Конспект НОД по развитию связной речи детей 5-6 лет с ОНР по теме «Животные наших лесов»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Филиппова Вера Георгиевна

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста (группа компенсирующей направленности) с общим недоразвитием речи по лексической теме "Дикие животные".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_zhivotnye_nashikh_lesov.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию связной речи детей 5-6 лет с ОНР

по теме «Животные наших лесов»

Цель: актуализация словаря детей по теме «Дикие животные».

Коррекционно-образовательные задачи:

  • уточнить знания детей о животных, знать названия животных, их внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут, знать названия детёнышей;
  • учить образовывать притяжательные прилагательные, существительные с суффиксом -ищ;
  • учить подбирать слова-антонимы;
  • развивать словарь по данной теме;
  • развивать внимание и память.

Коррекционно-развивающая задача: развитие общей моторики.

Коррекционно-воспитательная задача: прививать бережное отношение к природе и диким животным.

Оборудование: демонстрационный материл – картинки с изображением диких животных и их частей тела; мультимедийный проектор, ноутбук, презентация «Животные наших лесов».

Ход НОД:

  1. Организационный момент.

– Здравствуйте, дети! Сядет на стульчики тот, кто назовёт животных, которые живут в лесу.

  1. Беседа о диких животных.

Логопед выставляет картинки диких животных.

– Как называются эти животные? (Дикие.)

– Почему? (Потому что они живут в лесу, о них никто не заботится, они сами себе строят жилища и добывают пищу.)

– Ребята, отгадайте загадку. Если отгадаете правильно – на экране появится картинка-отгадка.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса –

А зовут её … . (Лиса.) 2 слайд

– Правильно! Какая лиса? (Хитрая, быстрая, рыжая, ловкая.)

– Кто ещё живёт с лисой? (Лис, лисёнок, лисята.)

– Как называется жилище лисы? (Нора.)

Дидактическая игра «Чьё это?» (по картинкам).

(Лисья морда, лисий хвост, лисьи лапы.)

– У рыжей лисы красивая густая, пушистая шерсть. Тело её очень подвижно, оно может изгибаться, вытягиваться при беге. У лисы длинный пушистый хвост. Мордочка вытянута, уши острые, стоячие, глаза с овальными зрачками. Ноги у лисы короткие, тонкие. Она всеядна, но больше всего любит свежее мясо. Охотится на мышей, водяных крыс, зайцев. У лисы хороший слух, обоняние. Зимой она слышит, как мыши пищат под слоем снега. Лиса быстро раскапывает снег и ловит их. У неё тоже много врагов, из которых самый опасный – волк.

– Ребята, отгадайте ещё одну загадку:

        Ходит летом косолапо,

А зимой сосёт он лапу. (Медведь.) 3 слайд

– Правильно! Какой медведь? (Косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый.)

Дидактическая игра «Чьё это?» (по картинкам).

(Медвежья лапа, медвежий след, медвежьи уши.)

– Назовите членов семьи медведя? (Медведь, медведица, медвежонок, медвежата.)

– Как называется жилище медведя? (Берлога.)

– У медведя громадное, неуклюжее тело, покрытое бурой шерстью. У него большая голова, короткая и толстая шея, маленькие глаза. У медведя слабое зрение. Уши небольшие круглые. Лапы при ходьбе он ставит внутрь когтями и наружу пятками. Поэтому медведя назвали косолапым. Медведь очень сильное животное. Питается грибами, ягодами, орехами, птицами, живущими на земле и мелкими животными. Особенно любит полакомиться мёдом, и даже имя своё получил за это – медведь: ведает, где мёд. Осенью он усиленно питается, накапливает жир. С наступлением холодов медведь засыпает в своей берлоге.

– Ребята, вот вам ещё одна загадка:

        Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк.) 4 слайд

– Продолжите предложение по смыслу: Волк – это папа в семье волков. Мама – … (волчица). Дети – … (волчата).

  1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом и с помощью суффикса – ищ.

– У волчицы усы. У волчонка – усики. У волка – усищи. (Аналогично: глаза, нос, хвост.)

– Какой волк? (Злой, голодный, серый, зубастый, клыкастый, лохматый.)

Дидактическая игра «Чьё это?» (по картинкам).

(Волчья лапа, волчий хвост, волчьи уши.)

– Среди диких животных волк выделяется силой, умом, выносливостью. У волка грубая, густая шерсть, большая голова, толстая шея, уши торчат, зубы острые. У волка хорошо развиты лапы. Они высокие, сильные, имеют крепкие острые когти. У волка прекрасное зрение. Он видит даже в темноте. Слух острый. Может долго охотиться за добычей. И как только она теряет силы и не может бежать, волк сразу нападает на неё. Волк – хищный зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые, больные животные. Не зря этого хищника называют «санитаром леса». Живёт волк в логове, которое устраивает недалеко от водоёма, в глухом месте.

  1. Физкультминутка «На водопой».

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

Дети спокойно идут по кругу друг за другом.

За мамой-лосихой топал лосёнок,

Идут громко топая.

За мамой-лисицей крался лисёнок,

Крадутся на носочках.

За мамой-ежихой катился ежонок,

Приседают, медленно двигаются вперёд.

За мамой-медведицей шёл медвежонок,

Идут вперевалку.

За мамою-белкой скакали бельчата,

Скачут вприсядку.

