Перспективное планирование логопедической работы с ОНР 2-го уровня
календарно-тематическое планирование по логопедии на тему

Виноградова Ольга Юрьевна
Перспективное планирование логопедической работы с детьми с ОНР 2 уровня (по Нищевой)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование логопедической работы  с ОНР 2-го уровня

Развитие лексико- грамматических средств языка

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Развитие произносительной стороны речи

Подготовка к овладению элементарными навыками чтения и письма

1

2

3

4

1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь,)

Лексические темы: «Осень. Признаки осени", " Деревья", «Огород. Овощи», «Сад. Фрукты» , «Лес. Грибы. Ягоды», «Игрушки», «Одежда», «Обувь»,  «Мебель», «Посуда»

Задачи:

1. Обучение различению и употреблению существительных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже (груша груши), 2. Обучение пониманию вопросов косвенных падежей (Кого? Что? Кого? Чего? Кому? Чему?) и употреблению существительных в винительном, родительном, дательном падежах без предлога (куклу, машинки, мишке).

3. Обучение пониманию, а затем и употреблению в речи простых предлогов (в, на, у).

4. Обучение образованию, а затем и употреблению в речи глаголов в повелительном наклонении (дай, мой, иди, сиди, неси, беги, пой, слушай, смотри), в инфинитиве (бросать, ловить, сидеть), в настоящем времени (иду, идет, идем).

5. Формирование навыка согласования прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода в именительном падеже (красный мяч, красная груша, красное яблоко).

6. Обучение согласованию притяжательных местоимений (мой, моя) с существительными мужского и женского рода (моя рубашка, мой шарф).

7. Обучение формированию простого двухсловного предложения и умению согласовывать подлежащее со сказуемым

(Мишка сидит. Дети сидят.).

Задачи:

1. Развитие умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, давать ответные реакции.

2. Стимуляция проявления речевой активности.

3. Формирование умения «оречевлять» игровую ситуацию.

4. Формирование умения задавать вопросы по картинке (Кто это? Что она делает?), по демонстрации действия (Кто это? Что он делает?) и отвечать на них (Это птичка. Птичка летит.).

5. Формирование умения договаривать за логопедом словосочетания в стихотворениях, знакомых сказках и рассказах.

6. Формирование умения повторять за взрослым рассказы-описания, состоящие из двух-трех простых нераспространенных предложений.

7. Развитие реакции на интонацию и мимику, соответствующей интонации.

Задачи:

Развитие просодической стороны речи

1. Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.

2. Формирование навыка мягкого голосоведения при произнесении гласных и их слияний.

3. Воспитание правильного умеренного темпа речи (по подражанию педагогу).

4. Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями.

Коррекция произносительной стороны речи

1. Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза.

2. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию правильной артикуляции свистящих звуков.

Задачи:

Работа над слоговой структурой слова

1. Формирование умения различать на слух длинные и короткие слова (мак — погремушка, кот велосипед, дом — черепаха).

2. Формирование умения передавать ритмический рисунок слова (прохлопывать, простукивать, протопывать слово имеете с логопедом и вслед за ним) со зрительной опорой и без нее.

3. Обучение правильному произношению и делению на слоги сначала двусложных, а потом трехсложных слов, состоящих из открытых слогов (дыня, мука, батоны, вагоны), и использованию их в речи.

4. Формирование понятия слог — часть слова.

Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза

1. Формирование умения выделять из ряда звуков гласные звуки: [а], [у].

2. Формирование навыков анализа и синтеза слияний гласныхзвуков: [ау], [уа].

3. Формирование умения выделять начальные ударные гласные [а], [у] из слов, различать слова с начальными ударными [а], [у].

4. Формирование понятий звук, гласный звук.

Обучение элементам грамоты

Начинается со второго периода работы.

2 период обучения (декабрь, январь, февраль)

Лексические темы: «Зима», «Зимующие птицы», «Комнатные растения», «Новогодний праздник», «Домашние птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Профессии. Продавец», «Профессии. Почтальон», «Транспорт», «Профессии на транспорте»

Задачи:

1. Совершенствование навыка употребления существительных мужского и женского рода в единственном и множественном тчисле в именительном падеже (сугроб — сугробы, снегирь — снегири, утка утки, ворона — вороны).

