Звук [р].
план-конспект урока по логопедии (старшая группа) на тему

Прохорова Надежда Александровна

Уважаемые коллеги! Публикую на своей страничке конспект по логопедии, который можно использовать на занятии по автоманицации звука [р] в словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_r.docx31.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного логопедического занятия по теме:

«Звук Р в прямых слогах»

(итоговое занятие).

Цель: автоматизировать звук Р в открытых слогах.

Задачи:

коррекционно-развивающие:

  • корригировать произношение;
  • корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
  • корригировать речевое дыхание;
  • корригировать и развивать слуховое восприятие;
  • корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности);
  • развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
  • развивать память, внимание, логическое мышление;
  • корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).

образовательные:

  • уточнить и расширить словарь по теме «Насекомые»;
  • систематизировать и обобщить знания по теме «Насекомые»;
  • познакомить с буквой Р, соотнести звук Р с буквой;
  • формировать начальные навыки чтения.

воспитательные:

  • воспитывать интерес к знаниям;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).

здоровьесберегающие:

  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
  • соблюдать правильную посадку ребенка;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • соблюдать режим охраны зрения;
  • чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: пособие Комаровой Л. А. «Автоматизация звука Р в игровых упражнениях»; предметные картинки насекомых (муха, комар, стрекоза, оса, пчела, божья коровка, бабочка, муравей, таракан, кузнечик, майский жук, жук-олень, гусеница, жук-носорог); бумажная бабочка на нитке, закрепленная на уровне лица ребенка; предметная картинка «улей»; предметные картинки для автоматизации звука Р; картинка муравья, который тащит букву Р; маленькая гусеничка со слогами РА, РО, РУ, РЫ; предметные картинки для игры «Найди пару».

Ход занятия.

Этапы

 занятия

Виды работы

 на этапе

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения задания

1.Оргмомент

Отгадывание загадок.

Приложение 1.

Логопед загадывает ребенку загадки.

Ребенок отгадывает загадки.

Организовать ребенка. Настроить ребенка на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

2.1.Проверка домашнего задания

Работа с альбомом дошкольника Комаровой Л. А.

Педагог проверяет домашнее задание по теме «Автоматизация звука Р в прямых слогах». Просит произносить слова в заданном порядке перемещаясь по лабиринту. Игра «Половинки». Приложение 2.

Ребенок произносит слова.

Выяснить, насколько скорригировано  произношение звука Р в открытых слогах.

2.2.Актуализация знаний.

Беседа.

Логопед предлагает ребенку вспомнить отгадки. «Подумайте, как их можно назвать одним словом».

Ребенок вспоминает отгадки; называет их одним словом «насекомые».

Привлечь внимание, «вызвать» интерес к занятию. Развивать память, мышление. Актуализировать знания по теме занятия.

2.3.Изучение нового материала.

Сообщение темы занятия.

Беседа.

Дидактическая игра «Бывает – не бывает».

Дыхательное упражнение «Бабочка».

Педагог сообщает ребенку, что сегодня на занятии он и ребенок отправятся на прогулку на луг, где будут продолжать учиться правильно произносить звук Р.

Логопед предлагает ребенку рассмотреть части тела насекомых (картинки), подумать над тем, какую пользу приносят насекомые человеку, учить бережному отношению к природе.

Педагог предлагает ребенку внимательно послушать предложения и ответить: бывает или не бывает такое.

Логопед предлагает подуть на бабочку, закрепленную на уровне лица ребенка, длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».

Ребенок вспоминает, как правильно произносится звук Р.

Ребенок активно участвует в беседе.

Ребенок внимательно слушает и отвечает на вопрос.

Ребенок выполняет дыхательное упражнение.

Определить уровень осведомленности ребенка о правильном произношении звука Р.

Обогащать словарь по теме занятия. Формировать навык ответа на вопрос полным предложеним.

Учить пониманию логико-грамматических конструкций.

Развивать длительный  непрерывный ротовой выдох.

2.4.Закрепление изученного материала.

Дидактическая игра «Подбери признак».

Дидактическая игра «Кто спрятался?»

Пальчиковая гимнастика «Пчела».

Динамическая пауза «Отстучи ритм».

Педагог сообщает, что на прогулке по лугу он и ребенок увидели кузнечика и гусеницу (показывает картинки), и просит рассказать: какие они? Приложение 4.

Логопед сообщает, что на лугу заметила странный домик без окон, без дверей, с маленькой щелочкой. Чей это может быть дом? И как он называется? (Картинка «улей»).

Педагог предлагает ребенку выполнить упражнения пальчиковой гимнастики. Приложение 5.

Логопед предлагает ребенку внимательно послушать начало каждой рифмовки, а потом добавить подходящее по рифме нужное количество слогов, одновременно хлопая в ладоши. Приложение 6.

Ребенок вспоминает и подбирает признаки насекомых.

Ребенок вспоминает, что это домик пчелы и называется он улей.

Ребенок выполняет упражнение.

Ребенок выполняет упражнение вместе с педагогом.

Обогащать словарь ребенка прилагательными.

Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.

Развивать мелкую моторику.

Закреплять произношение звука Р в одинаковых прямых слогах. Развивать чувство рифмы.

2.4.Закрепление изученного материала.

Дидактическая игра «Найди звук Р».

Автоматизация произношения звука Р в открытых слогах.

Знакомство с буквой Р. Чтение прямых слогов.

Дидактическая игра «Подбери родственные слова».

Зрительная гимнастика «Стрекоза».

Педагог демонстрирует ребенку картинки насекомых и предлагает отыскать звук Р в их названиях.

