Подгрупповое логопедическое занятие
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Гаврилейко Валентина Павловна

Подгрупповое фонетическое занятие в подготовительной группе                               для детей с логопедическим заключением:                                                                     ФФН, стертая форма дизартрии

 Тема: Дифференциация звуков С - Ш.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoped_ssh.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповое фонетическое занятие в подготовительной группе                               для детей с логопедическим заключением:                                                                     ФФН, стертая форма дизартрии

 Тема: Дифференциация звуков С - Ш.

Цели и задачи:. Учить правильно произносить и различать звуки  С – Ш в слогах, словах, предложениях. Упражнять в усвоении смыслоразличительной функции фонематической системы языка, функции слухопроизносительной дифференциации фонем.  Развивать фонематические представления, мыслительную деятельность. Вовлечь детей в активную речевую и познавательную деятельность. Воспитывать самоконтроль.                                                                                                                                     Оборудование: Аудиозапись шумов (скрип, хруст, свист, шуршание, шум ветра, шипение), индивидуальные зеркала, салфетки, снежинки, картонные варежки, кубик, на гранях которого картинки (свисток, насос, кран, змея, ветер - качающееся дерево, проколотая шина), схемы артикуляции звуков С и Ш, профили артикуляции звуков С и Ш, буквы С, Ш, слоговые таблицы, картинки (девочка, мальчик, каска, кашка, мишка, миска, уши, усы, крыша, крыса, кошка Машка, маска, каша, масло, сахар, сыр, плюшки, колбаса, шоколад, сок, лапша, сушки, простокваша), домики звуков, сюжетная картинка.  


Этапы занятия.

Действия педагога

Действия детей

Задачи этапа

1.

Организационный момент. Введение в тему. Выделение звуков С – Ш из предложений, из слов                                                     Все снег да снег, высокие сугробы - под снегом до весны спокойно спит природа.                                                    – Какой звук чаще других слышится в предложении?                                                                                    - Послушайте (шумы: скрип, хруст, свист). Что вы слышали?                                                                                              - Какой одинаковый согласный слышится в словах: скрип, хруст, свист?                                                        Тише, тише, тише, ты еще послушай тишину.                                                                                        – Какой звук чаще других слышится в этом предложении?                                                                                                          - Послушайте (шумы: шорох, шуршание, шипение)                                                                    - Что вы слышали?                                                - Какой одинаковый согласный  слышится в словах: шорох, шуршание, шипение?                                                                

Дети стоят полукругом перед логопедом, отвечают:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                


                                                              - Звук С.                                   Дети слушают аудиозапись шумов, отвечают:         - Я слышал свист, хруст, скрип.                                    


                                                                 

                                                                       - Звук Ш.                                       - Я слышал шорох, шуршание, шипение.                                   – Звук Ш

                                                                                                                                                     

Развивать  слуховое восприятие, фонематический слух и фонематическое восприятие

2.

Объявление темы                                                         – Как вы думаете, о каких звуках мы будем говорить?                                                                           - Сегодня мы будем учиться правильно произносить и не путать звуки С – Ш.

                                             - Мы будем говорить о звуках С, Ш

Настроить детей на восприятие изучаемого материала.

3.







Изучение нового материала.                             1. Упражнение на релаксацию (раскачивание):                                                                                                                   Метет метель снега                                          Туда-сюда, туда-сюда.                                                Метет она, метет.                                          Вот стихла. Стоп!                                                        2. Лицевой массаж                   С неба падают пушинки                                          на уснувшие поля.                                         Ель закутали косынкой,                                шапкой, шубой – сад, леса.                                          3. Артикуляционная гимнастика                                                                    – Чтобы правильно произносить звуки С, Ш, надо потренировать губы, язык.                                                             Выполним упражнения для губ:                 «Улыбка» (Улыбнулись – как светло и чисто),                                                    «Рупор» (Широкая трубочка).                 Упражнения для языка:                               «Лопаточка» (Сгребаем снег).                 «Поймай снежинки» (Широкий язык снаружи, спрятать за нижние зубы).                                                   «Расчистим дорожки» (Почистим нижние зубки).                                                                   «Горка» (Построим горку).                                            - С горки дует ветерок и несет он холодок (Сдуем снежинку с варежки).                                                         – Какая воздушная струя?                                   - Пойдем домой и выпьем горячего чая с вареньем. Упражнения: «Вкусное варенье», «Чашечка».                                                                          – Погреем нос. Какая воздушная струя?                                                        4. Дифференциация изолированных звуков. Анализ артикуляции по плану                                                                       – Произнесите звук С, Звук Ш.                           – Бросаем кубик. Что увидим, ту песенку и произнесем (на гранях кубика картинки: свисток, насос, кран, змея, дерево качается, проколотая шина).                                                      – Сравним, как произносятся звуки С, Ш.                                                                         – Чем отличаются?                                                 - Чем похожи звуки С и Ш в произношении?                                                               5. Характеристика звуков                                      – Какие звуки С и Ш?                                 - В чем отличие?                                                                                         – Какой буквой обозначаются звуки С, Сь? Покажите букву С.                                   – Какой буквой обозначается звук Ш? Покажите букву Ш.                                                                                          

