Звук и буква С.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Морозова Елена Викторовна

Занятие коррекция речи для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_i_bukva.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Звук и буква С.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

  • познакомить детей со звуком С и буквой С;
  • научить характеризовать звук С по акустическим и артикуляционным признакам;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематические процессы;
  • упражнять в делении слов на слоги;
  • упражнять в звуковом анализе слов состоящих из трех звуков;

Коррекционно-воспитательная:

  • воспитывать у детей умение следить за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи.

Оборудование:

  • картинка с изображением насоса;
  • картинки с изображением игрушек, предметов одежды, посуды, в названиях которых слышаться звук [с]; буква с;
  • цветные фишки для выкладывания звуковой схемы;
  • набор картинок для деления слов на слоги;
  • звуковые дорожки;
  • зеркало.
  • Шерстяные нитки

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Логопед называет слова: стих, смех, след, свет, свинка…

Ребята, как вы думаете с каким звуком мы сегодня познакомимся?

Дети: отвечают

Логопед: Сегодня мы познакомимся со звуком С.

  1. Постановка цели:

- Сегодня на занятиях мы отправимся в путешествие по сказочной стране, где нас ожидают интересные встречи, но чтобы путешествие удалось, надо все знать о звуке С.У ворот сказочной страны нас встречает Снежная Королева. Она нам предлагает запомнить и назвать только «снежные» слова. (из всех сказанных ею). Итак, слушайте внимательно, когда услышите «снежное» слово хлопните в ладоши:

снег, солнце, снегопад, сахар, снежинка, соль, сыр, сосна, снеговик, снежок.

  1. Закрепление звука [с].

А тут нас встретил Самоделкин на автомобиле. Посмотрите, ребята, у автомобиля спустились колеса, давайте поможем Самоделкину накачать колеса:

Не сможешь накачать колеса

Ты без помощника -…(насоса)

Анализ артикуляции звука [с].

- Воздух из большого насоса бежит и свистит: с-с-с.

-Покажите, наблюдая в зеркале, как свистит большой насос.

(дети показывают).

Логопед: Произнесите звук С. Какое положение занимают губы? (Они растянуты в улыбке). А что вы можете сказать о зубах? (Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи). Где находиться кончик языка?           (Кончик языка упирается в нижние зубы). А теперь скажите, какой звук С?

(Согласный, твердый, обозначаем фишкой синего цвета). Приложите руку к горлышку и скажите, оно вибрирует, дрожит (горлышко не дрожит).

Значит, звук С какой? (Глухой).

  1. Выделение звука на слух.

Ребята, мы с вами помогли Самоделкину починить автомобиль, на котором он путешествует по Сказочному городу. Давайте поможем ему благополучно добраться по крутой дороге, для этого поиграем в игру «Эхо».

Игра «Эхо».

Логопед:Повторяйте за мной. Дети повторяют.

 (Обязательно хвалите и подбадривайте маленькое «эхо». )

Ся – сё - сю           си - се- сю       са – ся - са

Сю – ся - сё          се – си –сю       сы – си - сы

Ся – си – се           си – сё – си      со – сё - со

  1. Анализ и синтез слогов.

Посмотрите ребята, мы с вами попали в гости к Мудрой тетушке Сове.

Давайте вместе с тетушкой Совой определим позицию звука С в словах.

На столах у детей картинки. Ребенок называет картинку и определяет позицию звука [с], в словах. Работа со схемами:

сок,сын,оса,усы,посуда,коса,осадок…

Звуковой анализ слов состоящих из трех звуков.

Физкультминутка.

Дети называют действия и дополняют жестами:

Логопед:                                              Дети:                

-Просыпайся!                                -Просыпаюсь!

-Поднимайся!                                -Поднимаюсь!

-Умывайся!                                    -Умываюсь!

-Обливайся!                                   -Обливаюсь!

-Вытирайся!                                  - Вытираюсь!

-Одевайся!                                     -Одеваюсь!

-Собирайся!                                  - Собираюсь!

-И прощайся!                                - Я прощаюсь!

  1. Знакомство с буквой С.

А сейчас тетушка Сова нас познакомит с буквой С.

Логопед: Чем отличаются звук от буквы?

Д.: Звук мы произносим и слышим, букву мы видим и пишем, читаем

Л.: Давайте рассмотрим букву С внимательно. На что она похожа?

Д.: На месяц, на половинку овала.

Л.: Правильно. Посмотрите на картинку.

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

(В. Степанов)

- Куда должен смотреть полумесяц, чтобы получилась буква С: вправо или влево?

Д.: Вправо.

Л.: Правильно. Буква С обращена вправо.

  1. Порядок написания буквы С.

Логопед: Сейчас Мудрая Сова научит нас как правильно писать букву С. Напишем в воздухе большую букву С указательным пальцем правой руки. Приготовили пальцы. Посмотрите на картинку. Начинаем писать букву сверху, дальше ведем дугу влево, закругляем, ведем вниз и вправо. А теперь точно так же напишите букву С в воздухе сами. Молодцы ребята справились.

  1. Выкладывание из веревочки буквы С.

- Дети, посмотрите, а кто нас встречает? (Дети отвечают.)

- Правильно, нас встречает Кот в сапогах. А что он держит в руках?

- Клубок с нитками. Давайте из нити выложим букву С.

 Логопед раздает детям шерстяные нитки.

Логопед: Выложите на столе букву С из нитки.

Логопед проходит, проверяет и собирает нитки.

-Замечательно.

  1.  Печатание буквы С в тетради

А Мудрая тётушка Сова приготовила для вас ещё одно задание: "Найдите букву С, на этой картинке раскрасьте и напечатайте ее."

  1.  Итог занятия.

 С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук? Почему он согласный? На что похожа буква С? С какими сказочными героями мы сегодня повстречались в нашем путешествии по Сказочной стране?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....