За мамой-зайчихой – косые зайчата,

Скачут на прямых ногах.

Волчица вела за собою волчат,

Идут на четвереньках.

Все мамы и дети напиться хотят.

Лицом в круг, делают движения языком – «лакают».

  1. Продолжение беседы о диких животных.

– Ребята, ещё одна загадка:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке беленькой зимой,

А в шкурке серой – летом. (Заяц.) 5 слайд

– Какой заяц? (Быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий.)

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Чёрный – белый, смелый – трусливый, быстрый – медленный, весёлый – грустный, умный – глупый, длинный – короткий.

– У зайца красивая, пушистая, мягкая шерсть. Во время прыжка заяц выбрасывает вперёд сначала длинный задние лапы, а потом передние короткие. Норы не делает. Днём лежит под кустом, ночью добывает себе пищу. Летом ест траву, зимой – сено, кору деревьев и кустарников. У зайца много врагов: лиса, волк, ястреб, сова, орёл. Зимой его спасает белая окраска.

– Внимание! Ещё одна загадка:

Хвост пушистою дугой.

Вам знаком зверёк такой?

Острозубый, тёмноглазый.

По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтобы зверю жить в тепле. (Белка.) 6 слайд 

– Какая белка? (Быстрая, ловкая, красивая, пушистая, шустрая, рыжая.)

– Большая белка – это мама. Как её называют? (Бельчиха.) А маленькие – это детёныши. Как их называют? (Бельчата.) А один? (Бельчонок.)

Дидактическая игра «Чьё это?» (по картинкам).

(Беличья лапа, беличий хвост, беличьи уши.)

– Белка – маленький, беззащитный зверёк. У неё пушистая, рыжеватая шёрстка, выпуклые чёрные глаза, большой пушистый хвост, размером с саму белку. На затылке торчат ушки с кисточками. Зубы у белки большие, изогнутые и очень острые. Питается орехами, семенами хвойных деревьев. На зиму она делает в дуплах запасы орехов и желудей, сушит грибы на сучках кустарников. Белка спасается от врагов только тем, что прячется в густых ветках деревьев и дуплах.

– И ещё загадка, ребята!

Сердитый недотрога

Живёт в тиши лесной.

Иголок на нём много,

А нитки не одной. (Ёж.) 7 слайд

– Какой ёж? (Колючий, сердитый, ловкий, быстрый, смелый, умный.)

– Назовите его семью? (Ёж, ежиха, ежонок, ежата.)

Дидактическая игра «Закончи предложение».

– Ты увидел в лесу (кого?) … ежа. Мы любуемся (кем?) … ежом. Нам понравился (кто?) … ёж. Мы молока дадим (кому?) … ежу. Я вам рассказала (о ком?) … о еже.

– Ёж – удивительное животное, приспособленное к самым опасным ситуациям. Тело его покрыто жёсткими торчащими иголками. При опасности ёж свёртывается в комочек, и получается игольчатый мячик, за который не возьмёшься. Питается зверёк жучками, червяками, лягушками. Зимой ёж спит в норке под корнём большого дерева.

– Ребята, вот последняя загадка:

Он из леса вышел снова,

Не олень, и не корова.

Повстречаться нам пришлось,

Познакомьтесь – это … (Лось). 8 слайд

– Лось – очень крупное животное. У него высокие ноги, сравнительно короткое туловище. На большой голове – рога. Окраска лося буровато-чёрная. Летом лось питается листьями, ягодами, грибами. Зимой, раскапывая снег, ищет сухую траву и ест кору деревьев.

  1. Итог занятия.

– О ком мы сегодня говорили на занятии? (О диких животных.)

Дети «по цепочке» называют диких животных наших лесов.

Использованная литература:

  1. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  2. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М.: ВАКО, 2005.
  3. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  4. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М.: Гном-пресс, 1999.
  5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Коррекция нарушений речи. – М.: Просвещение, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы детского сада на тему "Пересказ русской народной сказки "У страха глаза велики"

Структура занятия:1. Организационный момент2. Чтение сказки "У страха глаза велики"3. Беседа по содержанию произведения4. ФИЗМИНУТКА  «Звериная зарядка»5. Игра "Какой? Какая?"6. Повторн...

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы с использованием мнемотехники по теме: «Осень»

Это занятие поможет педагогам с помощью мнемотаблиц рассказать о времени года "Осень"...

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы с использованием мнемотехники по теме: «Осень»

Это занятие поможет педагогам с помощью мнемотаблиц рассказать о времени года "Осень"...

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы. Тема: Рассказываем по моделям.

Цель: -Познакомить детей с методом составления рассказа через совмещение индивидуальной и общей схемы.-Учить пересказывать текст без повторного прочтения, опираясь на предложенные схемы.- Продолжать у...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ТНР по теме "Дикие животные"

Речевой материал по теме "Дикие животные": цели, задачи, игры и игровые упражнения для формирования лексико-грамматического строя и развития связной речи дошкольников С ТНР...

Конспект СОД по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Рассказ по картинам из серии «Домашние животные»

Материал обучает детей составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события; учить оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений......

Конспект СОД по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Придумывание сказки на тему «Как ежик выручил зайца».

Материал для развития связной речи детей, путем придумывания сказки на заданную тему, обучает умению описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; умения оценивать рассказы друг друга. О...