логопедические карты для каждого речевого нарушения
картотека по логопедии на тему
каждая карта направлена на свой дефект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44 КБ |
![]() | 43 КБ |
![]() | 136 КБ |
![]() | 57.5 КБ |
![]() | 42 КБ |
![]() | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ
БОЛЬНЫХ С АФАЗИЕЙ
Дата обследования _____________________________________
Ф.И.О. _______________________________________________
Возраст________ образование________ профессия __________
Знание других языков __________ ведущая рука ____________
Жалобы ______________________________________________
Ориентировка _________________________________________
Критика ______________________________________________
Эмоциональная сфера __________________________________
Психическая активность ________________________________
Внимание ____________________________________________
Поведение ____________________________________________
Импрессивная речь
1. Понимание внеситуативных вопросов __________________
Ситуативных вопросов _________________________________
Пародоксальных вопросов ______________________________
2. Понимание простых инструкций
показ: ________________________________________________
предметов_____________________________________________
серий_________________________________________________
частей тела____________________________________________
3. Понимание сложных инструкций
__________________________________________________________
4. Фонематический анализ ______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
Экспрессивная речь
1. Спонтанная речь ____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
2. Автоматизированная речь _____________________________
3. Дезавтоматизированная речь __________________________
4. Повторная речь:
звуки речи ____________________________________________
__________________________________________________________
слова ________________________________________________
__________________________________________________________
фразы ________________________________________________
5. Называние __________________________________________
реальных предметов ___________________________________
(предметов по рисунку) _________________________________
частей тела ___________________________________________
действий _____________________________________________
качеств _______________________________________________
произвольная фразовая речь:
__________________________________________________________
составление фразы по картинке __________________________
__________________________________________________________
с заданным словом _____________________________________
пересказ ______________________________________________
7. Составление рассказов по сюжетной картинке ___________
__________________________________________________________
на заданную тему ______________________________________
Праксис
1. Мимический ________________________________________
2. Оральный __________________________________________
3. Органов артикуляции ________________________________
мышечный тонус ______________________________________
__________________________________________________________
объем движений языка _________________________________
__________________________________________________________
объем движений губ ___________________________________
__________________________________________________________
состояние мягкого нёба _________________________________
точность _____________________________________________
подвижность __________________________________________
глоточный рефлекс ____________________________________
саливация ____________________________________________
речевое дыхание ______________ голос ___________________
__________________________________________________________
4. Смысловые жесты ___________________________________
__________________________________________________________
5. Позы кисти, пальцев _________________________________
__________________________________________________________
6. Реципрокная координация ____________________________
7. Асимметрическое постукивание _______________________
8. Сомато-пространственный праксис _____________________
9. Динамический праксис:
мануальный __________________________________________
графические пробы ____________________________________
10. Условные реакции выбора ___________________________
Письмо
1. Двигательные автоматизмы ___________________________
__________________________________________________________
2. Списывание ________________________________________
__________________________________________________________
3. Под диктовку _______________________________________
4. Звуко-буквенный анализ и синтез состава слова
__________________________________________________________
5. Спонтанное письмо __________________________________
__________________________________________________________
Чтение (показ)
1. Букв разного шрифта _________________________________
2. Глобальное: идеограмм — неидеограммных текстов
__________________________________________________________
3. Аналитическое:
слов _________________________________________________
фраз _________________________________________________
текста________________________________________________
Счет
1. Запись чисел ________________________________________
2. Прочтение чисел ____________________________________
3. Запись многозначных чисел ___________________________
4. Чтение многозначных чисел ___________________________
5. Счетные операции ___________________________________
6. Серийный отсчет ____________________________________
Гнозис зрительный
1. Предметный
реалистических изображений____________________________
перечеркнутых и наложенных____________________________
стилизованных ________________________________________
2. Симультанный
деление отрезка пополам _______________________________
пересчет точек ________________________________________
3. Понимание сюжетных картин _________________________
4. Оптико-пространственный гнозис ______________________
5. Цветовой ___________________________________________
6. Лицевой ____________________________________________
7. Невербальный слуховой гнозис ________________________
Конструктивно-пространственная деятельность
рисование геометрических фигур ________________________
рисование предметов (человек, дом, стол) _________________
