Конспект логопедического занятия "История развития транспорта"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Бояркина Елена Александровна

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе "История развития транспорта"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Большеелховский д/с №1 комбинированного вида»

Конспект занятия

в подготовительной группе компенсирующей направленности

 «История развития транспорта»»

Автор: учитель-логопед

МБДОУ «Большеелховский д/с №1

комбинированного вида»

Бояркина Елена Александровна

Тема: «История развития транспорта»                                                

Цель: формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи.

Задачи        Коррекционно-образовательные:

- закрепить знания детей об истории развития транспорта;

- активизировать и расширять словарь по теме «Транспорт»;

- закрепить обобщающие понятия «водный транспорт», «воздушный транспорт», «наземный транспорт», «дикие животные», «животные жарких стран»;

- упражнять в составление предложений с союзом потому что;

                - развивать диалогическую речь;

- упражнять в употребление существительных единственного числа  в творительном падеже;

- упражнять в согласование существительных с прилагательными в роде и числе;

- упражнять в разгадывании ребусов, звуко-слоговом анализе слов;

- работать над предложением;

Коррекционно-развивающие:

- развивать межполушарное взаимодействие, внимание, мышление;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес к истории развития транспорта;

- формировать навык сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности;

- воспитывать активность на занятии, любознательность, контроль над собственной речью.

Оборудование: электронное приложение: презентация «История развития транспорта», аудиозапись «Путешествие с Чевостиком»; большой экран, мультимедийное оборудование; компьютер; игрушка – Чевостик; предметные картинки «Транспорт»; «Ребусы» - карточки - «Вагоны» (синие и зелёные) и два паровоза; цветные магниты (синие, зелёные и красные); магнитная доска; фланелеграф;

             

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Логопед.

Ребята, я приглашаю вас в увлекательное путешествие.

Оно будет необычное. Чтобы нам всё удалось, вы должны быть внимательными, дружными.

Итак, давайте подготовимся.

II. Пальчиковая гимнастика «Путешествие» с элементами кинезиологии (комплекс упражнений, развивающих межполушарное взаимодействие).

Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук.
Наши ушки слышат стук.

возле уха каждый палец стучит о большой 3 раза

Вот, ладошечки шуршат,

потирание ладоней друг о друга

Наши пальчики трещат.

потирание кулачков друг о друга

Теперь в ладоши громко бей,

хлопки

А теперь ты их согрей.

ладони на щеки

К путешествию готовы?

кулаки на коленях

Да!

руки вверх, ладони раскрыть

В путь отправимся мы снова:

вращательные движения кистями

Сядем мы на самолет
И отправимся в полет.

руки вытянуты в стороны, ладони напряжены

Мы теперь на корабле,
Нас качает на волне.

ладони лодочкой, одна вверх, вторая вниз

Едет поезд,

ребром ладони двигаем по коленям или по столу

Колеса стучат.

кулачки стучат по коленям или по столу

 В поезде много веселых ребят.

подушечками пальцев поочередно нажимаем на колени или на стол

III. Постановка цели.

Логопед. Как вы думаете, на чём мы будем путешествовать?  Дети. На корабле, на самолёте т.д.

Логопед. А если назвать всё это, назвать, одним словом? Дети. Мы будем путешествовать на транспорте.

Логопед. Как вы думаете, людям удобно, что есть много разного транспорта? А зачем люди придумывали разные виды транспорта? Как вы думаете, транспорт был всегда?

Чтобы узнать, как всё это было, надо попасть в прошлое время. Ребята, как нам быть?

(Появляется игрушка - Чевостик)

Чевостик. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Чевостик. Я знаю, как попасть в прошлое время.

Чевостик. Например, время скок. Набираешь место и время, куда бы хотел попасть. Раз, два и уже там. (Аудиозапись, трек №1)

Логопед. Приготовились.

(Дети встают вокруг машины – времени)

Чевостик. Интересно, куда мы отправимся сегодня? (Аудиозапись, трек №2)

Логопед. Нам пора.

Чевостик. А куда, в далёкие края? (Аудиозапись, трек №3)

Логопед. И не только в далёкие, но и в давние.

Мы заглянем в далёкое прошлое. И из него по пути будем двигаться к нашим дням, увидим разные виды транспорта, а на некоторых даже покатаемся.

Чевостик. Покатаемся, здорово! (Аудиозапись, трек №4)

IV. Беседа о развитие транспорта.

Логопед. Мы с вами попали в прошлое время.

Будьте внимательны и вы всё поймёте.

Когда-то давным-давно, когда не было никакого транспорта, человек ходил пешком, а грузы переносил на руках. (Слайд №2) – 30 сек.

Логопед. Но со временем человек приручил животных и научил их возить наездников и грузы.

Каких животных, вы знаете, на которых можно ездить верхом и перевозить грузы?

Дети. Лошадь, осёл, верблюд.

Логопед. Это облегчило жизнь человеку, но иногда человеку нужно было перевезти большой груз.

Посмотрите, что он придумал. (Слайд №3) – 2 мин.

Чевостик. Ничего особенного. Жарко, поле, пыльная дорога и лошадь тащит за собой телегу. (Аудиозапись, трек №5)

Логопед. Дети, Чевостик, запомните – это самое древнее наземное средство. И телегу смастерили, когда изобрели колесо. (Слайд №4) – 2,5 мин.

Логопед. Поэтому колесо – величайшее изобретение человечества.

Чевостик. Колесо, оно ведь всегда было. Его все знают. (Аудиозапись, трек №6)

Логопед. Нет, Чевостик, раньше не было колеса. И люди знать не знали о колесе. А потом люди придумали его. Конечно, колесо изобрели давно. Кто автор этого изобретения история не сохранила. Но, мы ребята всё равно, благодарны тому человеку, который изобрёл колесо.

Теперь, ты понимаешь, Чевостик, какое это великое изобретение.

Чевостик. Да, я про него стишок сочинил.

Долг путь, устал прохожий.

Очень медленно идёт.

Но когда же, кто, же всё же

Колесо, изобретёт? (Аудиозапись)

Логопед. Ребята, люди издавна жили в разных местах. Часто они жили около рек. (Слайд №5) – 30 сек.

(Шум бушующей реки (Аудиозапись, трек №7)

Логопед. И чтобы перебраться на другой берег реки, давным-давно человек крепко зацепился за бревно и плыл, затем люди додумались скрепить несколько брёвен и соорудили вот, что.  (Слайд №6). – 30 сек.

Логопед. А другие древние строители поступили иначе, они выдолбили бревно и получилась лодка (Слайд №7) – 2 мин.

Чевостик.

На маленьком плоту и в лодке.

И даже просто на бревне.

Умел наш предок плавать ловко.

Умел держаться на волне.

Он покорить моря старался.

И всё ж столетия прошли.

Пока он опыта набрался.

И начал строить корабли. (Аудиозапись, трек №8)

Логопед. А, когда люди захотели перебраться очень далеко, через горы, леса. Они захотели летать, как птицы. Изобретатели мечтали о полёте. И им на помощь, вот что пришло. (Слайд №8) – 2 мин.

Логопед.Что это?

Дети. Это воздушный змей.

Логопед. Воздушный змей самый простой, древний летательный аппарат. Можно сказать воздушный змей – прародитель, дедушка воздушного транспорта, т.е. авиации.

Чевостик. Ничего себе, а я и не знал. Надо мне для воздушного змея стихотворения сочинить.

С тобой играл я много лет

И запускать тебя любил

Но удивительный секрет

Ты мне сегодня вдруг открыл.

Лети быстрей бумажный змей

Под облаками надо мной.

Для авиации, для всей

Ты, добрый дедушка, родной. (Аудиозапись, трек № 9)

(Звучит сигнал из прошлого. Аудиозапись, трек №10)

Логопед. Ребята, пора возвращаться в наше время.

