Положение о временной речевой группе
материал по логопедии на тему

Егорова Надежда Михайловна

   Положение регламентирует организацию работы и основные направления правовой, образовательной и коррекционной деятельности временной речевой группы ГБДОУ д/с комбинированного вида, гарантирует получение логопедической помощи детям, имеющим нарушения речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenie_o_vremennoy_rechevoy_gruppe.doc186.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 91 комбинированного вида Московского района

г. Санкт-Петербург

 «СОГЛАСОВАНО»                                                                                                «УТВЕРЖДАЮ»

На педагогическом совете                                      Заведующий ГБДОУ д/с №91          

протокол № ____________                                             Е.Г.Прокофьева ___________                              

от «_____»______________г.                                 приказ № ________________

                                                                                   от «_____»______________г.

ПОЛОЖЕНИЕ

О временной речевой группе при

Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении

Детский сад № 91 комбинированного вида

Московского района

1.Общие положения

          1.1       Настоящее Положение направлено на реализацию положений Конвенции о правах ребенка, Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г.

1.2.   Положение регламентирует организацию работы и основные направления правовой, образовательной и коррекционной деятельности временной речевой группы в ГБДОУ д/с № 91 комбинированного вида, гарантирует возможность получения логопедической помощи детям, имеющим нарушения речи, обеспечение условий для их личностного развития.

1.3.  Временная речевая группа в ГБДОУ организуется для оказания практической коррекционной помощи детям в возрасте от 4 лет 6 месяцев (на начало учебного года) до 7 лет с фонетическим, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи III-IV уровня речевого развития.

1.4.  Основными задачами учителя – логопеда временной речевой группы являются:

  • осуществление необходимой коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста;
  • формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
  • своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;
  •  предупреждение нарушений устной и письменной речи;
  • воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи, сохранению эмоционального благополучия в своей адаптивной среде;
  • реализация возможности интегрировать воспитание и обучение в обычной и/или оздоровительной группе с получением специализированной помощи в развитии речи;
  • совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника;
  • взаимодействие с педагогами образовательного учреждения и родителями по формированию речевого развития детей.

2. Порядок создания временной речевой группы в ГБДОУ

          2.1. Временная речевая группа в дошкольном учреждении создается при необходимости исправления нарушений речи у детей, посещающих данное дошкольное учреждение в количестве не менее 25 человек. Деятельность временной речевой группы может быть прекращена путем ликвидации по решению заведующего ГБДОУ в связи с отсутствием контингента.

3. Комплектование временной речевой группы ГБДОУ

3.1. Комплектование временной речевой группы осуществляется по разновозрастному принципу из числа воспитанников с нарушениями речи, посещающих ГБДОУ, с учетом возраста и тяжести дефекта. В первую очередь зачисляются дети старшей и подготовительной к школе группы.

          3.2.  Комплектование временной речевой группы осуществляется на основании заключений Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПк), в соответствии с приказом заведующего ГБДОУ. На каждого воспитанника, зачисленного во временную речевую группу, заполняется речевая карта и составляется индивидуальный маршрут коррекционно-образовательной деятельности, направленный на исправление нарушений речи.

3.3. Во временную речевую группу зачисляются дети, имеющие нарушения в речевом развитии: фонематические (ФНР), фонетико-фонематические (ФФНР), ТНР ОНР III-IV уровня речевого развития.

          3.4. Выпуск детей из временной речевой группы ГБДОУ производится на основании решения Психолого-медико-педагогического консилиума ГБДОУ д/с № 91 комбинированного вида (ПМПк) в конце учебного года.

3.5.   Общее количество воспитанников, во временной речевой группе не должно превышать 25 человек.

3.6. Учитель-логопед на основании заявлений родителей (законных представителей) в начале учебного года проводит обследование речи воспитанников  с целью выявления детей нуждающихся в коррекции речевого развития и в течение учебного года воспитанников дошкольного образовательного учреждения, достигших 3-х летнего возраста. По результатам обследования проводятся консультации родителей.

3.7.  Прием детей во временную речевую группу производится по мере освобождения мест.

3.8.  Не подлежат приёму во временную речевую группу дети со сложной структурой дефекта с тяжёлыми, стойкими нарушениями речи, имеющими логопедическое заключение ОНР I, II уровней; осложнённого ОНР III уровня речевого развития; системного недоразвития речи.

3.9.  Если ребенок в возрасте от 3 до 7 лет имеет такие сложные нарушения речи, учитель-логопед дает рекомендации родителям (законным представителям) о необходимости проведения комплексного обследования специалистами постоянно действующего ТПМПК с целью решения вопроса о его переводе в дошкольное учреждение, в котором функционируют логопедические группы, для достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений.

 

4. Организация деятельности временной речевой группы в ДОУ

4.1. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, во временной речевой группе являются индивидуальные и подгрупповые занятия, занятия в микрогруппах (в соответствии с сеткой занятий специалиста).

