Тема: "Звук "И" и буква "И".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Журавлёва Людмила Михайловна

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon 2svidetelstvo.pdf1.83 МБ
Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_i.doc34 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема: Звук [и] и буква И.

Цель: Звук [и], учить выделять звук из потока гласных звуков. Чтение и печатание слов с данной буквой. Закрепить умение анализировать прочитанный слог. Повторить умение проводить звуковой анализ изученных слогов и слов. Повторить понятия «звук», «буква», «гласный, согласный звук», «мягкий, твердый звук», «звонкий, глухой звук». Печатание данных слогов, слов.

Учить выделять ударный гласный звук из начала слова.

Учить соотносить звук с символом.

Закрепление знаний о звуке [и] и букве И.

Учить звуковому анализу и синтезу сочетаний гласных звуков, опираясь на схемы.

Развивать фонематические процессы, мелкую моторику руки, логическое мышление.

Воспитывать аккуратность, целеустремленность.

Оборудование: предметные картины, символы, буква И, Т, К, Ы, Н, Л, Ш, Р, Х.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

Игра «Узнай звук по артикуляции».

У, И, О, У, А, И, У, О, У.

II. Знакомство с новой темой:

1. Артикуляционная гимнастика.

1. Улыбка;

2. Трубочка;

3. Чередование улыбки и трубочки.

2. Дыхательная гимнастика «Дирижер».

Руки поднимаем – делаем глубокий вдох.

Руки опускаем – выдох.

Выдох медленный, плавный.

3. Игра «Хлопни - постучи» на развитие фонематического слуха.

Когда услышите звук [а], хлопните в ладоши, когда услышите [и] постучите по парте.

У, А, И, А, У, О, И, О, У, И, А,У, О, О, И, У, Ы, Э.

4. Повторение материала.

1. Звук [и] какой?

2. Почему гласный?

3. Каким цветом мы обозначаем этот звук?

4. Вспомните слова, которые начинаются со звука [и].

5. Какой буквой обозначаем звук [и].

6. Что мы произносим и слышим? А что видим и пишем?

Произнесите его.  В каком положении находятся губы? Откуда и как идет воздушная струя?

Губы открыты, воздушная струя идет через рот, не встречая преграды. Звук гласный. Обозначаем красным цветом и буквой И.

Из каких элементов состоит эта буква?

Если после согласного звука следует гласный  И, то согласный звук будет мягким. Мы с вами говорили, что после Ш никогда не пишем букву Ы. Всегда после Ш пишем  И, а будет читаться как Ы.

Прочитайте слоги:

КИ  ТИ  РИ  ХИ  МИ  ЛИ  НИ   ШИ;

ИК  ИТ   ИР ИХ  ИМ  ИЛ  ИН   ИШ;

ФИЗМИНУТКА «СНЕЖИНКИ».

На поляну, на лужок,

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок.

Кружатся снежинки,

Белые пушинки.

5. Игра «Прочитай слова»:

КИТ         СИЛА      ШИЛО;

КИСКА   КИНО      ЛИМОН;

6. Игра «Определи место звука».

Игрушка, сила, диван, улица, иней, снегири, фонари, синий, искра, синица, двери и т.д.

7. Чтение слогов:

МНА    НРА    СМА     ШМА    СМУ    СМЫ;

МНО    НРО    СНА      ШНА    ШНУ   ШМЫ;

МНУ    НРО    СМО     ШМО    СНУ     СНЫ;

МНЫ    НРЫ   СНО      ШНО    ШМУ   ШМЫ;

МНИ     НРИ   СНИ       ШНИ    ШМИ   ШНЫ;

8. Работа с палочками.

Выложите из палочек букву И. Из каких элементов состоит эта буква?

9. Работа в тетрадях:

Напишите под диктовку слоги:

КИ   НИ  ТИ   РИ   СИ;

Прочитайте написанные слоги.

10. Выкладывание слогов  и слов под диктовку:

РИС   КИНО    СИЛА ШИЛО;

УСИКИ  МАСКИ;

III. Итог.

С какой буквой познакомились сегодня на занятии?

Какие звуки обозначаются этой буквой?

Из каких элементов состоит эта буква?

Вспомните слова, которые начинаются со звука [И].

Вспомните слова, которые заканчиваются на звук [И].

Список литературы:

  1. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для педагогов и родителей. – М.: «Аквариум», 1995 год.
  2. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для педагогов и родителей. – СПб.: «Дельта», 1997 год.
  3. Занимательное азбуковедение: материалы для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Автор – составитель Г.П. Попова, В.И. Усачёва. – Волгоград: Учитель,  2005 год.
  4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: пособие для педагогов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 год.
  5. Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6 – 7 лет. Автор – составитель Т.Е. Ковригина, Р.Е. Шеремет. – Волгоград: Учитель, 2009 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По обучение грамоте.Тема: «Звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Обобщающее понятие: гласные звуки. Буквы А, О, И, У, Э, Ы.».

Повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [и], [у], [э], [ы] умение слышать звуки в слове в различной позиции: начало, середина, конец слова и голосом выделять звук в слове. Учить придум...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «Звук Р в словах и предложениях» (подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста) «Приключения звука [р] и буквы Р» по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце»

Вид занятия: коррекционно-развивающийЦель: закрепить произношение звука Р в словах и предложениях;- правильное произношение звука «р» в речи;- развитие слухо-произносительных навыков;- развитие функци...

План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».

Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...