Речевая карта обследования заикающегося ребенка
методическая разработка по логопедии на тему

Фирстова Жанна Венадьевна

Данный вариант речевой карты составлен на основе речевой карты для дошкольного логопункта. Использованы несколько вариантов характеристики для каждого критерия, что составляет удобство и скорость заполнения (нужное подчеркнуть).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевая карта

ФИО ребенка

Дата рождения

Домашний адрес

Дата поступления в группу

Мать-                                                                                   Отец-

Наследственные заболевания в семье

Характеристика речи окружающего ребенка людей

Протекание беременности

От 1,2,3,4 беременности (без особенностей; с токсикозом 1,2 половины, гестозом, анемией; инфекционными, психическими, венерическими заболеваниями матери

Течение  родов

1,2,3,4 роды (срочные, без особенностей, стремительные, Кесарево сечение, вспоможения, длительный безводный период, асфиксия);

Ребенок закричал (, громко, через время, тихо, сдавленно, со стоном, прерывистым писком)сразу

Раннее физическое развитие

вес

рост

вскармливание

Держит голову

сидит

ползает

стоит

ходит

1-е зубы

Раннее речевое равитие

гуление

лепет

1-е слова

фраза

Особенности речевого развития

Время появления заикания ____________________________________________________________________

Предполагаемые причины ____________________________________________________________________

Как проявлялось заикание - судороги в речи, остановки, повторения звуков, слогов, отдельных слов, раздражительность, плаксивость, повышенная возбудимость, негативизм, пассивность______________

Течение заикания  - постоянное, волнообразное, рецидивирующее___________________________________

С чем связаны периоды ухудшения речи _________________________________________________________

Бывают периоды плавной речи ________________________________________________________________

Ситуации, когда заикание наиболее выражено __________________________________________________

Как говорит в настоящее время в семье __________________, в общении со сверстниками ____________, в незнакомой обстановке ____________________________________________________________________

Отношение в семье к заиканию ________________________________________________________________

Состояние слуховой функции ________________________________________________________________

Общая моторика

Умеет по заданию и произвольно фиксировать нужную позу, движения четкие, уверенные, целенаправленные, взаимосвязанные в различных видах моторной активности; повышенная двигательная активность, расторможенность, наличие некоординированных движений с широкой незавершенной амплитудой колебаний, выраженная зависимость моторики от эмоциональных переживаний;

 моторная напряженность, скованность и некоординированность движения, неловкость, пассивность.

Мелкая моторика

Ведущая рука (правая, левая, амбидекстр), все движения выполняет правильно, моторика развита недостаточно, моторная неловкость

Строение и подвижность артикуляционного аппарата

Губы - норма,толстые, тонкие, малоподвижные

Язык - норма, вялый, массивный, малоподвижный

Твердое небо - норма, высокое, узкое, низкое, готическое, широкое

Подъязычная связка - норма, утолщена, укорочена, послеоперац. рубцы

Зубы - норма, мелкие, крупные, редкие, зубной

 ряд нарушен, отсутствие резцов

Прикус - норм, прогения, прогнатия, передний открытый , боковой открытый

Мягкое небо - норма, длинное, короткое, неподвижное, подвижное, расщелина, рубцы

Саливация - незначительная, повышенная

Синкинезии - незначительные

Арт. позу выполняет

 точно, удерживает не выполняет,

удерживает с трудом

Переключаемость - норма, нарушена, слабая

Состояние звукопроизн-ия

с

сь

з

зь

ц

ш

ж

ч

щ

р

рь

л

ль

к

г

х

Слоговая структура слова

Не нарушена, нарушена, грубое нарушение, незначительное нарушение

Состояние дыхательной функции

Ритмичность

дыхания

Характер вдоха

при речи

Продолжительность

речевого выдоха

Свободное, ровное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное, диафрагмальное, грудное, смешанное

Нормальный, аритмия

В норме, укорочен.,

 слишком глубокий

 вдох

Укороченный, нерациональный,

непродолжительный

длительный, рациональный

Характеристика голоса

Тембр голоса

Атака  голоса

Нормальный, сиплый, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый, тихий, затухающий, мерцающий

Мягкий, резкий

Твердая, мягкая, отсутствует

Состояние просодических компонентов речи

Темп - норма, замедленный, ускоренный

Ритм - норма, аритмия, словесное ударение употребляет не правильно

Паузы - норма,

 речь неразборчивая, сбивчивая

Интонирование -

 в норме, недостаточно выразительное

Состо-яние

Фоне-

мати-ческих

функ-

ций

Повторение ряда

 гласных

(повторяет,

 затрудняется, нарушает последовательность)

Воспроизведение слогового ряда (повторяет, затрудняется, нарушает последовательность)  

Различение паронимов (повторяет, затрудняется, уподобляет)

Воспроизведение фраз, содержащих оппозиционные звуки  

(повторяет,

Затрудняется)

Определение наличия звука в слове

(справляется, не справляется)

Выделение первого ударного гласного   (выделяет,

не выделяет)

Выделение последнего глухого согласного   (выделяет, не выделяет)

Подбор слов с заданным звуком ( справляется,

не справляется, подбор слов ограничен)

Понима-

ние

речи

в полном о  в полном объеме на уровне фразы, не понимает сложные грамматические конструкции; понимание ограничено обиходно - бытовой лексикой; ситуативное.

