Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ФФН подготовительной к школе группы по теме: «ЗВУКИ [Ж],[Ш]»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Аринина Марина Сергеевна

Тема: Звуки [Ж] – [Ш].

Цель: Учить детей правильному произношению и различению звуков [Ж]-[Ш].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_frontalnogo_logopedicheskogo_zanyatiya.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия

для детей с ФФН подготовительной к школе группы

По теме: «ЗВУКИ [Ж],[Ш]»

Составлено: Арининой Мариной Сергеевной

Тема: Звуки [Ж] – [Ш].

 Цель: Учить детей правильному произношению и различению звуков [Ж]-[Ш].

Программное содержание:

Логопедические задачи:

  • Закреплять правильное произношение звуков [Ж] - [Ш]
  • Закреплять умение различать на слух звуки [Ж] - [Ш]
  • Закреплять знаний о животных, их детенышах, о частях тела.
  • Образование родственных слов ( от названий животных).        
  • Учить детей согласовывать притяжательные прилагательные, с

        существительными в роде, числе слов, словосочетаний.

  • Учить составлению плана рассказа и пересказу по плану.
  • Закреплять правописание сомнительных согласных.  
  • Закреплять умение детей делить слова на слоги.

Развивающие задачи

  • Активизировать мыслительную деятельность детей на материале загадок.
  • развивать внимание и память;
  • развивать фонематический слух и речевое дыхание; 
  • развивать артикуляционную моторику.

Воспитательные задачи

  • Воспитывать у детей добрые, светлые чувства и заботливое отношения к природе.
  • воспитать интерес к занятию через использование занимательных упражнений.

Материалы и оборудование: 

1.Фланелеграф.

2.Предметные картинки на Ж, Ш ( жук, подснежник, ландыш, волнушка, сыроежка, еж, дождь, желудь, уж, ежата, жаба, лягушка, мышь, кукушка, камыш, ерш, ромашка, мышата, медвежонок).

3.Предметные картинки с изображением диких животных.

4.Текст рассказа В.Бианки « Купание медвежат».

5.Разрезные азбуки.

6.Игрушка «Лесовичок».

7.Сюжетная картина И.Шишкина «Утро в сосновом бору».

 

Ход занятия:

1.Организационный момент

Игра «Прогулка в лес ».

 

Логопед: Ребята, сегодня к нам в гости пришел  Старичок-Лесовичок. Он приглашает нас на прогулку в лес.(показ игрушки).

Логопед -(Старичок-Лесовичок):

- Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья.

(Дети поднимают руки.)

-В лесу тихо. Но вот налетел легкий ветерок и закачал верхушки деревьев.

Зашелестели листья – ш-ш-ш.

-Как зашелестели листья?

(Дети быстро – быстро шевелят пальчиками, говоря звук ш-ш-ш).

- Подул холодный ветер – ш-ш-ш (громче и продолжительно),закачались сосны.

(Дети покачиваются и машут руками, говоря ш-ш-ш)

-Ветер затих – не шевелятся ни листочки, ни ветки.

(Дети расслабляются).

-В лесу стало тихо. Слышно как жужжат жуки – ж-ж-ж. Как жужжат жуки?

(Дети: ж-ж-ж).

-Как жужжат большие жуки? А как жужжат маленькие жучки?

(Дети:  большие громче и длиннее ж—ж—ж , а маленькие тише и коротко –

ж-ж-ж)

-Давайте отдохнем.

(Дети садятся.)

2.Объявление темы и постановка задачи

 1.Уточнение артикуляции и произнесения звуков Ш и Ж.

                       

Логопед: Кто помнит, как шелестели листья?

Дети: ш-ш-ш.

Логопед: Как жужжали жуки?

Дети: ж-ж-ж.

Логопед: Сегодня мы будем повторять звуки (ж) и (ш).

Чем отличаются звуки ж и ш при их произнесении?

Дети: При звуке ж голос «поет», а при звуке ш «спит».

Логопед: Приложите руку тыльной стороной к горлу, произнесите звук ж, голосовые связки вибрируют. Произнесите звук ш –голосовые связки молчат.

Давайте вспомним как мы произносим звук ш (губы округлены и слегка выдвинуты вперед; зубы сближены; широкий кончик языка приподнят к небу и образует с ним щель; посередине языка идет воздушная струя, воздух идет через рот, голос не звучит).А как мы произносим звук ж?(губы округлены и слегка выдвинуты вперед; зубы сближены; широкий кончик языка приподнят

к небу и образует щель; посередине идет теплая воздушная струя; воздух идет через рот; голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуя голос).

3 Отработка материала

 

1. Игра  «Мыши и жуки». Произнесение звуков Ш –Ж в слогах.

Логопед : Мыши любят звук ш , а жуки звук ж .Одну команду мы назовем «Жуки», а другую «Мыши».Я буду говорить слоги, а вы выбирайте свой и повторяйте.

Жа, ша, шла, ажл, ушл, жи, ижм, ,жу, шу, ужм, жо, шо, ошл, ожл, же, ше, еж, ши, жо, шко, жне.

Логопед: Молодцы, вы четко произносили звуки, правильно выбирали.

 

2.Игра «Загадки Старичка-Лесовичка.» Произнесение звуков Ш-Ж в словах.

Логопед.: Ребята, Лесовичок хочет что - то вам рассказать.

Логопед(С.Л.).У меня в лесу много разных диковинок. Я загадаю про них загадки, а вы отгадайте.

1).Первым вылез из землицы

На проталине

Он мороза не боится

Хоть и маленький. Кто это?( Д:Подснежник.)

 

2).Белые горошки

На зеленой ножке. (Д:Ландыш).

Логопед: Как можно одним словом назвать подснежник и ландыш.

Дети: Это цветы.

Логопед: Да, это цветы, растения. Сколько слогов в слове подснежник?    

Дети: Три слога.

Логопед: А в слове ландыш?

Дети: Два.

Логопед: Как вы узнали об этом?

Дети: Можно похлопать в ладоши, сколько хлопков - столько слогов.

         А еще мы знаем правило: сколько в слове гласных звуков столько и слогов.

Логопед: А знакомые буквы вам не встретились?  Где они спрятались?

Дети: Буквы — ж и ш. В слове подснежник – в середине слава, в слове подснежник – в конце.

Логопед: Послушайте другие загадки:

 3)Растут на опушке

Рыжие подружки.

А зовут их… (Д:Волнушки.)

4).Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных

Издали приметных

Собирай, не мешкай (Д:Сыроежки).

Логопед: Как можно одним словом назвать волнушки и сыроежки?

Дети: Грибы.

Логопед: Сколько слогов в слове волнушки? В каком слоге находится буква ш? 

Дети: Три слога. Буква  ш во втором слоге.

Логопед: Сколько слогов в слове сыроежки? В каком слоге находится буква ж?

Дети: Четыре слога .Буква ж в третьем слоге.

Логопед:  У меня есть для вас еще загадки. Послушайте:

5).Хвост длинный,

 Сама крошка,

 Боится кошки. Кто это? (Д:Мышь).

6).Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной,

 Иголок очень много,

 А нитки не одной. Кто это? (Д:Еж)

.

Логопед:  Сколько слогов в слове мышь? А в слове – еж?

Дети: Да, правильно. Один слог.

Логопед:  А где наши знакомые буквы?

Дети: В конце слова.

Логопед: Молодцы  ребята, вы отгадали все мои загадки.

3.Игра «Найди  место для своей картинки».

Логопед: Ребята, посмотрите на фланелеграф. Что вы видите?

Дети: Буквы.

Логопед:  Какие?

Дети: Ж и Ш.

Логопед:  У меня на столе лежат картинки. Вы по очереди будете подходить к столу, брать одну картинку, называть, что на ней нарисовано. Если в слове будет звук ш, то на фланелеграфе , разместите картинку, под буквой ш. Если в слове звук ж , то под буквой ж.

                 Ж                                                 Ш

 

             

              Жаба                                       лягушка  

              жук                                         мышь

              медвежонок                           ромашка

              ежевика                                 вишня

              крыжовник                            груша

                                                             лошадь

4.Проговаривание   скороговорок на Ж, З.

1.На зеленой лужайке

   Забавный зайка.

2.У джинна заболел зуб.

5. Игра «Наоборот». Преобразование слогов, слов.

 Логопед: Давайте поиграем в игру «Наоборот», я буду говорить слоги, слова

Со звуком  Ш, а вы заменяйте его на звук Ж ,и наоборот. Я говорю Ша,

А вы - Жа.

