Лексико - грамматическое занятие для старшей группы с ОНР "Одежда"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

занятие для детей с ОНР по лексической теме "Одежда"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №60 «Иволга».

Открытое лексико-грамматическое занятие в старшей группе для детей

с ОНР на тему:

«Одежда».

Учитель-логопед Хуснутдинова О.С.

г. Набережные Челны

Программное содержание

Коррекционно-образовательные цели:

  1. Обобщение и систематизация представлений об одежде.
  2. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Одежда» (Одежда, магазин, плащ, куртка, брюки, джинсы, платье, свитер, футболка, шорты, майка, носки).
  3. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление относительных прилагательных).

Коррекционно - развивающие цели:

  1. Развитие связной речи, всех видов восприятия, воображения, тонкой моторики.

Воспитательные цели:

  1. Воспитание инициативности, самостоятельности, творческой активности.

Предварительная работа:

  1. Экскурсия с родителями в магазин «Одежда».
  2. Чтение сказки братьев Гримм «Храбрый портной».
  3. Разучивание загадок, скороговорок об одежде,
  4. Разучивание пальчиковой гимнастики «Аленка-маленка».

Оздоровительные задачи:

  1.         Использование элементов программы «Здравствуй!» М.Л. Лазарева.
  2.         Продолжать использовать здоровье сберегающие технологии.

Оборудование:

Картинки- брюки, рукавички, плащ, ростовая кукла, одежда для куклы, мяч, разрезные картинки, вещи в натуральную величину.

Ход занятия

Ребятки, посмотрите к нам сегодня пришли гости! Давайте поздороваемся с ними:

Здравствуйте, девочки! - Здравствуйте!
Здравствуйте, мальчики! - Здравствуйте!
Здравствуйте, взрослые! - Здравствуйте! Здравствуйте, здравствуйте все!

Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Подскажи словечко».

Дождик, посильнее плач

Я надену новый…. (плащ)

        Едва повеяло зимой, они всегда с тобой.

        Согреют две сестрички, зовут их…(рукавички)

Рукава длинней, чем руки,

Значит, вы надели…(брюки)

Выставить картинки «плащ»,  «брюки», «рукавички». Ребята, а как можно назвать одним словом плащ, брюки, рукавички. Правильно. Одежда. Вот и мы с вами сегодня будем говорить об одежде. Ой, вы слышите, кто-то стучится.  Входите. (Входит девочка). Кто это к нам пришел? Алена. Давайте с ней поздороваемся.

Алена: Ребята, я пришла к вам в гости. Я слышала, что в детском саду очень весело. Можно много играть. Это правда? Давайте поиграем. Я принесла свою куклу,  Алену, я люблю ее  одевать. А вы хотите попробовать? (Показывается одежда, которая снабжена липучками).  (дети говорят, что наденут, выходят и прикрепляют одежду к кукле).

Логопед: Ну что, ребятки поиграем? Называем вещь и цвет.  Начнем со слов «я надену....” Что ты наденешь?  

Ребенок: Я надену Алене белую майку.

Ребенок: Я надену Алене брюки.

Ребенок: Я надену Алене свитер.

Ребенок: Я надену Алене куртку.

Ребенок: Я надену Алене шарф.

Логопед: Молодцы! У вас хорошо получилось. А теперь давайте с Аленой поиграем еще в игру «Назови лишнее». (показ картинок: платье, плащ, брюки, сапоги).

Логопед: Скажите ребята, что здесь лишнее? Начнем со слов «здесь  лишнее....”

Дети: Здесь лишнее……(сапоги).

Лог.: Почему? (потому что сапоги это обувь, а остальное одежда). А ты Алена, как думаешь? Правильно, молодцы.

