Речевая карта
учебно-методический материал по логопедии на тему

Короткова Анастасия Александровна

Обследование детей (сентябрь, декаабрь, май)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_karta_avtosohranennyy.docx103.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение Управление образования Администрации Таштагольского муниципального района

РЕЧЕВАЯ КАРТА - ДНЕВНИК

Ф. И. О. ребёнка ___________________________________________________

г. Таштагол


Фамилия__________________________  Взят на учёт __________________________________

Имя                      Снят с учёта        

Отчество ____________________________________________________________________

Год рождения        

Домашний адрес        

Сведения о родителях

Ф.И.О. отца _______________________________________________________________________

Место работы _____________________________________________________________________

Возраст (на момент рождения ребёнка)        ______________________________________________

Ф. И. О. матери _______________________________________________________________        ____

Место работы _____________________________________________________________________

Возраст (на момент родов) _________________________________________________________        

Анамнез

От какой беременности роды ______________________________________________________

Как протекала беременность_______________________________________________________

Перенесённые заболевания _________________________________________________________

Ранее физическое развитие ребёнка__________________________________________________

Голову держит с (в норме: с 1,5 мес.)_________ Сидит с (в норме: с 6 мес.)________________

Ползает с (в норме: с 6 - 7 мес.)______________ Стоит с (в норме: с 10 - 11 мес.)___________

Ходит с (в норме: с 11 - 12 мес.)______________________________________________________

Раннее речевое развитие____________________________________________________________

Гуление в (в норме: с 2-х мес.)_______________ Лепет в (в норме: с 4 - 6 мес.) _____________

Первые слова (в норме: около года)_________ Фразы (в норме: от 1,5 до 2-х лет)__________

Прерывалось ли речевое развитие ребёнка и по какой причине ________________________

__________________________________________________________________________________

Жалобы родителей_________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Неврологический статус____________________________________________________________

Состояние слуха___________________________________________________________________

Состояние зрения__________________________________________________________________

Поведение дома____________________________________________________________________

Активность, внимание, память, усидчивость

Вводная беседа

Как тебя зовут? ___________________________________________________________________

Сколько тебе лет? _________________________________________________________________

На какой улице находится твой дом? ________________________________________________

Ты мальчик или девочка? __________________________________________________________

Тебе нравится играть с детьми? _____________________________________________________

Какая твоя самая любимая игрушка? _______________________________________________

Как ты с ней играешь? _____________________________________________________________

Какая твоя самая любимая сказка? _________________________________________________ 


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Н

К

Н

К

Н

К

Счётные

операции:

1. Показать, где

много, а где один предмет.

1. Счёт прямой

и обратный. 2.Сколько больше 5 или 3?

3.Сколько на руке пальцев? А у меня? У кого больше?

4.        Сколько лап у
кошки?

5.        Сколько лап у
петуха?

1. Счёт прямой

и обратный.

2. Сколько

больше 8 или 7? З.Сколько на руке пальцев?

А у меня? У кого больше?

4.        Сколько лап у
кошки?

5.        Сколько лап у
петуха?

Ориентировка

вверху, внизу,

впереди, сзади.

Предметы

Предметы

вверху, внизу,

впереди, сзади, слева, справа.

Предметы вверху,

внизу, впереди,

сзади, слева, справа, слева внизу, слева вверху справа внизу, справа вверху.

Ориентировка

в схеме

собственного

тела.

Показать

правую, левую

руки, правую,

левую ноги.

Показать

правый, левый

глаза, правое,

левое уши.

Показать правой

рукой левый глаз,

левой рукой-

правое ухо.

Ориентировка

во времени.

Какое сейчас

время года?

Какое время

года наступит

после осени? Что ты знаешь о лете?

Что ты знаешь о зиме?

Назови части суток.

Какое сейчас

время года?

Какое время года

наступит после

осени?

Что ты знаешь о лете?

Что ты знаешь о

зиме?

Назови дни недели.

Назови части суток.

Какое сейчас

время года?

Какое время года

наступит после

осени?

Что ты знаешь о лете?

Что ты знаешь о

зиме?

Назови дни недели.

Назови части суток.

Складывание

фигур из

палочек по

образцу.

«стульчик» и

«кроватка» из

4-5 палочек

«домик» и

«ёлочка» из

6-7 палочек

складывание

фигур из палочек

по памяти:

«ёлочка»,

«лодочка»,

«лесенка» и др.

Оценка:


МОТОРНАЯ СФЕРА

4-5 лет

Н

К

5-6 лет

Н

К

6-7 лет

Н

К

выполнение упражнений

  • попрыгать на двух ногах;
  • прыгнуть в длину с места;
  •  - потопать ногами и похлопать рука-
  • ми одновременно;
  •  - бросить мяч от
  • груди;
  •  - поймать мяч.

 - попрыгать на двух ногах;

 - на левой ноге;

 - на правой ноге; 

- прыгнуть в длину с места;

 - потопать ногами

и похлопать руками одновременно;

 - бросить мяч от
груди;

 - из-за головы;

 - поймать мяч;

 - перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку.

 - попрыгать на двух ногах;

 -  на левой ноге;

 - на правой ноге;

 - прыгнуть в
длину с места;

 - потопать нога

ми и похлопать руками одновременно;

 - бросить мяч от груди;

 - из-за головы;

 - подбросить и

поймать мяч.

выполнение упражнений

 - закрыть правый глаз, левый глаз;

 - поднять брови,
нахмурить брови;

 - наморщить нос,
надуть щёки.

 - закрыть правый глаз, левый глаз;

 - поднять брови, нахмурить брови;

 -  надуть щёки, втянуть щёки;

 - наморщить нос.

 - закрыть правый глаз, левый глаз;

 - прищурить глаза;

 - нахмурить брови,
поднять брови, надутъ правую щёку, левую щёку, втянуть правую щёку, левую щёку.

Кинестетическая основа

движений

 - сложить в кольцо большой и

указательный пальцы сначала на

правой руке, потом - на левой руке

 - одновременно вытянуть

указательный и средний пальцы

правой руки, потом левой руки, обеих рук

 - одновременно вытянуть

указательный палец и мизинец

правой руки, потом левой руки, обеих рук;

 - поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом - на левой

Состояние ручной моторики

 - объём движений,

темп, способность к

переключению,

наличие леворукости или амбидекстрии

 - у объём движений,

темп, способность к переключению,

 - наличие леворукости или амбидекстрии

 - объём движений,

 - темп,

 - способность к

переключению,

 - наличие леворукости или амбидекстрии


Кинетическая основа движений

 - поочерёдно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой;

 - изменять положе-

ние кистей рук:

 - одна сжата в ку-

лак, пальцы дру-

гой выпрямлены и наоборот.

Упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак -ребро - ладонь»

ведущей рукой.

Упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак -ребро - ладонь»

правой рукой, левой рукой.

Оценка:


ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

Работа со словами

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Н

К

Н

К

Н

К

Единственное и множественное число существительных

бабочка - бабочки

девочка - девочки

мальчик - мальчики

цветок - цветы

бабочка - бабочки

цветок - цветы

девочка - девочки

мальчик - мальчики

кот - коты

кровать - кровати

лампа ~ лампы

вагон - вагоны стол - столы

гриб - грибы

бабочка - бабочки

цветок - цветы

девочка - девочки

мальчик - мальчики

кот - коты

кровать - кровати

лампа - лампы

вагон - вагоны стол - столы

гриб - грибы

гнездо - гнёзда

письмо - письма

яйцо - яйца ухо - уши

Ед. и мн. число глаголов

идёт - идут

идёт - идут

летит - летят

идёт - идут

летит - летят бежит - бегут

Предл.-падежн. конструкции

в, на, у

в, на, у, под, за, по

в, на, у, под, за,

по, над, за, с, из, из-за, из-под

Род прилагательных

мужской род

женский род (вкус)

мужской род, женский род, средний род

(вкус, цвет, норма, тактильные ощущения)

Уменшит.-ласкательные сущ.

ключ - ключик

пуговица-пуговичка

ключ - ключик

пуговица - пуговичка

носок - носочек звезда - звёздочка

ключ - ключик

пуговица - пуговичка

носок - носочек звезда - звёздочка

нож - ножик

рукавица - рукавичка одеяло - одеяльце

Глагол с приставками

ЛИТЬ

на-, вы-, по-

ЛИТЬ  на-, вы-,

ПОЛЕТАТЬ  вы-, в-

ЛИТЬ  на-, вы-,

ПОЛЕТАТЬ  вы-, в-ХОДИТЬ  пере-, под-

Выпол нение инстру ций

Закрой книгу.

