Конспект НОД по формированию фонетической стороны речи "Город звуков"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Занятие по формированию фонетической стороны речи "Город звуков" разработано для детей старшей логопедической группы. В ходе занятия дети закрепляют понятие "звук", учатся различать речевые и неречевые звуки. У детей развиваются операции звукового анализа и синтеза, закрепляются понятия о гласных, согласных (твердых, мягких) звуках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_gorod_zvukov.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия НОД в старшей группе  «Город звуков»

(формирование фонетической стороны речи)

Составил: Фадеева Н.Ю.

учитель-логопед  МБДОУ «ЦРР – Д/С  № 32»

Цель: Закрепить знания детей о речевых и неречевых звуках.

Задачи:

1. Коррекционно-Образовательные.

Закрепить понятия «звук», формировать умение дифференцировать неречевые звуки,  различать речевые и  неречевые звуки.

2.Коррекционно-Развивающие.

Развивать операции звукового анализа и синтеза слогов, закрепить понятие о гласных, согласных (твердых и мягких) звуках, развивать пальчиковую моторику, чувство ритма.

3.Коррекционно-Воспитательные.

Воспитывать умение внимательно слушать, выполнять поставленную задачу. Способствовать установлению коммуникативных связей.

Оборудование: аудиозапись «Шум ветра», разные звуки;  аудиозапись «Как гномы буквы искали»; диски мерсибо «Начинаю говорить», «Звуковой калейдоскоп»; фишки синего и зеленого цвета; предметные картинки  с твердым и мягким звуком [П].

Орг. момент:

Дети собираются в круг для беседы под аудиозапись «Эхо».

Логопед: Ребята, что вы сейчас слышал? – эхо.

Где можно услышать эхо? – в лесу.

А можно ли его увидеть? – нет .

Увидеть его вам не удастся, а вот услышать можно. Если вы скажете  «Эхо, привет!», оно вам ответит: «Эхо, привет!», потому что всегда в точности повторяет все, что вы ему скажете. Я предлагаю поиграть  в  игру «Эхо». Слушайте меня внимательно и все вместе повторяйте за мной шепотом: «Здравствуйте!», «Всем привет!», «Я сегодня очень рад всех приветствовать подряд».

А теперь повторяйте не только мои слова, но и мои движения:

«Здравствуй, солнце! (поднимаем руки вверх и тянемся к солнцу)

«Здравствуй, земля! (нагибаемся вниз, руками достаем до пола)

«Здравствуйте все! (кладем руки на плечи друг друга)

«Здравствуй, я»  (каждый кладет руки себе на грудь).

Ход:

Логопед: Ребята, сегодня нас ждет необычное путешествие по Звукограду, послушайте и скажите, что вы слышите? – звуки. (На фоне картинки раздаются разные звуки).

Интересно, откуда доносятся эти звуки? А я, кажется, знаю, откуда эти звуки. Эти звуки доносятся из Звукограда (это город звуков), а хозяйничает в том городе старичок Звуковичок.

Логопед: Звуковичок приглашает нас в гости, прогуляться по городу звуков. Прогуляемся? Но вот беда, все жители города невидимки. А что же это за жители, кто догадался? – звуки.

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

Логопед: Скажите, какие бывают звуки? –  речевые и неречевые.

 Звуковичок приглашает вас поиграть в игру, которая называется «Загадки звуков».

Диск мерсибо: «Начинаю говорить» игра «Загадки звуков».

Логопед: Слушайте звуки, называйте тот предмет, который издавал этот звук.

Ребята, какие это были звуки (речевые или неречевые)?

 Я знаю пальчиковую игру, которая называется «Большое ухо», давайте поиграем:

Большое Ухо любит слушать Звуки разные, везде,

Сжимают, разжимают кулачки.

Отрастим большие уши, Чтобы лучше ими слушать:

Показывают ладонями уши.

Шум дождя, воды в реке, Транспорт разный вдалеке,

Музыкальные игрушки

И шуршанье в тишине.

Загибают пальцы на обеих руках начиная с большого.

Логопед: Звуковичок приглашает нас прогуляться по улице звуков. На этой улице живут девочки – невидимки, которые носят красные шапочки и красные платья. Что это за улица? Почему звуки, которые живут на этой улице, называются гласные?

На улице гласных звуков живет  меткий стрелок. Помогите стрелку попасть в картинки, в названии которых нет звука  [А].

Диск мерсибо: «Звуковой калейдоскоп» игра «Меткий стрелок».

Логопед: Молодцы ребята, а нас ждет совсем другая улица. На этой улице живут мальчики – невидимки и носят они синие и зеленые шапочки и рубашки. Что это за улица? Почему звуки, которые живут на этой улице,  называются согласные?

Логопед: У Старичка Звуковичка скоро день рождение. Мальчики – согласные решили сделать подарок - сплести ковер.

Я буду говорить слова, а вы слушайте внимательно и определяйте, какой первый звук в слове – твердый согласный или мягкий согласный, выкладывайте в квадратик нужную фишку.

нота, хитрец, камин, хобот, тыква, хит, паук, хижина, мост

Логопед: Ребята, чтобы на дне рожденье не было скучно, звуки решили встать парами, чтобы получились песенки. Я буду называть звуки, а вы составляйте слоги (игра с мячом):  

П  А     М  О     Т  У     И  К …

 Песни получились очень красивые  но, к сожалению, мы не можем увидеть эти песенки. Я вам предлагаю выложить наши песенки фишками: ПА   ТУ…

 

Логопед: А старичок  Звуковичка для своих друзей приготовил угощенье. Послушайте и постарайтесь запомнить все то, что испекла печка (Дети слушают аудиозапись из цикла «Как гномы буквы искали. Звук [П]»).

Послушайте еще раз эти слова и скажите, какой общий звук во всех этих словах? [П]. Одинаково ли звучит звук [П] в словах? Помогите разложить картинки с твердым звуком [П]  к мальчику в синей шапочке, а с мягким звуком [П'] к мальчику в зеленой шапочке (работают в двух командах, у каждой команда картинки с твердым и с мягким звуком [П]).

Логопед: Вот и закончилась наша прогулка по Звукограду. Вам понравилось гулять по этому городу? Что мы слышали, гуляя по Звукограду?

Старичок Звуковичок говорит, что вы большие молодцы, вы слушали и слышали разные звуки.

Логопед: Ребята, ваше настроение после прогулки по Звукограду похоже на:

солнышко, солнышко с тучкой, тучку с дождиком или тучу с молнией?

Возьмите тот предмет, на который похоже ваше настроение и прикрепите его на доску к Звуковичку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Звук Т"

Представленный конспект занятия проводится в старшей логопедической группе с использованием мультимедийного проектора....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи Тема: Знакомство со звуками [р], [рь]

Цель: закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [р], [рь] в слогах, словах.Задачи:закрепить умение делить слово на слоги, определять место звука в слове;закрепить навык образования сло...

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК О »

Конспект занятия по подготвки к обучению граммоте детей старшего возраста с ОНР ....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».

Подгрупповое логопедическое занятие разработанно с использование методических пособий Т.Б. Филичевой и О.С. Гомзяк....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «С - Ш».

Подрупповое логопедическое занятие, разработанное с использованием материалов Т.Б Филичевой и О.С. Гамзяк....

Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц.

Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц....