Главные вкладки

    План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме:
    Конспект НОД по развитию связной речи детей 5-6 лет с ОНР по теме «Животные наших лесов»

    Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста (группа компенсирующей направленности) с общим недоразвитием речи по лексической теме "Дикие животные".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nod_zhivotnye_nashikh_lesov.doc62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по развитию связной речи детей 5-6 лет с ОНР

    по теме «Животные наших лесов»

    Цель: актуализация словаря детей по теме «Дикие животные».

    Коррекционно-образовательные задачи:

    • уточнить знания детей о животных, знать названия животных, их внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут, знать названия детёнышей;
    • учить образовывать притяжательные прилагательные, существительные с суффиксом -ищ;
    • учить подбирать слова-антонимы;
    • развивать словарь по данной теме;
    • развивать внимание и память.

    Коррекционно-развивающая задача: развитие общей моторики.

    Коррекционно-воспитательная задача: прививать бережное отношение к природе и диким животным.

    Оборудование: демонстрационный материл – картинки с изображением диких животных и их частей тела; мультимедийный проектор, ноутбук, презентация «Животные наших лесов».

    Ход НОД:

    1. Организационный момент.

    – Здравствуйте, дети! Сядет на стульчики тот, кто назовёт животных, которые живут в лесу.

    1. Беседа о диких животных.

    Логопед выставляет картинки диких животных.

    – Как называются эти животные? (Дикие.)

    – Почему? (Потому что они живут в лесу, о них никто не заботится, они сами себе строят жилища и добывают пищу.)

    – Ребята, отгадайте загадку. Если отгадаете правильно – на экране появится картинка-отгадка.

    Хитрая плутовка,

    Рыжая головка,

    Хвост пушистый – краса –

    А зовут её … . (Лиса.) 2 слайд

    – Правильно! Какая лиса? (Хитрая, быстрая, рыжая, ловкая.)

    – Кто ещё живёт с лисой? (Лис, лисёнок, лисята.)

    – Как называется жилище лисы? (Нора.)

    Дидактическая игра «Чьё это?» (по картинкам).

    (Лисья морда, лисий хвост, лисьи лапы.)

    – У рыжей лисы красивая густая, пушистая шерсть. Тело её очень подвижно, оно может изгибаться, вытягиваться при беге. У лисы длинный пушистый хвост. Мордочка вытянута, уши острые, стоячие, глаза с овальными зрачками. Ноги у лисы короткие, тонкие. Она всеядна, но больше всего любит свежее мясо. Охотится на мышей, водяных крыс, зайцев. У лисы хороший слух, обоняние. Зимой она слышит, как мыши пищат под слоем снега. Лиса быстро раскапывает снег и ловит их. У неё тоже много врагов, из которых самый опасный – волк.

    – Ребята, отгадайте ещё одну загадку:

            Ходит летом косолапо,

    А зимой сосёт он лапу. (Медведь.) 3 слайд

    – Правильно! Какой медведь? (Косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый.)

    Дидактическая игра «Чьё это?» (по картинкам).

    (Медвежья лапа, медвежий след, медвежьи уши.)

    – Назовите членов семьи медведя? (Медведь, медведица, медвежонок, медвежата.)

    – Как называется жилище медведя? (Берлога.)

    – У медведя громадное, неуклюжее тело, покрытое бурой шерстью. У него большая голова, короткая и толстая шея, маленькие глаза. У медведя слабое зрение. Уши небольшие круглые. Лапы при ходьбе он ставит внутрь когтями и наружу пятками. Поэтому медведя назвали косолапым. Медведь очень сильное животное. Питается грибами, ягодами, орехами, птицами, живущими на земле и мелкими животными. Особенно любит полакомиться мёдом, и даже имя своё получил за это – медведь: ведает, где мёд. Осенью он усиленно питается, накапливает жир. С наступлением холодов медведь засыпает в своей берлоге.