Дети стоят полукругом, выполняют плавные движения руками вперед – назад, вправо – влево.                           Сидят за столами, выполняют лицевой расслабляющий массаж по массажным линиям.                              Выполняют артикуляционные упражнения перед индивидуальными зеркалами, отвечают на вопросы:

                                                                     







- высокую, широкую, крутую,                                       - холодная,                                                                                                



- теплая. Произносят изолированные звуки С, Ш. Бросают кубик, озвучивают картинки – произносят звуки С, Ш. Сравнивают артикуляцию звуков по плану – схеме.                                                                                        






                                                       – Оба согласные, глухие.                                        – Звук С твердый, имеет мягкую пару. Звук Ш твердый, мягкой пары нет.

Снять мышечное напряжение.














                                  Учить дифференцировать звуки С – Ш с опорой на зрительное восприятие артикуляции, на кинестетические ощущения. Закрепить знания правильного положения органов артикуляции при произнесении звуков С, Ш. Учить выделять общие и различные моменты артикуляции звуков С, Ш.

4.

Физминутка                                                   – Я хочу пригласить вас в гости к моим знакомым.                                                    А на улице зима                                           и стало холоднее.                                        Теперь одежда нам                                      нужна теплее.                                                                                                                          

                                                                                 - Чьи варежки?                                                                                                    

- Мои!                                                           - Чья шапочка?                                             - Моя!                                                          

- Чей шарфик?                                             - Мой!                                                           - Пойдем гулять скорей с тобой!               Чтобы ножки не замерзли,                             мы потопаем.                                               Чтобы ручки отогрелись,                             мы похлопаем.                                                                           

  Дети выполняют движения по тексту, самомассаж :                                  - руки в стороны,            - обнимают себя,                           - гладят руки от кистей к плечам, голову, туловище, ноги,                                   - гладят тыльные стороны ладоней,                                   - показывают ладони,          - гладят голову,               - кладут руки на голову,                                     - гладят шею,                    - кладут руки на шею,                                                                           - маршируют на месте,   - топают,                                              - растирают ладони,              - хлопают.                                                                        

Развивать общую моторику, координацию речи с движением.

5.

Дифференциация звуков С – Ш в слогах. Чтение слогов по таблицам                                                                    – Мы подошли к мостику. Но пройти по нему нельзя – он сломан.  Отремонтируем мостик – прочитаем слоги:                                                                       ша – са                    са – ша                          шу – су                    су – шу                         шо – со                    со - шо        

Дети читают пары слогов.

Дифференцировать звуки С, Ш в слогах.

6.

Дифференциация звуков С – Ш в словах на фоне уточнения звуковой структуры слова                                                                              1. Нас встречают мои знакомые  мальчик и девочка. Как их зовут? В имени девочки первый звук С. В имени мальчика первый звук Ш.                                   2. Работа со словами – паронимами. Гимнастика для глаз                                                                                         – У Сони и Шуры волшебные часы. Следите взглядом по стрелкам, называйте картинки. Слева направо: кашка – каска, сверху вниз мишка – миска.              – Кашка – каска – это одинаковые слова? Чем они отличаются? Что обозначают?                                                           3.  Дифференциация звуков С - Ш в предложениях                                           – Шура составил такие предложения: Соня ела пшенную каску. Правильно? Исправьте. Паша надел на голову кашку. Правильно? Исправьте.                         – Мишка – миска – это одинаковые слова? Чем они отличаются?  Составьте предложение с этими словами.                            4. Звуко-слоговой анализ слов-паронимов                                                      – Назовите похожие слова.  Разделите слово «мишка» на слоги. Назовите звуки по порядку. Сколько звуков в слове? Какой первый звук, второй, третий, четвертый, пятый. (Аналогично проводится звуко-слоговой анализ слова «миска»).                                                      – Чем похожи слова? Чем отличаются?                                                              - Вывод: поменялся один звук – получилось другое слово, которое обозначает другой предмет.                                


                                                                                       

                                                        Дети называют имена детей: Соня, Шура.              

Дети следят взглядом за указкой, называя слова – паронимы, отвечают на вопросы:                                                     - Кашка – это блюдо, сваренное из крупы, каска – защитный головной убор солдата.                  Дети исправляют ошибки, произносят предложения правильно.                                     – Мишка – это игрушка, миска – это посуда.  Составляют предложения: Мишка сидит на стуле. У кошки полная миска сметаны.                                                                              Дети выполняют звуко-слоговой анализ слов «мишка», «миска».                                   – В словах по 2 слога, 5 звуков, все звуки одинаковые, кроме третьего.                           – Слова отличаются одним звуком: в слове «мишка» третий звук «ш», а в слове «миска» третий звук «с».

Профилактика миопии.                      






Формировать навык фонематического анализа. Закрепить дифференциацию звуков С – Ш во фразовой речи. Закрепить навык звуко-слогового анализа.

7.

Закрепление.                                               1. Упражнение «Положи полоску, кружок». Дифференциация звуков в словах                                                    – Поможем Соне и Шуре различать похожие слова. Если в слове услышишь звук С – положи полоску, если звук Ш – положи кружок. Почему?                                                      Логопед произносит слова – паронимы: Машка, маска, уши, усы, крыша, крыса, шутки, сутки.                                              2. Дифференциация звуков в предложениях                                                       – Зайдем в магазин. Что продается? Что с чем рядом?                                               3. Упражнение «Купим продукты Соне и Шуре»                                          – Возьмите монеты. Что можно купить на эту монету (с буквой С )                                                                           Что можно купить на монету с Буквой Ш?                                                                4. Упражнение «Отнесем покупки в домики детей» Логопед предлагает детям два домика: первый этаж – три слога, второй этаж – два слога, первый этаж – один слог. На крыше одного домика – полоска, на крыше другого – кружок.

1. Дети отвечают:                 - Когда мы произносим звук С, губы в улыбке, а когда мы произносим звук Ш, губы широкой трубочкой.                                  Кладут полоску или кружок.                                                                                                                                                                                                                                                                          2. – Рядом с кашей масло, сахар. Рядом с сыром плюшки, колбаса. Рядом с шоколадом сок, лапша.                                                                          3. – На монету с буквой С можно купить продукты, в названиях которых слышится звук С. Я купил Соне масло и сахар. Я купил Соне сыр, сок и колбасу.                                            – На монету с буквой Ш можно купить продукты, в названиях которых слышится звук Ш. Я купил Шуре кашу и плюшки. Я купил Шуре шоколад, лапшу.                               4. Относят покупки в домики, определяя наличие звука С или Ш, количество слогов.

Развивать фонематический слух, умение различать оппозиционные звуки, закрепить навык слогового анализа. Развивать навык пространственной ориентировки и пространственного взаимодействия.

8.

Физминутка. Пальчиковая гимнастика «Горка» - «Чашечка»                                                                 Язык вниз – са-са-са.                                  Сыр, сок, масло, колбаса.                                                                   Язык вверх – ша-ша-ша.                             Лапша, каша, плюшки, шоколад.                                                

Показывают ручную модель языка при произнесении звука С. Соединяют последовательно все пальцы с большим пальцем на обеих руках одновременно.  Показывают ручную модель при произнесении звука Ш.

Развивать тонкие движения пальцев рук: точно, динамично выполнять.

9.

Заучивание стихотворения по опорным картинкам                                                 - Любимые продукты Сони и Шуры - сушки и простокваша. Кому дадим? Как можно по-другому назвать Шуру, чтобы в его имени слышались оба звука: С и Ш?                                                    Соня сушек насушила,                                В гости Сашу пригласила.                         С аппетитом Соня с Сашей                           Ели сушки с простоквашей.

Дети отвечают:                - Сушки и простоквашу дадим и Соне, и Шуре, потому что в этих словах слышатся оба звука. Шуру можно назвать по-другому: Саша.                               Запоминают, рассказывают стихотворение.

Развивать словесно – логическое мышление, память.  Закрепить дифференциацию звуков С – Ш во фразовой речи.

10.

Итог                                                            – Какие звуки мы учились различать? Назовите слова со звуком С. Назовите слова со звуком Ш. Назовите похожие слова, которые отличаются только одним звуком. Назовите слова, в которых слышатся оба звука.                                                                      

Дети отвечают.

Развивать коммуникативные навыки.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Лексическая тема: «Овощи и фрукты».

Лексическая тема: «овощи и фрукты».Грамматическая тема: суффиксальное образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде.Цель: развивать навык суффикс...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-7-летнего возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи.

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-7-летнего возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи....