Конспект открытого логопедического занятия.
план-конспект занятия по логопедии

Миклина Ольга Александровна

Конспект открытого занятия по теме : «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах».

Конспект открытого занятия по теме : «Звук [А].

Конспект открытого занятия по теме : «Автоматизация звука [С] в слогах и словах».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №1161 (Кор.6)

Конспект открытого занятия

по теме : «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах».

       

   Провел: учитель-логопед ГБОУ Школа № 1161

Миклина Ольга Александровна

        

                                                   

Тема:

  Автоматизация звука Ш по мотивам сказки «Маша и Медведь».

Цель: 

закрепить навык правильного произношения звука Ш в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звука, его

акустических особенностях. Закрепление словаря по теме: «Русские народные сказки».

Коррекционные:  развитие и укрепление речевой моторики. Закрепление условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад. Закрепление правильного произношения фонемы «Ш» в изолированном виде, в слогах, в словах, предложениях, в тексте. Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы. Обучение звуко-слоговому анализу.

Воспитательные:  воспитывать усидчивость, внимание, память, трудолюбие,

целеустремлённость.

Ход занятия:

этапы

содержание

оборудование

  1. Орг. момент

Раз, два, три, четыре, пять!

Вот и сказке мы опять!

- Догадайся, какая сказка к нам пришла в гости?

- Это русская народна сказка, она не имеет автора.

- Скажи, чем похожи эти слова:

               МАША

              МИША

-Какой звук  общий в этих словах?

«Домик»

  1. Характеристика

звука 

Этот звук:

Согласный (т.к. имеет преграду при произнесении- язычок наверху);

Глухой (т.к. горлышко не вибрирует- тыльная сторона руки);

Всегда твердый (т.к. не имеет мягкой пары).

  1. Распознавание звука на слух.

Определение места звука в слове.

Сейчас мы научимся слушать и распознавать этот звук в потоке других звуков:

- Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ш:

Ш, Д, М, Щ, С, Ж, Ш

- Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ш в слогах:

ШЕ, НЕ, РА, СА, ЩЕ,  ЖИ,  ШИ

- Топни ножкой, когда в словах услышишь звук Ш

ШУБА - где слышишь звук?

ГУБЫ, ЗЕБРА,

ЧАШКА - где слышишь звук?

ШОКОЛАД, ДОСКА,

ДУШ -  где слышишь звук?

веер

  1. Дыхательная гимнастика

Сейчас мы будем учится правильно произносить этот звук:

- для произнесения этого звука нужна

сильная воздушная струя: «ФОКУС»

                         «ВЕРТУШКА»

- займемся дыхательной гимнастикой:

Вдох ртом - выдох ртом 3раза

Вдох ртом – выдох носом 3 раза

Вдох носом – выдох носом 3 раза

Вдох носом  - выдох ртом 3 раза

Ватка, вертушка.

Салфетка,

 Маша

  1. Артикуляционная гимнастика

  1. Произнесение звука.

  1. Гимнастика

  1. Определение места звука в слове.

  1. Произнесение звука в чистоговорках.

  1. Графическое упражнен.

  1. Итог.

Превращаемся в сказочников и вместе расскажем эту сказку по- новому.  Ты мне поможешь?:

- В одной деревушке, в бревенчатой избушке, у дедушки и бабушки жила-была внучка – Машенька.

- Машенька проснулась, и УЛЫБНУЛАСЬ

- Почистила зубки

- Пошла на кухню и испекла блинчики

- Взяла чашечку, налила чаек

- Достала вкусное варенье (Какое варенье любишь?)Позавтракала

- Пошла во двор кататься на качелях

- Поиграла в мячик

- Поиграла в свою любимую лошадку

- И пошла в лес собирать грибы

В лесу подул теплый ветер и зашумели деревья:

ШШШШШШ

(Картинка с дорогой … подставляю предметы)

- Маша по дороге встретила Ежиху с ежатами:

Ежиха испугалась Машу и зашипела на нее: ШШШШШ

Но Маша успокоила Ежиху:

- Сделай массаж

 правой ручкой: Гладила мама Ежиха ежат,

 левой ручкой: Что за пригожие детки лежат.

- Маленький ежик замерз – погрей его: ШШШШШШШ

Внутри ежика есть сюрприз – массаж пальчиков каждой руки.

- Встретила Улитку, которая медленно ползла ей навстречу.  Улитка ползет навстречу к Машеньке.

-  Машенька по дороге нашла мешочек с сюрпризом. Что там, отгадай сам…

- Сколько звуков Ш в слове ШИШКА?

В конце пути Машенька встретила избушку, а кто в ней живет, отгадай загадку:

                          Кто в малине знает толк,

                          Косолапый, бурый волк (Медведь)

_____________________________________________________

Двигаемся под музыку «Миша»

_____________________________________________________

У Мишки в избушке был большой беспорядок. Маша решила убраться:

- Расставь в нужные окошки карточки с картинками.

