Конспект занятия "Дикие животные. Согласование притяжательных местоимений с существительными" в старшей группе с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Пожалостина Анастасия Валерьевна

Тема:   «Дикие животные. Согласование притяжательных местоимений с существительными»

 

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,  «Познание», «Социализация», «Музыкально – художественная».

Конспект по ФГТ. Презентация к конспекту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в  старшей группе с ОНР

Тема:   «Дикие животные. Согласование притяжательных местоимений с существительными»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,  «Познание», «Социализация», «Музыкально – художественная».

Задачи:

  1. Развивать фонемотический слух, игра « Что слышишь?»,  анализ и синтез звуков [a], [у], слога АУ.  Обучать мотивированному отгадыванию загадок, пониманию их смысла. Развивать диалогическую речь, мышление. Закреплять умение пользоваться самостоятельной речью. Обучать коллективному пересказу, сказка «Жадный медвежонок», совершенствовать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных, притяжательных местоимений, существительных с суффиксами – ат, - ят).  ( Коммуникация)
  2. Уточнять и расширять представления о ранней Весне и её признаках, по картине «Ранняя Весна». Формировать представление о диких животных, ( лиса, белка, медведь, кабан, волк, лось, заяц, кабан, ёж) и  их детёнышах (лисята, бельчата, волчата, медвежата, ежата, лосята, зайчата, кабанята). Активизировать воображение дошкольника, мыслительную деятельность и память, сказка «Жадный медвежонок». (Познание)
  3. Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми.  Формировать умение слушать (отгадывание загадок), и не перебивать без надобности. Развивать выполнение игровых правил, игра «Миша попляши». (Социализация)
  4. Работа над просодической стороной речи, дыханием, интонацией,  логопедическая распевка « Лиса». « Звуки природы». (музыкально – художественная).

Методы и приёмы:

- практические: упражнение «Что слышишь?», « Найди и назови»,  игра « У кого кто?»,  « Мой! Моя! Моё! Мои!», подвижная игра « Миша попляши», игра « Чей? Чья? Чьё? Чьи?», логопедическая распевка « Лиса».

- словесные: Беседа о весне и приметах весны, о диких  животных и их детёнышах. Обучение мотивированному разгадыванию загадок, пониманию их смысла. Выразительное рассказывание сказки.

- наглядные: Рассматривание картины о весне,  картинок о животных и их детёнышах. Просмотр презентации по сказке « Жадные медвежонок».

Материалы и оборудование:

Картина « Ранняя весна», предметные картинки, презентация сказки « Жадный медвежонок»,  шапочка- маска « медведь», Аудиозапись логопедическая  распевка «Лиса» , Аудиозапись « Звуки природы».

   

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Организационный момент

Звучат звуки леса.

На стенде картина

 « Ранняя осень»

Дети входят в зал и осматриваются.

Заинтересовать детей, сформировать положительную установку на участие в занятии.

2

Предварительная беседа.

Уточнение и расширение представлений о ранней весне и её признаках.

Сегодня мы с Вами отправимся к лесовичку.

- А вы знаете где живёт лесовичок?

- Правельно. Молодцы. Мы сегодня отправимся в лес.



-  Какое сейчас время года?

- А какие приметы весны вы знаете?





- в лесу!











- Весна

- Снег тает, бегут ручейки, солнышко ярко светит и пригревает, появились проталинки, на проталинках распустили цветы мать и мачеха, весело чирикают воробьи.

Усвоение  времени года и примет весны.

3

Упражнение

 « Что слышишь»?

Идём осторожно, ещё на полянках лежит снег, но уже тает.

- Ой наверно мы с пути сбились.


- Кто нам поможет?

Послушайте , как я позову: «Лесные жители! Ау – ау – ау!»

- Как вы думаете какой звук я произнесла первым?

- А вторым?

Давайте вместе позовём:


- Молодцы!

Дети спокойно идут за логопедом.


Дети оглядываются по сторонам.


- Лесные звери








- А!

- У!

«Лесные жители! Ау – ау – ау!»

уметь внимательно слышать звуки.

Определять место звука.

4

Упражнение  

« Найди и назови»

- Смотрите нам на помощь спешат лесные звери.

Логопед показывает картинки диких животных.

- Вы знаете их?

- Как они называются?

Дети смотрят по сторонам.







- да  

Дети смотрят на картинки и перечисляют диких животных.

Уметь узнавать и запоминать диких животных.

животных  и  их детёнышей.

5

Игра

«У кого кто»?

- А как мы назовём их деток?

- у лисы

- у белки

-  у волчицы

- у медведицы

- у ежихи

- у лосихи

- у зайчихи

- у кабанихи




- лисята

- бельчата

- волчата

- медвежата

- ежата

- лосята

- зайчата

- кабанята

Уметь узнавать и запоминать  детёнышей диких животных. Научится  образовывать существительные с суффиксами – ат, - ят.

6

Логопедическая распевка  « Лиса» Автоматизация звука  [ c ]

Логопед  рукой показывает, как взять дыхание.

- Са – са – са,

 это хитрая лиса.

Су-су-су,

 и живёт она в лесу.

Сы- сы- сы,

 много дел у лисы.

Со-со-со ,

 она крутит колесо.

Дети поют вместе с логопедом под музыку. Наблюдают за рукой логопеда и следят за правельным дыханием и чётким произношением звука.

Уметь внимательно слушать музыку, следить за чёткостью произношения , выразительностью речи, дыханием.

7

Обучение отгадыванию загадок.

Ребята, если мы отгадаем загадки, то лесные обитатели помогут  нам найти дорогу к лесовичку.


- Хвост пушистый,

 Мех золотистый,

 В лесу живёт

 А в деревне кур крадёт



- А почему вы так решили?

- Какой мех у лисы?





- Назови чей хвост? Чей мех?




- Летом по лесу гуляет

 Зимой в берлоге отдыхает

- Почему вы так решили?


- Комочек пуха

 Длинное ухо

 Прыгает ловко

 Любит морковку.


- Почему вы думаете, что заяц?



- Молодцы! Вы справились с нашим заданием. Теперь мы можете отправляться в путь.

- Мы будем стараться














- это лиса


- потому что у лисы хвост пушистый, мех

золотистый,

 потому что она в деревне кур крадёт.



- лисий








- медведь

- Потому что жилище медведя берлога.



- заяц




- потому что длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку.


Научится отгадывать и понимать смысл загадки.

8

Подвижная игра « Миша попляши»

Шли, шли, шли, к берлоге подошли, а мишенька уже проснулся.

- Раз, два - дерева.
Три, четыре - вышли звери.
Пять, шесть - листья есть.


Мишка косолапый переступает с ноги на ногу, неловко поворачивается

- Бурый мишка, бурый мишка, потанцуй, потанцуй.




-  Бурый мишка, бурый мишка,

Прыгни раз, прыгни два.


-  Бурый мишка, бурый мишка,

покружись.

-  Бурый мишка, бурый мишка,

Нас поймай.

Кого мишка запятнает, тот становится на его место. Игра продолжается (2-3 раза)







Дети считалкой выбирают медведя.

Тот кто стал медведем, надевает шапочку -  маску медведя и становится в середину круга.










 

















Дети разбегаются.


Умение пользоваться самостоятельной речью. Развивать общую моторику.

9

Выразительное рассказывание  логопедом сказки « Жадный медвежонок»

Беседа по сказке.

Неожиданно появляется лесовичок.

- Ребята вот мы и встретили лесовичка. А теперь давайте сядем на ковёр по турецки и послушайте сказку,  которая называется « Жадный медвежонок»


(Презентация)

Жил в лесу жадный медвежонок. Никто с ним не дружил, потому что самыми любимыми его словами были: «Мой!», «Моя!», «Моё!» и «Мои!»

Однажды, шел он по лесу. А навстречу ежик бежит, на спине у ёжика - грибок. «Мой!» - заявил медвежонок и отнял гриб. Ежик заплакал, свернулся клубочком и покатился по тропинке. Медвежонок поддал его лапой и больно укололся. «Бедная МОЯ лапа!» - заревел он.

