Конспект НОД по развитию лексико – грамматических категорий "Путешествие в поисках заветной картинки"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Иванова Алёна Михайловна

Тема: «Путешествие в поисках заветной картинки».

Цель: Уточнение и активизация словаря детей по теме.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

 - расширять и конкретизировать представления о мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит;

 - закреплять в речи обобщающее понятие «мебель»;

 - учить называть детали мебели;

Коррекционно – развивающие:

 - развивать внимание, мышление;

 - развивать мелкую моторику;

 - развивать коммуникативные навыки;

Коррекционно – воспитательные:

 - формировать навыки сотрудничества, положительную установку на участие в занятии, инициативность.

Демонстрационный материал: игрушка Незнайка, предметные картинки (стол, стул, диван, шкаф, табурет); конверты с заданиями; запись песни «Мы едем, едем, едем», поезд.

Раздаточный материал: счетные палочки, карточки «Сложи мебель из палочек».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mebel_konspekt_na_otkrytoe_zanyatie.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию лексико – грамматических категорий

Тема: «Путешествие в поисках заветной картинки».

Цель: Уточнение и активизация словаря детей по теме.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

 - расширять и конкретизировать представления о мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит;

 - закреплять в речи обобщающее понятие «мебель»;

 - учить называть детали мебели;

Коррекционно – развивающие:

 - развивать внимание, мышление;

 - развивать мелкую моторику;

 - развивать коммуникативные навыки;

Коррекционно – воспитательные:

 - формировать навыки сотрудничества, положительную установку на участие в занятии, инициативность.

Демонстрационный материал: игрушка Незнайка, предметные картинки (стол, стул, диван, шкаф, табурет); конверты с заданиями; запись песни «Мы едем, едем, едем», поезд.

Раздаточный материал: счетные палочки, карточки «Сложи мебель из палочек».

Ход НОД

I. Вводная часть (Организационный момент)

Проведение коммуникативной игры « Здравствуйте»

Здравствуйте, ладошки! (Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз)

Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)

Здравствуйте, ножки! ( «Пружинка»)

Топ-топ-топ! (Топают ногами)

Здравствуйте, щечки! (Гладят ладонями щеки)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щекам)

Пухленькие щечки! (Круговые движения кулачками по щекам)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка ударяют кулачками по щекам)

Здравствуйте, губки! (Качают головой вправо-влево)

Чмок-чмок-чмок! (3 раза чмокают губами)

Здравствуйте, зубки! (Качают головой вправо-влево)

Щелк-щелк-щелк!  (3 раза щелкают зубами)

Здравствуй, здравствуй, язычок!  (3 раза наклоняют голову вперед)

Чок-чок-чок!  (3 раза щелкают языком)

Здравствуйте, гости!  (протягивают руки вперед)

Здравствуйте!  (кланяются)

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

Появляется игрушка Незнайки.

Незнайка: Здравствуйте, ребята. У меня случилась беда – я потерял свою собранную картинку, которую долго – долго искал. Единственные, кто может мне помочь, - это вы. Поможете мне найти части моей картинки? Для этого вы должны отправиться в путешествие на поезде и на остановках найти все части от потерянной картинки.

 - Ребята, ну что, отправимся в путешествие, чтобы помочь Незнайке?

 - Незнайка, а что же за картинка должна получиться из найденных частей?

Незнайка: А это вы узнаете, найдя все части картинки и собрав их.

 - Ну, хорошо. Тогда начинаем наше путешествие.

Включается запись песни «Мы едем, едем, едем в далекие края».

2. Первая остановка «Отгадывание загадок».

 - Первая остановка называется «Загадочная». Здесь нужно отгадать загадки.

Я на нём всегда сижу,
Сверху вниз порой гляжу,
У него четыре ножки,
Не бежит он по дорожке,
У стола почти заснул
Деревянный, крепкий … (Стул)

Ножки у него четыре,
Он стоит в любой квартире,
В центре комнаты, у стенки,
Ставим на него тарелки.
Ножки прочные его
Опираются на пол,
Догадались? Это...  
(Стол)

Если ты устал играть,
То ложишься на…(
Кровать)

Хорошо, когда он есть,
На него и лечь, и сесть...
Он для отдыха нам дан,
Мягкий плюшевый
(Диван)

Здесь и вешалки, и полки,
Словно в доме этажи.
Брюки, кофточки, футболки –
По порядку все лежит. (
Шкаф)

 - Молодцы. Отгадали все загадки. А как можно одним словом назвать предметы – отгадки? (мебель). Вот и первая часть картинки.

 - А теперь поехали с вами дальше. Включается запись песни «Мы едем, едем, едем»

3. Вторая остановка. Упражнение «Назови детали».

