Конспект НОД по логопедии "В гостях у звука "Р"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Эта методическая разработка поможет логопедам -практикам применить интересные новые инновационные технлогии в своей работе при автоматизации звука -Р- у детей 5-6лет
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
Центр развития ребёнка ГДОУ детский сад №80
Группа НПОЗ.
Логопедическая тема: “В гостях у звука Р”.
Цель: уточнить артикуляцию звука “Р”, автоматизировать звук в слогах, словах и фразах, добиваясь точного звучания.
Совершенствовать работу по развитию мелкой моторики пальцев рук, работать над просодическими компонентами речи, речевым дыханием, ритмической стороной речи.
Оборудование: демонстрационные карточки, массажные ёжики, орешки, предметные картинки, конверты с заданием ,мешочек с клубочками .
Ход занятия.
- Оргмомент:
-Сядет тот, кто услышит слово “пожалуйста”.
- Упражнение “назови своё имя” (работа над просодикой).
Логопед знакомит детей с картинками - символами разных эмоций. Затем предлагает произнести имена с соответствующей интонацией.
3.Подготовка к артикуляционной гимнастике .
Логопед загадывает детям загадку про язык (если б не было его, не сказал бы ничего). Похвалить детей за смекалку.
Сегодня мы и отправимся в гости к язычку. Его дом называется рот. Именно во рту появляются звуки. Сколько же этажей в этом домике ?
-Два. Нижние зубы - это первый этаж. На первом этаже живут гласные звуки :А, О,У,И,Ы.И сейчас ребята давайте покажем чем же любят заниматься гласные звуки.
Открываем мы глаза,
Вдох и долго тянем :А-А-А-А-А
Утром солнышко взошло
Снизу вверх мы тянем :О-О-О-О-О
Днем по горкам ездим мы :Ы-Ы-Ы-Ы-Ы
Ночью смотрим на звезду-
Сверху вниз слетает : У-У-У-У-У
Завывает пурга
И не видно ни зги :И-И-И-И-И.
А второй этаж в нашем домике –это верхние зубы, именно за ними и живет звук «р» ,к которому мы сегодня оправимся в гости. Язык очень хочет ,чтобы этот звук звучал четко ,поэтому и делает каждый день специальную артикуляционную гимнастику . Предлагаю вашим язычкам сделать эту гимнастику.
-Артикуляционные упражнения для звука «Р»:
-Раз –мы ротик открываем,
Будто кошечки зеваем.
-Два- подуем в дудочки ,
Губки , словно трубочки.
-Три- на губки посмотри,
Улыбаемся на три.
На четыре –ротик шире.
Барабаним на четыре.
-Пять –откроем рот опять.
Будем небо щекотать.
-Шесть, орешки покатаем,
Ох, как мы уже устали.
-Семь - мы звонко будем цокать.
Так стучит копытцем лошадь.
-Восемь- к нам приходит осень.
Вырос гриб на счете «восемь».
-Девять –сделай-ка гармошку,
Поиграй на ней немножко.
-Десять нужно отдыхать,
Чтобы дальше порычать.
Ну ,что же язычок немного устал после такой гимнастики ,и поэтому пока он отдыхает у нас поработают пальцы ,ведь это первые друзья языка.
4. Пальчиковая гимнастика: “пальцы дружная семья.”
Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить. | Ритмично сжимать и разжимать кулачки. |
Вот – большой, а это –средний, безымянный и последний, - наш мизинчик малышок. Указательный забыли! | Поочерёдно поднимать пальцы обеих рук вверх. |
Чтобы пальцы дружно жили, будем их соединять и движенья выполнять. | Каждый палец руки поочерёдно соединять с большим пальцем. |
Мы рога козы покажем. | Выдвинуть вперёд указательный палец и мизинец, остальные пальчики зажать в кулачок. |
И рога оленя даже. | Широко раздвинуть пальцы обеих рук, скрестить ладошки и поднять к голове. |
И про зайку не забудем, ушками водить мы будем. Что бы чётко говорить, надо с пальцами дружить! | Выдвинуть вперёд пальцы указательные и средние обеих рук, поднять к голове и пошевелить ими. Каждый палец руки поочерёдно соединяется с пальцем противоположной руки. |
5.Логопед говорит детям о том, что они будут в гостях у звука “Р”.
Давайте покажем, как этот звук звучит, а для этого надо завести мотор, сначала моторчик заведём тихо, потом громче, а потом очень громко: “мотор рычит – ррррррр” (сначала хором, а потом индивидуально).