В названии каждой картинки есть звук Ш - в начале, в середине или в конце слова. Достань картинку и поставь ее на место.

- Придумай свои слова, которые начинаются на звук Ш; шалаш, шарик,

- Я придумала слова: ШАПКА, ШУБА, ШКАФ, ЖУК –какое слово лишнее?

- Придумай с этими словами фразу или предложение.

____________________________________________________

Машенька  решила приготовить кашу себе и Мишке:

- Слушай чистоговорки и повторяй за мной:

Ошка- ошка-ошка- где моя большая ложка!

Ошку-ошку-ошку- дайте мне большую ложку!

 Ошку-ошку-ошку- я держать умею ложку!

Ошкой-ошкой-ошкой-буду кашу кушать ложкой!

Мишутка наелся и поблагодарил Машеньку. Подарил ей.

- С каким звуком мы с тобой познакомились?

- Расскажи, что ты знаешь об этом звуке.

Спасибо нашим пальчикам,

Спасибо язычку.

Красиво, четко, правильно я говорить хочу.

Заборчик

Чистим зубки

Лопаточка

Чашечка (боковые края язычка)

Вкусное варенье

Качели (кончик язычка прячем за зубки)

Лошадка+пес.час.

Грибок

Картинка с дорогой + Маша

Щетка + зеленый шарик;

Мешочек с шишкой.

Избушка

Музыка  «Мишка»

Окошки и картинки

Картинки

ШАПКА

ШУБА

ШКАФ        ШУБА

        ШКАФ

        ШУБА

        ШКАФ

Карточка с графическими упражнениями.



Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №  1161 (Кор.№6)

Конспект открытого занятия

по теме : «Звук [А]».

Провел: учитель-логопед ГБОУ Школа № 1161

Миклина Ольга Александровна

Тема: «Звук [А]».

Цель: Научить детей узнавать и выделять звук [А] среди гласных звуков.

Задачи:

- закрепить умение детей выделять звук [А] из ряда звуков;

- познакомить с описанием игрушек;

- расширить словарь по теме «Игрушки»;

- развивать мелкую и общую моторику;

- развивать память, мышление, восприятие, воображение.

   Оборудование: звучащие игрушки и предметы, сюжетные и предметные картинки, схемы-символы.

Тема: Звук «а»

                                   « Игры и игрушки»

Ход занятия

  1. Оргмомент.

Ходьба по канату.

  1. Приветствие.

Игра с мячом.

  1. Составление рассказа-описания о мяче по мнемотаблицам.

  1. Упражнения с мячом для развития мелкой моторики.

Стихотворение «Ёжик».

  1. Сообщение темы занятия.

Знакомство со звуком «А».

        Сегодня мы с вами отправимся в Страну звуков и букв. Наши путешествия будут интересными, иногда трудными. Вы узнаете много нового о звуках, словах.

6.        Характеристика звука а по акустическим и артикуляционным признакам

Прислушайтесь, как красиво звучит первый звук имени Ааанна. Скажем хором имя Феи. Какой первый звук в слове Анна? (Звук а.) Анна предлагает нам спеть этот звук. (А-а-а.) Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем звук а-а-а. Ниточка длинная или короткая? (Длинная.) Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой клубок получился! Звук а мы можем петь, тянуть. Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздушной струи. Звук а называется гласным, от слов глас, голос. Гласные звуки живут в Красном замке. Мы будем обозначать их красным кружочком. Нажмите пальчиком на кружочек, «оживите» его.

Дети нажимают на кружочек и произносят звук а.

7.        Физминутка

         «Бегемотик»

8.        Развитие слухового внимания

Игра «Поймай звук». Логопед произносит ряд звуков, дети хлопают, услышав звук а.

9. Артикуляционная гимнастика.

10.Произношение слов со звуком «а»

-  определение позиции звука.

Выставляются предметы и картинки, дети называют слова. Определяется позиция звука а в словах и его место в окошечке «Звукового замка».

-   мимические упражнения.

11. Итог занятия.



Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №  1161 (Кор.№6)

Конспект открытого занятия

по теме : «Автоматизация звука [С] в слогах и словах».

Провел: учитель-логопед ГБОУ Школа № 1161

Миклина Ольга Александровна

Тема: Автоматизация звука С.

Цель: Закрепить навык правильного произношения звука С в слогах, словах и предложениях.

Задачи: 

- образовательные: закрепление знаний о механизме образования звука, его

акустических особенностях. Закрепление словаря глаголов.

- коррекционно-развивающие:  развитие и укрепление речевой моторики. Закрепление условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад. Закрепление правильного произношения фонемы «С» в изолированном виде, в слогах, в словах, предложениях, в тексте. Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы. Обучение звуковому анализу.