рисование сюжетов ____________________________________
складывание из частей:
предметов ____________________________________________
сюжетных картин ______________________________________
переворот геометрических фигур ________________________
Память ______________________________________________
__________________________________________________________
модально-специфические формы памяти:
слухо-речевая память___________________________________
зрительная память _____________________________________
двигательная память ___________________________________
Исследование интеллектуальных процессов
1. Решение арифметических задач ________________________
2. Интерпретация пословиц, метафор _____________________
3. Понимание сюжетных текстов _________________________
4. Обобщение и классификация __________________________
__________________________________________________________
Заключение __________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации ________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ДИЗАРТРИИ
Фамилия, имя, отчество ___________________________________
__________________________________________________________________
Возраст ______________________________________________
Произносительная сторона речи
1. Степень разборчивости речи:
• Речь невнятная, малопонятная для окружающих __________
• Разборчивость речи несколько снижена, речь смазанная ____
__________________________________________________________
• Разборчивость речи не нарушена ________________________
2. Темп речи (норма, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание) ______________________________________________________
__________________________________________________________
3. Ритм речи (норма, растянутый, скандированный, зависит от проявления: гиперкинезов)__________________________________
Дыхание
(свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное)
• Физиологический вдох (глубокий, недостаточный, короткий, прерывистый) _____________________________________________
• физиологический выдох (продолжительный, укороченный, наличие гиперкинезов: ригидность) ___________________________
• Дифференциация носового и ротового выдоха ____________
• Наличие нижне-диафрагмального дыхания _______________
• Речевой выдох (короткий, прерывистый, достаточный, наличие гиперкинезов, ригидность) _______________________________
Голос
• N (сильный, звонкий) _________________________________
• Недостаточная сила голоса, слабый, тихий, истощающийся по мере говорения __________________________________________
• Отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, напряженный, прерывистый, дрожащий, гипоназализованный, гиперназализованный, носовая эмиссия) _________________________
• Слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (голос маломодулированный или немодулированный, монотонный)
____________________________________________________________________________________________________________________
Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции (N, нарушение) ________________________________________
__________________________________________________________
Строение и подвижность органов артикуляции
Неврологический синдром при расстройстве мышц речевого аппарата (спастический пар, ригидность, гиперкинезы, атаксия, ап-раксия) ___________________________________________________
Лицевая мускулатура
• Гипомимия __________________________________________
• Нарушение мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония, N) _________________________________________________
• Сглаженность носогубных складок ______________________
• Оральные синкинезии _________________________________
• Тремор подбородка ___________________________________
• Асимметрии _________________________________________
• Гиперкинезы ________________________________________
• Ригидность __________________________________________
Губы
(толстые, тонкие, М) ___________________________________
• Тонус (гипертонус, гипотонус, дистония, N) ______________
• Подвижность (малоподвижные, подвижные) ______________
• Наличие расщелин или послеоперационных рубцов ________
Зубы
• Крупные, мелкие, редкие, частые, наличие лишних зубов, нарушения зубного ряда, протезы, N __________________________
• Прикус (передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный) ______________________________________
Твердое нёбо (готическое, низкое, наличие расщелины или послеоперационных рубцов, N) _______________________________
Мягкое нёбо (подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы, субмикозная щель, увуля) _______________________________________________________
Язык (толстый, маленький, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная подъязычная связка) _____________________________
• Мышечный тонус (спастичность, гипотония, дистония, N)
• Гиперкинезы, тремор _________________________________
• Девиация (отклонение) языка вправо/влево
• Посинение кончика языка _____________________________
Объем артикуляционных движений языка (строго ограничен, неполный, полный) _____________________________________
• Язык не выводится из полости рта ______________________
• Верхний подъем ______________________________________
• Боковые отведения (повороты вправо/влево)
• Пощелкивание _______________________________________
• Облизывание губ _____________________________________
• Умение удержать артикуляционную позу ________________
• Способность к переключению __________________________
Гиперсаливация ______________________________________
Жевание (не жует твердую пищу, затруднено, N)
Глотание (поперхивается, не нарушено)
Фонетико-фонематический строй речи
С С' З З' | Ш Ж Ч Щ Ц | Р Р' Л Л' Н | К Г Х М | Й Ф В | П Б Т Д | А Э Ы И | О у |
Нарушение звукопроизношения
1. Сформирован недостаточно (пропуски, искажения) _______
• Усредненность гласных (нарушена лабиализация) _________
• Недостаток произношения звонких согласных ____________
• Недостаток произношения глухих согласных _____________
• Недостаток произношения мягких согласных _____________
• Недостаток произношения твердых согласных (палатализация) ______________________________________________________
__________________________________________________________
2. Изолированно все звуки произносятся правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазаннасть речи.
3. Фонетический строй речи сформирован достаточно, в пределах возрастной нормы.
Нарушение дифференциации звуков
____________________________________________________________________________________________________________________
Заключение __________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации ________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ДИСЛАЛИИ
Дата обращения________________________________________
Фамилия _____________________________________________
Имя__________________________________________________
Отчество______________________________________________
Пол мужской, женский
Год рождения_________________________________________
Возраст_______________________________________________
Родной язык___________________________________________
Сведения о родителях:
мать_________________________________________________
возраст_________________ профессия_____________________
образование___________________________________________
отец_________________________________________________
возраст_________________ профессия_____________________
образование___________________________________________
Домашний адрес_______________________________________
Телефон______________________________________________
Посещает:
детский сад: массовый, специализированный (какой),
школа: общеобразовательная, специализированная (какая),
интернат,
домашнее обучение____________________________________
Кто в семье занимается воспитанием______________________
Жалобы:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анамнез
Наследственные и хронические заболевания _______________
(отметить, у кого, какие)
Проявление органической недостаточности ЦНС у родственников ____________________________________________________
(указать, у кого)
а) Нарушение зрения
б) Нарушение слуха
в) Нарушение функций опорно-двигательного аппарата________________________________________________________
Патология речи у родственников (отметить, у кого):
__________________________________________________________
Дискалькулия
Наследственная отягощенность соматическими заболеваниями (отметить, какие и у кого)
____________________________________________________________________________________________________________________
Ведущая рука:
у ближайших родственников (родители, братья, сестры)
правая, левая, амбидекстр _______________________________
__________________________________________________________
у ребенка: правая, левая, амбидекстр
Особенности течения беременности и родов
От какой по счету беременности__________________________
Какой по счету ребенок_________________________________
Возраст родителей при зачатии данного ребенка:
1. отца___________________________________________
2. матери_________________________________________
Вредные привычки — курение (1), злоупотребление алкоголем (2), лекарственными средствами (3)
• отца ___________________________________________
• матери__________________________________________
Течение данной беременности:
Токсикоз: — 1-й половины — легкий, умеренный, тяжелый
2-й половины — легкий, умеренный, тяжелый
травмы, интоксикации, заболевания
_____________________________________________________
__________________________________________________________
Rh-фактор положительный, отрицательный, совместимость
наличие анемии (указать, на каком сроке)__________________
Течение родов:
роды — срочные, преждевременные, запоздалые, обезвоженные
характер родов — самостоятельные, вызванные, оперативные
продолжительность родов — физиологические, стремительные, быстрые, затяжные
родовспоможение — стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция
наличие близнецовости: да, нет
Постнатальное состояние
Закричал — сразу, нет
Асфиксия: белая, синяя _________________________________
Масса_____________, рост ______________________________
Приложен к груди на___________сутки, грудь взял хорошо (1), вяло (2)
Выписан из роддома на_______сутки, задержан в роддоме из-за состояния матери или ребенка
____________________________________________________________________________________________________________________
Отклонения в поведении в первые 3 месяца жизни ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перенесенные заболевания
До 1 месяца___________________________________________
До года_______________________________________________
После года____________________________________________
До 3-х лет_____________________________________________
После 3-х лет__________________________________________
Раннее психомоторное развитие
Держит голову_____Ползает_____Сидит______Ходит_______
Первые зубы___________________
Характер моторики: расторможен, дискоординация движений, заторможен, неповоротлив, трудности переключаемости движений.
Раннее речевое развитие
Гуление____Лепет____Первые слова____Первая фраза______
Грубые искажения звукослоговой структуры слова и аграмматизмы после 3-х лет ________________________________________
Нарушения звукопроизношения (какие звуки долго произносились неправильно)________________________________________
Использование жестов__________________________________
Занятия с логопедом и их эффективность__________________
Исследование строения и подвижности артикуляционного аппарата
Строение артикуляционного аппарата
а) губы (норма, рубцы, неполное смыкание, диспропорция, расщелина, др._______________)
б) зубы (норма, комплектация: полная, отсутствие__________,
редкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, отсутствуют, др.
____________________________________________________________________________________)
в) прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый: передний, боковой; глубокий перекрест)
г) язык (норма, массивный, маленький, девиация кончика влево/ вправо)
д) подъязычная связка (норма, массивная, укороченная, сращенная, оперированная)
е) твердое нёбо (норма, высокое, узкое, укороченное, расщелина, субмукозная щель)
ж) мягкое нёбо (норма, укороченное, провисание: справа, слева; расщелины; увуля: норма, не сформирована, раздвоена)
Параметры движения (губ, щек, языка):
а) объем движений: в полном объеме, ограничен
б) точность выполнения: сохранна, нарушена
в) тонус без особенностей, повышен, снижен
г) темп движений: нормальный, медленный быстрый
д) переключаемость движений: нормальная, замедленная, персеверации, замена движений
е) тремор: усиление гиперкинеза при повторный движениях и удержании позы, синкенезии, слюнотечение
Состояние звукопроизношения:
Характер проявления:
а) изолированные нарушения
б) нарушения в слогах
в) нарушения в словах
г) нарушения во фразах
Инструкция: Повторяй за мной.
1. Слоги:
са — со — су — сы
се — ся — си — сё — сю
ас — ос — ус — ыс
спа — сна — сва — тса — лса — ска — сма — мса
При необходимости аналогично проводится уточнение произношения и других звуков.