Пойдем  Алена на ковер и поиграем в игру. Вставайте в круг. Давайте поиграем в игру «Один много» . Я буду бросать вам мяч, и называть один из предметов одежды. Вы будете ловить мяч, называть несколько предметов такой же одежды и бросать мяч мне. Первой я кидаю Алене. Футболка - футболки, кофта - кофты, носок - носки, рубашка – рубашки, сарафан – сарафаны, юбка – юбки, плащ – плащи, куртка – куртки, шарф – шарфы, майка - майки, варежка – варежки.

Молодцы! Садитесь на свои места. Ребятки посмотрите, а Алена нам принесла еще одну игру. Посмотрите на ваших столах лежат картинки, которые надо собрать. (разрезные картинки).

Молодцы! У вас хорошо получается. А теперь скажите, пожалуйста, что у вас получилось?

А теперь пусть наши пальчики отдохнут.

Пальчиковая гимнастика «Аленка»

Аленка – маленка                         (хлопок)

Шустра, быстра:                        (удар кулаками друг о друга 2 раза)

Воды наносила,                        (загибать пальчики по одному)

Сарафан дошила,

Носок довязала,

Ягод насбирала,

Песню допела.

Везде поспела.                        (хлопок)

В охотку ей дело.                        (удар кулаками друг о друга 2 раза)

 Отдохнули! А теперь давайте вместе с Аленой поиграем в магазин. Пройдемте к нашему магазину. Я буду продавцом, а вы покупателями. Я буду спрашивать вас: «Что вы хотите купить?». А вы начинаете ответ со слов: «Я хочу купить…И описываете то, что вы хотите купить. Не забываем называть цвет. Выстраивайтесь в очередь

Ребенок: Я хочу купить желтое платье.

Логопед: вот ваша покупка. Пожалуйста.

Ребенок: Я хочу купить синие брюки. И т. д.

Хорошо ребята. Проходите на свои места. 

Алена: Ой, ребята, с вами так весело играть, а давайте еще во что-нибудь поиграем.

Логопед: Давайте поиграем в игру «Назови ласково». Вот вам картинки. Я на доску прикрепляю картинку с одеждой, вы смотрите на свои картинки и у кого есть такая же картинка, но маленькая, вы выходите и прикрепляете рядом с моей. Давайте начнем с Алены. Свитер-свитерок, брюки-брючки, куртка-курточка, шарф-шарфик, майка-маечка, носок-носочек

Молодцы, вы справились и с этим заданием..

Алена: как ребята с вами интересно, но мне пора возвращаться домой. Мне с вами очень понравилось, поэтому я принесла вам подарки.

Логопед: Спасибо. Давайте попрощаемся  с Аленой. До свидания. Приходи еще. (Алена уходит)

Расскажите, чем мы занимались на сегодняшнем занятии?

Что интересного  вы узнали на сегодняшнем занятии? Скажи, пожалуйста, кто из наших ребят сегодня лучше всех занимался?  Молодцы, вы очень хорошо работали. На этом наше занятие закончено. Давайте попрощаемся  с нашими гостями.



Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЯ ПО КАРТИНЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ  С ОНР ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

НА ТЕМУ:

«ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

Программное содержание:

Подготовительные задачи:

  1. Создать условия для расширения и обогащения словаря по лексической теме «Перелетные птицы».
  2. Практическое усвоение навыков словоизменения, словобразование и употребление в речи предлогов.

Коррекционные задачи:

  1. Продолжить работу по развитию слухового и зрительного восприятия, внимания и логического мышления.
  2. Развитие логического мышления –формирование понимания причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес к явлениям природы.

Оздоровительные задачи:

  1. Использование элементов программы «Здравствуй!» М.Л.Лазаревой.
  2. Продолжать использовать здоровье сберегающие технологии.

Словарная работа:

  1. Активный словарь- перелетные, проталины, проклюнулись
  2. Пассивный словарь –ледоломки, заворсилась, запестрели.

Оборудование:

        Рассказ Н. Сладкова «Птицы весну принесли», карточки-кроссворды для отгадывания перелетных птиц (на каждого ребенка), предметные картинки, карандаши, сигналы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Логопед: Ребятки, посмотрите, к нам сегодня пришли гости! Давайте поздороваемся с ними:

Здравствуйте, девочки! – Здравствуйте!