игра “эхо”.
Повторение за логопедом слогов заданной интонацией и в заданной последовательности.
Ра-Ра Ра-Ра-Ра Ра? Ра!
Ро-Ро Ро-Ро-Ро Ро? Ро!
Ры-Ры Ры-Ры-Ры Ры? Ры!”
6.Посмотрите! У нас на занятии появился добрый гном по имени Роби, и он предлагает нам поиграть в игру: “Слово рысь не говори”. Я буду произносить много слов со звуком “Р”, а вы должны будете повторять все, кроме слова “рысь”: топор, мотор, рысь, рыбак, морж, кукуруза, рыба, рысь, картошка, рысь, добро, помидор, Буратино, рысь, барабан, рука, брошка, шар, отвар, мир, рысь.
7.Ну что ж, молодцы! Справились с этим заданием.
но гном нам приготовил ещё одну игру. Теперь он просит вас повторять только те продукты, в названии которых есть звук “Р”: ананас, арбуз, компот, молоко, масло, сыр, сметана, пирог, творог, торт, конфеты, печенье, мармелад, морковный сок, огурцы, суп, борщ, гороховый суп, каша, макароны, рулет, омлет.
8. Ну что ж, молодцы и здесь!
а ещё нам гном приготовил загадку. Попробуйте её отгадать: Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
(Ёж).
9.А давайте дети и мы теперь расскажем стишок про ежика и покажем движения пальчика .
Ёжик, спрячь свои иголки,
Мы же дети, а не волки.
Спрячь свои иголки, ёж.
Ты колючий, ну и что ж.
Мы хотим тебя погладить,
Мы хотим с тобой поладить.
Ёж иголки отряхнул,
Ёж свернулся и заснул.
(Всё стихотворение сопровождается пальчиковой гимнастикой).
После стихотворения идёт пальчиковый массаж.
10.Я смотрю, ваши ладошки разогрелись и давайте мы их немножко расслабим. Взяли орешки и выполняем упражнение “Солнышко”.
Читает логопед | Выполняют дети |
Нарисую солнышко на своей ладошке | Рисовать орешком солнышко (прокатывание орешка по часовой стрелке между ладонями). |
Пусть оно сияет, хоть и понарошку. | Проводить орешком по каждому пальцу. |
11. Передохнули немного ,а задания от гномика Роби еще не закончились .Он приготовил очередные . Давайте посмотрим ,что же там ? Теперь гномик предлагает нам рассмотреть картинки, выбрать только те ,в которых есть звук « р» и подобрать к этим словам –предметам слова –действия ,да необычные ,а чтобы в них звучал звук «р» .
12.А вот в следующих конвертах гномик предлагает подобрать слова на заданные слоги : Начинается игра –много слов на слог –ра-, аналогично на –ро-,-ру-.
13. Теперь мы подошли к последнему заданию :гномик предлагает вам размотать клубочки внутри которых спрятан сюрприз. Пожалуйста ,берите клубочки и начинайте их перематывать на пуговицу посмотрим, кто же первый найдет свой сюрприз.
14. Закончилось наше путешествие к в гости к звуку –р - в котором мы выполнили очень интересные задания гномика Роби ,надеюсь ,что вам наше игра понравилась.
Роби очень хочет, чтобы вы побыстрее закрепили звук –р- в своей речи ,поэтому приготовил вам небольшое домашнее задание . ( Раздать задание в дневники ).
15.Итог занятия, отметить тех , кто хорошо работал , дать рекомендации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"
НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы" и буквой "Ы"....
КОНСПЕКТ НОДпо познавательному развитию на тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"
Конспект в первой младшей группе по познанию...
конспект НОДпо математическому развитию в подготовительной группе
это аттестационное занятие по математике в подготовительной группе...
Конспект НОДпо образовательной области «Познавательное развитие»по развитию речи и ФЭМП. Поможем Мишке
Конспект содержит структуру написания по новому требованию ФГОС...
Конспект НОДпо лепке для детей первой младшей группы.тема «Карандаши»
учить детей лепить знакомые им предметы, закреплять умение делить ком пластилина на части, воспитывать аккуратность....
Конспект НОДпо познавательному развитию:«Приобщение к народным истокам» для детей старшего дошкольного возраста..
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие", "Художественно-Эстетическое развитие", "Социальгно-коммуникативное развитие"....
Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы
Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкогодля детей с...