2. Слова:
Ш: шапка — мишка — малыш
С: сумка — посуда — пульс
СЬ: сито — лисята — лось
З: зонт — изба
ЗЬ: зима — корзина
Ж: жаба — лыжи
Щ: щеки — роща — плащ
Ч: часы — ночка — дочь
Ц: цыпленок — водица — заяц
Р: руки — парус — удар
ТР: травы — матросы — театр
РЬ: реки — варежки — ударь
Л: луна — белка — гол
ЛЬ: лес — плита — соль
Б: банан — забор
БЬ: белка — обед
В: вата — сова
ВЬ: ветер — муравей
Г: галка — огород
ГЬ: гитара — сапоги
Д: дым — задача
ДЬ: диван — одежда
К: кот — окно — замок
КЬ: кит — санки
М: муха — комната — дом
МЬ: мел — камин
Н: норы — санки — сон
НЬ: нитки — коньки — день
П: пол — дупло — суп
ПЬ: песня — записка — выпь
Т: туман — лента — кот
ТЬ: тюлень — затея — петь
Ф: фары — туфли — пуф
ФЬ: фикус — конфета
X: хурма — ухват — петух
ХЬ: хитрый — мухи
Я, Е, Ё, Ю: ястреб — енот — ёлка — юбка
Й: мойка — зайка — лейка — змей
дай — стой — танцуй — плюй.
2. Фразы
М, М', Н, Н', Л, Л', В, В', Ф, Ф', П, П', Т, Т', X, X', Д, Д', Б, Б', К, К', Г, Г': Лампа на потолке. Мама купила лимоны. Ампула упала на пол. Поля полола пионы. Томе купили новые туфли. В фильме мы видели филина. Телята пили воду. У Тани новый бант. У папы билет на футбол. В комнатах хорошо пахло хвоей. Петухи поют у хаты. Мила мыла малину. Дети ели миндальные вафли. В комнате открыли окно. В море плыла голубая глыба льда. Кате купили меховую куртку. Белые снега укрыли луга. У елки колкие иголки. Гена играет на гитаре.
С — С': Самолет оставил в небе белый след. На снегу видны следы лося и лисы. Сима написала письмо Васе.
З — З': В магазин привезли арбузы. Замели землю зимние метели. Зине купили изюм. На полях взошла зеленая озимь.
С — З: Наступила золотая осень. В лесу поспела земляника. Вася разрезал спелый арбуз. В синем небе засияла золотая звезда.
Ц: У овцы куцый хвост. Курица снесла яйцо под крыльцом. На кустах акации расцвели цветы. Пословица недаром молвится.
Ш: Миша пошел в школу. Кошка Крошка сидит на окошке. На вешалке шуба и шапка.
С — Ш: У Саши пушистая шапка. Осина шелестит листьями. Малышу купили ушастого мишку. Соне снился страшный сон.
Ж: На лужайке кружились и жужжали жуки. Женя бежал на лыжах по лыжне.
Ш — Ж: В машине большие повреждения. У Шуры шелковый жилет. Женя слушает шум дождя за окошком. Даша нашла на опушке ежевику.
Ж — З: Ежи — полезные животные. На дорогах зимой снежные заносы. Зина и Женя запускали бумажного змея.
Ч: Танечка ловит бабочек. Олечка пьет черный чай с печеньем. Из почки показался колючий листочек.
Ч — С: У нас на даче песочные часы. У девочки новый сачок. Света сломала сучок.
Ч — Т': Птичка вылетела из клеточки. Птенчик забрался под крылечко. Дети хотят качать качели. Мама хочет напечь печенья.
Ч — Ш: Маша налила чай в чашки. В бабушкиной шкатулочке— катушечки и клубочки. Кувшинчики и ковшички стоят на полочке.
Щ: Петя поймал щуку и леща. Лила любит сгущенное молоко. В дощатом ящике клещи и гвозди.
Щ — Ч: В пирожки положили овощную начинку. На крючок попался золотистый лещ.
Р — Р': Утром на тропинке сверкали капли росы. Матросы идут по корабельному трапу. Роман собрал ведро рыжиков и груздей.
Хорек — хищный зверек. Рита варит варенье из черешен. Царевна живет в резном тереме.
Ярко сверкает роса на зорьке. Римма пригласила Рому на праздник. Марина прыгает через веревочку.
Р — Л: Лариса приготовила заливную рыбу. В саду созрели сладкие персики. Дворец построили из белого мрамора. Орел парил над горами. Соревнования по лыжам проходили в феврале.
Изолированно | Слог | Слово | Фраза по повторенюю | Спонтанная речь | ||||||||
СГ по повторению | ГС по повторению | ССГ по повторению | Начало | Середина | Конец | |||||||
по повторению | при назывании | по повторению | при назывании | по повторению | при назывании | |||||||
А | ||||||||||||
О | ||||||||||||
У | ||||||||||||
Ы | ||||||||||||
Э | ||||||||||||
И | ||||||||||||
Б | ||||||||||||
Б' | ||||||||||||
П | ||||||||||||
П' | ||||||||||||
В | ||||||||||||
В' | ||||||||||||
Д | ||||||||||||
Д' |
Окончание таблицы
Изолированно | Слог | Слово | Фраза по повторенюю | Спонтанная речь | ||||||||
СГ по повторению | ГС по повторению | ССГ по повторению | Начало | Середина | Конец | |||||||
по повторению | при назывании | по повторению | при назывании | по повторению | при назывании | |||||||
Т | ||||||||||||
Т' | ||||||||||||
Г | ||||||||||||
Г' | ||||||||||||
К | ||||||||||||
К' | ||||||||||||
Х | ||||||||||||
Х' | ||||||||||||
З | ||||||||||||
З' | ||||||||||||
С | ||||||||||||
С' | ||||||||||||
М | ||||||||||||
М' | ||||||||||||
Л | ||||||||||||
Л' | ||||||||||||
Р | ||||||||||||
Р' | ||||||||||||
Н | ||||||||||||
Н' | ||||||||||||
Ш | ||||||||||||
Ж | ||||||||||||
Ц | ||||||||||||
Ч | ||||||||||||
Щ | ||||||||||||
Й |
Предварительный просмотр:
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА
КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ
С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
(ОНР, ЗРР, АЛАЛИЯ)
Анамнез
1. В каких условиях воспитывается ребенок (с кем, посещает ли дошкольные учреждения)
2. Особенности речи окружающих в период формирования речи ребенка:
• есть / нет быстроговорение у членов семьи или близких родственников (отметить, у кого)
• позднее появление речи у родителей (отмечалось / нет), отметить, у кого и когда появилась
Понимание речи
• когда стал реагировать на обращение ____________________
• когда стал различать голоса родных _____________________
• когда стал соотносить слова с предметами ________________
• когда стал соотносить слово с картинкой _________________
Время появления у ребенка:
• гуления, какие звуки преобладали _______________________
• лепетных слов _______________________________________
• цепочки лепетных слов ________________________________
• простой фразовой речи ________________________________
• развернутой фразовой речи ____________________________
Особенности отношения родителей к речи ребенка (подчеркнуть)
• поддразнивающее
• требовательное
• чрезмерно внимательное
• адекватное
Получал ли логопедическую помощь (если да, то какую, в течение какого времени, каковы были результаты) ___________
____________________________________________________________________________________________________________________
Особенности общения _________________________________
• общается с детьми ____________________________________
— своего возраста
— старше себя
— младше себя
• предпочитает находиться (играть) один __________________
Игры и интересы
• какие игрушки любит _________________________________
• как использует игрушки _______________________________
— неосмысленно манипулирует попавшимися под руку игрушками
— использует игрушки по назначению
— организует сюжетную игру
• как относится к своим игрушкам ________________________
— игрушка быстро надоедает
— ломает игрушки
— проявляет интерес только к новым игрушкам
— предпочитает одну, любимую, игрушку
• как играет (молча или сопровождает игровые действия различными звукосочетаниями, словами)
Поведение ребенка на приёме
• как вступает в контакт ________________________________
• негативистические реакции ____________________________
• аутистичные черты ___________________________________
• понимание обращенной речи___________________________
• игровая деятельность__________________________________
• проявления педагогической запущенности _______________
• реакция родителей на поведение ребенка на приеме _______
__________________________________________________________
Исследование зрительного гнозиса (цветовой и предметный гнозис)
• подбор по образцу ____________________________________
• называние цветов _____________________________________
• подбор по образцу геометрических фигур ________________
• подбор по образцу букв _______________________________
• подбор по образцу цифр _______________________________
Слуховой гнозис
• различение ритмических последовательностей
• узнавание и воспроизведение мелодий
Сомато-сенсорный гнозис
• пробы на локализацию прикосновения
• перенос позы кисти с одной руки на другую с закрытыми глазами
Анализ элементарных компонентов движений
• пройти по комнате
• попрыгать на одной ноге
• сжать руку
Оптико-кинетическая организация движений
• сложить первый и второй пальцы в кольцо
• сделать «козу»
• сделать «зайчика»
Состояние конструктивного праксиса
• рисование без образца
• складывание разрезанных картинок
• складывание матрешки
• складывание из палочек пространственно организованных структур
Состояние аппарата артикуляционной моторики
• тонус _______________________________________________
• активность __________________________________________
• объем движений ______________________________________
• точность выполнения__________________________________
• длительность_________________________________________
• добавочные и лишние движения ________________________
Речевой статус
Импрессивная речь
Нулевой уровень
• реагирует на свое имя
• реагирует на интонацию поощрения или запрещения
Ситуативный
• понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром
• знает имена своих близких
• знает названия своих игрушек
• может показать части тела у себя, своих близких, у игрушек
Номинативный
• хорошо ориентируется в названиях предметов
• хорошо ориентируется в названиях предметов, изображенных на картинках
Предикативный
• знает много названий действий
• ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к предметам, с которыми совершает действия
• различает значение некоторых первообразных предлогов
Расчлененный
• различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова (флексиями, приставками, суффиксами)
Выполнение заданий (отметить, какие инструкции выполняет на обследовании, что выполняет дома)
Понимание целостных словосочетаний
• обними маму
• поцелуй папу
• пожалей бабушку
• поиграй в ладушки
• закрой глаза
• помаши ручкой
• возьми маму за руку и иди домой
Понимание названий знакомых игрушек
• покажи зайчика, машину, собачку
• возьми зайчика, машину, собачку
• дай зайчика, машину, собачку
Понимание названий предметов, используемых в быту
Может ли показать части своего тела, части тела куклы, игрушечных животных
Может ли узнать знакомые предметы, изображенные на картинках
Узнавание действий на сюжетных картинках
• на сюжетных картинках одно и то же лицо совершает разные действия
— покажи, где мальчик спит (ест, идет)
— покажи, какой мальчик спит (ест, идет)
— покажи, кто здесь спит (ест, идет)
• на сюжетных картинках действия выражены возвратными глаголами
— покажи, кто как одевается (умывается, причесывается, катается)
• на сюжетных картинках изображены действия, сходные по ситуации
— покажи, кто здесь умывается, а кто вытирается
— покажи, какой мальчик рисует, а какой пишет
— покажи, кто прыгает, а кто бежит
Может ли с помощью вопросов к сюжетным картинкам понять направленность действия, объект действия, место действия.
• чем девочка ест
• что девочка ест
• на чем девочка сидит
Понимание просьб, вопросов, связанных с пространственным расположением знакомых предметов, находящихся в привычных местах
• давай уберем игрушки в шкаф
• подойди к окну
• сядь за стол
• поставь ножки под стол
• положи ручки на стол
Узнавание предметов по их назначению (с использованием предметных картинок)
• покажи, из чего ты пьешь
• покажи, что ты надеваешь на ножки
• покажи, чем причесывают волосы
• покажи, чем копают песок
Выполнение многозвенных инструкций
• налей в стакан воды и дай его бабушке
• возьми у меня карандаши и убери их в шкаф
• зайчика отнеси маме, а куклу положи в шкаф
• мячик дай мне, зайчика отдай маме, а куклу положи спать Понимание названий признаков предметов
• принадлежности отдельных предметов (покажи, где мой платок; а где твой)
• понимание словесных обозначений таких признаков, как: короткий, длинный, узкий, широкий, высокий, низкий и т.п.
• умение сравнивать два предмета по величине (Какой кубик больше? Какая веревочка толще?)
Понимание элементарных временных отношений (давно — недавно, вчера — сегодня)
Понимание грамматических форм слов
— Единственное и множественное число существительных
— Уменьшительно-ласкательные суффиксы
— Единственное и множественное число глаголов
— Мужской и женский род глаголов прошедшего времени
— Префиксальные изменения глагольных форм
— Глаголы совершенного и несовершенного вида
— Предлоги, выражающие некоторые пространственные взаимоотношения двух предметов (исключается подсказывающая ситуация)
• на стол ставят коробку с крышкой и кладут плоский кружок: «Положи кружок НА коробку, ПОД коробку, В коробку, ЗА коробку, ПЕРЕД коробкой»
• на стол ставятся две коробки с крышками; в одну из коробок кладется плоский кружок, второй такой же кружок кладется во вторую коробку: «Достань кружок ИЗ коробки, достань кружок ИЗ-ПОД коробки»
• «Положи карандаш ПЕРЕД коробкой, ЗА коробкой, МЕЖДУ коробками»
Понимание единственного и множественного числа имен прилагательных («Догадайся, какую картинку я тебе называю...»)
Понимание формы рода имен прилагательных («Догадайся, какую картинку я тебе называю...»)
Понимание некоторых падежных окончаний и конструкций, выражающих отношения лиц и предметов между собой («Покажи ложкой карандаш, карандашом ложку...»)