- воспитательные:  воспитывать усидчивость, внимание, память, трудолюбие, целеустремлённость.

 НЕЗНАЙКА ПОКУПАЕТ ПОСУДУ

Материал. Кукла Незнайка; посуда, сделанная из разных материалов; картинки с изображением самоката, самолета; предметные картинки из настольно-печатной игры «Маленькая хозяйка».

Ход занятия

1.        Оргмомент

Психогимнастика

Изобразить испуг, сожаление, отчаяние от разбитой посуды. Выразить мимикой, движением отношение мамы к случившемуся.

2.        Сообщение темы занятия

Выделение звука с из отгадки (самовар)

Отгадайте загадку. «Сверху дыра, снизу дыра, а посередине огонь да вода» (Самовар.) Вместе с Незнайкой повторим звук с и побеседуем о посуде.

  1. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам

  1. Развитие фонематического восприятия. Произношение звука с в слогах

Игра «Эхо». Тихое и громкое произношение слогов са-со-су, су-са-сы, со-су-са и т.д.

5.        Произношение слов со звуком с

Однажды друзья попросили Незнайку купить посуду. В каком магазине она продается? Почему так назвали этот магазин? Зашел он в магазин, а названия посуды не знает. Помогите Незнайке.

Выставляется посуда или рисунки посуды: стакан, солонка, сковорода, кастрюля, сухарница, соусник, масленка, салатница, супница, судок, миска, салфетница, самовар, термос, поднос. Дети называют предметы.

6.        Определение позиции звука с

Обозначение звука с соответствующим символом, выкладывание кружочка в окошки домика в зависимости от его позиции.

7.        Словообразование. Падежное управление. Звук с в
словосочетаниях

Из чего сделана посуда? (Из фаянса, из металла, из стекла.) Подскажите Незнайке, какая бывает посуда. Как назвать посуду, сделанную из фаянса? (Фаянсовая.) Из стекла? (Стеклянная.) Из хрусталя? (Хрустальная.) Из пластмассы? (Пластмассовая.) Из металла? (Металлическая.) Незнайка путает материалы, называя их неправильно.

8.        Падежное управление

Расскажем Незнайке о назначении разной посуды. Куда он положит соль? (В солонку.) В чем он будет хранить масло? (В масленке.) Во что положит салат? (В салатницу.) Куда нальет сливки? (В сливочник.) «Какие интересные слова!» — говорит Незнайка. Попробуйте составить еще. Суп нальем в ... (супницу). Сухари положим в ... (сухарницу), а соус в ... (соусник)

.

9.        Физминутка

Игра «Где мы были мы не скажем». Имитация действий с посудой.

10.        Звук с в предложениях

Поможем Незнайке разобраться с остальной посудой. Он говорит, что сварит суп в сковороде. Он собирается пить сок из солонки. Что он сделает с салфетницей? Мы с Незнайкой будем готовить обед. Нужно взять только те продукты, в названии которых есть звук с. (Мясо, капуста, свекла.)

Используются картинки из настольно-печатной игры «Маленькая хозяйка».

Что мы приготовим? (Свекольник, суп, салат.) Что возьмем для приготовления свекольника? Из чего делается салат? Чем посолим? (Солью.) Чем заправим салат? (Маслом.) Каким? (Подсолнечным маслом.) Еще чем? (Соусом.) Сколько звуков с в слове соус ?

11.        Звуковой анализ и синтез

Угадайте, что хочет съесть Незнайка, если в слове первый звук с, последний т. (Салат.) Угостим его ... (салатом). А сейчас я налью ему «пус». Ой, перепутались звуки в названии этого блюда. Что я хочу налить? (Суп.) Мы сварим суп из риса. Какой это суп? (Рисовый суп.) Сколько звуков в слове суп? Обозначьте звуки кружочками. Почему вы положили два синих кружочка, а красный только один? Который по счету звук с? Что мы можем подать Незнайке на десерт? (Сок.) Назовите по порядку звуки слова сок. Обозначьте кружочками звуки этого слова. Отличается ли схема слова суп от схемы слова сок? Замена фишек буквами. Чтение слов.

К слову сок добавьте букву и. Какое слово получилось? (Соки.) Чем оно отличается от слова сок

12. Итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звуки М-Мь. Вгости к трём медведям".

Представляю конспект еще одного открытого логопедического занятия. Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой к...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе Тема: «Осень»

Образовательная область: речевое развитиеВид деятельности: непосредственно -образовательнаяВозрастная группа: старший дошкольный возрастЦель: обобщение представлений о характерных признаках осени.Прог...

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной логопедической группе

Занятие направлено на закрепление пройденного материала по теме «Осень.Деревья»....