Звук Р
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
ЦЕЛИ:
- развитие подвижности артикуляционного аппарата,
- формирование артикуляционного уклада звука [Р],
- развитие фонематического слуха на звук [Р],
- автоматизация звука [Р] в чистом виде, в прямых открытых слогах, словах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 125.92 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА [Р]
ТЕМА: Звук [Р].
ФОРМА ЗАНЯТИЯ: индивидуальное логопедическое занятие.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ занятия: 15 мин.
ЦЕЛИ:
- развитие подвижности артикуляционного аппарата,
- формирование артикуляционного уклада звука [Р],
- развитие фонематического слуха на звук [Р],
- автоматизация звука [Р] в чистом виде, в прямых открытых слогах, словах.
ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, профиль артикуляции, условные обозначения артикуляции звука, дидактический материал (слоговые дорожки, слоговые таблицы, рисунки, игрушки).
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [Р] (№1)
ТЕМА: Звук [Р].
ФОРМА ЗАНЯТИЯ: индивидуальное логопедическое занятие.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ занятия: 15 мин.
ЦЕЛИ:
- развитие подвижности артикуляционного аппарата,
- закрепление артикуляции звука [Р],
- развитие фонематического слуха на звук [Р],
- формирование фонематического восприятия,
- автоматизация звука [Р] в чистом виде, в прямых открытых слогах, словах, предложениях, тексте,
- формирование связи звука с буквой.
ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, профиль артикуляции, условные обозначения артикуляции звука, дидактический материал (слоговые дорожки, слоговые таблицы, рисунки, игрушки), материал для графического анализа слова.
Орг.момент. | Говорим всегда красиво, Четко и неторопливо, Вспоминаем обязательно, Что учили на занятиях! | |||
Объявление темы. | Какой звук чаще остальных слышится в чистоговорке: Раки, раки – забияки, не боятся раки драки. | |||
Артикуляционная гимнастика. | ЛОПАТА: рот широко открыт, расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе, удерживать под счет. ЧИСТИМ ЗУБКИ: рот широко открыт, кончиком языка проводим по верхним (нижним) зубам. КАЧЕЛИ: рот широко открыт, поочередно дотрагиваться кончиком языка до верхних, затем нижних зубов. ЧАСИКИ: рот открыт, выполнять движения языка в стороны, касаясь кончиком языка уголков рта. ДЯТЕЛ: чёткое многократное произнесение звука [д-д-д] с убыстрением темпа. ЛОШАДКА: цоканье (с постепенным убыстрением темпа). ГРИБОК: рот широко открыт, язык полностью прижат к нёбу и напоминает по форме гриб, удерживать. | |||
Изолированное произнесение звука. | Как рычит тигр? [Р – Р – Р ] Как рычит лев? [Р – Р – Р ] Как рычит рысь? [Р – Р – Р ] | |||
Анализ артикуляции, характеристика звука. | При произнесении звук [Р] положение губ и зубов зависит от артикуляции рядом стоящего гласного. Кончик языка напряженный, находится около верхних зубов и вибрирует. Средняя часть спинки языка опущена, идет параллельно твердому небу. Корень языка поднят, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое небо поднято, образует небно-глоточный затвор. Голосовые складки сомкнуты и вибрирует. Воздушная струя идет посередине языка, сильная, прерывистая | |||
Развитие фонематического слуха. | Инструкция: «я буду произносить звуки (слоги, слова), а ты как только услышишь звук [c], поймай его, хлопни в ладоши». РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ: ряд звуков: [в, р, с, ш, р, л, р …], Ряд слогов: ра, ша, лы, вы, ры, но, ро … Ряд слов: рак, сок, лак, лук, рука, мука и т.д. | |||
Связь звука с буквой. |
| |||
Автоматизация звука в слогах. |
| |||
Формирование фонематического восприятия. | Графический анализ слогов, слов: - количество звуков, слогов в слове, - место звука в слове.
| |||
Автоматизация звука в словах. |
| |||
Автоматизация звука в предложении. | Ра-ра-ра – раки, раки-забияки, Ра-ра – раки, не боятся раки драки. Ры-ры-ры – вылезают они из норы. Ра-ра – радуга, радуга-дуга, Как мост небесный радуга, Радуга-дуга. Ра-ра – радугу, радугу-дугу. Не могу догнать я радугу, радугу-дугу. Мечтаю пробежаться я по радуге-дуге. Ры-ры-ры – на реке живут бобры. Ров-ров-ров – зубы остры у бобров. Ры-ры-ры – грызут дерево бобры. Ры-ры-ры – строят хатки бобры. Ров-ров-ров – хвост на лопату похож у бобров. Ры-ры-ры – для бобрят бобры добры. | |||
Домашнее задание. | - артикуляционная гимнастика, - упражнения по развитию фонематического слуха и восприятия, - упражнения по автоматизации звука в речи. |
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [Р] (№2)
ТЕМА: Звук [Р].