  Здравствуйте, мальчики! – Здравствуйте!

 Здравствуйте, взрослые! – Здравствуйте!

        Здравствуйте, здравствуйте все!

Л.: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: Весна

Л.: Какие вы знаете, весенние месяцы?

Л.: Какие признаки весны вы знаете? (снег тает и т.д.) Сегодня мы поговори м о перелетных птицах. Каких перелетных птиц вы знаете? (ответы)

Молодцы. А сейчас послушайте рассказ Николая Сладкова «Птицы весну принесли». ( По ходу рассказа выставляются картинки).

ПТИЦЫ ВЕСНУ ПРИНЕСЛИ.

Грачи прилетели – проталины принесли. Трясогузки – ледоломки лед на реке раскололи. Зяблики появились – зеленая травка заворсилась.

Дальше –больше. Пеночки прилетели – цветы запестрели. Кукушка вернулась –листья на березах проклюнулись. Соловьи показались – черемуха зацвела. Весна так и делается: каждый понемножку.

Н. Сладков.

Теперь давайте побеседуем по содержанию этого рассказа.

 Почему писатель Н. Сладков говорит, что грачи принесли проталины? Как можно сказать об этом другими словами?

Д.: Грачи прилетают ранней весной, когда появляются первые проталины.

Л.: Как вы понимаете, слова писателя «Трясогузки – ледоломки лед раскололи»?

Д.: Трясогузки прилетают тогда, когда начинает на реках раскалываться, таять лед.

Л.: Молодцы! А теперь немного отдохнем. Мы с вами будем играть в игру « Улетают – не улетают». Я называю птицу, если она перелетная, вы «подлетаете» ко мне, если зимующая – остаетесь на месте.

Очень хорошо!

У вас лежат карточки – кроссворды. Впишите недостающие буквы, прочитайте слово. По очереди выходите к доске, остальные ребята читают название перелетной птицы и составляют это слово из сигналов лежащих на столе.

Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. Теперь внимательно послушайте еще раз рассказ  Н. Сладкова. Потом вы по очереди будете его рассказывать.

Молодцы! Скажите пожалуйста, что интересного вы сегодня узнали о птицах? Кто работал лучше всех?

На этом наше занятие закончено.



Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ  С ОНР СТАРШЕЙ ГРУППЫ

НА ТЕМУ:

«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Программное содержание:

Подготовительные задачи:

  1. Создать условия для расширения и обогащения словаря по лексической теме «Домашние животные».
  2. Практическое усвоение навыков словоизменения, словобразование и употребление в речи предлогов.
  3. Способствовать усвоению категории родительного, творительного падежа.

Коррекционные задачи:

  1. Продолжить работу по развитию слухового и зрительного восприятия, внимания и логического мышления.
  2. Закреплять и автоматизировать поставленные звуки в словах, фразах, предложениях.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес к животному миру.

Оздоровительные задачи:

  1. Использование элементов программы «Здравствуй!» М.Л.Лазаревой.
  2. Продолжать использовать здоровье сберегающие технологии.

Словарная работа:

  1. Активный словарь- домашние животные, блеять, лакать, ржать, стойло, коровник, свинарник.
  2. Пассивный словарь –фотография, сено.

Оборудование:

        Игрушки животных, разрезные картинки, муляжи продуктов, наборное полотно.

ХОД ЗАНЯТИЯ

        Ребятки, посмотрите, к нам сегодня пришли гости! Давайте поздороваемся с ними:

Здравствуйте, девочки! – Здравствуйте!

  Здравствуйте, мальчики! – Здравствуйте!

 Здравствуйте, взрослые! – Здравствуйте!

        Здравствуйте, здравствуйте все!

Логопед: Ребята, хотите сходить в гости?

Дети: Да!

Л.: К кому мы сегодня пойдем, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Мягонькая шерстка, круглые глазищи,

И расходятся от щек длинные усищи.

