Общее недоразвитие речи
консультация по логопедии на тему

В статье описываются особенности речи детй, имеющих общее недоразвитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchee_nedorazvitie_rechi.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Общее недоразвитие речи

Начиная с древнейших времен,   в основные понятия правильной речи включали:

  • ясность;
  • отчетливость;
  • чистоту произношения;
  • богатство и точность используемых слов;
  • содержательность и последовательность, логичность, грамматическую правильность, лаконичность, краткость и простоту выражений;
  • эмоциональную выразительность;
  • умеренную громкость;
  • сдержанность, умеренность и уместность жестикуляции;

-   красивую манеру поведения в разговоре и выступлениях.

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР)

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Причин возникновения ОНР великое множество. Это сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушений созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных воздействий во внутриутробном периоде развития, во время родов, а также в первые годы жизни ребенка.

ПРИЗНАКИ  ОНР

При общем недоразвитии речи у ребенка нарушены все компоненты речи: от  полной неспособности соединять слова во фразы до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства.

Различают три уровня речевого недоразвития.

ОНР I уровня.

Связная речь у такого ребенка отсутствует. В ней имеются отдельные многозначные аналоги слов, часто звукоподражательного плана, например:

  • собака, коза, корова, баран – «ава»;
  • машина, корабль, ракета, велосипед – «ту-ту»;
  • упасть, сесть, лечь, спуститься – «па»;
  • есть, пить, кусать, жевать – «ам» и т.д.

ОНР II уровня.

У детей отсутствует связная речь. Слова произносятся искаженно. Звукопроизношение нарушено. Речь напоминает речь иностранца.

  • самолеты – «алёти»;
  • голова – «гава»;
  • огурец – «дулесь» и т.д

ОНР III уровня.

Словарный запас таких детей ограничен. В нем отсутствуют или наличествуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий и их признаков.

Наиболее характерные трудности в словаре касаются знания и называния:

  • глаголов, выражающих уточнение действия (лакает, лижет, грызет, откусывает, жует – все выражается глаголом «ест);
  • частей предметов (локоть, кисть, ствол, подъезд, вымя, кабина, фары и т.д.);
  • приставочных глаголов (подошел, отошел, пришел, перешел, ушел – заменяются глаголом «идет»);
  • антонимов (дети затрудняются в подборе слов противоположных по значению: глубокая – мелкая, густой – жидкий, храбрый – трусливый, гладкий – шершавый…);
  • относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный, вишневый, грушевый, земляничный…)

                В грамматическом строе речи распространены ошибки:

  • в употреблении предлогов («Платок лежит кармане», «Мама взяла книгу от полки», «Мы приехали с надачи»);
  • согласовании частей речи («подошел к два коня», «Кошка идет по крышу»);
  • построении предложений («Почему что ежик кололся, почему что девочка и плачет», «Петя шел лес грибы собирать»).

В фонетическом плане дети:

  • неверно произносят звуки; не различают на слух и в произношении  близкие по звучанию твердые - мягкие, звонкие - глухие, а также С-Ш, З-Ж, ТЬ-Ч, СЬ-Щ, Л-Р и т.п.;
  • искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов (милиционер – «милионер», фотография – «атагафия», велосипед – «сипед», «велик»);
  • не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, звуковые и слоговые сочетания (кот-кит-ток; па-ба-па; фта-кта…).

Развернутые высказывания детей отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью.

Наряду с указанными речевыми особенностями у детей с ОНР недостаточно сформированы процессы, тесно связанные с речевой деятельностью:

  • нарушены внимание и память (с трудом восстанавливают порядок расположения предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках-шутках, не всегда выделяют предметы и слова по заданному признаку);

- нарушены мелкая (пальцевая) и артикуляционная моторика (пальцы малоподвижны, движения их неточны и несогласованны, неправильно держат ложку, карандаш, не могут зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы и т.д.);

  • недостаточно сформировано словесно-логическое мышление (испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков, их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Например: «Взошло солнце, тому (потому) что стало тепло», «Автобус едет быстрее велосипеда – он больше»).

Если вы заметили у своего ребенка вышеперечисленные симптомы, немедленно обратитесь к логопеду и врачу-психоневрологу. Они будут вашими первыми помощниками в развитии речи ребенка.

Помните, что ОНР само не проходит. Чтобы избавиться от этой серьезной проблемы необходима помощь специалистов. Для достижения наибольших результатов в обучении и воспитании ребенка с ОНР необходима тесная работа многих педагогов (логопеда, психолога, воспитателей, младшего воспитателя) и родителей ребенка.

Рекомендации родителям

  • Старайтесь развивать двигательную сферу ребенка - это средство предупреждения утомления, улучшения общего состояния, активизации внутренних резервов организма.
  • Развивайте мелкую моторику рук - формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности!      
  • Играйте с ребенком для развития логического мышления, зрительного, слухового восприятия и внимания, всех основных психических процессов в детские настольные игры, лото.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.

Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

«Индивидуальная траектория развития и успешной социализации учащегося с нарушениями речи (общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием); с нарушениями опорно-двигательного аппарата Школы раннего развития «Успех» Громовой Киры.»

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, дос...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

характеристика нарушений фонематических операций у детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

С точки зрения Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи – разные сложные речевые нарушения, при которых у детей страдает развитие всех сторон речи, относящихся к ее...

Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи

Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития....