Использование информационных технологий на логопедических занятиях
статья по логопедии на тему

Титова Анна Владимировна

   Обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи требует специального подхода, в котором упор следует делать на те знания и навыки, которые с одной стороны, вызывают живой интерес у детей и, с другой стороны, будут полезны для ребёнка в будущем.

     Весьма удачными формами обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи являются специальные компьютерные программы, видеоуроки и презентации. Информационные технологии вносят новые игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, позволяют многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, не подавляя тем самым интерес ребенка к занятиям. Компьютерные ресурсы позволяют: использовать различный стимульный материал; работать на разных уровнях сложности, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти, мышления ребенка; создавать собственный дидактический материал, учитывая требования коррекционной программы, уровень подготовки детей и структуру нарушения.   

    Презентации сочетают в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.     

 Занятия на компьютере положительно влияют на развитие мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации. Для реализации двигательной активности детей в процессе занятий с компьютером необходимо проводить физминутки. В соответствии с временными ограничениями для занятий с использованием информационных технологий, лишь часть логопедического занятия может проводить с использованием информационных технологий.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование информационных технологий

на логопедических занятиях

   Обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи требует специального подхода, в котором упор следует делать на те знания и навыки, которые с одной стороны, вызывают живой интерес у детей и, с другой стороны, будут полезны для ребёнка в будущем.

     Весьма удачными формами обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи являются специальные компьютерные программы, видеоуроки и презентации. Информационные технологии вносят новые игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, позволяют многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, не подавляя тем самым интерес ребенка к занятиям. Компьютерные ресурсы позволяют: использовать различный стимульный материал; работать на разных уровнях сложности, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти, мышления ребенка; создавать собственный дидактический материал, учитывая требования коррекционной программы, уровень подготовки детей и структуру нарушения.  

       Информационные технологии позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка.    

     Так же развивается произвольная регуляция деятельности дошкольников: умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, сдерживать эмоциональные порывы, планировать действия и предвидеть результаты своих поступков. Использование компьютера даёт возможность ребёнку в некоторой степени самостоятельно оценивать правильность выполнения задания, на мониторе он видит результат своих действий.

 Ребенок должен испытывать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть каждый раз оценку своего труда. Для этого как нельзя лучше подходят компьютерные средства обучения.

    Презентации сочетают в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.    

 Занятия на компьютере положительно влияют на развитие мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации. Для реализации двигательной активности детей в процессе занятий с компьютером необходимо проводить физминутки. В соответствии с временными ограничениями для занятий с использованием информационных технологий, лишь часть логопедического занятия может проводить с использованием информационных технологий.  

Задачи, решаемые при работе с презентациями, зависят от уровня развития речи и представляют собой:

1. Формирование активного и пассивного словаря.

2. Развитие фонематического слуха.

3. Развитие лексико-грамматического строя речи.

4. Формирование звукоподражаний.

5. Автоматизация поставленных звуков.

6. Формирование мотивационного компонента.

7. Развитие внимания, памяти.

        Я представлю, как использую в своей работе информационные технологии.

1. Для развития лексико-грамматического строя речи можно использовать презентации по лексическим темам.

     Одним из эффективных методов формирования лексико-грамматического строя речи являются логосказки, которые несут определенную лексическую и грамматическую нагрузку.

     Презентация по сказке «Волшебная радуга» (автор сказки Г. Быстрова).

     Логопед читает сказку,  демонстрируя слайды презентации. В нужных моментах просит ребенка повторить за ним текст.

     2. Развитие фонематического слуха.

Развитие фонематического слуха начинается с развития слухового восприятия, с работы над неречевыми звуками.

     Презентация «Звуки природы»: Работа с презентацией заключается в следующем. Ребенку предлагают внимательно рассмотреть картинку, назвать  кто  на ней изображен, назвать все одним словом (животные, насекомые).  Если ребенок не говорящий, логопед называет картинку, ребенок показывает, где она изображена. Затем воспроизводится запись звуков, а ребенок называет или показывает изображение. После этого соответствующее изображение двигается, и ребенок сам может проверить, правильный ли ответ он дал. Логопед стимулирует ребенка к повторению звукоподражаний («кошка мяукает: «Мяу!», «корова мычит: «Му!»). Во время физминутки имитируется, как двигаются животные, который ребенок видел и слышал во время просмотра презентации.

    Затем переходим к формированию умения выделять речевые звуки:

    - выделить первый гласный звук в слове, соотнести с соответствующей буквой. Ребенок называет первый звук, нажимает на мышку и стрелочка соединяет картинку с соответствующей буквой, тем самым ребенок проверяет, правильно ли он выполнил задание.

- определить слова с заданным звуком. Ребенку необходимо выбрать слова в которых есть звук [р]. Ребенок проверяет правильность выполнения задания. Картинки в названии которых есть звук [р] приближаются к букве, а картинки в названии которых нет звука исчезают.

- звукобуквенный анализ звукосочетаний. Ребенок называет, как девочка кричит в лесу: [ау].  Называет первый звук, нажимает на соответствующую букву, буква перемещается. затем называет второй звук в звукосочетании и нажимает на соответствующую букву, буква перемещается.

- звукобуквенный анализ односложных слов. Ребенок называет, что изображено на картинке.  Затем производит звукобуквенный анализ слова: называет первый звук, нажимает на соответствующую букву, буква перемещается на первое место. Затем называет второй звук и нажимает на букву, буква перемещается на второе место. называет третий звук  и нажимает на букву, буква перемещается на третье место.

      3. Автоматизация звуков.

          Презентация «Веселая улитка»: ребенок нажимает кнопку мыши, появляется картинка. Ребенок называет картинку, выделяя голосом звук [с]. Нажимает кнопку и появляется следующая картинка.

4. Артикуляционная гимнастика.

Презентация «Артикуляционная гимнастика». На слайдах демонстрируется как правильно выполнять упражнение и картинка с изображением названия упражнения.

     Итак, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно простым и эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности специального образования.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие фонематического слуха Учитель – логопед А. В. Титова

Слайд 2

А И О

Слайд 3

Р

Слайд 4

А У

Слайд 5

О М Д


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на логопедических занятиях с детьми - логопатами старшего дошкольного возраста с ОНР.

В методический комплект входит: - авторская разоработка по теме: "Использование ИКТ на логопедических занятиях с детьми - логопатами старшего дошкольного возраста с ОНР";- приложение № 1."П...

Использование ИКТ на логопедических занятиях как средство оптимизации коррекционно - педагогического процесса.

Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который для него является современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучен...

Использование скороговорок на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

рРассказать  о значении скороговорок в развитии речи детей с речевыми нарушениями и пополнить логопедическую копилку текстовым материалом скороговорок....

Использование сказок на логопедических занятиях.

Актуальность темы. Возможности сказок.Какие задачи решаются при использовании сказок в системе логопедических занятий. Текст сказок Г.Юдина, которые можно использовать на занятиях по обучению грамоте ...

Использование игр на логопедических занятиях.

Игры, которые можно использовать на логопедических занятиях по автоматизации  и дифференциации звуков....

Использование информационных технологий на занятии по духовно-нравственному воспитанию "Лучше папы друга нет»

В современном мире появляются новые технологии и средства информатизации. Освоение педагогами информационных коммуникативных образовательных технологий способствует повышению личной профессиональной к...