звук Ш
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Бышкина Светлана Валерьевна

ЦЕЛИ:

- развитие подвижности артикуляционного аппарата,

- формирование артикуляционного уклада звука [Ш],

- развитие фонематического слуха на звук [Ш],

- автоматизация звука [Ш] в чистом виде, в прямых открытых слогах, словах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_sh.docx161.51 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА [Ш]

ТЕМА: Звук [Ш].

ФОРМА ЗАНЯТИЯ: индивидуальное логопедическое занятие.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ занятия: 15 мин.

ЦЕЛИ:

- развитие подвижности артикуляционного аппарата,

- формирование артикуляционного уклада звука [Ш],

- развитие фонематического слуха на звук [Ш],

- автоматизация звука [Ш] в чистом виде, в прямых открытых слогах, словах.

ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, профиль артикуляции, условные обозначения артикуляции звука, дидактический материал (слоговые дорожки, слоговые таблицы, рисунки, игрушки).

Организационный момент.

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо,

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях!

Объявление темы.

Артикуляционная гимнастика.

ТРУБОЧКА: губы округлить и вытянуть вперед, удерживать под счет до 10.

ЛОПАТА: рот широко открыт, расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе, удерживать под счет.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ: рот открыт, широким языком провести по верхней губе по направлению сверху вниз.

МАЛЯР: рот широко открыт, кончиком языка производить движения по твердому небу по направлению от верхних зубов к мягкому небу.

ЧАШЕЧКА: рот широко открыт, поднять края широкого языка и удерживать под счет до 8 – 10.

Постановка звука.

- по подражанию,

- от артикуляционной гимнастики,

- от опорных звуков [с], [р].

Автоматизация звука в чистом виде.

[Ш-Ш-Ш]

Анализ артикуляции.

При произнесении звука [ш] губы округлены и выдвинуты вперед, между зубами щель 1,5-2 мм. Широкий кончик языка поднят к верхним зубам и образует с ними щель, спинка языка опущена, корень языка приподнят, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, язык находится в форме «чашечки». Мягкое небо поднято, образует небно-глоточный затвор. Голосовые складки разомкнуты. Воздушная струя идет посередине языка, широкая, теплая.

Развитие фонематического слуха.

Инструкция: «я буду произносить звуки (слоги, слова), а ты как только услышишь звук [ш], поймай его, хлопни в ладоши».

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ:

ряд звуков: [ш, р, м, ш, в, ш, ж, р, ш, …],

Ряд слогов: ра, ша, са, ша, ши, фы, му, шу, …

Ряд слов: лак, шаг, шум, лук, лапка, шапка  и т.д.

Автоматизация звука в слогах.

Ш_____________А

Ш_____________О

Ш_____________У

Ш_____________И

Автоматизация звука в словах.

ШАПКА

ШАРИК

ШАХТА

ШАШКА

ШИШКА

ШЕПОТ

ШИТЬ

ШИНА

ШАЛЬ

ШАРФ

ШАР

ШЕЛК

ШЕРСТЬ

ШИПЫ

ШИФР

ШАГИ

ШУБА

ШАКАЛ

ШУТКИ

ШАЙБА

ШУМ

ШУТ

ШОКОЛАД

ШАМПУНЬ

Итог занятия.

Какой звук учились произносить правильно?

Повторение правильной артикуляции звука.

Оценка работы дошкольника.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [Ш] (№1)

ТЕМА: Звук [Ш].

ФОРМА ЗАНЯТИЯ: индивидуальное логопедическое занятие.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ занятия: 15 мин.

ЦЕЛИ:

- развитие подвижности артикуляционного аппарата,

- закрепление артикуляции звука [Ш],

- развитие фонематического слуха на звук [Ш],

- формирование фонематического восприятия,

- автоматизация звука [Ш] в чистом виде, в прямых открытых слогах, словах, предложениях, тексте,

- формирование связи звука с буквой.

ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, профиль артикуляции, условные обозначения артикуляции звука, дидактический материал (слоговые дорожки, слоговые таблицы, рисунки, игрушки), материал для графического анализа слова.

Орг.момент.

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо,

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях!

Объявление темы.

Какой звук чаще остальных слышится в чистоговорке: «Шапка да шубка – вот и наш Мишутка»?

Артикуляционная гимнастика.

ТРУБОЧКА: губы округлить и вытянуть вперед, удерживать под счет до 10.

ЛОПАТА: рот широко открыт, расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе, удерживать под счет.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ: рот открыт, широким языком провести по верхней губе по направлению сверху вниз.

МАЛЯР: рот широко открыт, кончиком языка производить движения по твердому небу по направлению от верхних зубов к мягкому небу.

ЧАШЕЧКА: рот широко открыт, поднять края широкого языка и удерживать под счет до 8 – 10.

Изолированное произнесение звука.

[Ш-Ш-Ш]    

Анализ артикуляции, характеристика звука.

При произнесении звука [ш] губы округлены и выдвинуты вперед, между зубами щель 1,5-2 мм. Широкий кончик языка поднят к верхним зубам и образует с ними щель, спинка языка опущена, корень языка приподнят, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, язык находится в форме «чашечки». Мягкое небо поднято, образует небно-глоточный затвор. Голосовые складки разомкнуты. Воздушная струя идет посередине языка, широкая, теплая.

Развитие фонематического слуха.

Инструкция: «я буду произносить звуки (слоги, слова), а ты как только услышишь звук [ш], поймай его, хлопни в ладоши».

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ:

ряд звуков: [н, ш, р, ш, л, ш, ш, м, в, ш, …],

Ряд слогов: ла, ша, мы, ши, ро, но, шо, шу…

Ряд слов: шум, шарф, лапка, шапка и т.д.

Связь звука с буквой.

 Этой буквой обозначается звук [Ш]. Из каких элементов состоит буква Ш? Сколько элементов?  

Ш

Автоматизация звука в слогах.

Ш

А

О

У

И

Формирование фонематического восприятия.

Графический анализ слогов, слов:

- количество звуков, слогов в слове,

- место звука в слове.

ООООО

Автоматизация звука в словах.

ШАПКА

ШАРИК

ШАХТА

ШАШКА

ШИШКА

ШЕПОТ

ШИТЬ

ШИНА

ШАЛЬ

ШАРФ

ШАР

ШЕЛК

ШЕРСТЬ

ШИПЫ

ШИФР

ШАГИ

ШУБА

ШАКАЛ

ШУТКИ

ШАЙБА

ШУМ

ШУТ

ШОКОЛАД

ШАМПУНЬ

Автоматизация звука в предложении.

Мыши шуршат

И шарахаются в шалаше,

Как только услышат

Шаги на шоссе.

Ша-ша-ша – наша Маша хороша.

Ши-ши-ши – Миша с Машей малыши.

Шу-шу-шу – шубу новую ношу.

Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.

В тишине лесной глуши

Шепот к Шороху спешит.

Шепот к Шороху спешит,

Шепот по лесу шуршит.

 - Ты куда?

 - К тебе лечу.

Дай-ка ушко, пошепчу:

Шу-шу-шу да ши-ши-ши,

Тихо, Шорох, не шурши,

Навостри-ка уши,

Тишину послушай!

Слышишь? – слышу.

Домашнее задание.

- артикуляционная гимнастика,

- упражнения по развитию фонематического слуха и восприятия,

- упражнения по автоматизации звука в речи.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [Ш] (№2)

ТЕМА: Звук [Ш].

ФОРМА ЗАНЯТИЯ: индивидуальное логопедическое занятие.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ занятия: 15 мин.

ЦЕЛИ:

- развитие подвижности артикуляционного аппарата,

- закрепление артикуляции звука [Ш],

- развитие фонематического слуха на звук [Ш],

- формирование фонематического восприятия,

- автоматизация звука [Ш]в чистом виде, в закрытых слогах (обратный тип слога), в словах с данным типом слогов (звук [Ш] в конце слова), предложениях, тексте,

- формирование связи звука с буквой.

ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, профиль артикуляции, условные обозначения артикуляции звука, дидактический материал (слоговые дорожки, слоговые таблицы, рисунки, игрушки), материал для графического анализа слова.

