"Ознакомление детей, имеющих нарушения речи, с Санкт-Петербургом"
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) по теме

Радович Ирина Геннадьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методический материал

«Ознакомление детей, имеющих нарушения речи

с Санкт-Петербургом»

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

 

Подготовила

учитель-логопед

ГБДОУ №  50

Центрального района

Радович Ирина Геннадьевна.

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

 

2013.

Цель:

Закреплять знания детей об истории России и родном городе Санкт-Петербурге.

 

Задачи:

1.     Развивать познавательный интерес к изучению архитектурных и исторических достопримечательностей города на примере Петропавловской крепости.

2.     Развивать умение отвечать на вопросы педагога и доказывать свою точку зрения.

3.     Развивать слуховое внимание.

4.     Обогащение словаря: остров, крепость, башня, стена, «Петропавловская», собор, усыпальница, бастион.

5.     Учить использовать при ответах мнемотаблицы.

Коррекционно-развивающие:

-       Совершенствование навыков связной речи.

-       Совершенствование грамматического строя речи.

-       Развитие временных представлений.

-       Развитие мелкой моторики.

Воспитательные:

-       Совершенствование у воспитанников коммуникативных умений и навыков.

-       Формирование патриотических чувств и любви к родному городу.

-       Воспитывать желание сохранять культурное наследие и преумножать его.

 

 Оборудование:

1.     Музыкальное сопровождение.

2.     Интерактивная доска (слайды Петропавловской крепости из учебно-методического пособия «Город-сказка, город-быль» авторы О.В. Солнцева, Е.В. Корешкова-Леонтьева).

3.     Эстампы и открытки (на каждого воспитанника).

4.     Крупный конструктор.

5.     Прозрачный мольберт с графическим изображением Петропавловской крепости ( с обратной стороны).

6.     Игра с цветными квадратами из ковролина.

7.     Игра-лото «История Петербурга».

8.     Кубик с карточками (6шт).

9.     Цветик-восьмицветик (пособие: эмоции + карточки).

10.                        Разрезные открытки

 

 

Организационный момент

Дети под музыку входят в зал и встают полукругом к доске

Логопед: Жил-был король, у которого был очень красивый дворец, и он хотел защитить его от врагов (педагог выставляет на коврограф дворец). Приказа король построить толстые …… (стены). Но стены оказались непрочными, пришлось королю приказать поставить по углам высокие ……. (башни). И за стенами вырос целый город.

Логопед: Вспомните, пожалуйста, где мы видели с вами похожую картину?

Ответы

 

Слайд «король и дворец».

Логопед: Правильно, в книге про рыцарей. Но что еще было вокруг этих стен?

Ответы

 

Логопед: Теперь город был хорошо укреплен от врагов. И его назвали?

Ответы

 

Дети читают стих:

1.     По болоту Петр шел,

              Остров Заячий нашел,

              Он созвал рабочий люд,

              И построил крепость тут,

2.     Крепость новая стоит,

              Пушками врагам грозит,

              Бам, бам, бам, бам,

              Не осталось зайцев там,

              Зайцы пушек испугались,

              По кусточкам разбежались.

 

Педагог показывает иллюстрации рыцарского замка с водой.

 

 

 

 

Дети, изображая зайцев, прыгают до стульчиков, садятся.

Логопед: Мы с вами живем в прекрасном и удивительном городе – Санкт-Петербурге. И в нем тоже есть крепость. Крепость расположена на острове. А что такое остров?

Ответы

 

Логопед: Кто велел построить крепость?

Ответы

 

Логопед: Отгадайте, на каком острове строилась Петропавловская крепость?

-       Кроличий

-       Беличий

-       Волчий

-       Заячий

Ответы

 

Логопед: Сегодня мы можем увидеть скульптуру зайца. Назовите правильно:

-       Хвост зайца

-       Ухо зайца

-       Лапы зайца

Молодцы.

 

Логопед: В честь кого Петр назвал крепость?