Достань ручку.

Достань ручку и положи её на тетрадь.

Положи линейку за тетрадь.

Понимание предложений (показать по предложенным картинкам)

Мальчик бежит за собакой.

Собака бежит за мальчиком.

Бабочка сидит на

цветке, который уже

распустился.

Бабочка сидит на

цветке, который ещё

не распустился.

Оценка:


СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Составить предложения по картинке

4-5 лет

Н

К

Н

К

н

к

5-6 лет

6-7 лет

Пересказ текста

текст

Н

К

Н

К

Н

К

«Котёнок»

 У Кати жил котёнок. Катя любила котёнка. Она поила котёнка молоком. Котёнок любил играть с Катей.


«Рыбалка» Илюша собрался на рыбалку. Он накапал червей, взял удочку и пошёл к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше  уху

«Случай в лесу» Стояла тёплая летняя погода. Пошёл Дима в лес за ягодами и грибами. Долго ходил по лесу и заблудился. Стало темно, испугался Дима. Залез на дерево и увидел огонёк. Пошёл Дима по дорожке и пришёл к маленькому домику. Здесь жил лесник. Лесник проводил Диму домой.


Составить рассказ по серии картинок

5-6 лет

«Нашли ежа»

6-7 лет

«Нашли ежа»

Оценка:


АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ

Пробы

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Н

К

Н

К

Н

К

I.  Исследование движения языка

1.   Положить широкий язык на нижнюю губу.

2.   Спокойно удерживать широкий язык на нижней губе по счёт до 5.

3.   поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счёт от 1 до 5 и отпустить к нижним зубам.

4.   Перевести кончик языка поочерёдно из правого угла в левый угол, касаясь губ.

5.  Движения языка вперёд -  назад (высовывание языка «жалом»)

II. Исследование движений губ

1.   Растянуть губы в улыбке, обнажая резцы.

2.   Сомкнуть губы, вытянуть вперёд трубочкой.

3.  Переключить губы из положения в улыбке на положение вытянутые трубочкой.

4.  Произнеси звук [У] без зрительной опоры и определи, какое движение совершают губы.

5.  Определить по беззвучной артикуляции логопеда [У] или [И]

III.  Исследование нижней челюсти

1.  Рот широко открыть, закрыть.

2.  Подвигать нижней челюстью из стороны в сторону.

IV.  Исследование мимической мускулатуры

1.        Поднять брови вверх - «удивиться».

2.        Нахмурить брови - «рассердиться».

3.        Надуть щёки - «толстячок».

4.        Втянуть щёки - «худышки».

5.        Закрыть глаза (оба и один глаз)


V Исследование мягкого нёба

1.  Поднимание нёбной занавески при энергичном произнесении звука [А].

2.   Посмотреть наличие или отсутствие утечки воздуха через нос при произнесении гласных звуков.

3.  Посмотреть наличие или отсутствие глоточного рефлекса (появление рвотных движений при лёгком прикосновении шпателя к мягкому нёбу)

4.   Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.

Оценка:


ОБЩЕЕ ЗВУЧАНИЕ РЕЧИ

Показатели

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Н

К

Н

К

Н

К

Разборчивость (смазанная, непонятная, нормальная)

Темп

(быстрый,

медленный,

нормальный)

Ритм

(нормальный,

дисритмия)

Дыхание

(достаточное,

недостаточное)

Голос

(норма, монотонный,

наличие носового

оттенка)

Оценка:


