"Эффективность совместной коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя"
статья по логопедии (подготовительная группа)

Шершнева Светлана Викторовна

Актуальность темы

Задачи, которые стоят перед педагогами

Пути их реализации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель первой квалификационной категории логопедической подготовительной группы: Шершнева Светлана Викторовна.

Эффективность совместной коррекционной  работы

 учителя-логопеда и воспитателя.

(Статья)

Главным условием повышения эффективности коррекционно-логопедического процесса в ДОУ комбинированного  вида является профессиональная готовность педагогов  к работе с детьми, имеющими речевые нарушения, педагогическая компетентность родителей и их взаимодействие с логопедом.

 Воспитатель является центральным звеном педагогического процесса, соответственно, его квалифицированное наблюдение может дать неоценимые сведения о речевом развитии детей как для собственной коррекционно-логопедической работы, так и для специалистов, к которым воспитатель по необходимости направляет ребенка. Взаимодействие с логопедом и семьей дошкольников является важным аспектом работы воспитателя и одним из условий ее результативности.

Своевременное устранение речевых недостатков имеет крайне важное значение для общего развития ребенка, т.к. речевой дефект, каким бы он ни был по степени выраженности, никогда не существует сам по себе. В процессе умственного, нравственного, эстетического, физического и трудового воспитания ребенка в ДОУ и в семье необходимо осуществлять коррекцию и развитие у ребенка,  значимых личностных качеств, формировать навыки адекватного социального поведения.

Задачи, стоящие перед логопедом :

1.Создание условий для проявления речевой активности детей,преодоление речевой негативизм.

2.Обследование  речи и двигательных навыков детей.

3.Заполнение речевых карт, изучение результатов обследования и определение уровень речевого развития детей.

4.Развитие слухового внимания и сознательного восприятия речи.

5.Развитие зрительной, слуховой и вербальной памяти.

6.Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий.

7.Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнение предметов по их составным частям, признакам, действиям.

8.Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения.

9.Развитие фонематического восприятия, восприятие ритмико-слоговой структуры слова.

10.Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализ предложений.

11.Формирование навыков словообразования и словоизменения (начинает логопед).

12.Формирование предложений разных типов в речи по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картинке и ситуации.

13.Подготовка к овладению, а затем и к овладению диалогической формой общения.

14.Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картине, сериям картинок, пересказы на основе пройденного материала.

Задачи, стоящие перед воспитателем:

1.Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе.

2.Обследование общего развития детей, состояние их знаний и навыков по программе, предшествующей возрастной группы.

3.Заболнени таблиц обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы.

4.Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания.

5.Расширение кругозора детей, благодаря целевым прогулкам, наблюдению, просмотру видеоматериалов, спектаклей, чтению художественной литературы.

6.Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексическо-тематическим циклам.

7.Развитие представлений детей о времени и пространстве, величине и цвете предметов (сенсорика).

8.Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей.

9.Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда.

10.Закрепление речевых навыков, использование их на занятиях, в повседневной жизни, в практической деятельности.

11.Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала различного вида.

12.Закрепление навыков словообразования в играх и повседневной жизни.

Необходимо осуществлять контроль за речью детей по рекомендации логопеда и корректно исправлять ошибки.

13.Развитие диалогической речи детей через использование различных игр, театрализованной деятельности.

14.Формирование навыка составления короткого рассказа после предварительной коррекционной работы.

Организация жизни и деятельности детей имеет некоторые различия:

У логопеда:

-распределение детей на подгруппы для занятий

-составление рационального расписания занятий

-использование подгрупповых и индивидуальных форм работы для осуществления поставленных задач

У воспитателя:

-четкое соблюдение режима дня, смена труда и отдыха, выполнение оздоровительных мероприятий

-составление сетки занятий в соответствии с возрастом детей

-организация педагогической среды для формирования речи детей в коммуникативной ее функции

Для эффективной коррекционной работы необходимо создать определенные условия:

У логопеда:

-оснащение и оборудование логопедического кабинета в соответствии с требованиями к нему

-направление детей на медицинские консультации по необходимости

У воспитателя:

-оснащение группового помещения наглядным, дидактическим, игровым материалом в соответствии с возрастными требованиями

-реализация коррекционной направленности обучения  и воспитания дошкольников на базе программы

Совместно логопед и воспитатель осуществляют: повышение квалификации через самообразование, методическую работу, аттестационную подготовку, привлекают родителей к коррекционной работе, проводят с ними консультации, показывают открытые занятия, практические приемы и упражнения для работы с детьми дома по закреплению речевых навыков, полученных в ДОУ.