Прихрамывая, побрел медвежонок дальше. Видит: белочка скачет, полную корзинку малины в лапках несёт. «Моя!» - закричал медвежонок и отобрал у белочки ягоды вместе с корзинкой. Белочка не стала спорить. Прыгнула на сосну. Сидит там, лапкой слезы утирает.

Дальше идет медвежонок. Лакомится малиной из корзинки. Вдруг, из кустов выпрыгивает зайчонок. Сел на задние лапки, стал яблочко грызть. Не успел и пару раз откусить, как медвежонок с криком: «Моё!», выхватил яблоко. Струсил зайчишка, шмыгнул снова в кусты.

Бурундучок с полным мешком лесных орехов тоже оказался на пути жадного медвежонка. «Мои!» - безо всяких объяснений заявил жадина и взвалил мешок с орехами себе на спину.

Все лесные звери, завидев жадного медвежонка, разбегались врассыпную, лишь бы ему на глаза не попадаться! А он всё ходил по лесу и кричал: «Мой!», «Моя!», «Моё!», «Мои!».

После чтения сказки педагог спрашивает:

- Ребята, про что говорил медвежонок: « Мой!», «Моя!», «Моё!», «Мои!»?

- Как вы думаете, о чём ещё медвежонок говорил: « Мой!», «Моя!», «Моё!», «Мои!»?

Игра с использованием ИКТ .

Дети садятся на ковёр по турецки и сморят на экран.





























































































































Дети называют.



Дети смотрят на экран и подбирают картинки, которые подходят для каждого из этих местоимений.


Уметь внимательно слушать и запоминать, отвечать на вопросы, образовывать притяжательные местоимения с существительными.

10

Игра

« Чей?» « Чья?» «Чьё?» « Чьи?»

- Пора,  дети, в сад возвращаться.

- шли, шли, шли, мать и мачеху нашли, присели, посмотрели и опять пошли.

Давайте вспомним чей хвост?



- Давайте вспомним чья шкура?

- Чья шуба?



- Чьи уши?


Игра с использованием

ИКТ.

Дети говорят за логопедом и выполняют движения.







- Лисий, лисичий, лисовый.


- Медвежачая, медвежья

- Заичья

- Барсучья

- Лисья

- Заичьи

- Медвежьи

- Волчьи

- Барсучьи

- Беличьи

Уметь отвечать на вопросы.

11

Окончание занятия

 Логопед предлагает детям подвести итог занятия, вспомнить, чем они занимались, и оценить работу друг друга.

Закрепить и усвоить материал.


 



Предварительный просмотр:

                                 

                                   

                                 

                                       

                                         

                                 

                                 

        

                                 



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические игры для формирования согласования притяжательных местоимений с именами существительными дошкольниками с ОНР

согласование притяжательных местоимений с существительными является одним из направлений коррекционно-логопедического воздействия на ребенка с ОНР в старшей группе; предлагаемые игры можно применять н...

Конспект НОД "Животные и их детеныши" во второй младшей группе

Дать представление детям о животных, провести сравнительный анализ настоящего и игрушечного животного. Обогащать словарный запас  детей!...

КОНСПЕКТ НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» встаршей группе «На лесной полянке выросли грибы» (аппликация)

КОНСПЕКТНОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» встаршей группе«На лесной полянке выросли грибы» (аппликация)...

Конспект занятия «Животный мир Крайнего Севера» в подготовительной общеобразовательной группе.

Цели:познакомить детей с особенностями природы Крайнего Севера;расширить представления детей о внешнем виде, жизни, повадках животных севера;воспитывать любознательность, интерес ...

Конспект НОД "Животные Севера" для детей подготовительной к школе группе

ОО Познавательное развитие – Ознакомление с миром природы.Итоговое занятие "Животные Севера" в подготовительной группе....

Конспект НООД "Животные для неизвестной планеты" (подготовительная к школе группа)

Цель: формирование у детей умения создавать в рисунке образ несуществующего (фантастического) животного. Задачи: 1. Закреплять умение использовать различные техники рисования: восковые мелки + акварел...