Орг.момент.

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо,

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях!

Объявление темы.

Какой звук слышим в конце слова? (звук [Ш]).

 

Артикуляционная гимнастика.

 ТРУБОЧКА: губы округлить и вытянуть вперед, удерживать под счет до 10.

ЛОПАТА: рот широко открыт, расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе, удерживать под счет.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ: рот открыт, широким языком провести по верхней губе по направлению сверху вниз.

МАЛЯР: рот широко открыт, кончиком языка производить движения по твердому небу по направлению от верхних зубов к мягкому небу.

ЧАШЕЧКА: рот широко открыт, поднять края широкого языка и удерживать под счет до 8 – 10.

Изолированное произнесение звука.

[Ш-Ш-Ш]

Анализ артикуляции, характеристика звука.

При произнесении звука [ш] губы округлены и выдвинуты вперед, между зубами щель 1,5-2 мм. Широкий кончик языка поднят к верхним зубам и образует с ними щель, спинка языка опущена, корень языка приподнят, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, язык находится в форме «чашечки». Мягкое небо поднято, образует небно-глоточный затвор. Голосовые складки разомкнуты. Воздушная струя идет посередине языка, широкая, теплая.

Развитие фонематического слуха.

Инструкция: «я буду произносить звуки (слоги, слова), а ты как только услышишь звук [c], поймай его, хлопни в ладоши».

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ:

ряд звуков: [ш, р, л, ш, м, т, ш, …],

Ряд слогов: ар, аш, ум, уш, ир, ил, иш…

Ряд слов: камыш, ананас, баран, шалаш и т.д.

Связь звука с буквой.

 Для шипенья хороша
В алфавите буква ...

Этой буквой обозначается звук [Ш]. Из каких элементов состоит буква Ш? Сколько элементов?  

Ш

Автоматизация звука в слогах.

АШ     ОШ

УШ     ИШ

Формирование фонематического восприятия.

Графический анализ слогов, слов:

- количество звуков, слогов в слове,

- место звука в слове.

ООООО

Автоматизация звука в словах.

КАМЫШ

ШАЛАШ

КАРАНДАШ

ЛАНДЫШ

МАЛЫШ

МЫШЬ

Автоматизация звука в предложении.

ЗАДАНИЕ 1. Составить предложение с данными словами с опорой на вопрос: «Что где находится?»

ЗАДАНИЕ 2. Инструкция: «Я начну предложение, а ты произнесешь последнее слово в нем. Отчетливо произноси последний звук в слове, чтобы было понятно, как оно изменятся, когда я говорю вместо слова Я слово ТЫ. Затем повтори предложение полностью».

Я иду, и ты … (идешь)

Я пою, и ты … (поешь)

Я несу, и ты … (несешь)

Я беру, и ты … (берешь)

Я веду, и ты … (ведешь)

Я плыву, и ты … (плывешь)

Я лечу, и ты … (плывешь)

Я лечу, и ты … (летишь)

Я бегу, и ты … (бежишь)

Домашнее задание.

- артикуляционная гимнастика,

- упражнения по развитию фонематического слуха и восприятия,

- упражнения по автоматизации звука в речи.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [Ш] (№3)

ТЕМА: Звук [Ш].

ФОРМА ЗАНЯТИЯ: индивидуальное логопедическое занятие.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ занятия: 15 мин.

ЦЕЛИ:

- развитие подвижности артикуляционного аппарата,

- закрепление артикуляции звука [Ш],

- развитие фонематического слуха на звук [Ш],

- формирование фонематического восприятия,

- автоматизация звука [Ш] в чистом виде, в слогах (между гласными), словах (звук [Ш] в середине слова), предложениях, тексте,

- формирование связи звука с буквой.

ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, профиль артикуляции, условные обозначения артикуляции звука, дидактический материал (слоговые дорожки, слоговые таблицы, рисунки, игрушки), материал для графического анализа слова.

Орг.момент.

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо,

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях!

Объявление темы.