Закройте глаза.

V. Гимнастика для глаз.

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И путешествовать продолжаем!»

VI. Классификация транспорта.

Составление предложений с союзом потому что.

(На фланелеграфе картинки: колесо, плот, воздушный змей.)

Логопед. Чтобы путешествовать дальше, нам нужно разобраться в видах транспорта.

Подумайте, какой транспорт, вы разместите около воздушного змея.

Дети. Около воздушного змея мы разместим воздушный транспорт.

Логопед. Почему?

Дети. Потому, что воздушный змей самый древний летательный аппарат.

Логопед. А около плота, какой транспорт мы разместим?

А около колеса, какой транспорт мы разместим?

Чтобы наша работа проходила быстро, мы будем работать группами.

(Работа детей в группах. Они расставляют картинки по видам транспорта.)

VII. Упражнение в согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

Дидактическая игра «Раньше не было, а в наше время  много»

Логопед. Раньше не было серебристых самолётов, …(а в наше время много серебристых самолётов)

Раньше не было легковых машин, …(а в наше время много

легковых машин)

Раньше не было быстроходных катеров, …(а в наше время много быстроходных катеров) и т.д.

Путешествие продолжается.

VIII. Употребление существительных единственного числа  в творительном падеже.

Дидактическая игра «Кто, чем управляет?»

Логопед. Каждый выбирайте картинку с современным транспортом и проходите за столы.

Посмотри, Чевостик.

Я вижу не просто ребят, а настоящих лётчиков, водителей, машинистов, вагоновожатых, и капитанов.

Кто капитан?

Чем управляет капитан?

Дети. Капитан управляет кораблём.

IX. Игра на развитие внимания «Плывите, летите, езжайте»

Логопед. Отправим в путешествие по моей команде, будьте внимательны!

Плывите!

(Дети, у которых на картинках изображён водный транспорт имитируют плавание.)

Летите!

(Дети, у которых на картинках изображён воздушный транспорт имитируют полёт.)

Езжайте!

(Дети, у которых на картинках изображён наземный транспорт имитируют езду за рулём.)

(Далее дети меняются картинками и игра проводится ещё раз.)

X. Разгадывание ребусов и составление звуковой схемы слова.

Логопед. Ребята, Чевостик пришёл не с пустыми руками. 

(Обращается внимание на конверт)

Вам задание от Чевостика.

(Детям раздаются задания с зашифрованными словами: волк, зайцы, медведь, слон, тигры, жирафы.

Образец ребусов:

О

В

К

Л

2

1

4

3

                                

Логопед. На что похожи карточки?

Дети. На вагоны.

Логопед. Если вы расшифруете ребусы, то узнаете кто пассажиры.

Будем работать в группах.

(Работа в группах)

Логопед. Теперь проверяем.

В первых вагонах поедут пассажиры, в названии которых один слог.

Во вторых вагонах поедут пассажиры, в названии которых два слога.

В третьих вагонах поедут пассажиры, в названии которых три слога.

Будьте внимательны.

Логопед. Итак, кто поедет в первых вагонах? 

(Дети отвечают и выставляют карточки – «Вагоны» на магнитную доску)

Дети. В первом вагоне поедет волк.

Логопед. А из вашей группы?

Дети. В первом вагоне поедет слон и т.д.

Логопед. Чего не хватает вагонам? 

Дети. Не хватает колёс.

Логопед. С помощью разноцветных магнитов составьте звуковую схему слов. Они будут колёсами.

(Индивидуальная работа детей: составление звуковой схемы слова)

Логопед. А теперь будем работать парами. Проверьте,  друг у друга правильно ли составлена звуковая схема.

(Взаимопроверка)

XI. 1.Составление слов из слогов.

2. Закрепление обобщающих понятий.

Дидактическая игра «Слоги переставьте и слово составьте»

Логопед. Ребята, беда случилась на вокзале, наши поезда заколдовали. Пока не расшифруете название поездов, они никуда не тронутся. Будем работать в группах.

