" Автоматизация звука [Р]. Перелетные птицы".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

логопедическое занятие по автоматизации звука[р] в слогах и словах. Лексическая тема- перелетные птицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_r._ptitsy.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ

УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

« УДМУРТСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ

ИМЕНИ КУЗЕБАЯ ГЕРАД»

Конспект открытого

логопедического занятия

по теме «Автоматизация звука [Р].                 Перелетные птицы».

Составила: учитель-логопед

Субботина М.А.


Тема: «Автоматизация звука [Р]. Перелетные птицы».

Цель: автоматизация звука [Р]

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  • формирование правильного артикуляционного уклада при произнесении звука Р
  • закрепление знаний о характеристике звуков
  • познакомить детей с перелетными птицами
  • автоматизация звука Р в слогах, словах
  • учить образовать сложные прилагательные

Коррекционно – развивающе:

  • развитие мелкой моторики
  • подвижности органов артикуляции
  • фонематического слуха        

Воспитателные:

  • формировать положительную мотивацию на занятии;
  • воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься

Оборудование:

Речевой материал: р-р-р-р, Грач — грачонок — грачата, журавль — журавленок — журавлята, скворец — скворчонок — скворчата,         Н-т-п-р-а-с-в-к-р-п-р-л-к-р-м-р, та-со-ра-то-гу-ру-то-за-ро-ту-шы-ры-та-ру-пы-ра, сорока-голубь-журавль-галка-дрозды-воробей-зяблик-грач, тра-тро-тру, бро-бры-бра, кру-кро-кры, ару-ары-аро, уры-уро-ура, ра-ро-ру, ры-ро-ра, ру-ра-ры, красноклювый, черноглазый, длинношеий, ширококрылый, длинноногая. коротколапый.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята!

Скажите, какое время года?

Весна

А как мы можем понять, что наступила весна?

Становится тепло, тает снег, прилетают птицы.

Правильно!

А как мы называем птиц, которые улетали от нас осенью в тёплые края, а весной возвращают к нам?

Перелетные.

Правильно, сегодня на занятии мы поговорим с вами о перелетных птицах и повторим как правильно произносить звук [р],  и потренируемся его правильно произносить в слогах и словах.

Беседа о птицах с демонстрацией презентации.

Давайте познакомимся с некоторыми перелетными птицами.

Грач. Самые первые к нам прилетают черные грачи. Они первые вестники весны. Грачи крупные птицы, покрыты черными перьями. У них крупный, немного изогнутый клюв. Грачи строят гнезда на деревьях. Питаются насекомыми, семенами.

Журавль. Журавль крупная птица. У журавля длинная шея, длинный клюв, широкие крылья, длинные ноги. Журавли бывают серые и белые.

 Скворец. Птица небольшого размера. Перья черного цвета с фиолетовым отливом и белыми крапинками. Клюв скворца мощный. На голове черный хохолок. Скворец живет в скворечнике. Питается скворец жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми.

Стриж. Маленькая птичка похожа на ласточку. Оперенье у стрижа серенькое. Хвост короче, чем у ласточки, тоже раздвоенный. Питаются стрижи насекомыми.

Жаворонок. Маленькая серенькая птичка. Летает жаворонок высоко. Трели жаворонка можно услышать рано утром.

Чтобы четко, правильно произносить звуки нужно подготовить наш язычок. Для этого сделаем артикуляционную зарядку.

Артикуляционная гимнастика. Звук Р.

Жил-был Веселый Язычок. Вот однажды он решил он пойти погулять в детский парк. Выглянул из домика – тепло, солнечно. Он и решил погреться на солнышке, как блинчик на сковородке. Погрелся и отправился в путь. Пришел язычок в парк и решил сначала покататься с горки, потом на качелях. Пощелкал кончиком от удовольствия и отправился смотреть фокусы. А потом Язычок полакомился вкусным вареньем, которое было в красивом ковшике и съел конфетку. Посмотрел на часики – поздно уже. И покатился домой, как катушка. А дома губки его наказали,за то,что он так долго гулял. Почистил Язычок зубки и лег спать в свою теплую постельку.

Автоматизация звука Р изолированно.

Скажите, как кричит ворона? каррр-карр-карр

Анализ артикуляции звука

- губы в улыбке

- между зубами широкое расстояние

- язычок поднят вверх и дрожит

- горлышко поёт

- воздушная струя сильная и тёплая.

Характеристика звука Р.

А какой это звук гласный или согласный?

Согласный

Развитие фонематического восприятия.

Хлопните в ладоши, когда услышите звук Р.

Н-т-п-р-а-с-в-к-р-п-р-л-к-р-м-р

Та-со-ра-то-гу-ру-то-за-ро-ту-шы-ры-та-ру-пы-ра

Сорока-голубь-журавль-галка-дрозды-воробей-зяблик-грач

Автоматизация звука Р в слогах.

Прилетели птицы и они очень любят петь песни. Давайте вместе с птицами споем. Повторяйте.

Тра-тро-тру

Бро-бры-бра

Кру-кро-кры

Ару-ары-аро

Уры-уро-ура

Ра-ро-ру

Ры-ро-ра

Ру-ра-ры

Физминутка.

Тили- тели, тили- тели- Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка- Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж- Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.

Все вернулись,прилетели,

Песни звонкие запели! Указательным и большим пальцами сделать « клюв» - « птицы поют».

Игра «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.

- Ребята мыс вами познакомились с перелетными птицами. Они очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.

Аист какой? – Длинноклювый.

У Аиста красный клюв – красноклювый.

У Грача черные глаза – черноглазый.

У Лебедя длинная шея – длинношеий.

У журавля широкие крылья – ширококрылый.

У Цапли длинные ноги – длинноногая.

У Лебедя короткие лапы – коротколапый.

Игра «Четвертый лишний?»

На слайдах демонстрируются изображение разных птиц, а дети выбирают лишний объект и словесно обосновывают свой выбор.

Голубь, ласточка, скворец, кукушка. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.

Ворона, воробей, голубь, скворец.

Соловей, жаворонок, воробей, ласточка.

Итог.

Ребята, с кем мы сегодня познакомились?

Каких перелетных птиц вы запомнили?

Какой звук повторяли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звук и буква Ц (Перелетные птицы. Цапля)

Конспект ООД по образовательной области Коммуникация (Обучение грамоте) для детей подготовительной к школе группы...

Логопедическое занятие в подготовительной группе детей с ОНР Тема: «Автоматизация звука Л в связной речи». Лексическая тема «Перелетные птицы».

Тема: « Автоматизация звука Л в связной речи»Лексическая тема «Перелетные птицы»Задачи:Коррекционно-образовательные: уточнить словарь по теме «Перелётные птицы»; закрепить навык произношения звука [Л]...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р] изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях.

Конспектиндивидуального занятия «Автоматизация звука [Р]изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях. Лексическая тема «Защитники Отечества...