«Послушай стихотворение и подумай, над каким звуком мы будем работать:

Скажи потише: «Шесть мышат» -

и сразу мыши зашуршат».

Артикуляционная гимнастика.

ТРУБОЧКА: губы округлить и вытянуть вперед, удерживать под счет до 10.

ЛОПАТА: рот широко открыт, расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе, удерживать под счет.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ: рот открыт, широким языком провести по верхней губе по направлению сверху вниз.

МАЛЯР: рот широко открыт, кончиком языка производить движения по твердому небу по направлению от верхних зубов к мягкому небу.

ЧАШЕЧКА: рот широко открыт, поднять края широкого языка и удерживать под счет до 8 – 10.

Изолированное произнесение звука.

[ш-ш-ш]

Анализ артикуляции, характеристика звука.

При произнесении звука [ш] губы округлены и выдвинуты вперед, между зубами щель 1,5-2 мм. Широкий кончик языка поднят к верхним зубам и образует с ними щель, спинка языка опущена, корень языка приподнят, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, язык находится в форме «чашечки». Мягкое небо поднято, образует небно-глоточный затвор. Голосовые складки разомкнуты. Воздушная струя идет посередине языка, широкая, теплая.

Развитие фонематического слуха.

Инструкция: «я буду произносить звуки (слоги, слова), а ты как только услышишь звук [c], поймай его, хлопни в ладоши».

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ:

ряд звуков: [ш, р, ш, м, л, ш, с, в, ш …],

Ряд слогов: ала, аша,  оро, ашо, илу, ишу…

Ряд слов: лапа, каша, малина, машина,   и т.д.

Связь звука с буквой.

Какой буквой обозначается звук [Ш]. Из каких элементов состоит буква Ш? Сколько элементов?  

Ш

Автоматизация звука в слогах.

А__Ш______А

О__Ш______О

О__Ш______И

У__Ш______И

О__Ш______У

Формирование фонематического восприятия.

Графический анализ слогов, слов:

- количество звуков, слогов в слове,

- место звука в слове.

ОООО

Автоматизация звука в словах.

КАША

МАША

МАШИНА

МЕШОК

МИШУТКА

МЫШОНОК

КРЫША

ГРУША

АФИША

КАМЫШИ

ГОРОШЕК

СМЕШИНКА

КОПУША

КАЛОША

ГОРБУША

МАЛЫШИ

УШИ

РЕМЕШОК

Автоматизация звука в предложении.

В ночной тиши у шалаша

Чуть слышен шорох камыша.

Даже шею, даже уши

Ты испачкал в черной туши.

Становись скорей под душ,

Смой с ушей под душем тушь.

Смой и с шеи тушь под душем.

После душа вытрись суше.

Шею суше, суше уши

И не пачкай уши тушью.

Схватил муравьишка ношу,

Кричит: «Не за что не брошу!»

В землю ножками упирается,

А земля под ним прогибается.

Домашнее задание.

- артикуляционная гимнастика,

- упражнения по развитию фонематического слуха и восприятия,

- упражнения по автоматизации звука в речи.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [Ш] (№4)

ТЕМА: Звук [Ш].

ФОРМА ЗАНЯТИЯ: индивидуальное логопедическое занятие.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ занятия: 15 мин.

ЦЕЛИ:

- развитие подвижности артикуляционного аппарата,

- закрепление артикуляции звука [Ш],

- развитие фонематического слуха на звук [Ш],

- формирование фонематического восприятия,

- автоматизация звука [Ш] в чистом виде, в стечении согласных, в словах со стечением согласных, предложениях, тексте,

- формирование связи звука с буквой.

ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, профиль артикуляции, условные обозначения артикуляции звука, дидактический материал (слоговые дорожки, слоговые таблицы, рисунки, игрушки), материал для графического анализа слова.

Орг.момент.

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо,

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях!

Объявление темы.

Над каким звуком мы сегодня продолжим работать?

Артикуляционная гимнастика.

ТРУБОЧКА: губы округлить и вытянуть вперед, удерживать под счет до 10.

ЛОПАТА: рот широко открыт, расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе, удерживать под счет.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ: рот открыт, широким языком провести по верхней губе по направлению сверху вниз.

МАЛЯР: рот широко открыт, кончиком языка производить движения по твердому небу по направлению от верхних зубов к мягкому небу.

ЧАШЕЧКА: рот широко открыт, поднять края широкого языка и удерживать под счет до 8 – 10.

Изолированное произнесение звука.

[Ш-Ш-Ш]

Анализ артикуляции, характеристика звука.

При произнесении звука [ш] губы округлены и выдвинуты вперед, между зубами щель 1,5-2 мм. Широкий кончик языка поднят к верхним зубам и образует с ними щель, спинка языка опущена, корень языка приподнят, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, язык находится в форме «чашечки». Мягкое небо поднято, образует небно-глоточный затвор. Голосовые складки разомкнуты. Воздушная струя идет посередине языка, широкая, теплая.

Развитие фонематического слуха.

Инструкция: «я буду произносить звуки (слоги, слова), а ты как только услышишь звук [c], поймай его, хлопни в ладоши».

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ:

ряд звуков: [ш, р, л, ш, м, в, ш,…],

Ряд слогов: алв, ошт, отр, увш, ушт, омк, отш, …

Ряд слов: миска, шишка, мишка  и т.д.

Связь звука с буквой.

Эту букву шьют из меха,
Повторяют ради смеха,
Носят с перьями и без,
А она — за львом доест.
Ответ: буква Ш (шуба, шутка, шляпа, шакал)

Ш

Автоматизация звука в слогах.

ШТА

ШТО

ШТУ

ШТЫ

ШПА

ШПО

ШПЫ

ШПУ

АШТ

ИШТ

УШТ

ОШТ

ШКА

ШКУ

ШКЕ

ШКИ

Формирование фонематического восприятия.

Графический анализ слогов, слов:

- количество звуков, слогов в слове,

- место звука в слове.

ООООООО

Автоматизация звука в словах.

РУБАШКА

ШРАМ

ШКУРКА

ШПОРЫ

ШАШКА

ШИШКА

ШЛАНГ

ШПАЛЫ

КАМЕШКИ

ШТАНЫ

ЛОЖКА

ДОРОЖКА

МЫШКА

СУШКА

КОШКА

ПУШКА

ШЛЯПА

ШПАГА

ШТРАФ

ШЛЕМ

ШЛАНГ

ШТАНИШКИ

ПОДУШКА

ПОДРУЖКА

КУКУШКА

КВАКУШКА

ВАТРУШКА

МАРТЫШКА

ЛАПША

МИШКА

МОШКА

КАШКА

БУКАШКА

ВАРЕЖКИ

КАРМАШКИ

РОМАШКА

Автоматизация звука в предложении.

За кубышкой – замарашка,

За ромашкою – букашка.

Накроши в окрошку

Картошки и горошку.

У Мишутки – Мишки Камешки и шишки.

У Пашутки – Пашки – Шапки, пушки, шашки.

Хороши штанишки У нашего малышки –

Что за кармашки, Ремешки да пряжки!

У шапки – ушанки Шнурочки на ушках,

Чтоб кверху завязывать Шапкины ушки.

Вяжет Мише бабушка Тепленькие варежки,

Чтобы греть ладошки Мишутке – крошке.

На Мишиной рубашке Вышиты ромашки,

Вышиты ромашки, Ландыши да кашки.

Маша нашему малышке

Шила новые штанишки.

Шила шубу, шила шарф

Для Мишутки-малыша.

На малышкиной рубашке

Шелком вышила кармашки.

Наш Мишутка так хорош –

Краше Миши не найдешь!

Он шагает по дорожке

В шитой Машею одежке.

Шалунишка наш Павлушка!

Потрошит малыш подушку!

И рубашка, и штанишки –

Все в пушинках у малышки!

Кормит малыша Наташа

Из широкой плошки кашей:

- Ешь, малышка, ешь, Антошка!

Вот тебе большая ложка!

Домашнее задание.

- артикуляционная гимнастика,

- упражнения по развитию фонематического слуха и восприятия,

- упражнения по автоматизации звука в речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...