Лексический запас

Игрушки

(называет, затрудняется)

Одежда

(называет,

затрудняется)

Обувь

(называет,

затрудняется)

Посуда

(называет,

 затрудняется)

Глагольный словарь

(норма, беден, ограничен,

 неточен, с лексич. заменами)

Мебель

(называет, затрудняется)

Овощи

(называет,

затрудняется)

Фрукты

(называет,

 затрудняется)

Дикие животные

(называет,

 затрудняется)

Прилагательные

(норма, беден, ограничен)

Транспорт

(называет, затрудняется)

Насекомые

(называет,

 затрудняется)

Птицы

(называет,

 затрудняется)

Домашние животные(называет,

 затрудняется)

Состояние

 словоизменения

Мн. ч. сущ-ыхв Им. п.

(справл., не справл.)

 Мн. ч. сущ-ых в Род. п.

(справл., не справл.)

 

Употребление предлогов(употр. верно, искажает лекс. значение, затрудн. в использ. сложных предл., не использует

Согласов. сущ-ых и

прилагат-ых

 (справл., затрудн.)

Согласов. сущ-ых и числит-ых 1,2,5

(справл, затрудн.)

Изменение сущ-ых по падежам

(справл., затрудн.)

Состояние

словообразования

Образование уменьшительно-ласкательных

 форм сущ-ых (справл., затрудн.)

Образоване относительных прилаг-ых

(справл., затрудн.)

Образование притяжат-ых прилагат-ых

(справл., затрудн.)

Образование приставочных глаголов

(справл., затрудн.)

Связная

 речь

Пересказ

(отсутствует, самостоят.,

 по вопросам, с упрощением синтаксической стр-ры)

Рассказ по серии сюжетных картин

(отсутствует, наполнен содержанием в соотв-ии с возрастом, сюжет (не-) понимает, (не-) объясняет, (не-)выделяет главное, пропускает смысловые звенья, связующие элементы)

Рассказ по картине

(отсут-ет, (не-) достаточно полный, развернутый, логичный,последовательный, состоит из простых (не-) распростр., сложно-сочиненных, -подчиненных предлжений)

Проявление заикания

в различных формах речи

Шепотная речь

Сопряженная речь

Отраженная речь

Вопросно-ответная речь

Пересказ

Различные виды рассказывания

Форма судорог - клоническая, тоническая, смешанная ____________________________________________  

Локализация судорог  - дыхательные, голосовые, артикуляторные__________________________________

Наличие сопутствующих судорог мышц лица, тела ______________________________________________

Сопутствующие речи движения _______________________________________________________________

Наличие лишних слов или звуков при речи _______________________________________________________

Степень фиксации при заикании - нулевая, умеренная, выраженная_________________________________

Наличие страхов  __________________________________

Степень выраженности заикания - легкая, средняя, тяжелая______________________________________

Логопедическое заключение___________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая карта обследования ребёнка(от 4 до 7 лет) с общим недоразвитием речи

Предлагаемый вариант схемы обследования ребёнка с ОНР позволяет на основании углублённого обследования состояния всех речевых процессов,психических функций, общего развития, с учётом анамнеза, раннего...

Речевая карта обследования детей 4-7 лет с Общим недоразвитием речи Мельниковой Н.В.

Удобно, быстро  оформлять ( многие графы уже заполнены и нужно только  подчеркнуть необходимое) . Удобно  сравнивать динамику  развития  ребенка  по всем  диагностир...

Речевая карта обследования ребенка 6 лет с ОНР

Речевая карта для детей с ОНР по  программе Нищевой (авторская)...

Речевая карта обследования детей с ОНР на логопункте

На каждого ребёнка, зачисленного на логопункт, заводится речевая карта, в которой фиксируются основные особенности фонематической стороны речи ребёнка; состояние лексико-грамматического строя и связно...

Речевая карта обследования ребенка

Речевая карта компактна, включает основные показатели обследования  речи ребенка. К ней в приложение анамнестические данные и раннее речевое  развитие ребенка....

Речевая карта обследования ребенка с РДА

Данная карта будет актуальна для обследования детей старшего дошкольного возраста...