: Чинили мост; рисовали на окнах фигуры; ходили по тропинке; определяли кого больше, кого меньше; кормили птиц.

Дефектолог: Что больше всего тебе понравилось на занятии?

Дети: Считать дощечки, искать геометрическую фигуру, определять кого больше кого меньше.

Дефектолог: Какое задание было самым лёгким? Почему?

Какое задание показалось трудным?

Дефектолог: Вы сегодня справились со всеми заданиями и теперь мы сможем нарядить елку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по формированию фонематического восприятия.

У детей 5-7 лет с речевыми нарушениями часто отмечается несформированность фонематического восприятия. Раннее выявление отставания в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста являетс...

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструктора

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора ЛЕГО. Детям любого возраста нравится  строить....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Мой веселый звонкий мяч"

Занятие с использованием словенского оборудования ENSIKO, СОСТАВЛЕНО С СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЕМ ФГТ...

«Где живет вода?» Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

Материал нацелен на знакомство детей со свойствами воды, на необходимость бережного ее использования, привития навыка экологически грамотного поведения в быту....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) с задержкой психического развития «Маленькие лесники»

laquo;Маленькие лесники»Цель: развитие речевой активности и коммуникативных навыков через расширение представлений о жизни диких животных в зимний период.Задачи:Коррекционно-образовательные:- у...