методическая разработка Система взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя как педагогическая технология.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

В данной статье рассмотрены понятие и система взаимодействия участников коррекционно-развивающего процесса, а именно, учителя-логопеда и музыкального руководителя и её составляющие как технологии: идеи, формы и этапы, методы и приёмы коррекции, показана актуальность проблемы в работе современного ДОУ компенсирующего или комбинированного видов, раскрыты условия и критерии её эффективности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc55.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Свиридон Оксана Фёдоровна, учитель-логопед МБДОУ детский сад  № 4  города Крымска Краснодарского края.

       Система взаимодействия учителя-логопеда и музыкального      

              руководителя как педагогическая технология

 

Аннотация.

В данной статье рассмотрены понятие и система взаимодействия участников коррекционно-развивающего процесса, а именно, учителя-логопеда и музыкального руководителя и её составляющие как технологии: идеи, формы и этапы, методы и приёмы коррекции, показана актуальность проблемы в работе современного ДОУ компенсирующего или комбинированного видов, раскрыты условия и критерии её эффективности.

Представленный в этой публикации авторский материал будет полезен не только учителям-логопедам ДОУ компенсирующего и комбинированного видов, но и музыкальным руководителям, педагогам, при освоении и внедрении ими технологии взаимопомощи, поскольку, на мой взгляд, она является достаточно универсальной и потому приемлемой в работе с детьми-логопатами дошкольного возраста.

В настоящее время - время модернизации образования - одним из установленных ФГОС требованием к реализации программы является создание предметно-пространственной среды, которая в ДОУ компенсирующей и комбинированной направленности является коррекционно-развивающей. Создание такого комплексного, системного, пластически меняющегося механизма непрерывной педагогической помощи детям с общим недоразвитием речи, в полной мере может осуществляться через доведённую до уровня технологии систему взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса, но в данной статье я остановлюсь именно на сотрудничестве учителя-логопеда и музыкального руководителя. Что же это за технология? Что она представляет и в чём её эффективность?

Актуальность данной проблемы обусловлена:

 - необходимостью сочетания коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя с одной стороны, и недостаточно оптимально созданной такой коррекционно-развивающей среды, с другой.

- необходимостью создания нужного коррекционно-развивающего образовательного пространства в ДОУ компенсирующей и комбинированной направленности, с одной стороны, и недостаточной готовностью педагогов к её построению, с другой.

Новизной данной разработки, на мой взгляд, является:

- рассмотрение организации коррекционно-развивающего взаимодействия между учителем-логопедом и музыкальным руководителем;

- описание форм и этапов как важнейших компонентов любой педагогической технологии;

- создание системы методов, средств и приёмов взаимодействия во время коррекционно-развивающего процесса;

- показ актуальности проблемы планирования данной деятельности в системе работы ДОУ компенсирующей и комбинированной направленности, условий и эффективности системы взаимодействия указанных участников коррекционно-развивающего процесса как технологии.

Цель методической разработки, представленной в данной публикации – описание системы взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-развивающем процессе как профессионально-педагогической (специальной) технологии в работе с детьми ДОУ компенсирующего и комбинированного видов.

Задачи: 1. Проанализировать состояние проблемы создания системы коррекционно-развивающего взаимодействия с детьми, имеющими различные нарушения речи. 2. Разработать и описать данную систему как профессионально-педагогическую (специальную) технологию. 3. Выделить методические формы и инновационные приёмы как важнейшие составляющие данной технологии.

Компоненты технологии создания системы взаимодействия

В разработанную мною технологию создания системы взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя входят: формы, методы, средства, а также этапы взаимодействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи. Рассмотрим понятие взаимодействие и выделим некоторых её участников.

Понятие «взаимодействие»

На сегодняшний день, известно педагогическое взаимодействие как процесс, происходящий между педагогами и воспитанниками в ходе учебно-воспитательной работы, и направленный на развитие личности ребѐнка. Этот процесс выступает как одно из ключевых понятий педагогики и является научным принципом, лежащим в основе воспитания. Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Дети, не овладевшие в нормативные сроки произношением и связной речью, составляют значительную часть. Они в дальнейшем составляют основную группу риска по неуспеваемости в школе. Адекватные методы, организационные формы работы с детьми, имеющими речевые расстройства, целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению имеющихся речевых дефектов. Вот почему так необходимо на базе ДОУ организовать тесное взаимодействие всех участников педагогического процесса, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду. Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми,

имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно


организованного взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, медицинского работника, и родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными и коррекционными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в:

- формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей,          

 - развитии сенсомоторной сферы воспитанников,

- развитии высших психических процессов дошкольников,

- укреплении здоровья детей.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя

Моя индивидуальная методическая система (ИМС) – это оптимальная для меня совокупность индивидуальных форм, методов, средств и приёмов, которые я использую в обучении и воспитании. Так как я работаю учителем-логопедом, то эта оптимальность определяется коррекционно-развивающей деятельностью. Концептуальную основу моей ИМС составляют компоненты ТСО, ЛОО и ЛОРО. Она не согласованная, т.к. я использую не все компоненты, избранных мною обучающих систем, но оригинальная. Исходя из этого, и памятуя о высказывании создателя российской дошкольной педагогики Е. И. Тихеевой, что только при условии радостного интереса ребёнка к окружающему, к тому, что мы предлагаем и к чему влечём, речь его будет развиваться закономерно, соответственно намеченным нами целям, я думала, как насытить не только коррекционные занятия интересными, но и развлекательными, эффективными, а не эффектными приёмами, как обучать играя, а не просто играть. Это - главная проблема, которую необходимо было срочно решать. Педагогическая деятельность - это искусство, почему же не привлечь мне в помощь ещё одно – музыку, т.е. использовать музыкотерапию, как специальную технологию? Имея музыкальное образование, я не понадеялась только на свои знания, а привлекла к этой работе музыкального руководителя, как одного из обязательных участников коррекционно-развивающего процесса, что вылилось в разработку целой системы такого узкого взаимодействия между нами.

В своей работе мы опирались на общие и специальные дидактические принципы:

1). Сознательности и активности;

2). Наглядности обучения;

3) Системности и последовательности;

4). Прочности и доступности;

5). Индивидуального и эмоционального подхода

1). Развития;

2). Системного подхода;

3). Взаимосвязи речи с другими сторонами развития, а конкретно - музыкальной;

4). Учёта симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта.

Содержание взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя можно представить на понятиях развития, содействия, общности, помощи, консультирования, одобрения, методической помощи со стороны учителя-логопеда и др. Данные понятия говорят о позиции поддержки - установлением доброжелательных человеческих отношений между нами. Это ключевое понятие методической поддержки рассматривает в своей статье «Система методической поддержки как педагогическая технология» И. В. Никишина. Почему бы мне, как специалисту, руководящему, обеспечивающему и направляющему коррекционную работу не использовать её?

Цель и задачи взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя

Цель взаимодействия - рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.

Задачи решаемые при нашем взаимодействии:

- оказать консультативную помощь музыкальному руководителю в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с общим недоразвитием речи;

- выработать совместные обоснованные рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с общим недоразвитием речи; - выбрать индивидуально - ориентированные методы и приёмы работы с воспитанниками с общим недоразвитием речи;

- использовать методы коррекционно-развивающего воздействия.

Формы взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя

1. Совместные мониторинговые исследования.

2. Проведение НОД (логоритмика, музыкально-речевая деятельность с использованием музыкально-речевых игр);

3. Индивидуальное и групповое консультирование.

4. Система разовых практических семинаров, круглых столов.

5. Участие в работе методических объединений, педсоветов.

6. Применение основных форм воздействия: воспитание, обучение, коррекцию, компенсацию, адаптацию, абилитацию, реабилитацию.

Методы и приёмы взаимодействия в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя:


Традиционные:

Практические: упражнения (подражательно-исполнительские, конструктивные, творческие), игровой метод, моделирование.

Наглядные: наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов; просмотр диафильмов, видео; прослушивание записей; показ образца.

Словесные: рассказ; пересказ; беседа (предварительная, итоговая, обобщающая), чтение.

логоритмика, музыкально-речевое занятие, музыкально-речевые игры). Нетрадиционные, интерактивные: «Музыкальный Язычок» (Подборка детских песенок по тематике соответствующих определённой артикуляционной гимнастике и увлекающей детей гримасничающих перед зеркалом под музыку); «Азбука-потешка», из серии Е. и С. Железновых «Музыка с мамой» (Сборник коротких русских народных песенок, подобранных к каждой букве русского алфавита. Составленные мною прайс-листы с графическим изображением буквы, с цветной картинкой, соответствующей тематике потешки, с нотами данной песенки, помогают детям закрепить букву, нацелить их на объект или предмет потешки, сосредоточить внимание детей на ходе мелодии и закрепить овладение музыкальной грамотой. Благодаря этой идее использования картинок с нотами, обучение выглядит познавательно и весело); «Пальчиковые игры», из серии Е. и С. Железновых «Музыка с мамой» (сборник пальчиковых, жестовых и подвижных игр, которые можно использовать, также воспитателям во время режимных моментов); «Песни детям обо всѐ на свете» Музыка и текст А. Петряшевой (Материалы сборника отражают лексико-тематический принцип планирования. В сборнике можно найти одну или несколько песен по различным темам: «Овощи», «Птицы», «Обувь»,

