Работа с родителями по лексическим темам
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Зорина Инна Николаевна

В данном материале представлен образец наглядного материала для роботы с родителями по лксическим темам. Темы представленны во всех направлениях ( связная речь, развитие мело моторики, развитие фонетико - онематического анализа и синтеза).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami_2014.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

Перелетные птицы

  1. Повторите с ребенком задания по теме «Перелетные птицы». Понаблюдайте за птицами во время прогулки.
  2. Прочитайте ребенку рассказ.

• Весна вступает в свои права. Начали возвращаться к нам перелетные птицы. Открыли весну грачи. Они прилетели еще при снеге и сразу же принялись за ремонт старых и постройку новых гнезд. Вслед за грачами прилетели скворцы, потом жаворонки, зяблики, дрозды. Потом прилетят водоплавающие и болотные птицы: утки, гуси, журавли. А когда зеленой дымкой покроется лес, прилетят мухоловки, соловьи, кукушки, ласточки и стрижи.

3.        Задайте ребенку несколько вопросов по тексту, например:

  • Какое время года вступает в свои права?
  • Кто возвращается к нам?
  • Какие птицы открыли весну?
  • Когда они прилетели и за что принялись?
  • Кто прилетел вслед за грачами?
  • Какие водоплавающие птицы прилетят потом?
  • Какие птицы прилетят, когда зеленой дымкой покроется лес?

  1. Прочитайте текст еще раз и предложите ребенку пересказать его.
  2. Пусть ребенок разделит на слоги названия перелетных птиц: дрозд, гусь, ут-ка, скво-рец, зяб-лик, ку-куш-ка, лас-точ-ка, му-хо-лов-ка, а затем сделает звуковой анализ слова грач.

6. Выучите с ребенком стихотворение С.Дрожжина. Поработайте над четкостью дикции и звукопроизношением.

Вернулось царство весенних дней:                                                                                                 Звенит по камушкам ручей,                                                                                                                                      Река шумит,

                        И с криком стая журавлей                                                                                                                                                                                     Уж к нам летит.  

                                                     Космос

1.        Побеседуйте с ребенком о том, что 12 апреля мы отмечаем День космонавтики. Помогите ребенку ответить на вопросы:

  • Что такое космос?
  • Безвоздушное пространство вокруг Земли и других планет.
  • Как можно попасть туда?
  • На космическом корабле.
  • Что люди запускают в космос?
  • Ракеты, космические корабли.
  • Кто был первым космонавтом?
  • Юрий Алексеевич Гагарин.

2.        Выучите с ребенком стихотворение «Ракета». Следите за  произношением и интонационной выразительностью.

                                             РАКЕТА

Мы построили ракету.                                                                                                         Как же трудно было это!

Мы трудились целый вечер,                                                                        Раздобыли где-то свечи,                                                                                                 И мотор от кофемолки,                                                                                                      И для флага шарф из шелка.                                                                                 Все! Достроили! Ура!                                                                                                               Входит мама: «Спать пора!                                                                                         Ночью дети подрастают,                                                                                                  Без ракет во сне летают».

  1. Пусть ребенок разделит на слоги следующие слова: космос, ра-ке-та, кос-мо-навт, Зем-ля, пла-не-та.
  2. Предложите ребенку сначала отгадать, а потом выучить загадку.

Распустила алый хвост,                                                                                      Улетела в стаю звезд.                                                                                                                            Наш народ построил эту                                                                                                     Межпланетную... (ракету).

5.        Потренируйте ребенка в образовании однокоренных  слов от слова космос. Поиграйте в игру с мячом «Одна семейка». Вы бросаете ребенку мяч и задаете вопрос; он ловит мяч, отвечает на ваш вопрос и возвращает мяч вам. В конце игры   обратите внимание ребенка на то, как похожи слова космос, космонавт, космический.

  • Как называется пространство вокруг земли? — Космос.
  • Как называют человека, который летает в космос? — Космонавт.

Весенние цветы

Задание 1. Родителям рекомендуется: побеседовать с ребенком о том, какие изменения произошли в природе весной, какие цветы появились, объяснить, что первые весенние цветы называются первоцветами; вспомнить, какие цветы появились в мае, рассмотреть их части: цветок, стебель, лист, корень (на картинке и в природе); обратить внимание на цвет и запах цветов.

Задание 2. Дидактическая игра «Чей лист, чей цветок» (узнавание цветов по их отдельным частям с натуры).

Задание 3. Отгадать загадку. Нарядные сестренки весь день гостей встречают, медом угощают. (Цветы)

Задание 4. Дидактическая игра «Подбери признак» (согласование прилагательных с существительными): одуванчик (какой?) - ... , мать-и-мачеха (какая?) - ... , незабудки (какие?) - ....

Задание 5. Прочитать ребенку стихи о цветах (выучить по выбору).

Гвоздика

Погляди-ка, погляди-ка, что за красный огонек?

Это дикая гвоздика новый празднует денек.

