Логопедическое занятие для детей старшей группы с ОНР "Домашние птицы и их птенцы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Денисова Оксана Владимировна

Тема: "Домашние птицы и их птенцы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  группового логопедического занятия

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

с общим недоразвитием речи  по теме:

«Домашние птицы и их птенцы »

Составила учитель-логопед:            Денисова Оксана Владимировна

Тема занятия: «Домашние птицы и их птенцы»

Цель занятия:   Расширить и закрепить знания о домашних птицах и их птенцах.

Коррекционно-образовательные задачи:

-Закрепить в речи  обобщающее понятие «домашние птицы; птенцы».

- Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме  

-Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными; числительных с существительными; подбор слов - действий).

Коррекционно-развивающие задачи:

- Развивать диалогическую речь.

- Физиологическое дыхание.

- Конструктивный праксис, артикуляционную, тонкую и общую моторики.

- Зрительное внимание и восприятие.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению задания.

- Воспитание нравственно-эстетических чувств по отношению к живой природе.

Дидактический материал:

- картинка с изображением Незнайки

- картинки с изображениями домашних птиц и их птенцов

- карточки с цифрами от 1 до 5

- указка

- листочки в клетку

- простые карандаши

- трафареты с изображением птиц

- наклейки с изображением птиц

Методы и приёмы:

- Словесные: беседа, вопросы, объяснения, инструкции, поощрение.

- Наглядные:  картинки с изображениями домашних птиц и их птенцов, карточки с числами, трафареты с изображениями домашних птиц

- Практические: дидактические игры, игры на развитие крупной и мелкой моторики.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Логопед: Кто помнит, какой сегодня день недели? Какой был вчера? Какой будет завтра? Какое время года, какой месяц?

Логопед: Ребята, к нам в гости опять пришёл Незнайка.  Послушайте, что он вам расскажет:

Зовут меня Незнайка, я в садик не хожу,

Загадки отгадайте, и я вас награжу!

  1. Основная часть
  • Активизация и расширение словаря. Отгадывание загадок
  • Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки! (Гусь)
  • Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает. (Курица)
  • Пестрая крякуша, ловит лягушек, ходит вразвалочку – спотыкалочку. (Утка) 
  • Он с утра среди двора: Бал – бал – бал, балды – балда! (Индюк)
  • Звонко время отмечает, утром солнышко встречает.
    Вот последний луч потух. Спать пора поет … (
    Петух).

Выставляются картинки — гусь, курица, петух,  индюк, утка.

Логопед: Ребята, как можно одним словом назвать всех, кого вы видите на этой картине? Кто это? (Это птицы.) Почему вы решили, что это птицы?

Дети: Потому что у них есть клюв, крылья, тело, покрытое перьями, 2 лапки.

Логопед: Где живут эти птицы, где берут корм? (Ответы детей) Живут эти птицы рядом с человеком, он ухаживает за ними, строит им домики.

 Какую пользу приносят эти птицы человеку? Значит, это какие птицы? Каких же домашних птиц мы здесь встретили?

  • Дидактическая игра "Посмотри и назови".

Логопед: Давайте вспомним, из чего состоит тело  петуха. (голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, перья, крыло, глаза, гребешок, бородка) Описываем всех птиц по картинкам.

Внимание на водоплавающих птиц (между пальцами на лапках - перепонки)

  • Дидактическая игра "У кого кто в семье?".

Логопед: У каждой птицы есть своя семья. Внимательно посмотрите и назовите, какие птичьи семьи вы здесь видите. ( Дети называют утиную, гусиную, петушиную, индюшиную семьи. Выставляем картинки птенцов.)

петух – курица – цыплёнок.           гусь – гусыня – гусенок;                                                     утка – селезень – утёнок;               индюк – индюшка – индюшонок;

  • Дидактическая игра "Кто как разговаривает?".

Логопед: Ребята, а как же птицы разговаривают друг с другом?

