Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе Тема: «Звуки [М] и [Мь]. Буква М»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Шапырова Татьяна Юрьевна

Конспект НОД

по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе

Тема: «Звуки [М] и [Мь]. Буква М»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида  Детский сад № 5 «Незабудка»

Конспект НОД

по обучению грамоте

в подготовительной логопедической группе

Тема: «Звуки [М] и [Мь]. Буква М»

                                                                         Подготовила

                                                                         учитель-логопед

                                                                         Шапырова Т.Ю.

г. Дзержинский 2015 г.

Тема: «Звуки [М] и [Мь]. Буква М»

Цель: Закрепить у детей представление о звуках [М] и [Мь], познакомить с буквой «М».

Задачи:
Образовательные:
- автоматизировать в речи поставленные звуки;
- закрепить у детей представления об артикуляционном укладе звуков [М] – [Мь];
- отрабатывать навык выделения заданного звука в слове, определение места звука в слове;
- формировать умение выделять и различать звуки [М] – [Мь], опираясь на слуховой, зрительный;
- совершенствование грамматического строя речи ( согласование прилагательных с существительными);

Развивающие:
- развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза;
- зрительное внимание, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию движения.

Воспитательные:
- воспитывать у детей позитивное отношение к логопедическим занятиям, культуры поведения во время их проведения.

Демонстрационный материал: картинки со звуком [М] в начале (машина, мост, матрос), картинки со звуком [Мь] в начале (медведь, метла, мел);  картинки: альбом, малина, дом, панама; касса букв; кукла-малыш; картинки-ребусы, указка.

Раздаточный материал: зелёные и синие квадраты; пеналы с фасолью; тетради; касса букв, синяя ручка; простой карандаш.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Сядет тот, кто назовёт слово, которое начинается на гласный звук.

  1. Основная часть:
  1. Знакомство с темой:

На занятии наши глазки внимательно смотрят и всё видят,

Ушки внимательно слушают и всё слышат,

голова хорошо думает.

- Ребята, отгадайте загадки:

На корабле ходить я буду,
           Когда на Флот служить пойду.
           И тот корабль, подобно чуду,
           Взметает встречную волну.
           На нём живёт его команда -
           Все люди разных возрастов.
          Я буду младшим, это правда,
          А кто назвать меня готов? 
(Матрос)

-Четыре колеса,
          Резиновые шины,
          Мотор и тормоза…
          Что это?… 
(Машина)

-Над рекой, поперёк,

Великан врастяжку лёг.

Через реку, по спине,

Он ходить позволил мне. (Мост)

          -Вспомните, какие были отгадки?

          -Какой первый звук в отгадках? (Звук [М])

         - Теперь отгадайте другие загадки:

-Он зимой лежит в берлоге,

Под сосною в близ дороги.

И чтоб сон хороший снился,

Чтобы враг не появился,

Не добавил груз забот,

Лапу он свою сосёт. (Медведь)

-Белый камушек растаял,

На доске следы оставил. (Мел)

-Как у бабы у Яги

Костяной ноги

Есть замечательный

Аппарат летательный. (Метла)

          -Какие были отгадки?

          - Какой первый звук в отгадках? (Звук [Мь])

– Сегодня мы с вами познакомимся со звуками [М] и [Мь], а так же с буквой “М”, которая обозначает эти звуки.

  1. Произношение, характеристика звуков:

Давайте мы произнесём звук [М]: сначала тихо, а теперь громко.

Что нам помогает произнести  звук [М]? (губы)

Дайте характеристику звуку [М]: согласный, твёрдый, губной.

А теперь произнесём звук [Мь]: тихо-громко.

Дайте характеристику звуку [Мь]: согласный, мягкий, губной.

  1. Дидактическая игра «Будь внимателен!»

Сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Я буду называть звуки, а вы, если услышите звук [М], поднимите синий квадратик, если [Мь] – зеленый.

(М, а, ть, п, мь, кь, к ….)

- А теперь усложняем – я буду произносить слоги, а вы будьте внимательны.

(Па,  ма, му, ти, мю, ми, ки, мё, мо…)

  1.  Воспроизведение звуковых рядов и определение порядка звуков в сочетаниях: АМ, МО, ИМУ.

 Посмотрите – это малыш  и он только учится говорить.

Вот так он просит кушать АМ. Сколько звуков он сказал? Какой первый звук? Какой второй?

А сейчас он произнёс   МО:

А теперь ИМУ:

Малыш останется послушать и посмотреть  как вы правильно произносите звуки.

  1. Определение места звуков в словах:

А мы с вами сейчас будем определять место звуков [М] и [Мь] в словах: альбом, малина, дом, панама.

  1. Физкультминутка «Муха».

Муха целый день летает,          (махи руками)

Всем она надоедает,

Ночь в квартире настаёт,          (присесть, руки вниз)

Она летать перестаёт.

  1. Знакомство с буквой «М».

Дети, а вы любите своих мам? (Да).

Чтобы написать это прекрасное слово, надо познакомиться с буквой «М».

Посмотрите, на букву “М”.

-Буква М с двумя горбами,

Как верблюд — смотрите сами.

Взялись за руки друзья.
          И сказали: “Ты да я – это мы!
          А между тем
          получилась буква М.

  1. Просмотр видео, про букву «М».
  2. Выкладывание буквы «М» при помощи фасоли.

  1. Работа в тетрадях:

Откройте тетради, и посмотрите: жук короед съел некоторые элементы буквы «М», дорисуйте их. (Ребёнок, который справился первым, дорисовывает элементы буквы «М» на доске).

 А теперь напишем  букву «М».

  1. Игровой момент «Найди буквы и составь слова».

   Пока дети дописывают букву «М», мы поиграем.

Найдите  букву,  которая находится в третьем ряду, пятая  справа и т.п.

А теперь составьте слова из этих букв.

  1. Работа с ребусами.

И самое сложное задание, вам нужно расшифровать слово, которое здесь спряталось, при помощи кассы букв.

  1. Итог и оценка занятия.

С какими звуками мы познакомились?

Какой буквой они обозначаются?

Вы ребята сегодня молодцы, выполнили все задания.
Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, хорошо отвечали на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Коррекционно-образовательная:уточнить и  закрепить правильное произношение звуков  С и...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе Тема: «Звук и буква Ш"

Коррекционно-образовательные задачи:- знакомство детей со звуком и буквой Ш;- закрепить правильное произношение звука Ш;- продолжать учить выделять звук Ш из ряда звуков, слогов, слов;- учить детей оп...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе тема: «Звук и буква К»

Конспекторганизованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группетема:  «Звук и буква К»...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедический группе «Дифференциация звуков Ль — Рь» (на материале лексической темы: «Весна. Деревья»)

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедический группе «Дифференциация звуков Ль — Рь» (на материале лексической темы: «Весна. Деревья»)...