Виды речевых нарушений. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников.
презентация к уроку по логопедии (старшая группа) на тему

Назарова Татьяна Николаевна

Ребенок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен постепенно усвоить артикуляционные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; различать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом заключается овладение системой фонем данного языка.

При правильных условиях воспитания дети достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения. В это время ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками; он узнает неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением. В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень фонематического развития; они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Все это составляет основу для овладения звуковым анализом и синтезом и является необходимым условием для усвоения письма и чтения в школьный период.

Однако изучение речевого развития большого количества школьников показало, что в возрасте 5-6 лет имеется достаточно высокий процент детей, у которых отмечаются выраженные отклонения в формировании как произносительной стороны речи, так и ее восприятия, и их готовность к обучению во многом зависит от своевременного преодоления этих недостатков речи.Мы говорим о категории детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия, различения и произношения фонем. В картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность звуковой ее стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостатки речи при этом не ограничиваются неправильным произношением звуков, но выражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи.

Проблемой коррекции ФФН в отечественной логопедии занимались Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, М.Ф. Фомичева, Л.Г. Парамонова.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon ffnr.pdf488.52 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме "Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников"

Описание речевых особенностей детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это  нарушение  процессов формирования произношения у детей с различными речевыми  расстройствами  из-за дефектов восприятия и произноше...

Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.

Данная работа посвящена коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста, в частности  формирования произносительной системы родного языка  вследствие дефектов восприятия и произн...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в логопедической группе МКДОУ «Детский сад №10 г. Киренска»

   Данная   программа  является модифицированной  программой и разработана на основе  следующих программ:·        Т....

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в условиях логопедического пункта

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дет...

Технология коррекции нарушений фонетико-фонематических процессов у дошкольников с ФФН

Проблема фонетико-фонематического недоразвития у детей с нарушениями речи в условиях общеобразовательной группы детского сада является одной из актуальных. Отсутствие полноценного восприятия фонем фор...

Рабочая программа по коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образован...