Логопедические игры для формирования согласования притяжательных местоимений с именами существительными дошкольниками с ОНР
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) по теме

Кирдяшова Наталья Петровна

согласование притяжательных местоимений с существительными является одним из направлений коррекционно-логопедического воздействия на ребенка с ОНР в старшей группе; предлагаемые игры можно применять на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях, а также при закпеплении материала воспитателем во второй половине дня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедические игры для согласования притяжательных местоимений с именами существительными для дошкольников с ОНР

1.        Сказка “Жадный медвежонок”

   Жил в лесу жадный медвежонок. Самыми любимыми его словами были слова «мой!», «моя!», «моё!».

   Шёл он однажды по лесу. Навстречу ему ёжик бежит, на спине гриб несёт. «мой!» - заревел медвежонок и отнял у ежа гриб. Тот заплакал и свернулся клубочком. Медвежонок поддал его лапой и больно укололся. «бедная моя лапа!» - зарычал он.

   Прихрамывая, побрёл медвежонок дальше. Видит: белочка скачет, полную корзинку земляники несёт. «Моя!» - закричал медвежонок и отобрал у белочки корзинку.

   Дальше идёт медвежонок, а из кустов выпрыгнул зайчишка. В лапках яблоко держит. «моё!» - свирепо проговорил медвежонок и выхватил у зайчишки яблоко. Тот, струсив, снова в кусты шмыгнул.

   С тех пор никто не дружил с медвежонком, все обходили его стороной, а он всё ходил по лесу и кричал: «мой!», «моя!», «моё!».

   После рассказа и показа этой сказки логопед (или воспитатель) спрашивает у детей: «Как вы думаете, о чём медвежонок мог кричать «мой!», «моя!», «моё!».

   Дети подбирают предметы или картинки, которые подходят для каждого из этих местоимений, называют их.

2.        “Помоги Мальвине и Буратино”

В гости к детям пришли Мальвина и Буратино (куклы или дети из другой группы). Они принесли целую картину вещей (вещи Мальвины и Буратино перепутались).

– Ребята, давайте поможем раздать вещи Мальвине и Буратино. Для этого спросим – чей предмет или чья вещь? Выбираются двое ведущих – девочка и мальчик, которые вынимают вещи из корзины и спрашивают: чей бант, чья шляпа? Сказочные персонажи отвечают: мой бант, моя шляпа, и забирают себе вещи. Ведущие меняются несколько раз.

Далее логопед говорит:

– Мальвина и Буратино остались так довольны, что оставили вам угощения.

логопед выносит поднос, на котором лежат сладости и фрукты, просит детей:

– Скажите, что вы возьмете, но так, чтобы слышались слова “мой”, “моя”. Дети отвечают: “Мой банан. Мой апельсин. Моя конфета”. Затем каждый ребенок составляет по одному предложению: “Я возьму мою конфету и мой зефир. А ты?

А я возьму мой банан и мою шоколадку”.

3.        «Магазин одежды»

На столах разложена одежда детей. Дети должны выбрать свою одежду и назвать её. Например, это мой шарф, моя кофта, моё платье и т.д.

4.        “Кто самый внимательный”.

Дети идут в магазин за покупками, игрушками, отдают логопеду свои вещи, складывая их в коробку. Ведущий, доставая по одному предмету, спрашивает детей: Чей грузовик? Чей  самолет? Чья кукла? Чья машина? Вызванный ведущим ребенок отвечает: Мой грузовик. Моя кукла. Моя машина. И т. д.

5.  «Волшебные часы».

 Ведущий раздаёт детям разноцветные сигнальные карточки. На доске вывешиваются часы, на циферблате которых изображены предметы разного цвета. Вызванный помощник вращает стрелки, останавливая их напротив предмета, окрашенного в один из основных цветов.

При этом задаётся вопрос:

Чей шар, самолёт, медведь и т. д.

Чья сумка, шуба, лента, майка и т. д.

Ребёнок, имеющий сигнальную карточку соответствующего цвета, отвечает на вопрос:

Мой шар, самолёт, медведь и т. д.

Моя сумка, шуба, лента, майка и т. д.

6.  «Чудесная поляна»

Дети выходят на поляну. Играет тихая музыка. Как только музыка станет громче, они снимают с кустов карточки с изображёнными предметами, но только теми, у которых художник забыл нарисовать одну деталь. Стул без спинки, тумбочка – без ножки, стол – без крышки, чайник – без ручки, машина – без руля, автобус – без фары, дом – без крыши, платье – без рукавов. Затем дети подходят к стенду, находят недостающую часть предмета и говорят:

– Дайте, пожалуйста, мою ножку, крышку, спинку, фару… Мой руль, рукав, хвост

7.        Игра с мячом «Вспомни и назови»

Логопед предлагает детям подобрать нужное слово к тому слову, которое он произнесёт. Логопед кидает мяч ребёнку и произносит: “Мой …” Ребёнок ловит мяч, бросает обратно логопеду и произносит: “Мой костюм”. Для игры можно выбрать определенную лексическую тему, например: “одежда, обувь, посуда, мебель и т.д.”.

8.        Логопед предлагает детям вспомнить, кем они являются для мамы и папы (сын, дочка), для бабушки и дедушки (внук, внучка). Затем логопед спрашивает, как мама называет одного из детей группы. Ребёнок отвечает: “Мой сынок”. – “А бабушка?” – “Мой внучек”. Далее логопед спрашивает девочку: “А как тебя папа называет?” –“Моя дочка” – “А дедушка?” – “Моя внучка”.

9.        «Жадный Глеб»

Логопед показывает картинку мальчика и говорит, что зовут его редким именем Глеб, наверное потому, что так как он, дети поступают редко.

– Глеб к игрушкам побежал,

Все их в кучу он собрал:

– Мой медведь, моя машина,

Мячик мой, мой Буратино!

– Никому я их не дам!

– Ну сиди, играй в них сам.

Логопед открывает салфетку, под которой лежат игрушки:

– Может быть, такую кучу игрушек собрал Глеб?

– Так про какие игрушки Глеб скажет: Мой? Моя? Моё?

Дети отвечают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Дикие животные. Согласование притяжательных местоимений с существительными" в старшей группе с ОНР

Тема:   «Дикие животные. Согласование притяжательных местоимений с существительными» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,  «Познание», «Социализация», «Музыкально –...

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи у младших дошкольников «Во саду ли, в огороде»

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи у младших дошкольников «Во саду ли, в огороде»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ старшего дошкольного возраста...

Методика логопедической работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной разработке описана методика логопедической работы по формированию звукового анализа и синтеза, которая может быть использована в рамках подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольног...