«На солнечной полянке» интегрированное занятие для детей с нарушениями речи
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Потапова Маргарита Александровна

 

Цель  – коррекция нарушений  речи при обобщении и систематизации знаний по теме «Насекомые».

Коррекционно - образовательные:

1.Закреплять и расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях насекомых.

2.Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление (учить сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, делать обобщения).

4.Формировать умение обозначать звуки буквами, составлять слова из букв.

5.Закреплять умение производить звуко – буквенный анализ и синтез слова, развивать фонематический слух.

6.Формировать умение читать слова.

7.Закреплять умение составлять предложения с предлогами.

8. Закреплять умения и навыки, полученные в образовательной деятельности по художественному творчеству

9.Развивать певческие способности на  музыкальном материале о насекомых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«На солнечной полянке»

интегрированное занятие для детей с нарушениями речи

Воспитатели.

Учитель-логопед: Потапова М.А.

Музыкальный руководитель: Макарова Ю.И.

Интеграция раздела ООП  - коррекционная работа с образовательными областями:  познание, музыка, художественное творчество,  коммуникация.

Цель  – коррекция нарушений  речи при обобщении и систематизации знаний по теме «Насекомые». 

Задачи.

Коррекционно - образовательные: 

1.Закреплять и расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях насекомых.

2.Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление (учить сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, делать обобщения).

4.Формировать умение обозначать звуки буквами, составлять слова из букв.

5.Закреплять умение производить звуко – буквенный анализ и синтез слова, развивать фонематический слух.

6.Формировать умение читать слова.

7.Закреплять умение составлять предложения с предлогами.

8.Закреплять умения и навыки, полученные в образовательной деятельности по художественному творчеству.

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

Коррекционно - развивающие:

Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

 Оборудование:

1 часть: игрушки: бабочка и стрекоза, два конверта, картинки с изображением различных насекомых, схема описания насекомых,  доска, стулья.  

2 часть:

  1. буквы на карточках.
  2. схема для звуко – буквенного разбора, символы звуков.
  3. слова – названия насекомых на карточках.
  4. игрушка – кузнечик, цветок и схемы предлогов.

3 часть: краски, фломастеры, карандаши, альбомные листы, баночки под воду, салфетки, плакат с изображением луга(полянки).

1 часть занятия – Познание, коммуникация, музыка.

1.Игра «Гусеница»- орг. момент

-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на волшебную лесную поляну, а поедем мы на гусенице. Дети встают друг за другом, кладут руки на пояс впереди  стоящего и двигаются по группе под музыку.

2.-Как вы думаете о ком мы будем говорить сегодня? - О насекомых.

3.Отгадывание загадок.

-Посмотрите, к нам на полянку прилетела бабочка, а на ее крыльях конверт.

(Раскрывает конверт, читает загадки)                                

Отгадывают и берут с доски картинки с изображением насекомых.

У нее четыре крыла

Тело тонкое словно стрела

И большие – большие глаза

Называют ее… -Стрекоза

-Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой

Похлопочет над цветком,

Он поделится медком. -Пчела

-Очень маленький на вид,

Надоедливо звенит

Прилетает вновь и вновь,

Чтобы выпить нашу кровь. -Комар

-Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ,

Он и в спорте чемпион

Ловко прыгать может он-Кузнечик

-Он работник настоящий,

Очень-очень работящий

Под сосной в лесу густом,

Из хвоинок строит дом-Муравей

Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней

А на ней кружочки,

Черненькие точки. -Божья коровка

-Над нами вверх ногами

Ходят – не страшатся,

Никого не боятся. -Мухи

-Этот маленький ловец

Сетку прочную плетет

Если муха попадет,

Тут бедняжке и конец. -Паук

-Она легка, красива,

Изящна, легкокрыла

Сама похожа на цветок.

И любит пить цветочный сок.

4.Упражнение «А знаете ли вы…?»-Бабочка

-Насекомые – древнейшие и самые многочисленные жители нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 млн.лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле. Называют их насекомыми, т.к.у многих из них ,словно глубокими насечками тело разделено на несколько частей.

А знаете ли вы, что…

Дети рассказывают о насекомых.

-Стрекоза- хищное насекомое, она питается маленькими мошками, ловит комаров и жуков и поедает их прямо на лету.

-Пчелы дают людям не только ароматный и вкусный мед, но и воск, из которого делают свечи.

-Кусается только самка комара, а у самца – комара хоботок слабый и не может прокусить кожу человека.