«Космос» и др. Вот возможные варианты использования материалов данного сборника: прослушивание песни в начале занятия, в качестве организационного момента, для введения в тему занятия; имитация движений во время физкультминутки; пересказ текста песни; разучивание текстов песен и автоматизация поставленных звуков; угадывание знакомой песни из нескольких предложенных отрывков); «Песни разные споём, чисто говорить начнём» (подборка детских песенок, помогающих при автоматизации уже поставленных звуков).

При чёткой организации взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя последними используются:

o упражнения на различение звуков по высоте, вокальных упражнений;

o упражнения для выработки правильного фонационного выдоха;

o работа над просодической стороной речи;

o упражнения на развитие основных движений;

o логоритмика;

o музыкальные потешки по обучению грамоте в помощь учителю-логопеду;

o упражнения  для развития пальцевой моторики;

o песни для формирования словаря, обобщающих понятий;

o попевки в помощь учителю-логопеду для автоматизации поставленных звуков.

Основные этапы технологии взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя

Технология взаимодействия включает следующие этапы:

1-диагностический этап

Диагностика состояния потребностей музыкального руководителя в создании коррекционно-развивающей среды и потребности в поддержке учителя-логопеда.

2- организационно-аналитический

Выбор средств и форм взаимодействия, адекватный для всех воспитанников. Разработка плана осуществления взаимодействия.

3 – деятельностный

Действия музыкального руководителя по решению возникающих проблем; действия учителя-логопеда; координация действий обоих; прямая индивидуальная помощь.

4 – рефлексивный

Обсуждение (с музыкальным руководителем) успехов и неудач, констатация факта разрешения проблемы, осмысление и анализ учителем-логопедом и музыкальным руководителем нового опыта в профессиональной деятельности.

Условия эффективности взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя

- четкая организация соблюдения соответствия планирования в работе музыкального руководителя в соответствии с лексико-тематическим планом учителя-логопеда;

- правильное распределение нагрузки в течение дня,

- координация и преемственность в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательном процессе, т. е. логопедизация всего педагогического процесса.

- соблюдение режима дня и расписания непосредственно непосредственно-образовательной деятельности, которые должны строиться с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а так же с учетом коррекционно-развивающих задач.

Вывод

Таким образом, созданием единой коррекционно-развивающей среды через систему взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя, обуславливается достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждаются возможные трудности в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивается социальная адаптация и интеграция каждого ребёнка в обществе.

    Список использованной и рекомендуемой литературы:

1. Миронцева С.М. Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развития дошкольников. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

2. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/ - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010.

3. Шушкова Г. Н. «Специальные профессиональные технологии: коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета для детей с недостатками речи» Методическое электронное пособие - Sov-a, 2014.

4. Никишина И. В. Создание и оптимизация образовательно-методической среды и здоровьесберегающего образовательного пространства. Статья – Sov-a, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа по обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения в системе взаимодействия учителя-логопеда с семьей

Статья из опыта работы учителя логопеда с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения...

Система взаимодействия учителя – логопеда в работе по здоровьесбережению

Проведение коррекционных занятий с использованием методов и приемов здороьесберегающих технологий показывает, что у детей постепенно повышается обучаемость, улучшается внимание и память, активнее разв...

«Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на базе логопедической группы».

Пояснительная записка к программе «Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопед...

Статья "Система взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-образовательного процесса " (из опыта работы)

В статье представлена система взаимодействия учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса....

Выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя

Выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя...

Методическая разработка " Дневник взаимодействия учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса по работе с неговорящим ребенком"

Методическая разработка " Дневник взаимодействия  учителя-логопеда со  всеми участниками образовательного процесса по работе с неговорящим ребенком".  Основная цель «Дне...

Методическая разработка «Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями»

Взаимодействуя с воспитателями своей логопедической группы, я заметила, что они не всегда активно включаются в образовательный процесс и не имеют возможности правильно подобрать игры и упражнения для ...