    ша-жа-               шла -             ужи-уши                 жить-

    шо-                     ошл-              жар-                        жалить-

    шу-                     шлу-              жила-                      жарить-  

    ши-                     ушл-              жаль-                       житье-

    ше-                     ышл-              жарь-                      лужа-

 

6.Упражнения с разрезной азбукой  преобразование слогов, слов:

Печатание предложений, составление схем, повторение правописания жи, ши, сомнительной согласной.

Логопед: А сейчас достаньте свои азбуки

ши- жи- ужи- уши- Луши- лужи-лужа 

     Луша мыла уши.

     Луша шила жакет.

     Уж жил в лесу.

7.Физкультминутка.

«Медвежата в чаще жили».

Медвежата в чаще жили,

Головой  своей крутили

Вот так и вот так:

Еще этак, еще так,

Медвежата мед искали,  

Дружно дерево качали,

Вот так и вот так,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речку и воду пили:

Вот так и вот так,

Они из речки воду пили,

Дружно лапы поднимали

Вот так и вот так,

Дружно лапы поднимали.

      (Дети имитируют игры медвежат.)

8. Чтение рассказа В. Бианки «Купание медвежат».

Логопед:  Ребята, а сейчас послушайте рассказ Бианки « Купание медвежат».

О ком говорится в рассказе?

а) чтение рассказа логопедом,

б) рассматривание картины И. Шишкина «Купание медвежат»

Кто изображен на картине?

Что делает медведица?

Чем заняты медвежата?

в) беседа по содержанию рассказа:

Где жил охотник?

Что он услышал? Какой треск?

Как поступил охотник? Почему?

Кто вышел из леса?

Что сделала медведица?

Как вела себя медведица?

Каким словом можно заменить слово строгая? Как по-другому можно назвать медведицу?( настойчивая, требовательная, грозная).

Чем закончился побег второго  медвежонка?

Какой это побег?

Чем закончилось происшествие?

г) повторное чтение;

д) обучение составлению плана:

Можно ли поделить рассказ на части?

Сколько бы картинок вы нарисовали к рассказу?

Расскажите о них.

 Придумывание вместо одной картины( целого рассказа) пяти сюжетных картинок.

 После обсуждения воображаемых картинок, придумывание названий каждой из них: Охотник.

  Медведи вышли из леса.

  Купание первого медвежонка.

  Неудачный побег.

  Большое удовольствие.

е) пересказ по плану.

9.Лексические и грамматические упражнения по рассказу В. Бианки  «Купание медвежат».

а) подбор родственных слов:

медведица- -медведь, медвежонок( медвежата), медвежья, медведушка, медвежатина ,мед;

б) подбор признаков и действий:

                     

медведица

умная(мудрая)                         ходит                                        

большая(огромная)                бегает

сильная                                    учит медвежат

строгая                                    переваливается

бурая                                       спит в берлоге

неуклюжая                              рычит

косолапая                                лазает по деревьям   

                                                 кусается

   

в) образование притяжательных прилагательных- игра»Чей хвост, чья лапа, чье ухо?»(раздать детям картинки с изображением диких животных, у которых нет какой-либо части тела).

Лог: Лесовичок  делал фотографии животных, но пленка немного засветилась. Фотографии получились неинтересные, не цветные. Возьмите карандаши и раскрасьте фотографии.

(Дети раскрашивают картинки.)

Логопед: Раскрасили?

Дети :Да!

( Каждый ребенок  поднимает картинку и говорит, что он раскрашивал.

Дети: Я раскрасил лисий хвост.

          Я раскрасил заячьи уши.

          Я раскрасил волчью лапу.

10.Итог.

Логопед: Ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, какие звуки мы учились сегодня правильно произносить?

Дети: Звуки Ш и Ж.

Логопед: Чем же отличаются эти звуки?

Дети: Когда мы говорим звук Ж голос «поет», а при звуке Ш спит.

Логопед: Какой рассказ я вам прочитала?

Дети:  «Купание медвежат»писателя Бианки.

Логопед: Молодцы, ребята! Вы сегодня работали очень хорошо. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Звук и буква Р".

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Р" разработан с использованием ИКТ технологий. К конспекту имее...

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР подготовительной группы на тему: «Летнее путешествие»

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР подготовительной группы на тему: «Летнее путешествие»...

Конспект фронтального логопедического занятия с использованием ИКТ в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Конспект фронтального логопедического занятия с использованием ИКТ в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по теме: "Наша Родина-Россия"...