Задание для первой группы.

ЧА – У – ДА        

Задание для второй группы.

БА – ДРУЖ

(Работа в группах)

Дидактическая игра «Назови одним словом»

Логопед. Подумайте и назовите одним словом тех, кто едут в вашим поезде.

Дети. В нашем поезде едут дикие животные.

В нашем поезде едут животные жарких стран.

Логопед. Вот, Чевостик, какие ребята, молодцы, вы со всеми заданиями справились. И поезда отправляются.

(Звук отправляющего паровоза (Аудиозапись, трек №11)

XII. Работа над предложением.

Логопед. Чевостик, животных мы отправили, а ребята на чем поедут?

Ребята, у Чевостика, для вас тоже есть задание. Если выполните, то сразу поймёте,  на чем покатаетесь. Вот карточки, на них написаны слова. Берите по одной карточке и прочитайте.

 Вы, что-то поняли? А, чтобы понять, что нам хочет подсказать Чевостик, как думаете, что вы должны составить.

Дети. Мы должны составить предложение.

Логопед. Составьте предложение, работайте все вместе, дружно.

(Дети выкладывают предложение: Дружные ребята поедут на легковой машине.)

XIII.Физкульминутка «Шофёр»

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли:

Влево, вправо – чистота.

Волосы ерошит ветер.

Мы шофёры хоть куда!

XIV. Итог

Логопед. Итак, наше путешествие завершается.

Вам понравилось путешествие с Чевостиком?

Что нового вы узнали?

Чевостик. А я ёщё узнал, какие умные люди изобретатели. Они всё придумывают. Я тоже хочу стать изобретателем стать, когда вырасту. (Аудиозапись, трек №12)

Логопед. А вы, ребята хотите стать изобретателями?

Как, вы думаете, что для этого нужно делать?

Дети. Чтобы стать изобретателем, нужно хорошо учиться, много читать книг, много знать.

Литература:

1. Л.Н. Арефьева. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. 2005 г.

2. Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. О.Н. Лиманская. Конспекты логопедических занятий второй год обучения.2009 г.

4. Разработки педагога-психолога Н.В. Ридель. Пальчиковая гимнастика «Путешествие» с элементами кинезиологии из интернет-источника: http://www.rastem.ru/

5. Картинки для создания файлов копированы из интернет-источников:

http://www.yandex.ru.

6. Для создания аудиозаписи использованы интернет-источники:

1. Аудиоэнциклопедия для детей «Самолёты и авиация» Автор: Е. Качур,

Н. Манушкина, год выпуска 2008 г.

2. . Аудиоэнциклопедия для детей «Автомобили и транспорт»

Автор: коллектив

Издательство: Creative Attraction

Год: 2005

http://yandex.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия «Транспорт» для детей с задержкой речевого развития 2-3 лет

Данный конспект логопедического занятия включает упражнения по развитию речевых навыков, развитию слухового внимания.  Предложенные игры помогают преодолевать темповые задержки речевого развития ...

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной логопедической группе. Тема "Транспорт."

Тематическое занятие по развитию лексико-грамматических представлений. " Транспорт" НОД в подготовительной логопедической группе. Дети учатся образовывать сложные слова, спрягать глаголы в предложения...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме: Транспорт

Конспект логопедического занятия: Образование приставочных глаголов по теме: Транспорт...

Конспект по познавательному развитию "Транспорт"

laquo;Познание»: закрепить знание названий отдельных видов транспорта и места их нахождения (вода, небо, земля) «Коммуникация»: развивать общие речевые навыки детей...

Конспект логопедического занятия (непосредственной образовательной деятельности) с детьми среднего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Общим недоразвитием речи II-III уровнем речевого развития по теме "Транспорт. Профессии на транспорте"

Конспект логопедического занятия (непосредственной образовательной деятельности) с детьми среднего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Общим недоразвитием речи II-III уровнем речевого разв...

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...