Работа со

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

словами

Н

К

Н

К

Н

К

Повторение

слогов с

оппозиционными

звуками

ба-па

га-ка

да-та

ма-ба

ва-ка

ня-на

па-ба ка-га та-да ба - ма ка-ва на-ня

ба-па-ба

да-та-да

га-ка-га

за-са-за

та-тя-та

па-ба-па

та-да-та

ка-га-ка

са-за-са

тя-та-тя

са-ша-са

жа-ша-жа

са-ца-са

ча-тя-ча

ла-ля-ла

ша-са-ша ша-жа-ша ца-са-ца тя-ча-тя

ля-ла-ля

Выделение начального

гласного

ударного из

слов

облако иглы аист

удочка

облако иглы аист

удочка

Выделение

конечного

согласного из

слов

кот

жук

автобус дом

шар

стул

Выделение

конечного

гласного из

слов

пила

грибы

кенгуру

кольцо

очки

Выделение

начального

согласного из

слов

танк

коза

санки

ракета мышь

ландыш


Слова паронимы

    крыса - крыша

бочка - почка

коза - коса

рожки - ложки

дрова - трава

шар - жар

лук - люк

софа - сова

мышка - мишка

кот - год

хор - хорь

Определение

последователь

ности звуков в

слове

рыба шапка шкаф чашка

Определение

количества

звуков в словах

кот

сом

стул

ноты

Оценка:


ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Звуки

Дефекты произношения

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Н

К

Н

К

Н

К

гласные

а, у, о, и, э

согласные

б

б'

п

п'

м

м'

н

н'

в

в'

ф

ф'

д

д'

т

т'

г

г'

к

к'

х

х'

с

с'

з

з'

ц

ш

ж

ч

щ

л

л'

р

р'

йотирован.

й, я. е, ё, ю

Оценка:


СОСТОЯНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Н

К

Н

К

Н

К

Употребление

существительных в

именительном

падеже ед. и мн.

числа

стол - столы

кот - коты

дом - дома

кукла - куклы

рука - руки окно - окна

рот - рты

лев - львы

река - реки

ухо - уши

кольцо - кольца

глаз - глаза

лист-листья

стул - стулья

дерево - деревья

пень - пни воробей - воробьи

Употребление

имён

существительных в

косвенных падежах

Что есть у мальчика? (мяч)

Чего нет у мальчика? (мяча)

Кому мальчик даёт мяч?

(девочке)

Что ты видишь на картинке?

(машину)

О ком думает кошка?

(о мышке)

Что есть у мальчика? (мяч)

Чего нет у мальчика? (мяча)

Кому мальчик даёт мяч?

(девочке)

Что ты видишь на картинке?

(машину)

О ком думает кошка?

(о мышке)

Что есть у мааьчика? (мяч)

Чего нет у мальчика? (мяча)

Кому мальчик даёт мяч?

(девочке)

Что ты видишь на картинке?

(машину)

О ком думает кошка?

(о мышке)

Употребление

имён существитель

ных в родительном

падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам)

Много чего?

шаров -

ключей -

берёз -

ложек -

окон -

Много чего?

листьев -

книг -

вилок -

ведер -

Соглас. прилаг. с

сущ. ед. числа (по

картинкам)

красный флаг -

синяя сумка -жёлтое яблоко -

оранжевый апельсин -

голубое блюдце-белая бабочка -

фиолетовый колокольчик -

серая ворона -розовое платье -

Употребление

предложно-

падежных

конструкций (по

картинкам)

Где стоит ваза? (на столе)

Где лежат фрукты? (в

корзине)

У кого мячик? (у мальчика)

Где сидит снегирь? (на дереве)

Где стоит машина? (в гараже)

У кого кукла? (у девочки)

Где стоит коза? (за забором)

Где лежит мяч? (под столом)

Где летает бабочка? (над

цветком)

Откуда вылетает птичка?

(из     метки)

Оценка:


СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА

Возраст

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Н

К          

Н        

К

Н

К

Работа со словами

дом

вата

веник

сумка

лопата

тортик

дом

вата

веник

сумка

лопата

тортик

телефон

милиционер велосипед

сковорода

полотенце

мотоцикл

телевизор

дом

вата

веник

сумка

лопата

тортик

телефон

милиционер велосипед

сковорода

полотенце

мотоцикл

телевизор

экскаватор

термометр

тракторист

регулировщик водопроводчик

Работа с предложениями

Лампа

упала со стола.

Дети

слепили

снеговика.

Водопроводчик

чинит водопровод.

Регулировщик

регулирует

уличное движение.

