Конспект непосредственной образовательной днятельности в старшей группе со здоровьесберегающим сопровождением "Зимующие птицы".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Петерс Людмила Александровна

 

Расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_gorod.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе

со здоровьесберегающим сопровождением «Зимующие птицы»

ЦЕЛЬ: расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы».

ЗАДАЧИ:

коррекционно-образовательные:

- автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи детей;

- закрепление умения детей делить слова на слоги;

коррекционно-развивающие:

- развитие мышления детей на материале описательных загадок;

- развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам;

- развитие зрительного и слухового восприятия; развитие межполушарного взаимодействия;

- развитие общей и мелкой моторики пальцев рук;

коррекционно-воспитательные:

- воспитание умения взаимодействовать друг с другом;

- воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам;

здоровьесберегающие задачи:

- профилактика утомления детей на занятии;

- обеспечение физиологически необходимых этапов восприятия и переработки информации.

Оборудование и материалы:

предметные и силуэтные (для штриховки) картинки с изображением зимующих птиц, модели птиц на каждого ребенка, картинки зимующих птиц, подвешенные на кресте, магнитная доска, 6 блюдец с кормом для птиц (хлебные крошки, ягоды, сало, гречка, пшено, семечки), дидактическая игра «Назови по части целое», губки (по 2 штуки на каждого ребенка), простые карандаши на каждого ребенка.

Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, сорока, кормушка, корм, зимующая, клевать, каркать и т.д.

Ход занятия

Содержание занятия

Здоровьесберегающее сопровождение

I. Организационный момент.

- Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику.


1. - Сначала натянем «умную шапку» (указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз и имитируем завязывание узелка под подбородком).


2. - Теперь позеваем (открываем широко рот и нажимаем указательными пальцами на середину щек.)


3. - Покажем «умную сову» (правую руку кладем на левое плечо и слегка надавливаем, медленно поворачиваем голову влево назад, затем вправо назад, меняем руку и повторяем движение головы.)

Совушка-сова,
Большая голова.

На суку сидит,

На всех глядит.

(Дети вместе с логопедом выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)


4. - И глазки надо подготовить для работы. Гимнастика для глаз «Найди названную птицу». По заданию логопеда дети находят глазами, не поворачивая головы, висящую на стене картинку с изображением названной птицы.

- Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.





II. Основная часть.

Обобщение материала по теме «Зимующие птицы»

- Дети, вы, наверное, догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии (ответы детей.) Правильно, о зимующих птицах.

- Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие - это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края).

- Назовите известных вам зимующих птиц (ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел).

1. - Молодцы. Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах, а отгадку на кресте найдёт тот, кого я назову, остальные проверяют правильность ответа. (Ребёнок выходит, снимает картинку, логопед вешает её на доску).

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей.)


Черный жилет,

Красный берет,

Хвост как упор,

Нос как топор. (Дятел)


Белые щечки –

Синяя птичка,

Остренький клювик –

Собой невеличка.

Желтая грудка –

Это …(Синичка)


Ходит важно,

Вперевалку.
И воркует, и клюет. (Голубь.)


Всех я за день навещу,                 
Всё, что знаю растрещу!

Расскажу всё раньше срока,

Потому что я…(сорока)

Как откроет рот – кошмар! –

Слышно только кар-кар-кар! (Ворона)

2.Д.И «Сжимай и считай»

- А теперь давайте, определим количество слогов в словах – названиях зимующих птиц, каждый определяет у своей птички. Возьмите губки с подноса, делаем все, проверяем.


3. - Молодцы! Посмотрите на доску. Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла,

2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)

- Чем они отличаются друг от друга? (Размером, окраской, опереньем)

- Возьмите на столе конверты соберите из мозаики птичку и назовите её.


4. Дидактическое упражнение «Для чего?»

- Для чего птице клюв?

- Для чего птице крылья?

- Для чего птице лапки?

- Для чего птице пёрышки?

- Для чего птице хвост?


5. Пальчиковая гимнастика «Птичка»

- Для того чтобы выполнить следующее задание, подготовим свои пальчики.