А когда настанет вечер, лепесток свернет цветок:

«До утра, до новой встречи!» И погаснет огонек.

                                                                              Ландыш

Родился ландыш в майский день, и лес его хранит;

Мне кажется, его задень — он тихо зазвенит.

                                                                           Ромашки

Нарядные платьица, желтые брошки,

Ни пятнышка нет на красивой одежке.

Такие веселые эти ромашки —

Вот-вот заиграют, как дети в пятнашки.

                                                                          Незабудки

Их видимо-невидимо, не сосчитаешь их!

И кто их только выдумал — веселых, голубых?

Должно быть, оторвали от неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали и сделали цветок.

                                                                         Колокольчик

Колокольчик голубой поклонился нам с тобой.

Колокольчики-цветы очень вежливы. А ты?

                                                                     Одуванчик

Носит одуванчик желтый сарафанчик.

Подрастет — нарядится в беленькое платьице,

Легкое, воздушное, ветерку послушное. (Е. Серова}

9мая

Задание 1. Родителям рекомендуется:

рассказать ребенку о празднике «День Победы», почему он так назван и кого поздравляют в этот день;

вспомнить, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотреть фотографии, иллюстрации в книжках;

воспитывать уважение к ветеранам войны;

совместно с ребенком сходить к мемориалу в честь защитников Родины, возложить цветы к памятнику.

Задание 2. Подобрать синонимы: смелый - храбрый, отважный, геройский ... .

Задание 3. Подобрать антонимы: смелый - трусливый.

Задание 4. Подобрать родственные слова: герой - геройский, героический ...; защита - защитник, защищать, защищенный.

Задание 5. Объяснить ребенку значение слов и словосочетаний «подвиг», «победа», «героический поступок», «защитник», «ветеран»; объяснить пословицу «Мир строит, а война разрушает».

Задание 6. Выложить из спичек фигуру по образцу.

Звезды нам с небес сияют, всех героев поздравляют.

«Школа. Школьные принадлежности»

Задание 1. Родителям рекомендуется: рассказать ребенку о школе, о том, для чего дети ходят в школу, кто учит детей в школе, какие школьные предметы преподают в школе; рассмотреть вместе с ребенком школьные принадлежности поговорить о том, для чего нужна каждая из этих вещей; задать ребенку вопросы: что школьники кладут в пенал? в портфель? сходить с ребенком в магазин, где продают канцелярские .товары, или на школьную ярмарку.

Задание 2. Отгадать загадки и выучить по выбору.

•        Новый дом несу в руке. Двери дома на замке.

А живут в доме том книжки, ручки и альбом. (Портфель)

•        Черный Ивашка — деревянная рубашка.

Где носом пройдет — там заметку кладет. (Карандаш)

•        То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать. Что такое я? (Тетрадь)

•         Белый камешек растаял, на доске следы оставил. (Мел)

Задание 3. Дидактическая игра «Подбери признак»: портфель (какой?) - кожаный, вместительный, яркий, большой ...

Задание 4. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Ручка, резинка, мяч, пенал.

Портфель, тетрадь, учебник, яблоко.

Задание 5. Дидактическая игра «Исправь ошибку в предложении»   (употребление падежных окончаний имен существительных).

У меня есть портфеля. У меня нет тетрадка. Я забыл дома линейкой. Я пишу ручки. Я рисую в альбом.

Задание 6. Дидактическая игра «Подскажи словечко».

Быть должны всегда в порядке твои школьные ... (тетрадки).

Чтобы было где писать, в школе нам нужна... (тетрадь).

Задание 7. Объяснить ребенку пословицы:

Ученье — путь к уменью.

Ученье свет, не ученье — тьма.

 

Задание 8. Дидактическая игра «Собери портфель в школу» (назвать школьные принадлежности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашние задания для родителей по лексическим темам. Тема «Транспорт". Тема "Посуда".

Предлагаемые задания помогут расширить словарный запас ребенка, сформировать грамматический строй речи, развить внимание, вербальную память, логическое мышление....

Работа с родителями по лексическим темам

Предлагаю перспективный план по работе с родителями по лексическим темам. Это как бы "рыба" на которую можно всегда что-то нацепить, варьируя по возрасту детей и степени ознакомления с лексической тем...

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Комплексно-тематическое планирование образовательной работы в подготовительной группе Лексическая тема: Жители морей

Комплексно-тематическое планирование образовательной работы в подготовительной группе  Лексическая тема: Жители морей...

Комплексно-тематическое планирование образовательной работы в подготовительной группе Лексическая тема: День Победы

Комплексно-тематическое планирование образовательной работы в подготовительной группе  Лексическая тема: День Победы...

Логопедическое занятие на тему: «Работа со спрятанным предметом» Лексическая тема: «Чайная посуда»

Логопедическое занятие по развитию диалогической речи для детей старшего дошкольного возраста....

Задание для работы с родителями по лексической теме "Откуда хлеб пришел"

Игры и задания для работы ребенка с родителями....