2. Дальнейшее обучение пониманию вопросов косвенных падежей (Кого? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем?) и употреблению существительных единственного числа в родительном, винительном, дательном и творительном падежах без предлога (лису, автобуса, козе, лапой).

3. Совершенствование навыка употребления в речи простых предлогов (в, на, у) и обучение пониманию, а затем и употреблению других простых предлогов (с, по, за, под).

4. Формирование умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

(дом домик, рука — ручка, ведро — ведерко).

5. Обучение образованию и употреблению в речи глаголов ьнастоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа (идет, сидит, поет, идут, сидят, поют). 

6. Обучение пониманию и употреблению возвратной формы ьглаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени (моется, катается, одевается).

7. Формирование умения составлять предложения из нескольких слов, обучение выражению связи между словами с помощью «главенствующих» окончаний (Девочка видит кошку. Мама варит кашу. Мальчик ест суп ложкой. Девочка дает косточку собаке.).

8. Совершенствование умения составлять предложения из нескольких слов по картинке и по демонстрации действия.

Задачи:

1. Совершенствование диалогической речи. Формирование умения задавать вопросы и отвечать на них предложениями из нескольких слов. Формирование и развитие активной позиции ребенка в диалоге.

2. Дальнейшая работа над использованием выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.

3. Совершенствование умения повторять за взрослым описательный рассказ, состоящий из 2—3 простых предложений, по изучаемым лексическим темам.

4. Формирование навыка пересказа. Обучение пересказу хорошо знакомой сказки («Заюшкина избушка») с помощью взрослого и со зрительной опорой.

Задачи:

Развитие просодической стороны речи

1. Продолжение формирования правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.

2. Совершенствование навыка мягкого голосоведения при произнесении гласных, их слияний, слов, начинающихся с гласных звуков (ударная позиция).

3. Воспитание правильного умеренного темпа речи (по подражанию педагогу).

4. Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями.

Коррекция произносительной стороны речи

1. Закрепление правильного произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в игровой и свободной речевой деятельности.

2. Совершенствование движений артикуляционного аппарата и подготовка к формированию правильной артикуляции звуков всех групп.

3. Формирование правильных укладов свистящих звуков и их автоматизация.

Задачи:

Работа над слоговой структурой слова

Закрепление понятия слог и формирование умения оперировать им.

Совершенствование навыка передачи ритмического рисунка двух- и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов.

Обучение правильному сочетанию односложных слов с одним хлопком, одним ударом, одной фишкой.

Совершенствование фонематических представлений,  развитие навыков звукового анализа и синтеза

1. Закрепление умения различать на слух слова с начальными ударными звуками [а], [у].

2. Формирование умения выделять из ряда звуков гласные [о], [и], начальные ударные звуки [о], [и] в словах и различать

слова с начальными ударными звуками [а], [у], [и], [о] в ряду слов.

3. Совершенствование умения производить на слух анализ и синтез слияний гласных звуков ([ои], [ио], [ао], [оа], [уо], [оу], [иу], [уи]).

4. Закрепление понятий звук, гласный звук и умения оперировать ими.

Обучение элементам грамоты

1. Формирование представления о букве, о том, чем буква отличается от звука.

2. Ознакомление с гласными буквами А, У, О, И.

3. Формирование навыков составления букв из палочек, выкладывания из шнура, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.

4. Формирование навыка составления и чтения слияний гласных букв (АУ, УА, ОИ, ИО, ИА, АИ, УО, ОУ, ИУ, УИ).

3 период  обучения (март, апрель, май)

Лексические темы: «Весна», «Мамин праздник. Профессии наших мам», «Первые весенние цветы», «Цветущие комнатные растения», «Дикие животные весной», «Домашние животные весной», «Перелетные птицы», «Насекомые», «Аквариумные рыбки», «Наш город. Моя улица», «Правила дорожного движения», «Лето. Цветы на лугу»

Задачи:

1. Совершенствование навыка употребления существительных мужского и женского рода в единственном и множественном числе в именительном падеже {рыбка — рыбки, муха мухи, луг — луга, грач — грачи, кот — коты).