    – Ребята, вот вам ещё одна загадка:

            Кто зимой холодной

    Ходит злой, голодный? (Волк.) 4 слайд

    – Продолжите предложение по смыслу: Волк – это папа в семье волков. Мама – … (волчица). Дети – … (волчата).

    1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом и с помощью суффикса – ищ.

    – У волчицы усы. У волчонка – усики. У волка – усищи. (Аналогично: глаза, нос, хвост.)

    – Какой волк? (Злой, голодный, серый, зубастый, клыкастый, лохматый.)

    Дидактическая игра «Чьё это?» (по картинкам).

    (Волчья лапа, волчий хвост, волчьи уши.)

    – Среди диких животных волк выделяется силой, умом, выносливостью. У волка грубая, густая шерсть, большая голова, толстая шея, уши торчат, зубы острые. У волка хорошо развиты лапы. Они высокие, сильные, имеют крепкие острые когти. У волка прекрасное зрение. Он видит даже в темноте. Слух острый. Может долго охотиться за добычей. И как только она теряет силы и не может бежать, волк сразу нападает на неё. Волк – хищный зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые, больные животные. Не зря этого хищника называют «санитаром леса». Живёт волк в логове, которое устраивает недалеко от водоёма, в глухом месте.

    1. Физкультминутка «На водопой».

    Жарким днём лесной тропой

    Звери шли на водопой.

    Дети спокойно идут по кругу друг за другом.

    За мамой-лосихой топал лосёнок,

    Идут громко топая.

    За мамой-лисицей крался лисёнок,

    Крадутся на носочках.

    За мамой-ежихой катился ежонок,

    Приседают, медленно двигаются вперёд.

    За мамой-медведицей шёл медвежонок,

    Идут вперевалку.

    За мамою-белкой скакали бельчата,

    Скачут вприсядку.

    За мамой-зайчихой – косые зайчата,

    Скачут на прямых ногах.

    Волчица вела за собою волчат,

    Идут на четвереньках.

    Все мамы и дети напиться хотят.

    Лицом в круг, делают движения языком – «лакают».

    1. Продолжение беседы о диких животных.

    – Ребята, ещё одна загадка:

    Зверька узнаем мы с тобой

    По двум таким приметам:

    Он в шубке беленькой зимой,

    А в шкурке серой – летом. (Заяц.) 5 слайд

    – Какой заяц? (Быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий.)

    Дидактическая игра «Скажи наоборот».

    Чёрный – белый, смелый – трусливый, быстрый – медленный, весёлый – грустный, умный – глупый, длинный – короткий.

    – У зайца красивая, пушистая, мягкая шерсть. Во время прыжка заяц выбрасывает вперёд сначала длинный задние лапы, а потом передние короткие. Норы не делает. Днём лежит под кустом, ночью добывает себе пищу. Летом ест траву, зимой – сено, кору деревьев и кустарников. У зайца много врагов: лиса, волк, ястреб, сова, орёл. Зимой его спасает белая окраска.

    – Внимание! Ещё одна загадка:

    Хвост пушистою дугой.

    Вам знаком зверёк такой?

    Острозубый, тёмноглазый.

    По деревьям любит лазать.

    Строит он свой дом в дупле,

    Чтобы зверю жить в тепле. (Белка.) 6 слайд 

    – Какая белка? (Быстрая, ловкая, красивая, пушистая, шустрая, рыжая.)

    – Большая белка – это мама. Как её называют? (Бельчиха.) А маленькие – это детёныши. Как их называют? (Бельчата.) А один? (Бельчонок.)

    Дидактическая игра «Чьё это?» (по картинкам).

    (Беличья лапа, беличий хвост, беличьи уши.)

    – Белка – маленький, беззащитный зверёк. У неё пушистая, рыжеватая шёрстка, выпуклые чёрные глаза, большой пушистый хвост, размером с саму белку. На затылке торчат ушки с кисточками. Зубы у белки большие, изогнутые и очень острые. Питается орехами, семенами хвойных деревьев. На зиму она делает в дуплах запасы орехов и желудей, сушит грибы на сучках кустарников. Белка спасается от врагов только тем, что прячется в густых ветках деревьев и дуплах.

    – И ещё загадка, ребята!

    Сердитый недотрога

    Живёт в тиши лесной.

    Иголок на нём много,

    А нитки не одной. (Ёж.) 7 слайд

    – Какой ёж? (Колючий, сердитый, ловкий, быстрый, смелый, умный.)

    – Назовите его семью? (Ёж, ежиха, ежонок, ежата.)

    Дидактическая игра «Закончи предложение».

    – Ты увидел в лесу (кого?) … ежа. Мы любуемся (кем?) … ежом. Нам понравился (кто?) … ёж. Мы молока дадим (кому?) … ежу. Я вам рассказала (о ком?) … о еже.

    – Ёж – удивительное животное, приспособленное к самым опасным ситуациям. Тело его покрыто жёсткими торчащими иголками. При опасности ёж свёртывается в комочек, и получается игольчатый мячик, за который не возьмёшься. Питается зверёк жучками, червяками, лягушками. Зимой ёж спит в норке под корнём большого дерева.

    – Ребята, вот последняя загадка:

    Он из леса вышел снова,

    Не олень, и не корова.

    Повстречаться нам пришлось,

    Познакомьтесь – это … (Лось). 8 слайд

    – Лось – очень крупное животное. У него высокие ноги, сравнительно короткое туловище. На большой голове – рога. Окраска лося буровато-чёрная. Летом лось питается листьями, ягодами, грибами. Зимой, раскапывая снег, ищет сухую траву и ест кору деревьев.

    1. Итог занятия.

    – О ком мы сегодня говорили на занятии? (О диких животных.)

    Дети «по цепочке» называют диких животных наших лесов.

    Использованная литература:

    1. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
    2. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М.: ВАКО, 2005.
    3. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
    4. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М.: Гном-пресс, 1999.
    5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Коррекция нарушений речи. – М.: Просвещение, 2010.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы детского сада на тему "Пересказ русской народной сказки "У страха глаза велики"

    Структура занятия:1. Организационный момент2. Чтение сказки "У страха глаза велики"3. Беседа по содержанию произведения4. ФИЗМИНУТКА  «Звериная зарядка»5. Игра "Какой? Какая?"6. Повторн...

    Конспект НОД по развитию связной речи детей 6-7 лет с ОНР

    Развёрнутый конспект НОД по развитию связной речи детей 6-7 лет с ОНР по лексической теме "Зимующие птицы" . Тема: "Составление рассказа по серии сюжетных картин "КОРМУШКА""...

    Презентация конспекта НОД по развитию связной речи детей с ОНР в подготовительной группе "Рассказывание по картине "8 марта"

    В презентации отражены целевой и содержательный компоненты НОД, в ходе занятия используется метод наглядного моделирования. Модель составления рассказа - авторская  (учитель-логопед Еремина Т.И.)...

    Конспект НОД по развитию связной речи детей с ОНР в подготовительной группе "Лето красное пришло"

    НОД предполагает составление рассказа по сюжетной картине с использорванием авторской наглядной модели...

    Конспект НОД по развитию связной речи детей через ознакомление с художественной литературой «Рассказывание сказки «Репка» во второй младшей группе

    Цель:1. Учить пересказывать русскую народную сказку «Репка» с помощью условных заместителей персонажей; совершенствовать умение ориентироваться на магнитной доске.2. Развиватьдвигательное моделировани...

    Конспект НОД по развитию связной речи детей подготовительной к школе группы: «Моя Родина - Россия»

    Конспект НОД по развитию связной речи детей с ОНР подготовительной к школе группы "Моя Родина - Россия (составлениеи рассказа о России с использованием картинно-графического плана)...