4.2. Количество детей, с которыми проводит занятия, учитель-логопед соответствует количеству детей зачисленных во временную группу ДОУ.

4.3. Занятия с детьми во временной речевой группе проводятся ежедневно как в часы, свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, по графику, утвержденному приказом заведующего ГБДОУ.

4.4. Продолжительность занятия не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами» 2.4.1.2660-10. Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий, наполняемость подгрупп зависит от характера нарушения речевого развития.

     Для занятий в подгруппах объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, их продолжительность составляет: в средней - 20 мин, в старшей - 25 мин., в подготовительной к школе группе - 30 мин, продолжительность индивидуального занятия 10-15 мин. 2-3 раза в неделю с каждым ребенком.

     Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизиологическими особенностями детей: ФН – 2 раза в неделю; ФФН – 2 раза в неделю; ОНР III – IV уровня развития – 2-3 раза в неделю.

4.5. Начало и продолжительность учебного года во временной логопедической группе соответствует работе ГБДОУ.

4.6.  Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от индивидуальных особенностей  детей и составляет: 6 месяцев - с детьми, имеющими фонетические нарушения речи, 1 уч.год - с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи и с детьми имеющими ОНР III-IV уровня речевого развития до начала обучения по образовательным программам начального общего образования. По решению специалистов ТПМПК воспитанникам может быть продлён срок пребывания во временной речевой группе.

4.7.  Ответственность за обязательное посещение воспитанниками занятий несут родители, учитель-логопед, воспитатель и руководитель образовательного учреждения. С целью оптимизации коррекционного процесса с родителями детей, посещающих занятия во временной речевой группе проводятся разъяснительные беседы, консультации.

4.8.  Дети выпускаются из временной логопедической группы после обследования специалистами ПМПк в мае месяце текущего учебного года. Списки детей-выпускников оформляются протоколом, который остается в ГБДОУ, в соответствующей форме. /прил.1/

          4.9.  Дети, страдающие заиканием, ОНР I,II ур.р.р и ЗПР, должны быть перенаправлены в специальные учреждения, в случае отказа родителей (законных представителей) от перевода ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение дефекта.

4.10.  В течение года оказывается консультативная помощь педагогам и родителям детей младшего и среднего дошкольного возраста (по заявке).

5. Участники коррекционно-образовательного процесса

5.1. Участниками коррекционно-образовательного процесса во временной речевой группе являются ребенок, родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатели.

5.2. Учитель-логопед взаимодействует с воспитателями своего ГБДОУ, учителями-логопедами других ГБДОУ города, специалистами ТПМПК и врачами детской поликлиники.

5.3. Учителем-логопедом назначаются лица с высшим педагогическим или дефектологическим образованием, владеющие методами нейропсихологического обследования детей с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и подгруппового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области логопедии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики.

         5.4. Учитель-логопед:

               оказывает консультативную помощь педагогам ГБДОУ, родителям (законным представителям) детей по коррекции недостатков речи и дает рекомендации по их преодолению;

               проводит занятия с дошкольниками по исправлению различных нарушений устной речи;

              на основании материалов обследования детей составляет индивидуальный план работы для каждого ребенка, перспективный план работы для каждой группы детей (ФФНР, ОНР)

              несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией;

              осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам усвоения общеобразовательных программ;

              участвует в работе методических объединений учителей-логопедов района;

              представляет в конце мая ПМПк ежегодный отчет о результатах коррекционной работы во временной речевой группе; /прил.2/

              оформляет необходимую документацию и проходит аттестацию согласно действующим нормативным документам;

         работает в тесном контакте с членами районной ТПМПК;

                   руководствуется в своей деятельности документацией утвержденной РМО логопедов.

5.5.  Для фиксирования коррекционно-образовательного процесса учитель-логопед ведет следующую документацию:

  • журнал регистрации детей-логопатов;
  • журнал учёта посещаемости;
  • расписание занятий, заверенное заведующим ГБДОУ;
  • карты обследования речевой деятельности;
  • перспективный план работы для каждой группы детей;
  • индивидуальный план работы с каждым ребёнком;
  • лист динамического наблюдения;
  • индивидуальные тетради для коррекционной работы с детьми;
  • протоколы по комплектованию и выпуску детей /копии/;
  • список детей, нуждающихся в специальных условиях воспитания и обучения;
  • журналы взаимодействия с родителями, воспитателями и специалистами;
  • паспорт кабинета или картотека с перечнем оборудования и пособий.

          5.6.       Показателем результативности работы учителя-логопеда в ГБДОУ является состояние речи детей выпускаемых в школу по результатам итогового обследования.

