« В НАЧАЛЕ ЖИЗНИ ШКОЛУ ПОМНЮ Я…»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Смирнова Татьяна Игоревна

Задачи: 1. Познакомить детей с поэзией А.С. Пушкина.

2. Дать знания о Царскосельском лицее и друзьях-лицеистах Пушкина.

3. Работать над динамической стороной речи: интонационной выразительностью, правильной паузацией, ритмом.

4. Работать над состоянием дыхательной и голосовой функций: плавностью речевого дыхания, модуляцией голоса.

5. Вызвать у детей положительные эмоции от чтения стихов А.С. Пушкина и прослушивания музыки.

Материал: 1. Портрет А.С. Пушкина, литографии Царскосельского парка, Царскосельского лицея.

2. Видеоряд портретов друзей-лицеистов Пушкина и Царскосельского лицея.

3. Музыкальное сопровождение: альбом «Времена года» Чайковского.

Подготовка:1. Заучивание стихов Пушкина об осени («Уж небо осенью дышало…», «Унылая пора, очей очарованье», «Осень» - отрывок из романа «Евгений Онегин», «За весной, красой природы» - отрывок из поэмы «Цыганы»,)

2. стихи о Царскосельском парке «Приют покоя и прохлады», «Вам Царского Села прекрасные дубравы…»

3. Стихи о Царскосельском лицее «Вы помните, когда возник лицей…», «В начале жизни школу помню я…», «Моя студенческая келья…», «Друзья мои, прекрасен наш союз!».

4. Экскурсия в Царскосельский лицей.

Ход: Дети заходят в зал парами под музыку.

Логопед: Ребята, все вы бывали в городе Пушкине, кто-то из вас живет в нем. А кто мне скажет, в честь кого он так назван? Правильно, в честь А.С. Пушкина. Раньше, очень давно, когда Пушкин был еще мальчиком, город носил другое название. Какое? Да, Царское Село. Почему царское? Да, здесь была летняя резиденция русских царей. И вот в 1811 году (200 лет тому назад) в Царском Селе было построено учебное заведение, школа, куда принимали мальчиков из знатных дворянских семей. Какое же название дали этому учебному заведению? Да, Лицей. Саша Пушкин вместе с другими мальчиками выдержал вступительные экзамены и стал лицеистом. Ребята, вспомните, сколько мальчиков было принято в Лицей? Да, их тридцать – всего один класс.

А сейчас мы зажжем наши свечи и перенесемся (в нашем воображении) в Царское Село времен А.С. Пушкина. (Дети садятся на стульчики)

Ребята, совсем недавно мы были с вами на экскурсии в Царскосельском Лицее, читали книгу о нем. А давайте мы расскажем о Лицее и нашим гостям…

Идет видеоряд о лицее (с комментариями и чтением стихов о лицее).

1.​ Здание лицея «Вы помните, когда возник лицей, как царь открыл для нас чертог царицын. И мы пришли. И встретил нас Куницын приветствием меж царственных гостей…»

2.​ Актовый зал Когда мы поднялись по старинной лестнице, то попали в большой актовый зал, где впервые читал свои стихи Саша Пушкин «В начале жизни школу помню я. Там нас детей беспечных было много: неровная, но резвая семья…»

3.​ Библиотека Увидели светлую библиотеку с множеством книг, где часто после занятий бывали лицеисты, особенно любил сюда заходить Саша Пушкин: «Один я не скучаю и часто целый свет с восторгом забываю…»

4.​ Классы Просторный класс, где учились лицеисты

«О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг…» В классе шесть парт, каждая на пять мест. Парты стоят полукругом. Рассаживают учеников не по знатности, а по успехам. Оценок в Лицее пять. Лучшая – единица, это значит «отлично», хуже всего – «нуль». Это значит – ничего не знает и не захотел узнать.

Каждую субботу дежурный учитель составляет список всех учеников по успехам, вписывает в клеточки все оценки, полученные за неделю. Про этот список лицеисты сочинили песенку: «Этот список – сущи бредни! Кто тут первый? Кто последний? Все нули, все нули, ай, люли, люли, люли!» Песенку сложили для того, чтобы отличники не задавались.

Ребята, а давайте и мы свами проведем небольшой урок. Я буду учителем, а вы учениками. Согласны? Тогда начнем…

Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (осень). Скажите пожалуйста, а какая бывает осень? (ранняя, поздняя, холодная, дождливая, ветреная, скучная, унылая, золотая, багряная, пестрая, разноцветная, увядающая). Вот как красиво вы рассказали об осени. А сколько осенних месяцев в году? (три). А как называется месяц, который идет ЗА августом? (сентябрь). А как называется месяц, который стоит ПЕРЕД декабрем? (ноябрь). А какой месяц находится МЕЖДУ сентябрем и ноябрем? (октябрь).

Скажите, сколько слогов в слове ОСЕНЬ? (отхлопывают – два слога).

С какого звука начинается это слово? ( О).

А теперь выложите на магнитной доске из букв слово ОСЕНЬ. Сколько букв в этом слове? (пять), а сколько звуков? (четыре) , почему? (Ь) – звука не имеет. А теперь выложите звуковую схему слова Осень.

Массаж лица «ОСЕНЬ»

Осень в гости к нам пришла: (спиралевидные движения от середины лба к верхней ча-

Сильный ветер принесла.

Листья пестрые летят… сти ушей, от носа к средней части ушей,

Осень любит листопад. от середины подбородка к нижней части ушей).

Осень в гости к нам пришла:

Дождь с собою принесла.

