Конспект НОД по образовательной области "Коммуникация" тема "Транспорт"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Ковалёва Светлана Борисовна

Конспект составлен с учётом ФГТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.transport.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Транспорт»

Цели:

  1. Образовательные:
  1. Продолжать учить согласованию прилагательных и существительных в роде, числе, падеже.
  2. Закрепить обобщающие понятия «пассажирский транспорт», «грузовой транспорт»; дифференцировать грузовой и пассажирский транспорт.
  3. Упражнять детей в практическом употреблении существительных в родительном падеже; в употреблении множественного числа существительных.
  4. Активизировать речевую деятельность детей через умение  формулировать полные ответы.

II.  Коррекционно – развивающие:

       1.Развивать умение понимать обращённую речь; слуховое внимание.

       2. Развивать умение ориентироваться в пространстве.

       3. Развивать общую и мелкую моторику.

     III. Воспитательные:

  1. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия.
  2. Воспитывать умение работать в коллективе.

Словарная работа: троллейбус, трамвай, самосвал, теплоход, поливальная машина.

Оборудование: предметные картинки пассажирского, грузового и специального транспорта; зелёные кружки на каждого ребёнка, наложенные друг на друга контуры различных видов транспорта, игрушки (машина, самолёт), две демонстрационные карточки для дифференциации  пассажирского и грузового транспорта,  компьютер,  магнитофон с аудио записью сигналов городского транспорта, мольберт с магнитами.

Ход:

Дети заходят в кабинет.

      I.Организационный момент :  

Логопед: Здравствуйте, ребята. ( Дети здороваются).

   Из- за дверей слышен шум, плач.

Логопед: Что за шум? Кто это плачет? ( Открывает дверь. Входит плачущий  Незнайка с большим конвертом)

Логопед: Незнайка, почему ты плачешь? Что случилось?

II. Постановка цели ( проблемы), темы занятия.

Незнайка: Мой друг Самоделкин собрался в путешествие и меня с собой возьмёт если я выполню его задания ( показывает конверт), но они такие трудные, что я боюсь не справлюсь. ( Плачет)

Логопед: Незнайка, успокойся, мы с ребятами тебе поможем. Ребята, поможем Незнайке? ( Дети соглашаются)

Незнайка: Самоделкин говорил про машины, корабли, самолёты и каким- то странным словом их называл, я и не запомнил даже, а вы не знаете, дети? 

Логопед: Ребята, кто из вас подскажет это слово?

Дети: Это транспорт.

III. Пальчиковая гимнастика  

Есть игрушки у меня:

Паровоз и два коня,

Серебристый самолёт,                                         Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъёмный кран-

Настоящий великан.

Сколько вместе?

Как узнать?

Помогите сосчитать!

Попеременно хлопают в ладоши и ударяют кулаками друг о друга.

Загибают пальчики на обеих руках.

Попеременно хлопают в ладоши и ударяют кулаками друг о друга.

IV. Решение проблемы ( игры и упражнения, предполагающие самостоятельную деятельность детей)

Логопед: Незнайка, давай посмотрим в твоём конверте какое первое задание.

  1. « Отгадай загадки»:

- У каждого из вас по две картинки, на которых нарисован различный транспорт.  Я загадаю  загадку. Тот, у кого картинка с отгадкой – поднимет её, назовёт ответ и поместит на мольберт. Если мы с заданиями справимся, то на мониторе загорится зелёный цвет, а если нет, то красный.

Очень рано за окошком- стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным  дорожкам ходят красные дома. ( трамвай)

По асфальту едет дом, ребятишек много в нём.

А над крышей вожжи, он без них ходить не может. ( троллейбус)

Паровоз без колёс, вот так чудо – паровоз.

Не с ума ли он сошёл – прямо по морю пошёл? ( пароход)

Не машет крылом, а летает,

Не птица, а всех обгоняет. ( самолёт)

Чтоб тебя я повёз, мне не нужен овёс,

Накорми меня бензином, на копытца дай резины,

И тогда поднявши пыль побежит …( автомобиль)

Что за чудо – белый дом, ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины и питается бензином. ( автобус)

Логопед: Скажите, этот транспорт перевозит людей или грузы?

Дети: Этот транспорт перевозит людей.

Логопед:  Как называют людей, которые едут в транспорте?

Дети: В транспорте едут пассажиры?

Логопед: Как называется транспорт, который перевозит пассажиров?

Дети: Пассажирский транспорт.

Логопед: Ребята на мониторе горит зелёный цвет – значит, с первым заданием мы справились. Молодцы!  Незнайка, давай посмотрим второе задание.

2.Игра «Чего не стало?»

Логопед: Давайте поиграем с этими картинками. Незнайка, ты будешь убирать по одной картинке, а дети догадаются, чего не стало.

Дети: Не стало автобуса … И.т.д.

Логопед:  Ребята посмотрите, на мониторе горит зелёный цвет – значит второе задание мы выполнили правильно. Молодцы! А вот и третье задание.

3.Игра « Угадай по действию.»

Логопед: У вас остались ещё картинки. Догадайтесь, про какой транспорт я скажу:

Эта машина помогает тушить пожары.

Дети: Это пожарная машина.

Логопед: Эта машина помогает поливать улицы?

Дети: Это поливальная машина.

