Планирование коррекционной работы в воспитательно – образовательном процессе логопедических групп.
статья по логопедии на тему

Орлова Антонина Сергеевна

О  работе воспитателя в группе детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

О  работе воспитателя в группе детей с ОНР

Одной из задач коррекционно-воспитательного воздействия является пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов. Воспитатель с детьми присутствует в самой разнообразной обстановке: в раздевалке, умывальной комнате, спальне, игровом, природном уголке, на участке и т. п., где имеет наглядную базу, так необходимую для формирования словаря детей с ОНР. Работая с детьми в продолжение всего дня ( в отличии от логопеда ), воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова, без чего невозможно введение их в самостоятельную речью.  

Следующая задача - систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей. Воспитатель внимательно следит за речью детей и исправляет ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов.

Развитие внимание и памяти является важной коррекционной задачей, т. к. эти процессы тесно связаны с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Заниматься развитием внимания и памяти воспитателю необходимо с детьми не только на занятиях, но и во время некоторых режимных моментов. ( Игры «Чего нет?», «Что изменилось?», «Назови одним словом», «Что прибавилось?», «Разложи предметы как я скажу», «Летает - не летает» и др.)

Следующая коррекционно-воспитательная задача-совершенствование словесно-логического мышления. Словесно-логическое мышление - один из видов мышления, который непосредственно связан с речью. Словесно-логическое мышление характеризуется использованием суждений и умозаключений, и таким образом, оно невозможно без речи. Речь и мышление тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, развивая друг друга.

С первых дней пребывания ребенка в логопедической группе воспитатель должен помогать ему осмыслять события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности. Например:

  • Почему люди осенью теплее одеваются?
  • Почему летом нельзя кататься на санках?
  • Почему зайца трудно увидеть на снегу?
  • Что будет, если из башни вынуть нижний кубик?
  • Как, не выходя на улицу, узнать - дует ли ветер?
  • Эти и подобные вопросы воспитатель может задавать детям во время игр, прогулки, умывания и т. п. важно приучать их задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из кино и телефильмов, рассказов взрослых.. важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различие в сходном и общее в различном. Например:
  • Чем отличается кукла и девочка?
  • Чем отличается птица и самолет?
  • Что общего у дерева и цветка?
  • Что общего у шарика и яблока?

Неиссякаемую пищу для словесно-логических упражнений дают педагогу сказки. С радостью и интересом дети ответят на такие вопросы:

  • Почему волк прибежал быстрее Красной Шапочки к дому ее бабушки?
  • Почему семеро козлят открыли дверь волку?
  • Кто из поросят не боялся в своем доме волка? Почему?
  • Можно сказать, что мышка вытянула репку? А кто вытянул? И т.д.

Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Загадки надо использовать такие, которые заставляют задуматься, а не хорошо знакомые, которые не несут никакой умственной нагрузки. Например:

Не на полу, не на потолке, а смотрит и в дом, и на улицу. ( Окно)

Кроме этого можно предложить детям загадки, составленные воспитателями, например: Передние лапы короткие, а задние длинные. (Заяц)

                 Четыре ноги, да не ходят. (Стол, стул)

Еще одним разделом коррекционной работы воспитателя является развитие артикуляционной моторики и моторики пальцев рук.

Развитие артикуляционной моторики проводится воспитателем после аналогичной работы логопеда. Эта работа осуществляется ежедневно со всей группой детей во 2-ой половине дня, сразу после дневного сна. Это так называемый логочас. Кроме артикуляционной гимнастики на логочасе воспитатель предлагает детям игры на развитие лексико-грамматического строя речи и мелкую моторику из тетради взаимосвязи работы воспитателя и логопеда. Логочас воспитатель планирует по своему усмотрению из нескольких частей, тщательно продумывая последовательность подачи материала детям и их организацию.

Кроме коррекционных задач, воспитатель решает и общеобразовательные задачи, которые должны быть взаимосвязаны с логопедической работой. Все виды занятий (математика, изодеятельность, познавательные и др.) в той или иной мере обязательно связываются с лексической темой, которая в данное время изучается логопедом с детьми. Например, на занятиях по математике – это использование  счетного материала, связанного с данной темой; на занятиях по изодеятельности – это рисование, лепка, аппликация или конструирование по этой теме. Одно познавательное занятие в неделю должно быть тоже посвящено этой лексической теме, где дети получают дополнительные знания, расширяют свой кругозор.

Таким образом, вся коррекционная работа в логопедической группе осуществляется в тесной взаимосвязи, под руководством логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по "Воспитанию валеологической культуры дошкольников 3-7 лет в контексте организации воспитательно-образовательного процесса в группе""

Материал содержит опыт работы педагога по организации процесса воспитания валеологической культуры дошкольника со второй младшей до подготовительной группы. Опыт был успешно представлен аттестационной...

Примерный план-шаблон учебно-воспитательной работы (воспитательно-образовательного процесса) на месяц

Удобная форма написания ежедневного планирования работы воспитателя на месяц. В основные виды деятельности  педагог вносит планируемые мероприятия, темы занятий, игры и т.п. Экономит время педаго...

«Удовлетворенность родителей работой воспитателя и организацией воспитательно-образовательного процесса в группе «Теремок»

Анкета и аналитическая справка по результатам анкетирования по теме "Удовлетворенность родителей работой воспитателя и организацией воспитательно-образовательного процесса в группе"...

План работы воспитательно-образовательного процесса учителя-логопеда на 2018-2019 учебный год

Воспитательно-образовательное планирование  – предварительная разработка основных деталей предстоящей коррекционной деятельности педагога, воспитанников и родителей. Оно состоит в том, что ...

План работы воспитательно-образовательного процесса учителя-логопеда на 2021-2022 учебный год

Цель:  создавать условия для преодоления речевых нарушений посредством развития, воспитания и коррекции у детей с ОНР произносительных навыков и всех компонентов речевой деятельности.Задачи:Продо...

План работы воспитательно-образовательного процесса учителя-логопеда на 2022-2023 учебный год

Цель: создавать условия для преодоления речевых нарушений посредством развития, воспитания и коррекции у детей с ОНР произносительных навыков и всех компонентов речевой деятельности.Задачи:1. Диагност...