          5.7.    На учителя-логопеда временной речевой группы распространяются все льготы и преимущества (15% доплаты за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии, продолжительность очередного отпуска - 56 дней, порядок пенсионного обеспечения), предусмотренные законодательством РФ. Оплата труда учителя-логопеда, работающего во временной речевой группе при ГБДОУ, производится из расчета 20 часов в неделю, из них 2 часа на организационную и методическую работу.

6.  Руководство работой временной речевой группы

6.1. Непосредственное руководство работой временной речевой группой осуществляется заведующим ГБДОУ, в ведении которого она находится.

6.2. Контроль над работой временной речевой группы осуществляется зам. зав. по УВР, в соответствии с годовым планом внутридолжностного контроля.

7. Материально-техническая база и финансовое обеспечение работы временной речевой группы

7.1. Для работы временной речевой группы в ГБДОУ выделяется кабинет, отвечающий требованиям СаНПиНа.

7.2. На администрацию ГБДОУ возлагается ответственность за оборудование кабинета, его санитарное состояние и ремонт, создание условий для проведения с детьми коррекционно-образовательной работы, в том числе материально-техническое обеспечение.

Приложение 1

Протокол №________от __________

Заседания психолого-медико-педагогического консилиума

ГБДОУ д/с № 91 комбинированного вида Московского района

г.Санкт-Петербурга

Ответственный за проведение комиссии:

Заведующий ГБДОУ детский сад № 91 ____________ Прокофьева Е.Г.

       Повестка дня:

  1. Выпуск детей.
  2. Решение ПМПк 

                         

п/п

Фамилия, имя,

отчество

ребёнка

Дата

рождения

Домашний

адрес

Заключение

ТПМПК при

поступлении

Заключение

ПМПк ГБДОУ

д/с №91

Вид образовательного

учреждения

Учитель-логопед

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Решение ПМПк:        

                          Выпустить в массовую школу:         человек; в  массовую      

                       группу д/с № 91:      .           человек

Председатель ПМПк:

Заведующий ГБДОУ д/с № 91      

Прокофьева Е.Г.______________                                                                                              

Члены ПМПк:        

зам.зав. по УВР   Федорова С.В. _______________                                                                                                                                                       учитель-логопед  Егорова Н.М. ________________                                                         учитель-логопед   Федорова С.В._______________                                                                                                                                                                                                                                 педагог-психолог ____________ _______________

медицинская сестра Морозова А.В. ____________  

                                                                 

дата                                                                                   печать                                                          

Приложение 2

ОТЧЕТ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ВРЕМЕННОЙ РЕЧЕВОЙ ГРУППЫ

       1.   Сколько детей, и с каким диагнозом было в группе на начало учебного года:

   

   С диагнозом ОНР

   С диагнозом ФФНР

   С диагнозом ФНР  

   С диагнозом заикание

       

    Выбыли из группы ___________  

                                                 

  1. На основании решения ПМПк по выпуску воспитанников из группы речевой направленности ГБДОУ д/с № 91 комбинированного вида Московского района СПб выпущено:

                        - с чистой речью … человек

                               - со значительным улучшением … человек

Фамилия, имя

Дата рождения

Речевой диагноз

на 01.09.1..г

Срок пребывания в реч.группе

Состояние речи ребенка

Заключение ТПМПК на начало уч.года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

  1. На основании заключений ТПМПК по продлению срока пребывания  в группе речевой направленности ГБДОУ д/с № 91 комбинированного вида Московского района СПб продлено пребывание: … человек

Фамилия, имя

Дата рождения

Речевой диагноз

на 01.09.1..г

Срок пребывания в реч.группе

Причина продления срока пребывания в речевой группе

Решение ТПМПК

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о временном творческом коллективе по организации платных дополнительных образовательных услуг

Положение о временном творческом коллективе по организации платных дополнительных образовательных услуг....

Положение конкурса "Познавательно-речевые игры"

Положение конкурса "Познавательно-речевые игры"....

Положение смотра-конкурса "Речевой центр в группе".

Положение смотра-конкурса "Речевой центр в группе"....

"Формирование речевой компетентности детей, посещающих временную логопедическую группу как базовой основы социально-адаптивной личности"

В работе представлены современные формы, методы и приемы компетентностного подхода, которые можно использовать в логопедической помощи дошкольникам с речевыми нарушениями; освещены основы социал...

Конспект подгрупповой НОД по формированию лексико-грамматических категорий с детьми временной речевой группы на тему "Братцы-карандаши".

Конспект разработан для подгруппы детей с ОНР. Целью является совершенствование речевых умений и навыков, необходимых ребенку для структурного и смыслового оформления высказывания....

конкурс - положение "Мир времени"

                                                      ...

Конспект занятия с детьми временной речевой группы по теме: "Волшебный мир театра".

Многолетний опыт работы с детьми претерпел большие изменения и потребовал поиска новых путей повышения результативности.  Для того, чтобы добиться положительн...