Ответы

Логопед: Правильно. А Апостол Петр был покровителем (ангелом) царя Петра. И он заложил в честь святых церковь.

Слайд «общий вид Пп крепости»

Слайд «что такое остров»

Рисунок и фотография (вид сверху)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд «скульптура зайца иоановского моста»

 

 

 

 

 

Слайд «фотографии», «Петропавловский собор», «Апостол Петр и апостол Павел»

 

 

Логопед: А сейчас мы поиграем. У меня в руках большой кубик, в который вставлены открытки, а также шесть конвертов, в которых эти же открытки разрезанные. Вы должны на картоне, лежащем на полу, собрать открытку, которая вам досталась на кубике (виды Петропавловской крепости с разных сторон). Играют шесть ребят, остальные – болельщики.

Стихи: (4 чел)

1.     Очень просто сесть в трамвай 
И сказать: «Вези давай!» 

2.     Очень просто сесть в такси 
И сказать: «Давай вези!» 

3.     Ну а если вам не к спеху, 
Если город вам знаком, 

4.     Интереснее – не ехать, 
Интереснее – пешком! 

Логопед: Первая крепость была построена из дерева, значит какая она была?

Ответы

Логопед: Правильно, а потом стены выложили из камня, значит какие они?

Ответы

Логопед: Давайте мысленно пройдем через ворота и арку и внимательно посмотрим, что их украшает… Кто знает?

Ответы

Логопед: Верно, богиня Афина, но здесь их две.

Это волшебные защитницы нашего города. Давайте посчитаем то, что мы увидели.

1 Афина – 2 Афины – 5 ……

1 зеркало – 2 ……. – 5 …….

1 змея – 2 ……. – 5 …….

1 сова – 2 ……. – 5 …….

Ответы

Логопед: А что еще защищает крепость кроме стен и воды?

Ответы

Логопед: Конечно же, пушки. А эти пушки стреляют? А разве на нас кто-нибудь нападает?

Ответы

Стих:

Стреляет в полдень пушка, 
Скрывается в дыму. 
Когда стреляет пушка, 
Не страшно никому! 
Шумит волна речная
У крепостной стены, 
А пушка ведь
ручная: 
Она не для войны.

 

Логопед: У крепости были построены широкие выступы – башни. Посчитайте, сколько углов у каждой башни?

Ответы

 

Логопед: Вы знаете, как называются пятиугольные башни?.. Бастионы. Ребята, которое еще не выкладывали ничего (6 чел), возьмут плоские картонные детали и выложат план стены Пп крепости с бастионами. Сколько их всего?

 

Дети выкладывают на полу план.

 

Логопед: Молодцы, продолжим нашу прогулку. Посмотрим на Петропавловский собор. Какая у него форма крыши?

Ответы

 

Слайд «крепостная стена Пп крепости».

 

 

 

 

Слайд «ворота Пп крепости»

 

Слайд «Две Афины»

 

Слайд «Афина Паллада. Фрагмент со змеей»

 

 

 

 

 

Слайд «пушки Пп крепости»

 

 

 

 

Стих

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд «бастионы Пп крепости» (план-фотография)

 

 

 

 

Использование геом. фигур: пятиугольники и прямоугольники.

 

Логопед: правильно, шпиль. А что на самом верху?

-       Голубь

-       Сокол

-       Кораблик

-       Ангел

Ответы

 

 

Логопед: Царь Петр Первый похоронен в:

-       Исаакиевском соборе

-       Казанском соборе

-       Петропавловском соборе

-       Владимирском соборе

Ответы

 

Логопед: Внутри собора находится усыпальница российских царей. Давайте запомним это новое слово. А теперь послушаем музыку (аудиозапись «Аве Мария»).

 

 

Логопед: Посмотрите, к прозрачному мольберту я приклеила силуэт петропавловского собора. Кто хочет нарисовать его, добавив недостающие детали? (1 ребенок). А мы еще поиграем и вспомним другие достопримечательности. На полу лежат 8 цветных ковриков, а на столике карточки из нашего лото «История Петербурга»

 

 

 

Карточки по темам

Цвет фона

1.