Оценка:


СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Н

К

Н

К

Н

К

стол - столик

чашка - чашечка

сумка - сумочка

ведро -ведёрочко

ключ —

ключик носок -

носочек окно -

окошечко

звезда -

звёздочка

палец -

пачьчик крыльцо -

крылечко кресло -

креслице

пуговица -

пуговичка

Образование названий детёнышей животных

у кошки -

у лисы -

у утки -

у слонихи -

у зайчихи -

у волчицы -

у белки -

у козы -

у медведицы -

у бобрихи -

у барсучихи -

у собаки - у коровы -

Образование относительных прилагательных

Стол из дерева

(какой?)

Аквариум из

стекла(какой?)

Крыша из

соломы(какая?)

Шапка из меха

(какая?)

Сапоги из

резины(какие?)

Сок из яблок

(какой?)


Образование притяжательных прилагательных

Очки бабушки (чьи?) Усы кошки (чьи?)

Хвост лисы (чей?) Берлога медведя (чья?)

Образование приставочных глаголов

(по картинкам)

Мальчик

выходит из

дома.

Мальчик

отходит от

дома. Мальчик

переходит улицу.

Мальчик

входит в дом.

Мальчик обходит лужу.

Оценка:


СЛОВАРЬ

Задания

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Н

К

Н

К

Н

К

Существительные

1. Части тела

ноги руки голова

глаза уши

нос

рот

шея

живот грудь

локоть ладонь затылок

висок

2. Части предмета по картинкам

спинка стула сиденье стула ножки стула кузов машины колёса машины

рукав воротник пуговица кабина машины руль

манжета

петля для пуговицы

фары

мотор

3. Назвать

обобщающие

слова

мяч, мишка, поезд рубашка, платье, юбка ботинки, сапоги, туфли

шкаф, стол, стул огурец, помидор, морковь яблоко, апельсин, лимон сова, ласточка, ворона

смородина, крыжовник, малина бабочка, комар, муха кошка, корова, собака машина, самолёт, автобус


прилагательные

1. Назвать цвет, форму

2. Назвать

притяжательные

прилагательные

3. Назвать антонимы

жёлтый

зелёный

красный

круглый

белый - чёрный

горячий - холодный

большой - маленький

голубой

коричневый

оранжевый

квадрат

волчий

лисий

Заячий

сладкий - кислый

твёрдый - мягкий

толстый - тонкий

фиолетовый

розовый

серый

оттенки

овал

медвежья

беличья

кошачий

высокий - низкий

узкий - широкий

длинный - короткий

глаголы

1. Назвать действия

ест

идёт

спит

играет.

моет

летит

бежит

рисует

умывается.

моет

стучит

плывёт

сверкает

светит

льёт

идёт

капает

2. Назвать близкое

слово по значению

варит

жарит

печёт

вяжет

шьёт

вышивает

числительные

1. Назвать

количественное числительное

собака

кубик

мяч

карандаш

кукла

ведро

пирамида

карандаш

Оценки:


ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

•      ■

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________


ДНЕВНИК ЛОГОПЕДА:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

ЛОГОПЕД____________________


Параметры обследования

  1. Познавательные процессы.
  2. Моторная сфера.
  3. Импрессивная речь.
  4. Связная речь.
  5. Артикуляционный аппарат.
  6. Общее звучание речи.
  7. Фонематическое восприятия, навыки фонематического анализа и синтеза.
  8. Звукопроизношение.
  9. Состояние грамматического строя.
  10. Слоговая структура.
  11. Словообразование.
  12. Словарь.

Примечание:

3 балла - правильное, самостоятельное выполнение всех заданий.

2 балла - единичные ошибки исправляются с помощью уточняющегося вопроса,

подсказкой или расширением инструкции.

1 балл - большинство заданий не выполняются.

0 баллов - невыполнение задания.

Сумму баллов делим на количество заданий и выводим средний балл, который заносится в графу «оценка». По полученным оценкам вычерчивается график.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.

Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической  группы....

"Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР. Электронное приложение к речевой карте " Автор: Т.В. Капустина

В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в балла...

Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....

Речевая карта ребенка с нарушением речевого развития (5-7 лет)

Предлагаю примерный образец речевой карты для групп компенсирующей направленности с нарушениями речи....

Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте

Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...

Речевая карта (по речевой карте О.И.Крупенчук)

Речевая карта является основным документом, который учитель-логопед оформляет в процессе работы. В речевой карте фиксируются особенности развития речи ребенка - фонетическое и лексико-грамматическое о...