Конспект НОД по логопедии "В гостях у звука "Р"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Никонова Наталья Витальевна

Эта методическая разработка  поможет логопедам -практикам применить интересные новые инновационные технлогии  в своей работе при автоматизации звука -Р- у детей 5-6лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

Центр развития ребёнка ГДОУ детский сад №80

Группа НПОЗ.

Логопедическая тема: “В гостях у звука Р”.

Цель: уточнить артикуляцию звука “Р”, автоматизировать звук в слогах, словах и фразах, добиваясь точного звучания.

Совершенствовать работу по развитию мелкой моторики пальцев рук, работать над просодическими компонентами речи, речевым дыханием, ритмической стороной речи.

Оборудование: демонстрационные карточки, массажные ёжики, орешки, предметные картинки, конверты с заданием ,мешочек с клубочками .

Ход занятия.

  1. Оргмомент:

-Сядет тот, кто услышит слово “пожалуйста”.

  1. Упражнение “назови своё имя” (работа над просодикой).

Логопед знакомит детей с картинками - символами разных эмоций. Затем предлагает произнести имена с соответствующей интонацией.

3.Подготовка к артикуляционной гимнастике .

Логопед загадывает детям загадку про  язык (если б не было его, не сказал бы ничего). Похвалить детей за смекалку.

Сегодня мы и отправимся в гости к язычку. Его дом называется рот. Именно во рту появляются звуки. Сколько же этажей в этом домике ?

-Два. Нижние зубы - это первый этаж. На первом этаже живут гласные звуки :А, О,У,И,Ы.И сейчас ребята давайте покажем чем же любят заниматься гласные звуки.

Открываем мы глаза,

Вдох и долго тянем :А-А-А-А-А

Утром солнышко взошло

Снизу вверх мы тянем :О-О-О-О-О

Днем по горкам ездим мы :Ы-Ы-Ы-Ы-Ы

Ночью смотрим на звезду-

Сверху вниз слетает : У-У-У-У-У

Завывает пурга

И не видно ни зги :И-И-И-И-И.

А второй этаж в нашем домике –это верхние зубы, именно за ними и живет звук «р» ,к которому мы сегодня оправимся в гости. Язык очень хочет ,чтобы этот звук звучал четко ,поэтому и делает каждый день специальную артикуляционную гимнастику . Предлагаю вашим язычкам сделать эту гимнастику.

-Артикуляционные упражнения для звука «Р»:

-Раз –мы ротик открываем,

Будто кошечки зеваем.

-Два- подуем в дудочки ,

Губки , словно трубочки.

-Три- на губки посмотри,

Улыбаемся на три.

На четыре –ротик шире.

Барабаним на четыре.

-Пять –откроем рот опять.

Будем небо щекотать.

-Шесть, орешки покатаем,

Ох, как мы уже устали.

-Семь - мы звонко будем цокать.

     Так стучит копытцем лошадь.    

    -Восемь- к нам приходит осень.

Вырос гриб на счете «восемь».

-Девять –сделай-ка гармошку,

Поиграй на ней немножко.

-Десять нужно отдыхать,

Чтобы дальше порычать.

Ну ,что же  язычок немного устал после такой гимнастики ,и поэтому пока он отдыхает у нас поработают пальцы ,ведь это первые друзья языка.                

 4. Пальчиковая гимнастика: “пальцы дружная семья.”

Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить.

Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

Вот – большой, а это –средний, безымянный и последний, - наш мизинчик малышок. Указательный забыли!

Поочерёдно поднимать пальцы обеих рук вверх.

Чтобы пальцы дружно жили, будем их соединять и движенья выполнять.

Каждый палец руки поочерёдно соединять с большим пальцем.

Мы рога козы покажем.

Выдвинуть вперёд указательный палец и мизинец, остальные пальчики зажать в кулачок.

И рога оленя даже.

Широко раздвинуть пальцы обеих рук, скрестить ладошки и поднять к голове.

И про зайку не забудем, ушками водить мы будем.

Что бы чётко говорить, надо с пальцами дружить!

Выдвинуть вперёд пальцы указательные и средние обеих рук, поднять к голове и пошевелить ими.

Каждый палец руки поочерёдно соединяется с пальцем противоположной руки.

5.Логопед говорит детям о том, что они будут в гостях у звука “Р”.

Давайте покажем, как этот звук звучит, а для этого надо завести мотор, сначала моторчик заведём тихо, потом громче, а потом очень громко: “мотор рычит – ррррррр” (сначала хором, а потом индивидуально).