ФОРМА ЗАНЯТИЯ: индивидуальное логопедическое занятие.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ занятия: 15 мин.
ЦЕЛИ:
- развитие подвижности артикуляционного аппарата,
- закрепление артикуляции звука [Р],
- развитие фонематического слуха на звук [Р],
- формирование фонематического восприятия,
- автоматизация звука [Р] в чистом виде, в слогах (между гласными), словах (звук [р] в середине слова), предложениях, тексте,
- формирование связи звука с буквой.
ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, профиль артикуляции, условные обозначения артикуляции звука, дидактический материал (слоговые дорожки, слоговые таблицы, рисунки, игрушки), материал для графического анализа слова.
Орг.момент. | Говорим всегда красиво, Четко и неторопливо, Вспоминаем обязательно, Что учили на занятиях! | |||
Объявление темы. | «Послушай стихотворение и подумай, над каким звуком мы будем работать»: В зоопарке мы бывали, Птиц, зверей там повидали. Полосатые тигры В клетках рычали: [р – р – р ]. | |||
Артикуляционная гимнастика. | ЧИСТИМ ЗУБКИ: рот широко открыт, кончиком языка проводим по верхним (нижним) зубам. КАЧЕЛИ: рот широко открыт, поочередно дотрагиваться кончиком языка до верхних, затем нижних зубов. ЧАСИКИ: рот открыт, выполнять движения языка в стороны, касаясь кончиком языка уголков рта. ДЯТЕЛ: чёткое многократное произнесение звука [д-д-д] с убыстрением темпа. ЛОШАДКА: цоканье (с постепенным убыстрением темпа). ГРИБОК: рот широко открыт, язык полностью прижат к нёбу и напоминает по форме гриб, удерживать. | |||
Изолированное произнесение звука. | Как рычит тигр? [Р – Р – Р ] Как рычит лев? [Р – Р – Р ] Как рычит рысь? [Р – Р – Р ] | |||
Анализ артикуляции, характеристика звука. | При произнесении звук [Р] положение губ и зубов зависит от артикуляции рядом стоящего гласного. Кончик языка напряженный, находится около верхних зубов и вибрирует. Средняя часть спинки языка опущена, идет параллельно твердому небу. Корень языка поднят, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое небо поднято, образует небно-глоточный затвор. Голосовые складки сомкнуты и вибрирует. Воздушная струя идет посередине языка, сильная, прерывистая | |||
Развитие фонематического слуха. | Инструкция: «я буду произносить звуки (слоги, слова), а ты как только услышишь звук [c], поймай его, хлопни в ладоши». РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ: ряд звуков: [в, р, с, ш, р, л, р …], Ряд слогов: ара, аша, олы, увы, иры, оно, оро … Ряд слов: корова, молоко, детвора, нора и т.д. | |||
Связь звука с буквой. |
| |||
Автоматизация звука в слогах. | А__Р______А О__Р______О О__Р______Ы У__Р______У И__Р______У | |||
Формирование фонематического восприятия. | Графический анализ слогов, слов: - количество звуков, слогов в слове, - место звука в слове.
| |||
Автоматизация звука в словах. |
| |||
Автоматизация звука в предложении. | Ор-ор-ор – вот наш двор. Ра-ра-ра – во дворе у нас гора. Ры-ры-ры – мы катаемся с горы. Ра-ра-ра – очень рада детвора.
Посадили мы горох. Поливали мы горох. Растет в огороде горох. Ру-ру-ру – это кенгуру. Ру-ру-ру – скачет кенгуру. Ру-ру-ру – сумка есть у кенгуру. Рята-рята – в сумке сидят кенурята. Рова-рова – вот корова. Ровы-ровы – рога есть у коровы. Рову-рову-рову – мы пасем корову. Роа-рова-рова – есть траву корова. Рова-рова – молоко дает корова. Рову-рову-рову – любим мы молоко и корову. Ран-ран – вот баран. Ран-ран – упрямый баран. Рана-рана – есть рога у барана. Рана-рана – повстречались два барана. Раны-раны – рогами стукнулись бараны. | |||
Домашнее задание. | - артикуляционная гимнастика, - упражнения по развитию фонематического слуха и восприятия, - упражнения по автоматизации звука в речи. |
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [Р] (№3)
ТЕМА: Звук [Р].
