Конспект обобщающего занятия для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи по теме "Осень. Дары осени". Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя ГБДОУ.
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Гурьянова Наталия Владимировна

Конспект обобщающего занятия для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи по теме "Осень. Дары осени". Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя ГБДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместная деятельность воспитателя и учителя-логопеда.

Конспект обобщающего занятия (октябрь) для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи по теме:

                                               «Осень. Дары осени»

Цели: обобщить и систематизировать знания детей об осени (дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают; исчезают насекомые, улетают перелетные птицы; животные готовятся к зиме, люди собирают урожай овощей и фруктов; активизировать словарь по данной теме; развивать внимание, память, мышление).

Оборудование: демонстрационный материал- картинки с овощами и фруктами, рассказ об осени.

                                                   Ход занятия

1.        Организационный момент


Воспитатель
 читает стихотворение:

Листья с деревьев в лесу осыпаются.
Дождик уныло по крышам стучит.
Светлое небо с землею прощается.
Хмурая осень в окошко глядит.

  • Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?

Логопед-

  • Назовите осенние месяцы (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
  • Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя, золотая.)
  • Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая.)
  • Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя.)
  • Что вы можете сказать про солнце осенью? (Греет плохо, солнечных дней стало меньше.)
  • А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, Дождливое, облачное, серое, темное.)
  • Что происходит осенью с деревьями? (Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые.)
  • Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад.)
  • Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются.)
  • С травой осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает.)
  • Что делают птицы осенью? (Улетают в теплые края.)
  • Почему? Как называют этих птиц? (Перелетные.)
  • Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев.)
  • Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму (медведь, еж, барсук), другие меняют
    шкурку (заяц, белка, лиса), третьи (белка, еж) делают запасы на зиму.)
  • Осенью на полях, в садах и огородах идет уборка урожая. Люди собирают урожай овощей и фруктов. Для чего люди собирают урожай? (Делают запасы на зиму.)
  • Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)
  • Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)

  1. Чтение рассказа «Осень» (воспитатель)

Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди — долгие, моросящие. Листья на деревьях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая ее золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.

3.        Физкультминутка (проводит воспитатель)

Листья осенние тихо кружатся, кружатся на пальчиках,

руки в стороны,

Листья нам под ноги тихо ложатся   приседают, и под ногами шуршат, шелестят, движения руками вправо-влево, будто опять закружиться хотят.     поднимаются, кружатся.

4.        Отгадывание загадок по теме фрукты (какой сок можно приготовить из отгадки)

Логопед

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко.)

—        Как вы думаете, что это?

Выставляется картинка и детям предлагается составить описательный рассказ. (Аналогично по всем фруктам.)

Я сладкий, рос на юге. Как солнышко в листве. Оранжевый и круглый, Я нравлюсь детворе. (Апельсин.)

Листья плотные, да лаковые. Плоды желтые, да лакомые. Ее скорее скушай. Созрела, значит... (Груша.)

5. Согласование числительных с существительными.

Воспитатель

Посчитаем еще одни дары осени «Овощи» 

 Например, одна морковка, две морковки, три ..., четыре ...

и т.д.

6.Согласование прилагательных с существительными в роди
тельном падеже единственного и множественного числа.

Логопед

Например, красный помидор — красные помидоры — красных помидоров.

7.Итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия дефектолога с детьми среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи при задержке психического развития

Документ представляет конспект подгруппового занятия дефектолога с детьми  среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи при задержке психического развития. Лексическая тема: "Весна"....

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Ряховская Д.Р. к.п.н., учитель-логопед высшей квалификационной категории

Дети очень любят гулять и обращают внимание только на то, что попадает в поле их зрения. Прогуливаясь в лесу, конечно взрослые стараются рассказать своим детям о растущих ягодах, съедобных и несъедобн...

План работы учителя-логопеда по развитию социально-коммуникативных навыков у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Социально-коммуникативное развитие является одним из приоритетных направлений работы с детьми дошкольного возраста...

Коррекционная работа учителя-логопеда по предупреждению оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Актуальность обусловлена тем, что очень важно как можно раньше приступить к коррекционной работе по профилактике оптической дисграфии, так как ошибки на письме могут привести к трудностям изучения ро...

Конспект развлечение для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста «Школа Светофора»

Конспект развлечение для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста «Школа Светофора»Предварительная работа: Знакомство с элементарными правилами дорожного движения, с дорожны...

«СИНХРОНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ  ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Вашему вниманию представлен опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей в целяхречевого развития детей....