игра “эхо”.

Повторение за логопедом слогов заданной интонацией и в заданной последовательности.

Ра-Ра   Ра-Ра-Ра   Ра?  Ра!  

Ро-Ро  Ро-Ро-Ро  Ро?  Ро!

Ры-Ры  Ры-Ры-Ры  Ры?  Ры!”  

6.Посмотрите! У нас на занятии появился добрый гном по имени Роби, и он предлагает нам поиграть в игру: “Слово рысь не говори”. Я буду произносить много слов со звуком “Р”, а вы должны будете повторять все, кроме слова “рысь”: топор, мотор, рысь, рыбак, морж, кукуруза, рыба, рысь, картошка, рысь, добро, помидор, Буратино, рысь, барабан, рука, брошка, шар, отвар, мир, рысь.

7.Ну что ж, молодцы! Справились с этим заданием.

но гном нам приготовил ещё одну игру. Теперь он просит вас повторять только те продукты, в названии которых есть звук “Р”: ананас, арбуз, компот, молоко, масло, сыр, сметана, пирог, творог, торт, конфеты, печенье, мармелад, морковный сок, огурцы, суп, борщ, гороховый суп, каша, макароны, рулет, омлет.

     8. Ну что ж, молодцы и здесь!

а ещё нам гном приготовил загадку. Попробуйте её отгадать: Лесом катится клубок,

                    У него колючий бок.

                    Он охотится ночами

                    За жуками и мышами.

                         (Ёж).

9.А давайте дети и мы теперь расскажем стишок про ежика и покажем движения  пальчика .

Ёжик, спрячь свои иголки,

Мы же дети, а не волки.

Спрячь свои иголки, ёж.

Ты колючий, ну и что ж.

Мы хотим тебя погладить,

Мы хотим с тобой поладить.

Ёж иголки отряхнул,

Ёж свернулся и заснул.

                                          (Всё стихотворение                                                                                                                                     сопровождается пальчиковой гимнастикой).

После стихотворения идёт пальчиковый массаж.

10.Я смотрю, ваши ладошки разогрелись и давайте мы их немножко расслабим. Взяли орешки и выполняем упражнение “Солнышко”.

Читает логопед

Выполняют дети

Нарисую солнышко на своей ладошке

Рисовать орешком солнышко (прокатывание орешка по часовой стрелке между ладонями).

Пусть оно сияет, хоть и понарошку.

Проводить орешком по каждому пальцу.

11. Передохнули немного ,а задания от гномика Роби еще не закончились .Он приготовил очередные . Давайте посмотрим ,что же там ? Теперь гномик предлагает нам рассмотреть картинки, выбрать только те ,в которых есть звук « р» и подобрать к этим словам –предметам слова –действия ,да необычные ,а чтобы в них звучал звук «р» .

12.А вот в следующих конвертах гномик предлагает подобрать слова на заданные слоги : Начинается игра –много слов на слог –ра-, аналогично на –ро-,-ру-.

13. Теперь мы подошли к последнему заданию :гномик предлагает вам размотать клубочки внутри которых спрятан сюрприз. Пожалуйста ,берите клубочки и начинайте их перематывать на пуговицу посмотрим, кто же первый найдет свой сюрприз.

14. Закончилось наше путешествие к в гости к звуку –р - в котором мы выполнили очень интересные задания   гномика Роби ,надеюсь ,что вам наше игра понравилась.

Роби очень хочет, чтобы вы побыстрее закрепили звук –р- в своей речи ,поэтому приготовил вам небольшое домашнее задание .  ( Раздать задание в дневники ).

15.Итог занятия, отметить тех , кто хорошо  работал , дать рекомендации.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"

НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы"  и буквой "Ы"....

КОНСПЕКТ НОДпо познавательному развитию на тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Конспект в первой младшей группе по познанию...

конспект НОДпо математическому развитию в подготовительной группе

это аттестационное занятие по математике в подготовительной группе...

Конспект НОДпо лепке для детей первой младшей группы.тема «Карандаши»

учить детей лепить знакомые им предметы, закреплять умение делить ком пластилина на части, воспитывать аккуратность....

Конспект НОДпо познавательному развитию:«Приобщение к народным истокам» для детей старшего дошкольного возраста..

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие", "Художественно-Эстетическое развитие", "Социальгно-коммуникативное развитие"....

Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы

Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкогодля детей с...