 - Вот мы и приехали на вторую остановку, которая называется «Детали предмета».  Чтобы получить следующую часть картинки, нужно назвать детали мебели.

 У стола четыре ножки и крышка. А как еще по-другому называется крышка у стола? (столешница)

У стула четыре ножки, спинка и сиденье.

У кресла спинка, сиденье, подлокотники и четыре ножки.

У дивана спинка, сиденье, подлокотники и четыре ножки.

У комода ящики, ручки, крышка, стенки.

У табурета четыре ножки и сиденье.

 - Молодцы. И это задание выполнили правильно. А вот и еще одна часть картинки.

Поедем дальше?

Включается запись песни «Мы едем, едем, едем»

4. Третья остановка. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире».

 - Третья наша остановка называется «Пальчиковая». Давайте разомнем наши пальчики, выполним пальчиковую гимнастику.

Раз, два, три, четыре,

(загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках)

Много мебели в квартире

(сжимают и разжимают кулачки)

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

(загибают пальчики на каждое название мебели)

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)

 - Молодцы. Достаем третью часть картинки. Поехали дальше.

Включается запись песни «Мы едем, едем, едем»

5. Четвертая остановка. Упражнение «Выложи из палочек мебель».

 - На четвертой остановке для вас следующее задание – нужно выложить из палочек стол, стул и кровать.

 - Молодцы. Получаем четвертую часть картинки. Поехали дальше.

Включается запись песни «Мы едем, едем, едем»

6. Пятая остановка «Физкультурная».

 - На пятой остановке нам предлагается отдохнуть.

 - Ребята, сейчас мы с вами отдохнём и одновременно потренируем ушки. Я буду называть различные слова. Если вы услышите название мебели, то прыгаете, как зайчики. Если я назову какое – то другое слово, то вы просто стоите на месте.

Слова: диван, машина, топор, кровать, комод, яблоко, табурет, стул, кресло, жук, лыжи, тумбочка, мишка, полка, платье, самолёт, шкаф.

 - Итак, поехали дальше.

Включается запись песни «Мы едем, едем, едем»

7. Шестая остановка. Упражнение «Закончи предложение».

 - Вот мы и приехали на остановку, которая называется «Закончи предложение». Я буду начинать предложение, а вы должны его закончить.

Кровать нужна для того, чтобы...

Табурет нужен для того, чтобы …

Шкаф нужен для того, чтобы...

Кресло нужно для того, чтобы...

Стол нужен для того, чтобы………..

Стул нужен для того, чтобы..........

 - Молодцы. Вот мы и нашли пятую часть картинки. Оправляемся дальше?

Включается запись песни «Мы едем, едем, едем»

8. Седьмая остановка.

 - А на последней седьмой остановке нам предлагается сделать из наших пальчиков и ручек стул и стол.

Стул

"Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье"

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять руки.

Стол

"У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка"

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

 - И на последней остановке мы находим последнюю часть картинки. Теперь нужно собрать Незнайкину картинку. И посмотреть, что же там получилось. Собираем.

III. Итог НОД.

Незнайка:  - Ребята, вот вы и выполнили все задания, чтобы найти мою картинку. Спасибо вам большое. А что же получилось из частей, которые вы собрали? (диван) Молодцы. Вы правильно все сделали. А диван, это что такое? (диван - это мебель). Назовите, какую еще мебель вы знаете.

 - Молодцы. Вы сегодня все хорошо поработали! За это я хочу вам подарить раскраску «Мебель».

 - Молодцы, ребята. Давайте попрощаемся с Незнайкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи "Мой Мишка"

Конспект занятия по активизации, обогащению словаря по теме "Одежда", развитию грамматической стороны речи, развитию артикуляционного аппарата, мелкой моторики, выразительности речи для младших дошкол...

конспект занятия по развитию лексика-грамматических средств языка

Животные жарких стран. Конспект занятия в подготовительной группе....

Конспект занятия по развитию лексика-грамматических средств языка

"Животные жарких стран". Подготовительная группа....

Презентация и конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР по теме "Ранняя весна"

Конспект совместной коррекционно-развивающей деятельности логопеда с детьми по теме "Ранняя весна". Цель занятия: обогащать активный словарный запас детей, развивать умение составлять р...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматической и связной стороны речи с использованием игровых технологий. На тему: "Дикие животные" (КВН).

Цели и задачи:закреплениеполученных знаний о диких животных;практическое употребление притяжательных прилагательных, существительных в творительном падеже;развитие связной речи;развитие внимания, памя...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе по теме «Новый год».

Цель: Расширять словарный запас по лексической теме. Учить подбирать эпитеты к слову «елка». Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Закреплять умение состав...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи на тему: «Посуда»

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении лексической темы «Посу...