Звук и буква Ч
план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа) на тему

Бабакова Анна Юрьевна

Подготовительная группа

Тема: Звук и буква Ч

 

Цель: Познакомить детей со звуком [Ч'] и буквой Ч.

 

Задачи:

Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком [Ч'] и буквой Ч;

учить характеризовать звук [Ч'] по акустическим и артикуляционным признакам;

закрепить понятие звук и буква;

совершенствовать навык звукового и слогового анализа.

Коррекционно-развивающие:

развивать фонематические процессы;

обогащать словарный запас родственными словами к слову чай;

упражнять в составлении предложений по схемам, с предлогами;

развивать внимание, память;

развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать аккуратность, воспитывать умение работать в группе, выслушивать ответы товарищей.

 

Оборудование: Чебурашка (игрушка), схема для характеристики звуков, карточкицветные фишки для звукового анализа, чемоданчик, чашки (заготовки для детей и образцы), игрушечный чайник, ручки, цветные карандаши, Город букв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_ch.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовительная группа

Тема: Звук и буква Ч

 

Цель: Познакомить детей со звуком [Ч'] и буквой Ч.

 

Задачи:

Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком [Ч'] и буквой Ч;

учить характеризовать звук [Ч'] по акустическим и артикуляционным признакам;

закрепить понятие звук и буква;

совершенствовать навык звукового и слогового анализа.

Коррекционно-развивающие:

развивать фонематические процессы;

обогащать словарный запас родственными словами к слову чай;

упражнять в составлении предложений по схемам, с предлогами;

развивать внимание, память;

развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать аккуратность, воспитывать умение работать в группе, выслушивать ответы товарищей.

 

Оборудование: Чебурашка (игрушка), схема для характеристики звуков, карточкицветные фишки для звукового анализа, чемоданчик, чашки (заготовки для детей и образцы), игрушечный чайник, ручки, цветные карандаши, Город букв.

 

Ход занятия.

  1. Оргмомент.

 

Отгадайте, кто пришел к нам в гости:

Он коричневого цвета,

Его любят все за это.

Знает каждая дворняжка

Друга Гены … (Чебурашку).


2. Сообщение темы.

- Дети, догадайтесь, какой у Чебурашки любимый звук? Объясните: почему?

- Сегодня мы будем четко произносить звук [Ч'].

 

3. Уточнение артикуляции, характеристика звука. Уточнение артикуляции звука Ч.

- Поставьте перед собой зеркала и произнесите: Ч-Ч-Ч.

- Можно этот звук петь?

- Что мешает воздуху выходить свободно?

- Что делает язычок, губы?

Характеристика звука по схеме: согласный, мягкий (обозначаем зеленой фишкой), глухой.

 

Изолированное произношение звука [Ч']:

- Чебурашка хочет проверить, все ли дети произносят его любимый звук [Ч'] правильно.

(Дети произносят звук по цепочке).

 

4. Воспроизведение слоговых рядов (упражнение «Пальчики здороваются»).

Ач-оч-уч-ич

Чу-ча-чи-че

Чка- чку — чко — чки и т.д.

 

5. Выделение звука [Ч'].

- Чебурашка предлагает вам поиграть в игру «День-ночь».

(Ночь — дети «спят» (глаза закрыты). Услышав звук [Ч'] ) в слогах, словах, открывают глаза, «просыпаются» — наступает день.)

 

а) Слоги: чу, те, оч, тя, ать, сю, ча, ись, си, тё, ить…;

б) Слова: ситец, чаша, гречиха, петь, читальня, печь, ночь, сирень, теперь, щека, червяк, терпеть, мечта, просить, прощать, чудо…;

 

Определите позицию звука [ч'] в словах:

- Приготовьте свои карточки, возьмите в руки фишку нужного цвета, сейчас нам надо будет найти, где спрятался звук [ч'] в начале, в середине или в конце: чайник, плечо, чемодан, ночь, речка, часы, челка, туча, мяч, кочка, чайка, трубач, матч, печать

 

6.Чебурашка принес вам рассказ, закройте глазки и внимательно его послушайте.