-Кузнечики – хищники. Они могут съесть бабочку, муху или вкусную личинку.

-Муравей – самый сильный на Земле. Он переносит тяжести в 10 раз больше, чем его вес.

-Божья коровка поедает других насекомых,

- вредных для огорода и, тем самым, сохраняет урожай.

-У мухи очень большие глаза,поэтому у нее отличное зрение.

-По поведению паука можно судить о погоде. Если он плетет паутину – быть теплу, если нет –быть непогоде.

-Бабочка появляется из гусеницы, которая становится куколкой, а затем превращается в бабочку.

-Вот сколько нового и интересного узнали дети и гости о насекомых.

5.Музыкальная динамическая пауза  «Изобрази насекомое»

Под музыку дети танцуют, выполняют знакомые движения. Когда музыка останавливается изображают различных насекомых:

-комариков –сссссссссс

-мух – ззззззззззззз

-жуков – жжжжжж

-шмелей – шшшшшш

6.Игра  «Размышляйка»

Прилетает стрекоза с новым конвертом. В конверте задания для детей.

-Кто из лесных обитателей может полакомиться муравьями? -Медведь и дятел

-Как назывется дом, который люди строят для пчел? -Улей

-О чем говорит птицам красная спинка божьей коровки. -о том, что она несъедобна

-Почему возле водоемов много комаров? -они откладывают личинки в воду

-Где у комара уши? -В усах

-Что лишнее: кузнечик, майский жук, воробей, божья коровка? (воробей)

-Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка-пчела

7.Обобщение материала с использованием схемы:

-где живут насекомые

-чем питаются

-какую пользу или вред приносят.

2 часть – обучение грамоте, коммуникация, музыка.

Логопед.  

- Ребята, мы с вами  целый год готовились к школе.

- Вспомните, чему мы учились на занятиях по обучению грамоте?

 (Мы учились правильно и красиво говорить, произносить звуки, выучили все буквы).

Логопед.  А я вам предлагаю поиграть в игру с буквами.

Проводится музыкальная игра с буквами.

Логопед.  

      - Обозначьте, пожалуйста, буквой первый звук в слове комар? (К)

      - Последний звук в слове бабочка?  (А)

      - Третий  звук в слове в слове  паук?  (У)

Дети поднимают соответствующие  карточки.

Логопед.  

      -  А теперь давайте, посоревнуемся.

Посмотрим, которая команда быстрее составит слово паук. 

Дети составляют слова из букв синего и зеленого цвета.

- Карточки соберет тот, у  кого первая буква в слове.

  1. Логопед.  

      - Буквы можно использовать разного цвета, а у нас есть условные символы для обозначения звуков. Я предлагаю вам сесть за столы и составить схему слова паук.

- Какой первый  звук в слове паук? /П - согласный, твердый, глухой.

                                            Обозначаем фишкой синего цвета без звоночка/.

- Второй звук в слове? /А - гласный. Обозначаем фишкой красного цвета/.

- Третий звук  в слове?/У- гласный. Обозначаем фишкой красного цвета/.

- Четвертый звук в слове?            /К- согласный, твердый, глухой.

                                                       Обозначаем фишкой синего цвета без звоночка/.

- Сколько согласных звуков?  /2/

- Сколько гласных звуков?  /2/

- Если 2 гласных, то, сколько слогов? /2/

- Давайте посчитаем хлопками. /па-ук/

- Сколько всего звуков в слове?/4 звука/.

- Почему нет фишки со звоночком? /Нет звонких согласных/

- Почему нет фишки зеленого цвета? /Нет мягких согласных/

  1. Логопед.

          - Что вы видите в верхней части доски?  (Слова – названия насекомых).

          - Для чего они здесь расположены? (Их надо прочитать).

     - Я приглашаю к доске девочек, но подлетите ко мне как стрекозы -   со звуком  Ц, а во второй ряд  к доске подлетят мальчики как жуки - со звуком Ж.

- Я предлагаю вам  самое сложное задание – прочитайте слова по цепочке:

Паук, комар, клещ, улитка, таракан, кузнечик, стрекоза,  бабочка, червяк, мотылек,  божья коровка.

- Какое  обобщающее слово подберем? (Насекомые).

- Какое слово прочитали 2 раза. (Стрекоза).

  1. Логопед.  

- Смотрите, кто это появился на нашей солнечной полянке? (Стрекоза).