ФОРМА ЗАНЯТИЯ: индивидуальное логопедическое занятие.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ занятия: 15 мин.
ЦЕЛИ:
- развитие подвижности артикуляционного аппарата,
- закрепление артикуляции звука [Р],
- развитие фонематического слуха на звук [Р],
- формирование фонематического восприятия,
- автоматизация звука [Р] в чистом виде, в закрытых слогах (обратный тип слога), в словах с данным типом слогов (звук [р] в конце слова), предложениях, тексте,
- формирование связи звука с буквой.
ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, профиль артикуляции, условные обозначения артикуляции звука, дидактический материал (слоговые дорожки, слоговые таблицы, рисунки, игрушки), материал для графического анализа слова.
Орг.момент. | Говорим всегда красиво, Четко и неторопливо, Вспоминаем обязательно, Что учили на занятиях! | |||
Объявление темы. | Загадка: Был он круглый и зеленый, На кустике висел. Постепенно потолстел, Сочный стал и покраснел. (помидор) Какой звук находится в конце слова? | |||
Артикуляционная гимнастика. | ЧИСТИМ ЗУБКИ: рот широко открыт, кончиком языка проводим по верхним (нижним) зубам. КАЧЕЛИ: рот широко открыт, поочередно дотрагиваться кончиком языка до верхних, затем нижних зубов. ЧАСИКИ: рот открыт, выполнять движения языка в стороны, касаясь кончиком языка уголков рта. ДЯТЕЛ: чёткое многократное произнесение звука [д-д-д] с убыстрением темпа. ЛОШАДКА: цоканье (с постепенным убыстрением темпа). ГРИБОК: рот широко открыт, язык полностью прижат к нёбу и напоминает по форме гриб, удерживать. | |||
Изолированное произнесение звука. | Как рычит тигр? [Р – Р – Р ] Как рычит лев? [Р – Р – Р ] Как рычит рысь? [Р – Р – Р ] | |||
Анализ артикуляции, характеристика звука. | При произнесении звук [Р] положение губ и зубов зависит от артикуляции рядом стоящего гласного. Кончик языка напряженный, находится около верхних зубов и вибрирует. Средняя часть спинки языка опущена, идет параллельно твердому небу. Корень языка поднят, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое небо поднято, образует небно-глоточный затвор. Голосовые складки сомкнуты и вибрирует. Воздушная струя идет посередине языка, сильная, прерывистая. | |||
Развитие фонематического слуха. | Инструкция: «я буду произносить звуки (слоги, слова), а ты как только услышишь звук [c], поймай его, хлопни в ладоши». РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ: ряд звуков: [р, м, ш, р, л, р в, н, р, д, …], Ряд слогов: ар, ам, ол, ор, ир, им, … Ряд слов: помидор, топор, стол, забор и т.д. | |||
Связь звука с буквой. |
| |||
Автоматизация звука в слогах. | АР ОР УР ИР | |||
Формирование фонематического восприятия. | Графический анализ слогов, слов: - количество звуков, слогов в слове, - место звука в слове.
| |||
Автоматизация звука в словах. |
| |||
Автоматизация звука в предложении. | Ор-ор-ор – это помидор. Ор-ор-ор – красный помидор. Ор-ор-ор – растет на грядке помидор. Ор-ор-ор – мы сорвали помидор. Ор-ор-ор – вкусный помидор. Ор-ор-ор – это светофор. Ор-ор-ор – на перекрестке стоит светофор. Ора-ора-ора – есть глаза у светофора. Ор-ор-ор – нам моргает светофор. Красный – стой! Желтый – жди, А зеленый загорит – Он идти нам разрешит. Ар-ар-ар – мы купили самовар. Ар-ар-ар – на стол поставим самовар. Ар-ар-ар – закипел наш самовар. Ар-ар-ар – кипит наш самовар.
Взял Егор в углу топор, С топором пошл во двор, Стал чинить Егор забор, Потерял Егор топор. Вот и ищет до сих пор… Поищи и ты топор! | |||
Домашнее задание. | - артикуляционная гимнастика, - упражнения по развитию фонематического слуха и восприятия, - упражнения по автоматизации звука в речи. |
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [Р] (№4)
ТЕМА: Звук [Р].
ФОРМА ЗАНЯТИЯ: индивидуальное логопедическое занятие.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ занятия: 15 мин.