2. Дальнейшее обучение пониманию вопросов косвенных падежей и употреблению существительных единственного числа в косвенных падежах.

3. Совершенствование навыка употребления в речи простых предлогов {в, на, у, под, по).

4. Совершенствование умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

5. Формирование умения различать и правильно употреблять в речи глаголы мужского и женского рода в единственном числе в прошедшем времени изъявительного наклонения {сидел — сидела, ходил — ходила, плавал плавала).

6. Совершенствование умения согласовывать притяжательные местоимения и прилагательные с существительными (мой мяч, моя кукла, новая игрушка, новый платок).

7. Формирование умения согласовывать числительные {один, два, пять) с существительными мужского и женского рода (один кот, два кота, пять котов; одна рыбка, две рыбки, пять рыбок).

8. Обучение различению и выделению в словосочетаниях названий признаков предметов по вопросам какой? какая? какое?

9. Обучение распространению простых предложений одно родными подлежащими, определениями, сказуемыми. (Мальчик и девочка пьют сок. На ветках сидят маленькие веселые птички. Катя взяла лейку и полила цветы.).

10. Совершенствование умения составлять предложения из нескольких слов по картинке и по демонстрации действие дополнять предложения недостающими словами (Мама да,,,. Кате: — Мама дала Кате мяч. У машины нет ... У машины нет колеса.).

Задачи:.

  1. Совершенствование умения поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.
  2. Совершенствование умения повторять за взрослым
  3. или с небольшой его помощью описательный рассказ из
  4. 2—3 простых нераспространенных предложений по изучаемым лексическим темам.
  5. Формирование умения составлять рассказы из 2—3 простых предложений о предмете                       по сюжетной картинке.
  6. Формирование навыка пересказа. Обучение пересказу хорошо знакомой сказки («Гуси-лебеди») или небольшого текста с помощью взрослого и со зрительной опорой.

Задачи:

Развитие просодической стороны речи

1. Развитие речевого дыхания и длительного ротового выдоха.

2. Совершенствование навыка мягкого голосоведения.

3. Воспитание правильного умеренного темпа речи.

4. Развитие ритмичности и интонационной выразительности речи, модуляции голоса.

Коррекция произносительной стороны речи

1. Закрепление правильного произношения свистящих согласных в игровой и свободной речевой деятельности.

2. Совершенствование движений артикуляционного аппарата и подготовка к формированию правильной артикуляции звуков всех групп.

3. Формирование правильных укладов шипящих звуков и их автоматизация.

Задачи:

Работа над слоговой структурой слова

1. Совершенствование умения передавать ритмический рисунок односложных слов и двух-, трехсложных слов, состоящих из открытых слогов.

2. Формирование умения делить на слоги двусложные слова закрытым слогом (бидон, вагон) и двусложные слова со стечением согласных в начале, середине, конце (стена, паста, окно).

Совершенствование фонематических представлений,  развития навыков звукового анализа и синтеза

1. Закрепление понятий звук, гласный звук и умения оперировать ими. Формирование понятия согласный звук и умения

оперировать им.

2. Формирование умения выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начала слов.

3. Формирование навыков анализа и синтеза сначала обратных, а потом и прямых слогов с пройденными звуками (ам, ит, ну, по).

4. Формирование умения подбирать слова с заданным звуком.

Обучение элементам грамоты

  1. Закрепление представления о том, чем звук отличается от буквы.
  2. Закрепление знания пройденных гласных букв и умения читать слияния гласных.
  3. Ознакомление с согласными буквами Т, П, Н, М, К.
  4. Упражнения в выкладывании новых букв из палочек, кубиков, мозаики, лепке из пластилина, «рисовании» в воздухе и по тонкому слою манки.
  5. Формирование навыка составления и чтения закрытых и открытых слогов с пройденными буквами.
  6. Упражнения в узнавании пройденных букв, изображенных с недостающими элементами.
  7. Упражнения в нахождении правильно изображенных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв.

Календарно-тематическое планирование лексико-тематических циклов для детей с ОНР 2-го уровня

Месяц

Неделя

Название темы

Месяц

Неделя

Название темы

сентябрь

1

февраль

1

«Профессии. Продавец»

2

2

«Профессии. Почтальон»

3

«Осень. Признаки осени.»

