Конспект занятия "Осень"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Кулагина Ирина Александровна

Конспект фронтального занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме "Осень".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_25.09.17.docx849.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема Осень.

Коррекционно- образовательные задачи: обобщение и систематизация представлений об осени и типичных осенних изменениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень» (осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, период, месяц, туман, листопад, лист, клен, дуб, осина, рябина, тополь, ясень, ель, сосна; осенний, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, ранний, поздний, золотой, прекрасный, грустный, богатый, падать, лететь, шелестеть, сохнуть, желтеть, краснеть). Совершенствование навыка рассматривания картин, формирование целостного представления об изображенном на них. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных). Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложных предложений с противопоставлением).

Коррекционно- развивающие задачи: развитие связной речи, фонематических представлений (развитие звукового анализа слов), дыхания, речевого слуха, мышления, творческого воображения, тонкой моторики.

Воспитательные задачи: воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, творческой активности.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.

Логопед. Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят:

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!

Так говорит об осени русский поэт Аполлон Майков. Мы тоже сегодня будем говорить об осени. Чем, по- вашему, пахнет осень?

  1. Рассматривание репродукций картин Ильи Левитана «Сумерки. Луна» и Федора Васильева «Болото в лесу».

Логопед. Как вы думаете, почему я выбрала для вас именно эти картины? Что их объединяет? Какое время года на них изображено?

Что вы видите на переднем плане картины Левитана? Что растет по берегам озера? Опишите небо, которое нарисовал художник. Как вы думаете, какое время суток изображено на картине? Как вы думаете, там, в лесу, изображенном на картине, тепло или холодно?

Ответы детей.

Логопед. Хорошо. А теперь посмотрите на вторую картину. Что художник изобразил в центре?

Дети. Художник нарисовал болото в лесу.

Логопед. Что мы видим по краям болота? Что его окружает? Что художник изобразил справа и слева на пригорках? Какие деревья мы видим на переднем плане? Какое небо мы видим над болотом? Как вы думаете, какое время суток на картине?

Ответы детей.

  1. Игра «Осенние листья». Вы узнали на картинах разные деревья. А знаете ли вы, какие листья на разных деревьях? Поиграем с мячом.

Листья на березе- березовые

На клене-

На осине-

На рябине-

На ясене-

На дубе-

На тополе-

На липе-

  1. Физминутка. Картотека.
  2. Сравнение репродукций картин И. Левитана и Ф. Васильева.

Логопед. А теперь давайте сравним картины и расскажем об этом. Я буду начинать предложение, а вы его заканчивать. На первой картине изображено озеро…

Дети. …а на второй болото.

Логопед. На первой картине изображен поздний вечер…

Дети. …а на второй картине- день.

Логопед. На первой картине изображено ясное чистое небо..

Дети. …а на второй- небо, покрытое густыми облаками.

Логопед. А теперь сами составьте предложение о деревьях на обеих картинках.

Дети. На первой картине изображены березы и сосны, а на второй березы и клены.

Логопед. На той и на другой картинах изображена прекрасная золотая осень.

  1. Упражнение «Осенние листья». На столе стоит большой таз с водой, в которую логопед бросает сухие листья.

Логопед. Вы сказали, что в лесу на берегу озера шумит ветер. Сейчас вы станете этим ветром. Подуйте на листики так, чтобы они поплыли по воде. Помните, как нужно правильно дуть? (вдох через нос, а потом подуть, вытянув губы трубочкой и не раздувая щеки).

  1. Артикуляционная гимнастика. (приложение 1)
  2. Обводка и штриховка кленовых листьев. Работа в тетради. (Н. В. Нищева. Тетрадь для подготовительной к школе группе).
  3. Упражнение «Составь схему». Мы очень много говорим о деревьях сегодня, выложите схему слова ДУБЫ.

С

К

С

К

Логопед. Молодцы, отлично справились, а теперь скажите, сколько звуков в слове дубы?

Дети. Четыре звука.

Логопед. Произнесите их по порядку.

Дети. д, у, б, ы.

Логопед. Сколько гласных звуков в этом слове?

Дети. Два. а, у.

Логопед. Сколько согласных звуков?

Дети. два. д, б.

Логопед. Какие это согласные? Расскажите о них.

Дети. д- согласный звонкий твердый.

           б- согласный звонкий твердый.

Логопед. Отлично. Вы выполнили все мои задания.

  1. Окончание занятия. Логопед предлагает каждому из детей (по возможности) рассказать о том, какая из картин понравилась ему больше и почему. Потом они вспоминают, чем они занимались, а логопед оценивает их работу.

Литература.

  1. Н. В. Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 6 до 7 лет. Сентябрь- январь. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2015. – 448 с.
  2. Лазаренко О. И. Артикуляционно- пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. / О. И. Лазаренко. – М.: Айрис- пресс, 2011.- 32с. – (Популярная логопедия).

 

Приложение 1.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....