петух –  кукарекает                     курица – кудахчет, квохчет,              цыпленок – пищит,
утка – крякает                гусь – шипит, гогочет               индюк – болбочет

           

  • Пальчиковая гимнастика "Утята". (Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов "пи-пи-пи" ритмично сгибать  и разгибать пальцы обеих рук)

Первый, второй – шли утята.

Третий, четвертый – за водой.
А за ними плелся пятый, позади бежал шестой,
А седьмой от них отстал, а восьмой уже устал.
А девятый всех догнал, а десятый испугался.
Громко-громко запищал:– Пи-пи-пи! – Не пищи, поищи!

  • Дидактическая игра "Считай - ка":

Логопед: А теперь мы попробуем посчитать домашних птиц. ( на фланелеграф ставлю карточки с цифрами от 1 до 5 и картинку с домашней птицей, указкой указываю последовательность и очередность счета)

Образец: один петух – два петуха – три петуха – четыре петуха – пять петухов,

один гусь –                 одна утка –                  одна курочка –          один индюк -
одна гусыня –             один селезень –         один петух -                одна индюшка -

один гусёнок -            один утёнок -               один цыплёнок -      один индюшонок -

Логопед: Давайте посчитаем птиц по порядку.

Образец: первый гусь – второй гусь – третий гусь – четвертый гусь – пятый гусь…

        

  • Игровое упражнение «Подбери слова-действия»

Логопед: Что умеют делать курица, утка, гусь, петух?

Дети: Курица умеет кудахтать, клевать, бегать, ходить, пить….

Дети: Утка умеет крякать, клевать, бегать, ходить, пить…..

Дети: Гусь умеет гоготать, плавать, ходить, пить, летать…..

Дети: Петух умеет гоготать, клевать, бегать, ходить, драться…..

  • Обводка и штриховка птиц. (Работа на листочках)

Логопед: Дети, чтобы Незнайка не забыл, и рассказал Малышкам из Солнечного города, что он узнал о домашних птицах, мы подарим ему наши рисунки. Берём в руки карандаш и катаем его между ладошками, пока они не станут горячими. Подули – остудили. Теперь возьмите трафареты. Ваша задача: обвести и заштриховать полученный силуэт.

Дети обводят по трафаретам фигурки домашних птиц и заштриховывают.

3. Заключительная часть. (Оценка работы детей)

Логопед: О ком сегодня говорили на занятии? Как их всех можно назвать одним словом? Какую пользу приносят домашние птицы? Ребята, Незнайка узнал много нового у нас на занятии, но ему пора прощаться. Незнайке очень понравилось, как вы работали, и он хочет вам подарить наклейки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы (5-6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи "Путешествие в страну правильной речи". Учитель-логопед МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Иванова Т.Е.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИЗадачи:Образовательные.Закрепление знаний о структурных единицах речи (звук, буква, слово, предложение, текст.Закрепление практических умений и навыков пользо...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшей группы

Данный конспект составлен для работы с детьми старшего возраста в условиях логопедического пункта...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с логопедическим заключением - ОНР, 2 уровень речевого развития.

Конспект и презентация разработаны совместо с логопедом  СПб ГБУЗ "Городская поликлиника № 122" Пучковой Верой Анатальевной.Тема: Автоматизация звука (Г) в словосочетаниях....

Конспект открытого логопедического занятия для детей старшей группы на тему: «Как дети Снеговику помогали!»

Конспект открытого логопедического занятия для детей старшей группы на тему: "Как дети Снеговику помогали!"...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшей группы с логопедическим заключением – ОНР , 2 уровень речевого развития

Конспект  индивидуального логопедического занятия  для детей старшей группы с логопедическим заключением – ОНР , 2 уровень речевого развития.Тема: Постановка звука [З].Лексическая тема...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшей группы с логопедическим заключением – ОНР, 3 уровень речевого развития

Тема: Автоматизация звука [Л] в словахЛогопедическая тема: «ВЕСЕЛАЯ ПРОГУЛКА КОЛОБКА»Цель: Автоматизация звука  «Л» в словах.Задачи:Коррекционно-образовательные:Обучение в...