Птичка крылышки сложила (переплести пальцы рук)

Птичка пёрышки помыла (пошевелить пальцами)

Птичка клювом повела (сложить клюв из мизинцев)

Птичка зёрнышки нашла

Птичка зёрнышки поела (поклевать по столу)

Птичка песенку запела (раскрывать мизинцы)

Птичка крылышки раскрыла (изобразить крылья)

Полетела, полетела!



6.Игра «Найди и заштрихуй»

– Возьмите у себя на столе картинку, посмотрите внимательно, кто на ней изображён?

- А теперь узнаем, кто самый внимательный. Сколько птиц спряталось на картинке?

- Назовите птиц, которые спрятались на картинке.

- Покажите мне клеста. Кто скажет, чем необычна эта птичка (высиживает птенцов зимой). Давайте обведём и заштрихуем клеста. Следите за направлением штриховки (дети выполняют задание под спокойную музыку).                                                                            - Вы штриховали?

Дети: Мы штриховали.

Логопед: А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.











8.Д.И «Найди и накорми»

- Голодно и холодно птицам зимой. Как мы заботимся о них? (сделали кормушки и подкармливаем) Много птиц прилетает к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. Чем можно угостить птиц? (хлебными крошками, ягодами, салом, гречкой, пшеном, орехами, семенами).

- Посмотрите, я приготовила угощенье для птиц, возьмите каждый картинку с птичкой и поставьте её к блюдечку.

- Скажите, кто какую птичку чем накормил? (Я накормил свою синичку салом и т.д.).

– Дети, кому не хватило угощения? (Сове и дятлу).

– А почему? (Сова – хищная птица, питается грызунами. Дятел питается личинками насекомых. Они сами себе пищу добывают)

- Как можно назвать хлебные крошки, ягоды, семечки, пшено, сало, орехи одним словом? (Еда, корм, пища)

- Для кого этот корм? (Для птиц)

- Чей это корм? (Птичий корм)

- Чья это пища? (Птичья пища)


9. Д.И «Назови по части целое»

Дети садятся на места.

- Мы сегодня хорошо поработали на занятии. Для закрепления изученного, давайте поиграем в игру «Назови по части целое» и вспомним известных нам зимующих птиц. (Логопед показывает детям картинку с изображением отличительной части тела зимующей птицы, а дети должны назвать эту птицу).


10. Д.И «Назови ласково»

- А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово - что солнышко.

- птица – птичка, пичужка

- синица – синичка

- воробей – воробышек – воробьишко

- снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек

- голубь – голубка, голубок

- галка – галочка

- Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова и будут чаще прилетать к нам в гости.


III. Итог занятия.

- О ком мы с вами говорили?

- Какие задания вам больше всего понравились?

- Занятие окончено, спасибо.








Учёт особенностей физиологической фазы «врабатывания» у детей: первая часть занятия не загружается сложным, ответственным материалом, требующим значительных умственных и психических усилий.














Укрепление глазодвигательных мышц.


























Увеличение двигательной активности, смена динамической позы.































Обеспечение фактора фиксации внимания в «фазе устойчивой работоспособности» (умственная нагрузка сочетается с кинестетическими движениями рук).









Опора на наглядный материал






































Элементы релаксации и музыкотерапии.






7. Физминутка «Птички»

Птички прыгают, летают.

Птички прыгают, поют.

Птички крошки собирают,

Птички зёрнышки клюют.

Пёрышки почистили?

Пёрышки почистили!

Клювики почистили?

Клювики почистили!

Дальше полетели

И в кружочек сели!




























Поддержание умственной работоспособности в последней фазе занятия с помощью игрового метода.













Снятие эмоционального напряжения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по мотивам сказки «Гуси-лебеди» (с элементами здоровьесберегающих технологий)

Образовательная область «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей; создание условий для получения каждым ребёнком полноценного разви...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий тема: " Путешествие на лесное озеро"

Конспект непосредственно образовательной деятельностив  старшей  группе   с использованием здоровьесберегающих технологий ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Зимующие птицы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Зимующие птицы»Лепка (пластилинография)...