Понимание родовых признаков предметов, выраженных личными местоимениями в косвенных падежах
Экспрессивная речь
Отсутствие вербальной речи
• виды невербального общения:
— просьбы (дать что-нибудь) ____________________________
— приветствия ________________________________________
— попытки дать что-нибудь другому человеку _____________
— попытки привлечь внимание __________________________
• интонационная окрашенность вокализаций и псевдослов
__________________________________________________________
• есть ли звукоподражания
__________________________________________________________
• мимика
__________________________________________________________
• использование жестов
__________________________________________________________
• пробует ли договаривать рифмы при чтении стихов
• фиксировать все лепетные псевдослова, количество слогов в них
Односложные предложения
Предложения из аморфных слов
Первые формы слов
Усвоение флексийной системы языка
Усвоение служебных частей речи
Усвоение морфологической системы языка
Усвоение частей речи
• существительные __________:__________________________
• глаголы _____________________________________________
• прилагательные ______________________________________
• местоимения _________________________________________
• наречия _____________________________________________
• служебные слова _____________________________________
Объем предложения (отметить, какие использует)
Синтаксические отношения
• падежные формы _____________________________________
• множественное число существительных, прилагательных
• формы глаголов______________________________________
• словоизменения прилагательных _______________________
• дифференциация предлогов ____________________________
Словообразование
• суффиксы (уменьшительные существительные; детеныши животных; профессии; уменьшительная форма признаков предметов; образование прилагательных от других частей речи)
• глагольные префиксы _________________________________
• антонимы____________________________________________
Согласование
• прилагательных с существительными (в именительном падеже мужского и женского рода единственного числа, множественного числа, в косвенных падежах)
Звукопроизношение ____________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фонематические процессы
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение __________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации ________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ РИНОЛАЛИИ
1) Состояние артикуляционного аппарата
(строение и функция):
Губы
— наличие послеоперационных рубцов, толстые, тонкие, без патологии
Верхняя губа
Норма _______________________________________________
Укорочена ____________________________________________
Подвижность — достаточна, ограничена
Переключаемость движений — достаточна, недостаточна
Преддверие полости рта — глубокое, неглубокое, не сформировано, сформировано
Зубы — крупные, мелкие, редкие
Зубной ряд — сформирован, не сформирован
Прикус — нормальный, прогения, прогнатия, открытый (боковой, передний). Сужение верхней челюсти, протрузия (выступание межчелюстной кости)
Язык — форма и размер — обычные; массивный, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий
Корень языка — норма, гипертрофия
Кончик языка — истонченный, широкий
Подъязычная связка — норма, короткая, спайка с тканями подъязычной области
Позиция в полости рта — правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта
Подвижность языка достаточная, недостаточная
Переключаемость движений — достаточная, недостаточная
Проверка производится с помощью традиционных артикуляционных проб: «иголочка», «лопаточка», «чашечка», «часики», «маляр», «почисти зубки», «лошадки» и т. д.
Тонус мышц языка — норма, повышен, понижен
Наличие тремора (мелкого дрожания языка), девиации (отклонения языка в сторону), гиперсаливации (повышенного слюнотечения)
Твердое нёбо — неоперированная расщелина, сформированное твердое нёбо — широкое, узкое, плоское, высокое, готическое (разновидность высокого), наличие дефектов переднего или среднего отделов твердого нёба
Мягкое нёбо — неоперированная расщелина, сформированное мягкое нёбо — короткое, длинное, подвижное, малоподвижное
Состояние мимической мускулатуры в покое и динамике — наблюдается ли патологическая активность лицевых мышц, компенсаторные гримасы при фонации
Детям предлагают сделать веселое лицо (засмеяться), сердитое лицо (нахмурить брови), поднять брови, прищурить поочередно правый и левый глаз, надуть щеки, втянуть щеки и т. д.
2. Состояние дыхательной функции:
• физиологическое дыхание;
• фонационное дыхание.
Оценка физиологического дыхания — определение типа: ключичный, грудной, нижнереберный-диафрагмальный.
Оценка фонационного (речевого) дыхания — длительность и направленность ротового выдоха при фонации (в момент речи) и наличие носовой эмиссии.
3. Состояние голосовой функции:
• тембр голоса;
• высота голоса;
• сила голоса.
Предложить ребенку произносить слова или фразы шепотом, тихим, громким голосом, меняя громкость произнесения отраженно за логопедом.
Высота голоса определяется с помощью пения гамм в различных диапазонах или произнесения слов и фраз с повышением или понижением голоса.
4. Состояние звукопронзношения
• изолированное произнесение звуков
__________________________________________________________
• повторение слов и фраз отраженно
__________________________________________________________
• произнесение звуков в спонтанной речи
__________________________________________________________
Примерный перечень слов для отраженного произнесения: пони, пена, баба, белый, Вова, Витя, Фома, Филя, Таня, тетя, дом, дядя, сова, сено, зайка, Зина, шапка, жук, цапля, щетка, чай, лапа, Ляля, рыба, река. При составлении проверочных фраз рекомендуется использовать слова простой слоговой структуры, например: На Тане пальто.