Логопед: Эта машина помогает врачу оказывать помощь больным людям?

Дети: Это скорая помощь.

Логопед выставляет на мольберт картинки с изображением пожарной , поливальной машины и скорой помощи.

Логопед: Это тоже транспорт,  называется – специальный.

Незнайка: А я на улице видел машины которые перевозят грузы. Как этот транспорт называется?

Дети: Это грузовой транспорт.

Логопед: Давайте его назовём.

Дети: Самосвал, грузовик, молоковоз, хлебовоз.

Логопед: Ребята, посмотрите, на мониторе горит зелёный цвет – очередное задание мы выполнили правильно. Молодцы! А вот и четвёртое задание

4. Игра « Четвёртый лишний».

Логопед предлагает две демонстрационные карточки для дифференциации  пассажирского и грузового транспорта.

Логопед: Ребята, посмотрите внимательно на картинки , назовите «лишний» транспорт и объясните почему вы так думаете.

 Дети: Лишний автобус , потому что он –пассажирский  транспорт, а остальные  машины – грузовой.

Логопед: На мониторе горит зелёный цвет – мы можем выполнять следующее задание.

V. Физминутка.

Логопед: Сейчас вы все станете водителями пассажирского транспорта. Я включу магнитофон, вы услышите шум транспорта и начнёте движение. « Ездить» нужно медленно, не сталкиваясь друг с другом,  чтобы не было аварии. Когда вы услышите сирену милицейской машины – остановитесь.

5. Игра «Подбери действие к предмету»

Логопед: Сейчас вы на минуту станете зелёным сигналом светофора. Я показываю вам игрушки и называю действие. Если я правильно называю действие вы поднимаете зелёный кружок.

Самолёт- летит, плывёт, гудит, стоит, взлетает, прыгает, отплывает, приземляется.

Самосвал -  едет, гудит, лети, стоит, заезжает, разгружается, плывёт, проезжает.

На мониторе горит зелёный цвет – задание выполнено правильно.

Незнайка, давай следующее задание.

6.Игра « Один – много»

Логопед раздаёт детям предметные картинки с пассажирским транспортом во множественном числе, у логопеда картинки с такими же видами транспорта, но в единственном числе. Далее игра проводится в форме диалога.

Логопед: У меня есть автобус.

Ребёнок: А у меня есть автобусы.

Логопед: У меня есть самолёт.

Ребёнок: А у меня есть самолёты. И.т.д.

Логопед:  Ребята посмотрите, на мониторе горит зелёный цвет- ещё одно задание выполнено правильно. Молодцы!

7. Игра «Слова поссорились»

Логопед:  Ребята , в этом задании в предложениях поссорились слова вот послушайте, что получилось: « Зелёный машина едет между домами». Давайте помирим слова.

Дети: Зелёная машина едет между домами.

Логопед: Синяя грузовик едет по мосту.

Дети: Синий грузовик едет по мосту.

Логопед:   На мониторе горит зелёный цвет- ещё одно задание выполнено правильно. Молодцы!  Незнайка, в твоём конверте есть ещё задания?

Незнайка: Есть, но оно наверно самое трудное . Посмотрите какой рисунок . Не понятно, что на нём нарисовано.

8. Игра «Кто внимательный»

Детям предлагаются наложенные друг на друга контуры различных видов транспорта.

Логопед:  Ребята посмотрите внимательно на этот рисунок и назовите, что вы видите.

Дети: Самолёт, автобус, корабль, грузовик.

Логопед:  Незнайка, как всё это можно назвать одним словом?

Незнайка: Транспорт.

Логопед:  Молодец, Незнайка. Ребята, посмотрите на мониторе горит зелёный цвет. А у Незнайки пустой конверт. Мы все задания выполнили правильно.

VI . Итог.

Незнайка: Ребята, я понял зачем мне Самоделкин дал столько заданий. Теперь я знаю, что путешествовать можно на пассажирском транспорте, а грузы перевозить на грузовом. Большое вам спасибо! До свидания!

Логопед:  Ребята, как вы думаете, мы смогли помочь Незнайке?

Дети: Да, мы выполнили все задания,  и Самоделкин возьмёт Незнайку в путешествие.

 Логопед: Какие вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Ознакомление с природой»

Тема: «Зимняя сказка».  Программные задачи:   Развивать умение, понимать смысл образных выражений загадки. Упражнять в подборе определений к заданному слову. Совершенствовать умение дет...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Экология»

Тема: «По лесным тропинкам».    ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:   Продолжать формировать элементарные экологические представления о природе (о животных и растениях, о единстве организма и среды...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» Тема: «Удивительные животные Африки».

Программные задачи:- систематизация и углубление представлений детей о животном     мире        жарких     стран...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» (старшая группа)Тема: «Удивительные животные Африки».

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» Подготовила и провела воспитательГБОУ детский сад с этнокультурным (русск...

Конспект Итоговой непосредственной образовательной деятельности в старшей группе деятельности по образовательной области «Речевое развитие» , по образовательной области «Познавательное развитие»

Итоговой непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» (раздел развитие речи), по образовательной области «Познавательное развитие»...

Конспект ООД Тема: Образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений» конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Завяжем кукле бантики»

Дата:Тема: «Завяжем кукле бантики»Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10Задачи:Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.Продолжать формировать ...