Что относится к старине

Петр

Елизавета

Павел

Петропавловская крепость (план)

 

болотный

2.

Символы

Медный всадник

Адмиралтейство

Ростральная колонна

Петропавловский собор

 

красный

3.

Мосты

Ломоносова

Банковский

Аничков

Дворцовый

 

Синий

4.

Храмы

Исаакиевский собор

Казанский сбор

Спас-на-Крови

Владимирская церковь

 

светло-серый

5.

Сады и парки (пригороды)

Петергоф

Пушкин

Ломоносов

Павловск

 

зеленый

6.

Музеи и набережные

Летний дворец

Зимний дворец

Кунсткамера

Биржа

 

серый гранит

7.

Памятники

Петру Великому (у Инженерного замка)

М.И. Кутузову

Екатерине Второй

А.С. Пушкину

 

бронзовый

8.

Театры

Александринский

Мариинский

Цирк

Театр Комедии

 

темно-коричневый

 

 

Логопед: Какие вы молодцы! И как много уже знаете! Мы еще продолжим наше путешествие по Петропавловской крепости и посетим все здания. Кто-то может сходить с родителями в выходные дни и составить об этом рассказ. А тот, кто нарисует, сможет повесить свою работу на выставку. У нас остался последний кроссворд.

 

        
   

к

    
   

р

    
  

н

е

в

а

  
   

п

    
  

с

о

б

о

р

 
   

с

    
 

о

с

т

р

о

в

 
   

ь

    
        

 

В группе могут остаться те, кто захочет построить Петропавловскую крепость из крупного строителя. До свидания, скажем всем гостям.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel1_-_kopiya.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методический материал

«Ознакомление детей, имеющих нарушения речи

с Санкт-Петербургом»

\

Подготовила

учитель-логопед

ГБДОУ №  50

Центрального района

Радович Ирина Геннадьевна.

Санкт-Петербург

2013.


Цель:

Закреплять знания детей об истории России и родном городе Санкт-Петербурге.

Задачи:

  1. Развивать познавательный интерес к изучению архитектурных и исторических достопримечательностей города на примере Петропавловской крепости.
  2. Развивать умение отвечать на вопросы педагога и доказывать свою точку зрения.
  3. Развивать слуховое внимание.
  4. Обогащение словаря: остров, крепость, башня, стена, «Петропавловская», собор, усыпальница, бастион.
  5. Учить использовать при ответах мнемотаблицы.

Коррекционно-развивающие:

  • Совершенствование навыков связной речи.
  • Совершенствование грамматического строя речи.
  • Развитие временных представлений.
  • Развитие мелкой моторики.

Воспитательные:

  • Совершенствование у воспитанников коммуникативных умений и навыков.
  • Формирование патриотических чувств и любви к родному городу.
  • Воспитывать желание сохранять культурное наследие и преумножать его.

 Оборудование:

  1. Музыкальное сопровождение.
  2. Интерактивная доска (слайды Петропавловской крепости из учебно-методического пособия «Город-сказка, город-быль» авторы О.В. Солнцева, Е.В. Корешкова-Леонтьева).
  3. Эстампы и открытки (на каждого воспитанника).
  4. Крупный конструктор.
  5. Прозрачный мольберт с графическим изображением Петропавловской крепости ( с обратной стороны).
  6. Игра с цветными квадратами из ковролина.
  7. Игра-лото «История Петербурга».
  8. Кубик с карточками (6шт).
  9. Цветик-восьмицветик (пособие: эмоции + карточки).
  10.  Разрезные открытки

Организационный момент

Дети под музыку входят в зал и встают полукругом к доске

Логопед: Жил-был король, у которого был очень красивый дворец, и он хотел защитить его от врагов (педагог выставляет на коврограф дворец). Приказа король построить толстые …… (стены). Но стены оказались непрочными, пришлось королю приказать поставить по углам высокие ……. (башни). И за стенами вырос целый город.