- Где сидит стрекоза? (в цветке, на цветке).

- По чему прыгает стрекоза?  (по цветку). 

- Над чем летает стрекоза? (над цветком).

- Где спряталась стрекоза? (под лепестками).

- Где находится стрекоза? (за цветком).

- Откуда выглядывает кузнечик? (из – за цветка).

Дети находят схему предлога – маленького  слова и прикрепляют на магнитную доску.

  1. Логопед.  

          - Расскажите стрекозе, что вам понравилось на занятии?

- Мы с вами, учились произносить звуки, красиво и правильно говорить, изучали буквы – готовились к школе. Давайте споем песню о наших друзьях – буквах, а гости вас послушают.

Дети исполняют песню о буквах.        

3 часть. Художественное творчество, музыка.

1вариант:

После песни «Азбука», воспитатель обращает внимание детей на доску, где размещен рисунок с изображением луга.

- Дети, что изображено на доске? (полянка - ответы детей).

- Кого не хватает на нашем лугу? (насекомых).

Я предлагаю вам занять свои места и нарисовать разных насекомых, каких вы знаете (дети садятся на свои места).

- Сначала я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику «Пчела».

-- Подумайте, каких насекомых вы будете рисовать.

-   Я предлагаю вам нарисовать насекомых способом монотипии.

- Давайте, вспомним, как мы будем рисовать этим способом:

1.Сгибаем лист пополам.

2.На одной стороне от сгиба мы рисуем половину насекомого красками, затем чистой стороной листа накрываем изображение и прижимаем – делаем отпечаток.

3.Разворачиваем лист. Получился рисунок.

Но, вы можете, рисовать и другими способами, какими вы умеете. Так же использовать в работе краски, карандаши, фломастеры. Когда ваши работы подсохнут, мы их вырежем и наклеим на нашу полянку.

Дети выполняют работу.

- Скажите, что вам понравилось сегодня на занятии?

- Чему вы сегодня научились?

- Свои работы отложите на край стола, чтобы они подсохли и прибираем своё рабочее место.

2вариант:

После песни «Азбука», воспитатель обращает внимание детей на доску, где размещен рисунок с изображением луга.

- Дети, что изображено на доске? (полянка).

- Кого не хватает на нашем лугу? (насекомых).

- Я предлагаю поселить ваших насекомых на этом лугу и рассказать, где  они расселились.

Дети садятся за столы.

-  У вас на столе уже приготовлены фигурки насекомых. Вы берёте насекомых и наносите на них клей и приклеивайте на луг, составляя предложение.

Дети по очереди выполняют задание.

- Сколько разных насекомых поселилось на лугу. Как стало весело!

Дети подготовили стихи про насекомых и сейчас их прочитают.

Дети читают стихи.

Когда в душистом сосняке

Присядешь летом на пеньке

Внимательно вглядись вокруг

Ты многое заметишь, друг!

Личинку тащит муравей

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны, на толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок,

И собирает мед пчела,

Все заняты, у всех дела

- Скажите, что вам понравилось сегодня на занятии?

- Чему вы сегодня научились? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие с детьми с нарушениями речи "Едет Золушка на бал".

В этом занятии интегрирована работа логопеда и продуктивная деятельность (работа с бросовым материалом), что очень эффективно сказывается на деятельности детей....

Интегрированные занятия с детьми с нарушением речи, посещающими оздоровительные группы

Учитель-логопед Дашкина Надежда Артуровна В данной статье обращено внимание на один из аспектов планирования и организации интегрированных занятий с детьми с нарушением речи, посещающими оздорови...

Интегрированные занятия с детьми с нарушениями речи

Залогом успешного обучения и воспитания детей с нарушениями речи является комплексный подход в организации коррекционно-образовательной работы. Примером такого комплексного подхода могут служить интег...

Интегрированное занятие для детей с нарушение зрения"Путешествие Капельки"

Занятие для детей с нарушением зрения было проведено мной в рамках работы над проектом "Есть ли жизнь без воды"....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ "В гости к Панде"

Конспект является итоговым  этапом по ознакомлению дошкольников  с нарушением зрения  с  культурой Древнего КИТАЯ....

Интегрированное занятие для детей с нарушением интеллекта 6-7 лет "Весна"

Интегрированное занятие для детей с нарушением интеллекта, возраст 6-7 лет по теме «Весна» проводится с участием олигофренопедагога, логопеда, инструктора по физическому воспитанию.Интегра...