Логопед предлагает поиграть с жуком-носорогом в игру. Перед ребенком педагог раскладывает карточки картинкой вниз. Приложение 7.

Педагог знакомит ребенка с муравьем, который тащит в свой домик (как он называется?) веточку в виде буквы Р, которая обозначает звук занятия и которая есть в его названии. Затем предлагает прочитать слоги с данной буквой, написанной на теле меленькой гусенички, подружке муравья.

Логопед сообщает, что муравей не хочет так быстро уходить. Он хочет поиграть в слова и предлагает подобрать родственные слова к слову «муравей». Приложение 8.

Педагог просит выполнить движения глазами согласно словам в стихотворении. Приложение 9.

Ребенок выполняет задание.

Ребенок называет столбик и ряд выбранной картинки (жук-носорог переворачивает ее), затем проговаривает слово, правильно произнося звук Р.

Ребенок знакомится с буквой Р, затем читает прямые слоги РА, РО, РУ, РЫ.

Ребенок подбирает родственные слова.

Ребенок внимательно слушает и выполняет упражнение.

Развивать фонематическое восприятие.

Закреплять правильное произношение звука Р в прямых слогах. Развивать пространственные представления.

Учить соотносить звук с буквой. Формировать навык чтения. Закреплять правильное прозношение звука в процессе чтения.

Расширять словарный запас.

Соблюдать режим охраны зрения.

2.5.Контроль знаний и умений.

Дидактическая игра «Найди пару».

Логопед просит найти картинки, которые называют похожими словами. Повторить их парами, четко проговаривая звук Р. Приложение 10.

Ребенок находит картинки и называет пары.

Проверить навык сформированности правильного произношения звука Р в прямых слогах, развивать фонематическое восприятие и чувство рифмы.

3.1.Итог занятия.

Беседа.

Оценка деятельности ребенка.

Педагог предлагает ребенку вспомнить, где он сегодня «побывал», что видел, какой звук учился произносить.

Затем оценивает работу ребенка и дарит ему букву Р, обозначающую звук, который отрабатывался на занятии.

Ребенок называет звук, уточняет правильную артикуляцию звука.

Обобщить тему занятия. Развивать память.

3.2.Домашнее задание.

Объяснение домашнего задания.

Логопед предлагает ребенку домашнее задание по пройденной теме. Приложение 11.

Ребенок получает домашнее задание.

Закрепить пройденную тему во время домашних занятий.

Приложение.

Ребенок: Саша Д. 6 лет. Второй год находится в логопедической группе детского сада. Была проведена работа по коррекции свистящих, шипящих, сонора Л. К концу второго года обучения осталось автоматизировать звук Р.

Приложение 1.

Самого не видно, а песню слышно;

Летит, пищит, случай не упустит: сядет и укусит. (Комар).

На лугу живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик).

Домовитая хозяйка пролетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком – он поделится медком. (Пчела).

Кто над нами вверх ногами ходит – не стращится,

Упасть не боится, целый день летает, всем надоедает? (Муха).

На вид конечно, мелковаты, но все, что можно, тащат в дом.

Неугомонные ребята вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи).

Приложение 2.

Пособие: Комарова Л. А. «Автоматизация звука Р в игровых упражнениях». Альбом дошкольника. Лабиринт 4. Упражнение «Половинки». Ксерокопия прилагается.

Приложение 3.

«Бывает – не бывает».

Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана девочкой. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку.

Приложение 4.

Кузнечик – зеленый, прыгучий, длинноногий, быстрый, стрекочущий, луговой.

Гусеница – длинная, медлительная, пушистая, черная, ядовитая.

Приложение 5.

Пальчиковая гимнастика «Пчела».

Прилетела к нам вчера полосатая пчела (машут ладошками).

А за нею – шмель – шмелек и веселый мотылек (на каждое название насекомого загибают пальчик).

Два жука и стрекоза, как фонарики глаза (делают кружки из пальцев и подносят к глазам).

Пожужжали, полетали, от усталости упали (руки опустить на стол).

Приложение 6.

Говорит взрослый.                                   Говорит ребенок.

В парке ровная гора,                                  ра – ра – ра, ра – ра – ра.

Утром едем на метро,                                ро – ро – ро, ро – ро – ро.

Краской красим конуру,                            ру – ру – ру, ру – ру – ру.

В парке кружат комары,                            ры – ры – ры, ры – ры – ры.

У ворот стоит баран,                                 ран – ран – ран, ран – ран – ран.

Кира, украшай пирог,                               рок – рок – рок, рок – рок – рок.

К озеру идем с ведром,                             ром – ром – ром, ром – ром – ром.

В огороде есть горох.                                рох – рох – рох, рох – рох – рох.

Приложение 7.

Картинки: рыба, корона, пират, перо, ракушка, сорока, горох, ромашка, носорог, ворона, рак, барабан.  

Приложение 8.

Муравей – муравьишка, муравьиная, муравейник, муравьище, муравьед.

Приложение 9.

Зрительная гимнастика «Стрекоза».

Вот какая стрекоза (круговые движения глазами),

Как горошины глаза (круговые движения глазами в другую сторону).

А сама как вертолет влево, вправо (влево, вправо посмотреть),

Назад, вперед (вдаль и на кончик носа посмотреть).

Приложение 10.

Пары слов: муравей – воробей, трава – дрова, крот – рот, корона – корова, картина – корзина, врач – грач.

Приложение 11.

Пособие: Комарова Л. А. «Автоматизация звука Р в игровых упражнениях». Альбом дошкольника. Страницы 13, 14.  Ксерокопия прилагается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...