3

«Транспорт»

4

"Деревья"

4

«Профессии на транспорте»

октябрь

1

«Огород. Овощи»

март

1

«Весна»

2

«Сад. Фрукты»

2

«Мамин праздник. Профессии наших мам»

3

«Лес. Грибы. Ягоды»

3

«Первые весенние цветы»

4

«Игрушки»

4

«Цветущие комнатные растения»

ноябрь

1

«Одежда»

апрель

1

«Дикие животные весной»

2

«Обувь»

2

«Домашние животные весной»

3

«Мебель»

3

«Перелетные птицы»

4

«Посуда»

4

«Насекомые»

декабрь

1

«Зима»

май

1

«Аквариумные рыбки»

2

«Зимующие птицы»

2

«Наш город. Моя улица»

3

«Комнатные растения»

3

«Правила дорожного движения»

4

«Новогодний праздник»

4

«Лето. Цветы на лугу»

январь

1

Новогодние каникулы

июнь

1

2

«Домашние птицы»

2

3

«Домашние животные»

3

4

«Дикие животные»

4

Лексико- грамматический словарь для детей с ОНР -2 уровня

Тема

Лексико- грамматический словарь

«Осень. Признаки осени»

Осень, погода, , идти, дуть, теплый, солнечный, дождливый желтый, зеленый, красный 

"Деревья"

Лист, дерево, береза, рябина, дуб, клен, ель, кора, корзина, расти желтый, зеленый, красный

«Огород. Овощи»

Овощи, огурец, помидор, морковь, свекла, репа, редис, кабачок, рвать, таскать, срезать, круглый, длинный, зеленый, красный, желтый

«Сад. Фрукты»

Фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, собирать, убирать, снимать, сладкий, гладкий, выше, ниже, вкусно

«Лес. Грибы. Ягоды»

Искать, грибы, ягоды, белый гриб, мухомор, лисичка, ножка, шляпка, малина, корзина, искать, ядовитый, около, рядом

«Игрушки»

Игрушка, мяч, машинка, кубики, кукла, мишка, голова, туловище, лапа, кузов, кабина, колесо, играть, катать, строить, купать, кормить, новый, большой, маленький, резиновый

«Одежда»

Одежда, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, рукав, карман, надевать, снимать, нарядный, широкий, узкий, шире, уже, больше, меньше

«Обувь»

Тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапожки, каблук, шнурок, утро, вечер, завязывать, развязывать, чистить, удобный, теплый, кожаный

«Мебель» 

стол, стул, кровать, шкаф, кресло,  сидеть, лежать, спать, вешать

«Посуда»

Чашка, чайник, кастрюля, ложка, нож, есть, пить, варить, жарить, новый, красивый

«Зима»

Снег, лед, мороз, идти, дуть, падать, белый, холодный, холодно

«Зимующие птицы»

Птица, голова, крыло, хвост, синица, снегирь, ворона, воробей, сорока, летать, клевать, прыгать

«Комнатные растения»

Растение, стебель, лист, цветок, корень, ухаживать, поливать, протирать

«Новогодний праздник»

Елка, подарок, Дед Мороз, Снегурочка, дарить, получать, петь, танцевать, украшать

«Домашние птицы»

Петух, курица, цыпленок, утка, утенок, гусь, гусенок, кудахтать, крякать, гоготать, пищать, кукарекать, плавать, домашний, пушистый

«Домашние животные»

Животное, корова, лошадь, собака, кошка, коза, мяукать, лаять, мычать, ржать, копыта, грива, рога.

«Дикие животные»

Медведь, волк, лиса, заяц, прыгать, бегать, рычать, выть, мохнатый, рыжий, серый, коричневый.

«Профессии. Продавец»

Работать, продавать, покупать, отпускать, продавец, покупатель, магазин, весы

«Профессии. Почтальон»

Работать, разносить, получать, опускать, почтальон, почта, посылка, письмо, газета, журнал

«Транспорт»

Машина, автобус, троллейбус, трамвай, метро, остановка, самолет, теплоход, поезд, кабина, кузов, колесо, перевозить, ездить, останавливаться, сигналить, грузовой.