5. Просодическая сторона речи
• мелодико-интонационная выразительность речи
____________________________________________________________________________________________________________________
• темпо-ритмическая организации речи
____________________________________________________________________________________________________________________
Исследование проводится на материале стихотворений, сказок, поговорок.
6. Состояние фонематического восприятия и способности к фонематическому анализу:
• дифференциация изолированных звуков
• на уровне слогов
• на уровне слова
Задания
• Ребенка просят определить пары звуков, используя игровые моменты: «Кто как жужжит?» — «з-з-з»: комар, «ж-ж-ж»: жук (дифференциация [з]-[ж]); «с-с-с»: вода течет, «ш-ш-ш»: змея шипит (дифференциация [с]-[ш]); «д-д-д»: играем на барабане, «т-т-т»: стучат колеса поезда (дифференциация д-т); «р-р-р»: собака рычит, «л-л-л»: самолет гудит — где собака, а где самолет.
• Для дифференциации слогов предлагаются слоговые ряды, в которых нужный слог выделяется поднятием руки.
• Для проверки фонематического восприятия на уровне слова ребенку предлагают картинки, названия которых отличаются одним звуком: «мишка»-«миска», «козы»-«кожи», «коза»-«коса», «зуб»-«суп», «том»-«дом», «удочка»-«уточка», «вата»-«фата», «башня»-«пашня», «лак»-«рак». Требуется определить, разные это слова или одни и те же. Дети показывают картинки, объясняя значение слов и повторяют их за логопедом.
• Для того чтобы трудности проговаривания не влияли на качество дифференциации, необходимо предлагать задания, исключающие артикулирование.
7. Состояние активного и пассивного словарного запаса (существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, наречий).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Состояние грамматического строя речи
• характер употребления ребенком грамматических конструкций;
________________________________________________________________________________________________________________________
• умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; числительные с существительными; употребление числа и рода глаголов;
____________________________________________________________________________________________________________________
• использование предложных и беспредложных падежных форм существительных.
____________________________________________________________________________________________________________________
Заключение __________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации ________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА
ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА
Анамнез
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Жалобы
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности голоса, его силы и тембра:
нормальный, высокий, низкий, глухой, дрожащий, сиплый, хриплый, слабомодулированный, громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носовым оттенком, скандированный, дискоординация процессов дыхания и голосообразования, дисфония
Изменения тембра голоса: ______________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Характер голосообразования и атаки голоса:
твердая, мягкая, придыхательная
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ощущения в гортани:
сухость, першение, желание откашляться, чувство инородного тела, затруднения при глотании, поперхивание жидкой/твердой пищей
Особенности дыхания:
без особенностей, выдох укорочен, смешанное, ключичное, брюшное, диафрагмальное, грудное, недостаточность дыхания при ходьбе.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фонационный выдох:
достаточный, укороченный, резко укороченный, речь на вдох.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Темп, ритм речи:
норма, замедленный, ускоренный, дизритмия, тахилалия, брадилалия, заикание.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Время максимальной фонации:
максимально длительное произнесение гласного звука после предварительного вдоха. (Измерение проводится три раза и высчитывается средний показатель)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интонационные особенности речи:
Исследования проводят с использованием различного речевого материала: изолированных звуков, слогов, слов, предложений; вопросно-ответной формы речи, чтения стихотворных и прозаических текстов
Заключение __________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации ________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/20/picture-344084-1695200914.jpg)
Консультация "Логопедические упражнения на каждый день"
Консультация для родителей детей-логопатов....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/26/picture-443022-1422269840.jpg)
Логопедические упражнения на каждый день для выработки чёткой речи
Артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, практические задания....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/15/picture-802331-1468607853.jpg)
Визель Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи.
Предлагаемое пособие предназначено не только и не стролько для специалистов, сколько для педагогов общего профиля и родителей детей, у которых имеются нарушения речевого развития в виде неразбор...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/17/picture-1058549-1537139132.jpg)
Рекомендации для родителей. РАЗВИВАЮЩИЕ И ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Бывают ситуации, когда родителям не хватает сил, фантазии, опыта придумать занятия, которыми можно увлечь детей. На самом же деле есть много способов, как это сделать с пользой для ребенка. Очень реко...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/24/picture-940905-1503556750.jpg)
Логопедический проект «Знает каждый гражданин пожарный номер – 01!»
Логопедический проект «Знает каждый гражданин пожарный номер – 01!»...
Логопедические упражнения на каждый день для четкости речи
Упражнения предназначены не только и не столько для специалистов, сколько для педагогов общего профиля и родителей детей, у которых имеются нарушения речевого развития в виде неразборчивости речи...