Убегают от нее серенькие мышки,

От кого они бегут, знаете детишки?

Дети: Кошка.

Л.:

Закрываем глазки,

Попадаем в сказку.

Появляется кошка и поет песенку.

Л.: Кошка пригласила к нам в гости своих друзей. Послушайте внимательно и скажите, кого мы ждем в гости? (запись голосов животных)

1 задание: Узнай по голосу.

Л.: Кто кого узнал? Назовите их одним словом. Какие животные? Почему их называют домашними животными?

Они пришли не одни, а со своими детенышами.

2 задание: Назови детенышей.

Л.: Детенышей наших животных надо угостить.

3 задание: Накорми животных.

4 задание: Кто что делает? (глагольный словарь)

Физ.минутка.

Л.: На память я хочу сделать фотографию. Но фотография не получилась (испорченный снимок)

5 задание: Кто без чего?

Л.: Но наши гости ждут фотографии. Пусть каждый из вас сделает по одной фотографии для гостей.

6 задание: Разрезные картинки.

Л.: А теперь давайте отведем наших животных домой.

7 задание: Где, чей домик?

А теперь пришла пора прощаться с нашей кошкой. До свидания. Глазки закрываем домой попадаем.



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ

С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Если  у Вашего ребенка выявлено нарушение речи, то данные советы помогут быстро и эффективно преодолеть нарушение:

  1. Согласовывайте с учителем – логопедом и воспитателем всю работу по воспитанию правильной речи.
  2. Покажите ребенка врачам – специалистам (по рекомендации ПМПК)
  3. Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание
  4. Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме
  5. Не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания
  6. Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий
  7. Вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля
  8. Постепенно усложняйте требования к речи ребенка
  9. Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли
  10. Совместно с педагогами группы работайте над развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий
  11. Помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных способностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе
  12. Верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправление нарушений речи
  13. Не следует все время поправлять ребенка, делать ему замечания по поводу неправильного произношения всегда и везде, чтобы не вызвать отрицательного отношения к занятиям
  14. Не фиксируйте внимание ребенка на том, что не получается, лучше подбодрите его
  15. Работу с логопедом не следует делать основным содержанием жизни ребенка, занятия должны гармонично входить в ту деятельность, которая привлекает ребенка (игры по дороге в детское учреждение, в магазин, занятия на прогулке, на кухне и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме «Путешествие в весенний лес».

Аннотация: Данный материал поможет обогатить словарь дошкольников, совершенствовать грамматический строй речи, учить детей не допускать ошибок при словоизменении и словообразовании, развивать пс...

Фронтальное логопедическое лексико – грамматическое занятие в старшей группе. Тема: Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом «у».

Цель:- упражнение в образовании родительного падежа единственного числа существительных;- составление предложений с существительными в родительном падеже единственного числа с отрицанием «нет»;-...

Лексико-грамматическое занятие в старшей группе детей с ОНР по теме "Домашние животные"

Предлагаею Вашему вниманию конспект НОД в старшей группе по лексической теме "Домашние животные". Оснавные цели занятия: закрепление знаний детей о  домашних животных, профилактика отическиой дис...

Лексико-грамматическое занятие в старшей группе "Весна пришла"

На занятии отрабатывается лексический материал по теме "Весна":образование уменьшительно ласкательной формы существительных; согласование прилагательных с существительными и существительных с числител...

Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе по теме "Фрукты"

Закрепить и актуализировать знания по теме "Фрукты", развивать грамматический строй речи....

Конспект фронтального лексико-грамматического занятия в старшей группе компенсирующей направленности "В гости к Диме".

В занятиие включены задания на развитие лексико-грамматического строя речи: образование глаголов приставочным способом, правильное употребление предлогов"В", "ЗА", "К", "ИЗ-ЗА", закрепление обобщающих...

Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Тема: «Грибы»

Цель: Уточнить представления детей о грибах, особенностях их внешнего вида, местах произрастания....