Конспект игрового занятия для детей 4-5 лет «Пересказ по опорным картинкам по мотивам сказки В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Прокопенко Татьяна Александровна

Конспект занятия для детей средней группы ОНР по развитию связной речи. На занятии отрабатывается умение пересказывать текст по опорным картинкам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_17.05.12.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Развитие связной речи.

Задачи.

1.Коррекционно-образовательные:

- обогащение и актуализация лексики в процессе работы над темой «Насекомые»;

- обучение детей составлению пересказа по опорным картинкам;

- работа над отгадыванием загадок;

- работа над словоизменением – предложно-падежное управление;

- работа над формированием диалогической речи.

        

2. Коррекционно-развивающие:

- развитие диалогической и связной речи;

- развитие зрительной и слуховой памяти;

- развитие зрительного и слухового внимания;

- развитие мышления;

- развитие воображения.

3.Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитание навыков сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстнику;

- воспитание бережного отношения к природе и насекомым;

- развитие коммуникативной функции речи.

Оборудование: опорные картинки демонстрационные (берёза, муравей, кузнечик, майский жук, гусеница, муравейник, бабочка) и индивидуальные (берёза, муравей, кузнечик, майский жук, гусеница, муравейник); мягкий кубик с опорными картинками на гранях – «Волшебный кубик».

Ход занятия

Организационный момент. Логопед предлагает детям отгадать загадки:

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион.

(муравейник и муравьи)

Прыгает пружинка -

Зелёная спинка -

С травы на былинку,

С ветки на тропинку.

(кузнечик)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда ползу.

Если в воздухе кружусь,

То уж вдоволь нажужжусь.

(жук)

Хоть имеет много ножек,

Всё равно бежать не может.

Вдоль по листику ползёт,

Бедный листик весь сгрызёт.

(гусеница)

- Как назвать одним словом муравья, гусеницу, майского жука, кузнечика?

- Насекомые.

-Недавно вам читали сказку, в которой встречаются все эти насекомые. Как она называется?

- Она называется «Как муравьишка домой спешил».

- Сегодня мы расскажем похожую историю о путешествиях маленького муравья. Садитесь, пожалуйста, и послушайте.

1. «Путешествие муравья»

В лесу под берёзой муравейник (появляется картинка с изображением берёзы). 

Подул ветер и унёс муравьишку на листочке за ручей. Как домой вернуться? (появляется картинка с изображением муравья)

Через ручей его кузнечик перенёс (появляется картинка с изображением кузнечика).

До берёзы муравьишка на майском жуке долетел (появляется картинка с изображением майского жука).

А с берёзы в муравейник муравьишка на гусенице спустился (появляется картинка с изображением гусеницы).

Вот так домой и попал (появляется картинка с изображением муравейника).

2. Работа над текстом.

- Послушайте мои вопросы. Пусть тот, кто знает ответ - поднимет руку. Где находится

      муравейник?

- Муравейник в лесу под берёзой.

- Как мурвьишка попал за ручей?

- Муравьишку унёс на листочке ветер.

- Кто муравьишку через ручей перенёс?

- Кузнечик перенёс муравьишку через ручей.

- На ком муравьишка до берёзы долетел?

- На майском жуке муравьишка до берёзы долетел.

- На ком муравьишка в муравейник спустился?

- На гусенице муравьшка в муравейник спустился.

3. Работа над грамматическими категориями.

- Как надо правильно сказать? Подскажите слово. В лесу растёт …(картинка с изображением берёзы)

- Берёза.

- Муравей забрался на …

- Берёзу.

- Муравей упал с …

- Берёзы.

- Жук с муравьём подлетел к …

- Берёзе.

- Муравейник находился под …

- Берёзой.

Динамическая пауза. Игра с «Волшебным кубиком». Дети по очереди подбрасывают кубик. Изображают насекомое или предмет, который выпал. Вспоминают – что с этим героем происходило в рассказе. Например:

- Катя, подбрасывай кубик. Какая картинка выпала?

- Майский жук.

- Как майский жук передвигается – ползает, прыгает, летает?

- Майский жук летает.

- Давайте покажем, как он летает. Кто помнит, как в нашей истории майский жук помог муравью?

- Он посадил муравья на спину и полетел к берёзе.

4. Игра «Четвёртый лишний»

- Посмотрите на доску. На ней картинки с насекомыми. Все ли эти насекомые герои нашего рассказа? Кого можно убрать?

Картинки на доске: муравей, бабочка, гусеница, майский жук.

- Нужно убрать бабочку.

- Кого можно вернуть, кто ещё был героем нашего рассказа?

- Можно добавить кузнечика.

5. Игра «Собери свой рассказ»

У каждого ребёнка набор индивидуальных опорных картинок. Дети ещё раз слушают рассказ логопеда и выкладывают на столе опорные картинки в порядке появления героев.

- Теперь попробуйте сами разложить картинки на столе, пока я буду рассказывать нашу историю.

6. Пересказ рассказа по опорным картинкам.

Логопед ещё раз читает рассказ и просит одного ребёнка пересказать с опорой на картинки.

7. Итог занятия.

Сегодня мы учились пересказывать рассказ и помогали нам в этом картинки. Сказка В. Бианки называется «Как муравьишка домой спешил», а как мы можем назвать свой рассказ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность по сказке В.Бианки "Как муравьишка домой спешил" (с использованием ИКТ)

Цель: Активизация позновательной активности, систематизация получения знаний о насекомых....

Конспект НОД по теме В. Бианки "Как муравьишка домой спешил"

Совместная деятельность воспитателя и детей среднего возраста. Знакомство с произведением В. Бианки "Как муравьишка домой спешил"...

Развивающее пособие «лэпбук» на основе произведения Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Дидактическое пособие «Лэпбук» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста, содержание лэпбука можно пополнять и усложнять. В старшем дошкольном возрасте дети уже могу...

Развивающее пособие на основе произведения Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил».

Дидактическое пособие «Лэпбук» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста, содержание лэпбука можно пополнять и усложнять. В старшем дошкольном во...

Чтение сказки В.Бианки "Как муравьишка домой спешил"

Уважаемые родители,прочитайте деткам сказку про муравьяhttp://www.planetaskazok.ru/biankiv/kakmuravishkadomoispeshilbianki...

Виталий Бианки "Как муравьишка домой спешил"

Уважаемые родители!Предлагаю вместе прочитать увлекательную сказку-быль и ответить на вопросы:1-На какое дерево залез муравьишко?2-Кого встретил на своем пути муравей?3-Успел муравьишко в муравейник д...

Конспект ОД по речевому развитию "Пересказ по опорным картинкам по мотивам сказки В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Конспект ОД по речевому развитию "Пересказ по опорным картинкам по мотивам сказки В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»...