конспект открытого занятия
план-конспект занятия по логопедии по теме

Семёнова Елена Владимировна..

занятие в игровой форме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков(по Л.С.Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребёнка правильно произносить уже поставленный звук. как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.

Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Для автоматизации звука используются приёмы отражённого повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идёт последовательно и постепенно, от простого к сложному.

При тяжёлых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребёнку долго не удаётся правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребёнка. Дело осложняется ещё и тем, что для некоторых звуков речевой материал весьма ограничен (например, (г), (д), (й), (щ) и др.). Если же ребёнок "застрял"  на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приёмов  и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желания посещать кабинет логопеда. Устают все: специалист, ребёнок, родители. А между тем активное участие самих детей в коррекционном процессе и всесторонняя поддержка и помощь родителей - залог успеха в этой работе. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.

Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включается в логопедическую практику. Это позволяет решить сразу несколько задач:

-пробудить в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

-расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

-повысить познавательную активность и работоспособность детей;

-активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

-плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;

-увеличить объём коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Предлагаемые игровые приёмы по закреплению правильного произношения звуков проверены многолетней практикой. Они предназначены в основном для  автоматизации и закрепления правильного произношения поставленных звуков в слогах и словах.

Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребёнка конкретного образа, не осознаётся им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з - комарик звенит, р-р-р - собака рычит),то слог для школьника - весьма абстрактное понятие.

Из своего опыта хочу предложить вам логопедические игры, которые использую уже в течении нескольких лет и которые помогают делать задания для детей интересными, эмоционально - окрашенными, развивающими и познавательными.

Игра "Где чей дом".

Цель игры: закрепить правильное произношения звука в словах, развивать зрительную память, мелкую материку.

Ход игры: Логопед читает стих и демонстрирует его, а дети за ним повторяют, показывая каждое слово руками и проговаривая его.

Воробей живет под крышей        

В теплой норке домик мыши.

У лягушки дом в пруду.

Домик пеночки в саду.

Эй, цыпленок, где твой дом?

Он у мамы под крылом

Игра используется для автоматизации изолированного звука (р). В тетради для индивидуальных занятий ребёнок и логопед рисуют машину, от которой тянется извилистая  дорожка к домку (деревцу, гаражу, скамейке и т.д.). Ребёнок ставит палец в начало маршрута и длительно произносит (р), ведёт пальцем по дорожке. В результате он должен доехать до интересующегося объекта. В первый раз разрешается делать 2-3 остановки на пути. Для автоматизации звука (л) выбираем образ гудящего парохода или самолёта; для (з)-комарик; для (ж)- жука и т.д.

Иногда ребёнку долго не удаётся ввести новый правильный звук в слоги. Как только к согласному звуку присоединяется гласный, автоматически включается произношение старого дефектного звука. Предположим, что речь идёт об автоматизации звука (ш). Логопед даёт инструкцию: Мы с тобой поиграем в "говорящие руки". Левую руку научим говорить (ш), а правую- (а). Давай попробуем!

Логопед берёт своей рукой левую руку ребёнка и показывает, как совместить произношение (ш) с лёгким ударом руки по столу, точно так же правая рука "обучается" говорить (а). Поочерёдно, слегка ударяя по столу, ребёнок в медленном темпе произносит: Ш- а, ш-а. Постепенно пауза между (ш) и (а) сокращается, и ребёнок переходит к слитному проговариванию.

Игра «Собери цветочек»

Цель игры: закрепить правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.                                                                                                                                              

Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.

Ход игры: Собирать цветочек,  выбирая лепестки с картинками, в названии которых имеется заданный звук. После того как ребёнок собрал цветок, педагог предлагает ему закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребёнок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевёрнутых лепестках.

А данную игру, «Соберём урожай»,  хочу провести с коллегами

Цель игры: закрепить правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.

Материал: предметные картинки на яблоках, дерево из картона, корзина из картона.

Ход игры: Логопед предлагает ребёнку снять с дерева яблочки с  предметными картинками заданного звука и поместить их в корзину.

Когда задание выполнено логопед просит ребёнка составить предложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе ко дню открытых дверей на тему: «Туристы».

Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям....

Конспект открытого занятия на тему: «День открытых дверей» (1 младшая группа).

Конспект мероприятия на тему «День открытых дверей» в 1 младшей группе.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физич...

Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Увлекательные открытия с Фиксиками".

Данное мероприятие было проведено с целью привлечения внимания родителей к исследовательско-экспериментальной деятельности детей. Дети в интересной и увлекательной форме проводят опыты с воздухом, вод...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...