Логопед: Вспомните, пожалуйста, где мы видели с вами похожую картину?

Ответы

Слайд «король и дворец».

Логопед: Правильно, в книге про рыцарей. Но что еще было вокруг этих стен?

Ответы

Логопед: Теперь город был хорошо укреплен от врагов. И его назвали?

Ответы

Дети читают стих:

  1. По болоту Петр шел,

              Остров Заячий нашел,

              Он созвал рабочий люд,

              И построил крепость тут,

  1. Крепость новая стоит,

              Пушками врагам грозит,

              Бам, бам, бам, бам,

              Не осталось зайцев там,

              Зайцы пушек испугались,

              По кусточкам разбежались.

Педагог показывает иллюстрации рыцарского замка с водой.

Дети, изображая зайцев, прыгают до стульчиков, садятся.

Логопед: Мы с вами живем в прекрасном и удивительном городе – Санкт-Петербурге. И в нем тоже есть крепость. Крепость расположена на острове. А что такое остров?

Ответы

Логопед: Кто велел построить крепость?

Ответы

Логопед: Отгадайте, на каком острове строилась Петропавловская крепость?

  • Кроличий
  • Беличий
  • Волчий
  • Заячий

Ответы

Логопед: Сегодня мы можем увидеть скульптуру зайца. Назовите правильно:

  • Хвост зайца
  • Ухо зайца
  • Лапы зайца

Молодцы.

Логопед: В честь кого Петр назвал крепость?

Ответы

Логопед: Правильно. А Апостол Петр был покровителем (ангелом) царя Петра. И он заложил в честь святых церковь.

Слайд «общий вид Пп крепости»

Слайд «что такое остров»

Рисунок и фотография (вид сверху)

Слайд «скульптура зайца иоановского моста»

Слайд «фотографии», «Петропавловский собор», «Апостол Петр и апостол Павел»

Логопед: А сейчас мы поиграем. У меня в руках большой кубик, в который вставлены открытки, а также шесть конвертов, в которых эти же открытки разрезанные. Вы должны на картоне, лежащем на полу, собрать открытку, которая вам досталась на кубике (виды Петропавловской крепости с разных сторон). Играют шесть ребят, остальные – болельщики.

Стихи: (4 чел)

  1. Очень просто сесть в трамвай 
    И сказать: «Вези давай!» 
  2. Очень просто сесть в такси 
    И сказать: «Давай вези!» 
  3. Ну а если вам не к спеху, 
    Если город вам знаком, 
  4. Интереснее – не ехать, 
    Интереснее – пешком! 

Логопед: Первая крепость была построена из дерева, значит какая она была?

Ответы

Логопед: Правильно, а потом стены выложили из камня, значит какие они?

Ответы

Логопед: Давайте мысленно пройдем через ворота и арку и внимательно посмотрим, что их украшает… Кто знает?

Ответы

Логопед: Верно, богиня Афина, но здесь их две.

Это волшебные защитницы нашего города. Давайте посчитаем то, что мы увидели.

1 Афина – 2 Афины – 5 ……

1 зеркало – 2 ……. – 5 …….

1 змея – 2 ……. – 5 …….

1 сова – 2 ……. – 5 …….

Ответы

Логопед: А что еще защищает крепость кроме стен и воды?

Ответы

Логопед: Конечно же, пушки. А эти пушки стреляют? А разве на нас кто-нибудь нападает?

Ответы

Стих:

Стреляет в полдень пушка, 
Скрывается в дыму. 
Когда стреляет пушка, 
Не страшно никому! 
Шумит волна речная
У крепостной стены, 
А пушка ведь
ручная: 
Она не для войны.

Логопед: У крепости были построены широкие выступы – башни. Посчитайте, сколько углов у каждой башни?

Ответы

Логопед: Вы знаете, как называются пятиугольные башни?.. Бастионы. Ребята, которое еще не выкладывали ничего (6 чел), возьмут плоские картонные детали и выложат план стены Пп крепости с бастионами. Сколько их всего?