«Профессии на транспорте»

Шофер, водитель, летчик, капитан, машинист, работать, водить, управлять, сигналить, внимательный, трудный, ответственный.

«Весна»

Весна, солнышко, проталинка, мать-и-мачеха, ручеек, грач, гнездо, светить, таять, распускаться, строить, выводить, ранняя

«Мамин праздник. Профессии наших мам»

Подарок, цветы, мама, бабушка, прабабушка, папа, дедушка, прадед, сын, дочь, внучка, брат, сестра, племянник, дядя, тётя, заботиться, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, убирать, стирать, мыть, работать, протирать, вытирать, ухаживать, растить, родная, любимая, заботливая, взрослая, маленькая, ласковая, добрая, трудолюбивая, строгая, вежливая, послушная.

«Первые весенние цветы»

Весна, проталинка, подснежник, мать-и-мачеха, цветок, бутон, стебель, листья, крокус, ветреница, мимоза; первый, нежный, белый, желтый.

«Цветущие комнатные растения»

Растение, стебель, лист, цветок, корень, розан, бегония, фиалка, герань, ухаживать, поливать, протирать, подкармливать, опрыскивать, красивый, зеленый, сочный, яркий, нежный, белый, розовый, красный.

«Дикие животные весной»

Медведь, волк, лиса, заяц, еж, белка, детеныш, линять, кормить, маленький

«Домашние животные весной»

Кошка, кот, котенок, собака, пес, щенок, корова, бык, коза, козел, козленок, лошадь, свинья, кормить, поить, чистить, ухаживать, большой, маленький, добрый, забавный, смешной, веселый.

«Перелетные птицы»

Птица, стая, гнездо, крыло, голова, туловище, клюв, лапа, грач, скворец, ласточка, прилетать, носить, строить, выводить, кормить, согревать, маленький, голый, голодный, работящий, желторотый.

«Насекомые»

Насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усы

«Аквариумные рыбки»

Аквариумные рыбки, рыбка, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, аквариум, песок, камни, водоросли, улитка, плавать, дышать, есть, ловить, прятаться, золотой, проворный, большой, маленький, красивый.

«Наш город. Моя улица»

Гусев, янтарный край, река, проспект, парк, сквер, площадь, красивый, прекрасный, строить, любить, беречь, гордиться.

«Правила дорожного движения»

Правила дорожного движения, светофор, переход, пешеход, водитель, переходить, переводить, соблюдать, красный, желтый, зеленый, опасный, дорожный.

«Лето. Цветы на лугу»

Лето, наступать, припекать, подниматься, расцветать, созревать, отдыхать, загорать, купаться, кататься, собирать, плести, нюхать, ловить; лето, дача, река, море, лес, пляж, футбол, корзинка, сачок, удочка, рыба, грибы, ягоды, цветы, одуванчик, ромашка, колокольчик, василек, клевер, земляника, подберезовик, сыроежка, мухомор, туча, дождь, гроза, гром, радуга; теплый, загорелый, разноцветный, глубокий, солнечный; жарко, тепло, весело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование для детей с ОНР IV уровня

перспективное планирование на 2012-2013 уч. год (подготовительная к школе группа)...

Перспективное планирование логопедической работы по развитию фонематического восприятия (старшая группа компенсирующего вида для детей с ЗПР)

Представлено перспективное (годовое) планирование работы учителя-логопеда по развитию фонематического восприятия (подготовка к обучению грамоте) для старшего возраста группы ЗПР....

Перспективное планирование логопедической работы в средней группе

Перспективное планирование логопедической работыв средней группе...

Перспективное планирование логопедической работы

Перспективное планирование логопедической работы...

Перспективное планирование логопедической работы на логопункте

Перспективное планирование логопедической работы на логопункте из расчета 0,5 ставки...

Методическая разработка: перспективное планирование логопедической работы

Представлено полное перспективное планирование в младшей и средней возрастной группе для дошкольников с тяжелым нарушением речи...

Перспективное планирование логопедической работы в подготовительной к школе группе для детей с ТНР на 2018-2019 учебный год

Перспективное планирование  логопедической работы в подготовительной к школе группе для детей с ТНР на 2018-2019 учебный год....