Рассказ « На даче»

Летом Вова и Надя жили на даче. Утром они пили чай с булочками и печеньем и бежали на речку. На речке Вова ловил удочкой рыбу, а Надя собирала галечки. Потом они на детской площадке качались на качелях или играли с мячом. Вечером Вова читал Наде сказку «Курочка Ряба».

 

Вопросы по тексту:

Где жили летом Вова и Надя?

Что она делали утром?

Куда они бегали?

Чем Вова ловил рыбу?

Чем занималась на речке Надя?

Что они делали на детской площадке?

 

 

7. Знакомство с буквой Ч.

- Чебурашка хочет показать вам свою любимую букву, но сначала скажите, чем отличается звук от буквы? (Мы звук произносим и слышим, а букву мы видим и пишем).

- На какую цифру похожа его любимая буква? (На цифру 4)

 

- Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем, как 4,

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя!

 

- Сколько частей в этой букве?

- С какой стороны у нее поднята «рука»?

- Напишите эту букву в воздухе воздушными ручками.

- Где в городе букв будет жить буква Ч, почему? (В районе согласных бук, в домике с зеленой крышей.)

 

8. Физкультминутка.

- А теперь давайте немного отдохнем и расскажем нашему гостю о хитрых лисичках.

 

«Хитрые лисички»

Хитрые лисички вышли погулять, (Дети показывают, как бегают лисички)

Чтобы поймать: или птичку, или рыбку, (Выполняют движения по тексту)

Или зайку, или мышку,

но Птички улетают, рыбки уплывают,

Зайки убегают, мышки прячутся в нору.

 

9. Украшение чашек.

- Из чего можно пить чай ? (Ответы детей. Дети получают заготовки чашек.)

- Давайте поможем Чебурашке украсить чашки, но сначала сделаем пальчиковую гимнастику. Вышли пальчики гулять,

А вторые догонять,

Третьи пальчики бегом,

А четвертые пешком.

Пятый пальчик поскакал,

А в конце пути упал. (Загибают по одному пальчику на каждой руке)

 

- На верхней части чашки напишите столько букв Ч, сколько на образце (показ образца), под самой красивой вашей буквой поставьте точку.

- Чтобы наши чашки стали еще красивее, нарисуйте на них звуковую схему слова чашка, раскрасив кружки на средней части чашек. (Дети проверяют правильность выполнения задания по образцу.)

- В нижней части чашки нарисуйте слоговую схему этого слова и поставьте ударение. (Проверка по образцу.) - Молодцы, какие красивые чашки у вас получились!

 

10. Подбор родственных слов.

- Чашки готовы, пора заваривать чай. А чтобы он получился вкусным, давайте наполним чайник родственными словами к слову чай. (Чаек, чайник, чайничек, чаепитие, чаевничать, чайный (сервиз).)

- Как вы думаете, слово чайка — родственное слову чай? Почему?

 

11. Подбор слов-действий, слов-признаков.

- Расскажите, что можно делать с чаем, подберите слова-действия (пить, выливать, переливать, кипятить, заваривать и т.д.)

- Приготовьте свои чашки, я налью в них чай.

- Расскажите, какой у вас чай, подберите к этому слову слова-признаки слушайте ответы внимательно, старайтесь не повторяться (горячий, холодный, сладкий, вкусный и т.д.).

 

12. Составление предложений.

- Чай очень горячий, пока он стынет, давайте поиграем в игру «Составь предложение».

- Составьте предложения про Чебурашку из 2, 3, 4 слов (по схемам).

- Составьте предложения про Чебурашку с маленькими словами за, из-за, под, из-под. (Выставляются карточки-символы предлогов.)

- Молодцы, красивые предложения составили!

 

13. Заучивание скороговорки.

- Послушайте скороговорку, помогите Чебурашке вернуть в нее «убежавшие» слова:

 

Чебурашка, не скучай, Пей из (чашки) вкусный (чай).

Заучивание скороговорки.

 

14. Итог.

- Чебурашке пора возвращаться в свою сказку.

- Какой у нашего гостя любимый звук? Какой это звук?

- Прощаясь с Чебурашкой, назовите по одному слову со звуком [Ч].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....