Дети выкладывают на полу план.

Логопед: Молодцы, продолжим нашу прогулку. Посмотрим на Петропавловский собор. Какая у него форма крыши?

Ответы

Слайд «крепостная стена Пп крепости».

Слайд «ворота Пп крепости»

Слайд «Две Афины»

Слайд «Афина Паллада. Фрагмент со змеей»

Слайд «пушки Пп крепости»

Стих

Слайд «бастионы Пп крепости» (план-фотография)

Использование геом. фигур: пятиугольники и прямоугольники.

Логопед: правильно, шпиль. А что на самом верху?

  • Голубь
  • Сокол
  • Кораблик
  • Ангел

Ответы

Логопед: Царь Петр Первый похоронен в:

  • Исаакиевском соборе
  • Казанском соборе
  • Петропавловском соборе
  • Владимирском соборе

Ответы

Логопед: Внутри собора находится усыпальница российских царей. Давайте запомним это новое слово. А теперь послушаем музыку (аудиозапись «Аве Мария»).

Логопед: Посмотрите, к прозрачному мольберту я приклеила силуэт петропавловского собора. Кто хочет нарисовать его, добавив недостающие детали? (1 ребенок). А мы еще поиграем и вспомним другие достопримечательности. На полу лежат 8 цветных ковриков, а на столике карточки из нашего лото «История Петербурга»

 


Карточки по темам

Цвет фона

1.

Что относится к старине

Петр

Елизавета

Павел

Петропавловская крепость (план)

болотный

2.

Символы

Медный всадник

Адмиралтейство

Ростральная колонна

Петропавловский собор

красный

3.

Мосты

Ломоносова

Банковский

Аничков

Дворцовый

Синий

4.

Храмы

Исаакиевский собор

Казанский сбор

Спас-на-Крови

Владимирская церковь

светло-серый

5.

Сады и парки (пригороды)

Петергоф

Пушкин

Ломоносов

Павловск

зеленый

6.

Музеи и набережные

Летний дворец

Зимний дворец

Кунсткамера

Биржа

серый гранит

7.

Памятники

Петру Великому (у Инженерного замка)

М.И. Кутузову

Екатерине Второй

А.С. Пушкину

бронзовый

8.

Театры

Александринский

Мариинский

Цирк

Театр Комедии

темно-коричневый


Логопед: Какие вы молодцы! И как много уже знаете! Мы еще продолжим наше путешествие по Петропавловской крепости и посетим все здания. Кто-то может сходить с родителями в выходные дни и составить об этом рассказ. А тот, кто нарисует, сможет повесить свою работу на выставку. У нас остался последний кроссворд.

к

р

н

е

в

а

п

с

о

б

о

р

с

о

с

т

р

о

в

ь

В группе могут остаться те, кто захочет построить Петропавловскую крепость из крупного строителя. До свидания, скажем всем гостям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логических игр при ознакомлении детей с историей и культурой Санкт-Петербурга

Методическая разработка по теме: "Семинар - практикум "Использование логических игр при ознакомлении детей с историей и культурой Санкт-Петербурга". Презентация по взаимодействию с семьей....

План-программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с историей Санкт-Петербурга

План-программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с историей Санкт-ПетербургаЦель работы в средней группе по этой теме:подготовка детского сознания к формированию понятия «город, в котором мы ...

"Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом"

Теоретический материал по знакомлению детей старшего дошкольного возраста с ОНР с ильтурно-историческим наследием города Санкт-Петербурга...

учебно-методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом

Цель: продолжать расширять знания детей о Санкт- Петербурге.Задачи:образовательные*формировать у детей понятие о достопримечательностях Санкт - Петербурга* закрепить знания детей о городеразвива...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом

Материал из опыта работы по ознакомлению старших дошкольников с родным городом....

Ознакомление детей дошкольного возраста c историей Санкт-Петербурга

В статье предлагается алгоритм ознакомления детей дошкольного возраста с историей Санкт-Петербурга....