Комплексный подход к формированию звукопроизношения и лексико-грамматических категорий. " Учебное пособие"
методическая разработка по логопедии по теме

Филимонова Татьяна Михайловна

Вступительная статья, объясняющая мотивацию создания пособия и небольшая часть картинок, иллюстрирующих пособие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В последние годы в логопедические группы поступают всё более сложные дети, у которых слабо сформированы все психические процессы, а особенно страдает продуктивность запоминания, лексико-грамматические темы приходится «дорабатывать» на индивидуальных занятиях. Поэтому у меня появилась необходимость соединить автоматизацию звука с формированием лексико-грамматических категорий одновременно. В помощь себе и ребёнку я решила сделать наглядно-дидактическое пособие, в котором лексико-грамматические конструкции закреплялись бы на основе автоматизации какого-то одного звука.

В основу данного пособия лёг наглядный метод. Он значительно облегчает усвоение материала, потому что опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным и осознанным. Наглядный метод сочетается с другим методом логопедического воздействия - упражнением, которое заключается в многократном повторении ребёнком практических речевых действий. Наряду с перечисленными методами ценность пособия заключается в использовании игровых приёмов. Игровая деятельность не предполагает длительных усилий и делает процесс обучения привлекательным.

Данное пособие показывает, какие виды упражнении по формированию лексико-грамматического строя можно использовать при автоматизации звука «Л»

  1. Отработка уменьшительно-ласкательных форм существительных («Скажи ласково»).
  2. Изменение слов по образцу «один-все-много».

Сначала отрабатывается изменение существительных мужского, затем женского рода.

  1. Отработка употребления имён существительных в Род.п. мн.ч. без предлога (У волка нет лап).
  2. Отработка употребления глагола ед.ч. прошедшего времени муж. и жен. рода. При этом обогащается глагольный словарь.
  3. Отработка употребления имён существительных в В.п. (Волк шёл по дороге и увидел разные предметы. Назови их - Волк увидел вилку.).
  4. Отработка употребления имён существительных в Д.П. с предлогом к (Володя подошёл к столу).
  5. Отработка употребления имён существительных в ед. и мн.ч. Тв.п. (Гвозди забивают молотками, а доски пилят пилами).
  6. Овладение категорией рода:

он-она-оно

мой-моя-моё

  1. Образование относительных прилагательных (конфета из шоколада - шоколадная конфета).
  2. Образование притяжательных прилагательных

(лапа волка волчья лапа)

  1. Подбор слов-признаков со звуком |л| к существительным.

Белка(какая?) ловкая

Волк (какой?) злой, голодный

Слон (какой?) тяжёлый

Клоун (какой?) весёлый

Ёлка (какая?) колкая

Платье (какое?) тёплое

Яблоко (какое?) кислое, сладкое, кисло-сладкое

  1. Согласование существительных с числительным и прилагательным в роде, числе, падеже, и т.д. (одно кислое яблоко - два кислых яблока…)
  2. Составление        предложений        с  противопоставлением (Зима холодная, а лето - тёплое)
  3. Исключение 4-го лишнего и составление сложноподчинённого предложения со словами потому что (Волк, белка, слон, лошадь. Лошадь - лишнее слово, потому что это домашнее животное).
  4. Отработка умения составлять предложения следующей конструкции:

сущ.+гл.+существительные в Вин.п. (выраженные однородными дополнсниями)+предлог в +сущ. в Пр.п.

  1. Отработка умения составлять предложения но заданному началу (Алла увидела клоунов... (и громко засмеялась).

Данное пособие может быть использовано как единый альбом или же в качестве отдельных листов, которые вклеиваются в логопедическую тетрадь ребёнка - это является более удобным для закрепления материала дома родителями или воспитателем во второй половине дня.

Использование наглядно-печатных пособий наряду с другими методами и приёмами даёт высокую результативность в коррекционной работе. Уже через год 3 человека из данной группы были выпущены в массовую группу детского сада. А в 2001 году 5 детей поступили в 1 класс школы №1011, 1 человек в гимназию №1015. 2 человека оставлены на 3-й год обучения. Чаще всего дети из моей группы поступают в один класс и являются потом наиболее успевающими учениками на протяжении всей начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие по формированию и развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ, ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ,ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.  1 год обучения. 2016- 201...

Проект "Комплексный подход к коррекции звукопроизношения дошкольников"

Долгосрочный проект "Комплексный подход к коррекции звукопроизношения дошкольников". Цель проекта: комплексное речевое развитие детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи....

ПОСОБИЕ "Формирование у дошкольников лексико-грамматических категорий"

ПОСОБИЕ "Формирование у дошкольников лексико-грамматических категорий"....

Учебно-методическое пособие для инструкторов по плаванию "Комплексный подход к формированию личности здорового, всесторонне развитого, подготовленного к школьной жизни ребёнка".

Учебно-методическое пособие для инструкторов по плаванию "Комплексный подход к формированию личности здорового, всесторонне развитого, подготовленного к школьной жизни ребёнка"....

Игры и упражнения по формированию правильного звукопроизношения, совершенствованию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Воспитание правильной речи не ограничивается формированием лишь правильного произношения звуков, а предусматривает комплексное развитие всех компонентов родного языка при правильной организации речево...

МНЕМОТЕХНИКА КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

В статье рассматривается одна из набирающих популярность логопедических технологий – мнемотехника: описываются основные виды мнемотехники, а также приведены конкретные авторские примеры стихотво...