Мелкий дождик моросит,

У деревьев грустный вид (постукивания по лбу, щекам, подбородку)

Осень в гости к нам пришла:

Птичек в стаи собрала. (пощипывание лба, щек, подбородка)

«Стало холодно вокруг.

Вам пора лететь на юг!»

Ну, а теперь перемена! Музыкальная игра с движением на слуховое внимание. «ТУЧКА».

А теперь займите свои места и мы продолжим нашу экскурсию по Лицею.

    Чего только не увидишь в физическом кабинете? И макет Солнечной системы, и циркули, увеличительные стекла и компасы.

« Под каким созвездием, под какой планетою ты родился, юноша? Ближнего Меркурия, аль Сатурна дальнего?..»

Ребята, давайте мы тоже выложим нашу солнечную систему! (дети выкладывают на полу планеты «по порядку» вокруг солнца).

5.​ Комната Пушкина  И маленькую комнату с табличкой: Александр Пушкин, где он написал свои первые строчки: «Моя студенческая келья вдруг озарилась:

Муза в ней открыла пир младых затей,

Воспела детские веселья и славу нашей старины,

И сердца трепетные дни…»

    Приятно, что у каждого своя комната. Хочешь побыть один – зайди в комнату и закрой за собой дверь. Соскучился - постучи в стенку и услышишь веселый голос друга…

Шесть лет провел Пушкин в лицее. И в час прощания звучат стихи:

«Шесть лет промчалось, как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины,

И уж Отечества призванье

Гремит нам: «Шествуйте, сыны!»

   И действительно, лицеисты превратились в сынов Отечества.  И кем бы они ни стали годы спустя – мореплавателями, министрами, военными, дипломатами или поэтами – они всегда помнили о своей школе и юношеской клятве:

«Храните, о, друзья, храните

Ту ж дружбу с тою же душой!

То ж к правде пылкое стремленье,

То ж правде – ДА, неправде – НЕТ,

В несчастье – гордое терпенье,

А в счастье – всем равно ПРИВЕТ! (читает логопед)

…Промчались годы… Прошел 19, 20 век… Но живет память о первых воспитанниках Лицея.

И здание сохранилось. Только теперь в здании лицея находится музей.

Тихое же Царское Село носит имя великого русского поэта.

А все, что увидел и пережил в стенах Лицея Пушкин, отозвалось потом в его стихах: и лицейские годы, и первые друзья (видеоряд лицеистов):Александр Пушкин, Антон Дельвиг, Владимир Вольховский, Иван Пущин, Федор Матюшкин,Николай Корсаков, Михаил Яковлев, Александр Горчаков

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен,

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз,

Куда бы нас не бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир – чужбина,

Отечество нам – Царское Село!» -

…А вот и любимый Царскосельский парк, под сенью которого Пушкин писал свои стихи. «Приют покоя и прохлады,

Сквозь вечну зелень тут и там

Мелькают светлые беседки:

Повсюду роз живые ветки

Цветут и дышат по тропам…»

 «Вам Царского Села прекрасные дубравы,

Отныне посвятил безвестный музы друг

И песни мирные, и сладостный досуг…»

А вот и осень пришла в Царское Село.

      Тихо в Царскосельском парке - (музыка из альбома П.И. Чайковского «Октябрь»)

«Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных бродил берегов,

И столетия мы лелеем

Еле слышный шорох шагов…» писала А. Ахматова об Александре Сергеевиче.

Ребята, давайте и мы походим по аллеям парка (в нашем воображении) и представим, как осенние листья шуршат под нашими ногами.

А теперь, как будто, возьмем осенний листочек и нежно подуем на него, а теперь возьмем еще один листочек, положим его на другую ладошку и снова подуем … А теперь – танец с осенними листочками. Звенит колокольчик. Дети занимают свои места.

Много стихов написал А.С. Пушкин о природе, но самым любимым его временем года была осень.

Давайте и мы с вами почитаем стихи Пушкина об осени.

«Унылая пора, очей очарованье!» «Октябрь уж наступил…»

«За весной, красой природы…»

«Уж небо осенью дышало…»

Вот и подошла к концу наша литературно-музыкальная гостиная.

Подойдите ко мне, давайте задуем дружно свечи, чтобы в следующий раз зажечь их снова.

Пожалуйста, подождите

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместное мероприятие с родителями посвящённое 70 летию Победы в Великой Отечественной войне в подготовительной к школе группе детей с ФФНР «Помните! Через века, через года – помните! О тех, кто уже не придёт никогда, - помните!»

Знакомить детей с историческим прошлым нашей страны, для формирования социально –активной личности гражданина и патриота через совместную социально – полезную деятельность родителей, детей и педагогов...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного школьного обучения «На пороге школы»

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, педагоги и родители иногда упускают из виду социально-личностную готовность, включающую в себя такие учебные навыки, от которых...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Методическая разработка совместной образовательной деятельности с группой детей седьмого года жизни "Я помню! Я горжусь!"

Методическая разработка направлена на формирование гражданской позиции , патриотических чувств на основе расширения представлений о победе защитников О...

Интегрированное занятие с детьми пятого года жизни. Тема "Помните друзья! С огнём шутить нельзя!

Цель данного занятия-дать детям понятие о том, какую опасность таят в себе спички. Уточнить знания детей о том, что огонь служит людям в быту, но так же может быть опасен....

Родительское собрание в начале учебного года в разновозрастной группе (5-6, 6-7) "Сказка" "Начало учебного года - начало нового этапа в жизни воспитанников"

Родительское собрание проводилось с целью моделирования перспектив взаимодействия ДОУ и родителей на новый учебный год....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Помните! Через века, через года, — помните…»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Помните! Через века, через года, — помните…»Образовательная область: «Познавател...