ЦЕЛИ:
- развитие подвижности артикуляционного аппарата,
- закрепление артикуляции звука [Р],
- развитие фонематического слуха на звук [Р],
- формирование фонематического восприятия,
- автоматизация звука [Р] в чистом виде, в стечении согласных, в словах со стечением согласных, предложениях, тексте,
- формирование связи звука с буквой.
ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, профиль артикуляции, условные обозначения артикуляции звука, дидактический материал (слоговые дорожки, слоговые таблицы, рисунки, игрушки), материал для графического анализа слова.
Орг.момент. | Говорим всегда красиво, Четко и неторопливо, Вспоминаем обязательно, Что учили на занятиях! | |||
Объявление темы. | Какой звук чаще остальных слышится в чистоговорке: Нашла мышка корку. Утащила корку в норку. Сидит она в норке. Грызет сухую корку. | |||
Артикуляционная гимнастика. | ЧИСТИМ ЗУБКИ: рот широко открыт, кончиком языка проводим по верхним (нижним) зубам. КАЧЕЛИ: рот широко открыт, поочередно дотрагиваться кончиком языка до верхних, затем нижних зубов. ЧАСИКИ: рот открыт, выполнять движения языка в стороны, касаясь кончиком языка уголков рта. ДЯТЕЛ: чёткое многократное произнесение звука [д-д-д] с убыстрением темпа. ЛОШАДКА: цоканье (с постепенным убыстрением темпа). ГРИБОК: рот широко открыт, язык полностью прижат к нёбу и напоминает по форме гриб, удерживать. | |||
Изолированное произнесение звука. | Как рычит тигр? [Р – Р – Р ] Как рычит лев? [Р – Р – Р ] Как рычит рысь? [Р – Р – Р ] | |||
Анализ артикуляции, характеристика звука. | При произнесении звук [Р] положение губ и зубов зависит от артикуляции рядом стоящего гласного. Кончик языка напряженный, находится около верхних зубов и вибрирует. Средняя часть спинки языка опущена, идет параллельно твердому небу. Корень языка поднят, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое небо поднято, образует небно-глоточный затвор. Голосовые складки сомкнуты и вибрирует. Воздушная струя идет посередине языка, сильная, прерывистая | |||
Развитие фонематического слуха. | Инструкция: «я буду произносить звуки (слоги, слова), а ты как только услышишь звук [c], поймай его, хлопни в ладоши». РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ: ряд звуков: [р, т, м, р, л, р, д, ш, р, …], Ряд слогов: тра, тва, дла, дра, два, рта, … Ряд слов: трава, лапа, дом, утро, и т.д. | |||
Связь звука с буквой. |
| |||
Автоматизация звука в слогах. | ПРА ПРО ПРУ ПРЫ ТРА ТРО ТРУ ТРЫ ДРА ДРО ДРУ ДРЫ АРТ ОРТ УРТ ИРТ КРА КРО КРУ КРЫ ВРА ВРО ВРУ ВРЫ РЛА РЛО РЛУ РЛЫ | |||
Формирование фонематического восприятия. | Графический анализ слогов, слов: - количество звуков, слогов в слове, - место звука в слове.
| |||
Автоматизация звука в словах. |
| |||
Автоматизация звука в предложении. | Учила ворона своих воронят: «Вороны в лесу вот так говорят – Кар-кар-кар – картина. Кар-кар-кар – корзина. Кар-кар-кар – картошка. Кар-кар-кар – кормежка. Трое трубачей трубят в трубы. Все бобры добры для своих бобрят. На дворе трава, на траве двора, не руби дрова на траве двора. На лугу под горкой лежит сырок с красной икоркой. Сорок сорок в короткий срок съели сырок. Пришел Прокоп, кипел укроп. Ушел Прокоп, кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, Так и без Прокопа кипит укроп. | |||
Домашнее задание. | - артикуляционная гимнастика, - упражнения по развитию фонематического слуха и восприятия, - упражнения по автоматизации звука в речи. |
СМЕШИЛКИ: исправить ошибки в предложениях.
- Дровами рубят топор.
- На радуге – небо.
- Сахар грызет Иру.
- Дорога едет по грузовику.
- Горшок растет в розе.
- Градусник несет врача.
- Крышка накрыта ведром.
- Пассажиры везут трамвай.
- Забор красит Рому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/02/picture-305534-1380666605.jpg)
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/13/picture-802005-1468411058.jpg)
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/22/picture-1033109-1524413358.jpg)
Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки
конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/11/picture-697862-1460401779.jpg)
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/16/picture-1227563-1584365187.jpg)
Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]
Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...