Игра «КВН» - как способ преодоления общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Бабенко Нина Юрьевна

В статье рассказывается о досуговой работе с детьми старшего возраста, проводимой в форме КВНа. Прилагается разработанный логопедом  конспект КВНа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра  «КВН» - как способ преодоления  общего недоразвития речи  у детей старшего дошкольного возраста.

Бабенко Н.Ю. учитель-логопед  МБДОУ №34, «Чиполлино», р.п.Выездное

 Игра является важнейшим условием успешного воспитания развития ребенка. Об этом говорили такие известные педагоги и психологи, как К.Д.Ушинский, Д.Б. Эльконин,  который в одной из своих работ писал:  «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра  влияет на формирование основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных».

Работая с дошкольниками, занимаясь коррекцией  и развитием речи, логопед не может не воспользоваться множеством разнообразных игр.

При планировании каждого занятия, каждый логопед  помнит:

- что игра, это ведущая деятельность дошкольника;

- что, прежде всего в игре осуществляется познавательное развитие детей;

- что  игровая деятельность способствует расширению и углублению знаний получаемых детьми на занятиях;

- что игра повышает интерес ребенка к занятию, способствует лучшему усвоению материала занятий.

Особенно это касается детей с общим недоразвитием речи. Наряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития, она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования диалогической и монологической речью, обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи.

Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета,  так называемые  игры – драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.

Учитывая все  вышесказанное, используя различные игры,  была подготовлена  большая игра:  «КВН», которую планировалось  провести как итоговую по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе,  на одном из этапов работы. Эту игру мы с детьми готовили к  показу перед родительским собранием.  

 Наш  «КВН» состоит исключительно из игровых моментов, начиная с подготовки. Мы, вместе с детьми долго придумывали названия команд, затем к названиям мы придумывали и рисовали эмблемы каждому участнику КВН. Дети сами рисовали, все вместе обсуждали рисунки и выбирали лучшие. Здесь уже прослеживается методика проведения игры:

- игра не должна быть слишком простой, или слишком трудной. Она должна принести детям пользу  и радость;

-  в начале игры необходимо создать игровое настроение;

- игра должна быть занимательной, нужно создать условия для умственной активности всех детей;

- в каждую следующую  игру следует вводить варианты с усложнением задач, чтобы дети,  усвоив тот или иной  способ решения, могли применить его при решении  задач другого содержания, более сложного.

 Далее при составлении плана игры «КВН», придумывая задания для каждого этапа игры, необходимо руководствоваться основным дидактическим принципом: от простого - к сложному. Каждое задание практически должно вытекать  из предыдущего.

 Музыкальный конкурс (Хоровые игры и игры с пением)  имеет коррекционную цель, как отмечалось выше он способствует выразительности речи и формированию общей моторики, что, как правило нарушено у детей с ОНР.

 Театрально- игровая деятельность, использованная в игре, оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективном творчестве проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.

  Подготовка к КВНу очень увлекает  детей, а сама игра проходит, как праздник.

 Игра «КВН» может быть наполнена различным содержанием. Эту игру можно использовать  на различных этапах логопедической работы, по преодолению любого вида речевого недоразвития.  

Логопедический досуг.

( по обучению грамоте детей с ОНР ).

КВН  (клуб веселых и находчивых).

Цель: закрепление навыков чтения слов и предложений с буквами- В, Д, Ш, анализ и синтез слов типа: СГС СГ;

 СГ СГС; работа над интонационной выразительностью речи; развитие артистичности, уверенности в себе; коррекция общей моторной неловкости.

 Оборудование: буквы, схемы слов, таблицы, разрезная азбука.

Каждый конкурс оценивает жюри - выставляет оценку по 5-ти бальной системе. В итоге подсчитывается общее количество баллов и отмечается команда- победитель.

Ход занятия.

1.   Приветствие.(двух команд)..Всем, всем, всем! Начинаем КВН.

Команда «Знайки»:

Мы пришли на этот праздник

Чтобы не лениться

На вопросы отвечать, петь и веселиться.

Мы соперникам своим

«Грамотеям» говорим:

С вами мы сразимся

И так просто не сдадимся.

Команда «Грамотеи»

А мы команде «Знайки»

Шлем пламенный привет

И от души желаем

Знать правильный ответ.(все).

  2. Разминка.            Состоит из 4-х конкурсов.

Л-д: - Я задам сейчас вопросы. Отвечать на них не просто.

(отвечает тот, кто первый поднимает флажок)

1-ый конкурс.

   Задачи.

1. Черные птички                                   2. 33 родных сестрицы

    На каждой страничке.                            Писаных красавицы  

    Молчат, ожидают,                                 На одной живут странице

    Кто их угадает.                                      А повсюду славятся?

      (буквы)                                                                     (буквы)

3. Что находится между дверью и стеной?.  (буква-И)

4.Чего нет в России

   Найдётся в Москве,

   Нет в Петербурге,

   А видно в Неве?     (буква-В)

5. Черный Ивашка-деревянная рубашка.

    Где носом пройдет, там заметку кладет..      (карандаш).

 

6. Не кусает, а с листочками,

    Не рубашка, а сшита,

    Не человек, а рассказывает.           (книга).

                                            2-ой конкурс.        

                               ( Задание на слуховое внимание.)

 

Л-д: - Я прочитаю стих-ие « Лесная академия», а потом скажу задание.

(стр 14-15 «Развивающие игры для дошкольников»)

- Какие буквы изучали ученики лесной академии?

                                            3-ий конкурс.      

                                      ( Игры с буквами.)

      Кто быстрее и правильно выполнит задание.

 

  1.Выложи слова:

 

каша-шуба           Маша-Даша    шаг-шум       кошка-мышка

                                         4-ый конкурс.  

                                       Конкурс чтецов.

   Чтение скороговорок. (каждая команда по очереди читает чистоговорки-скороговорки, выученные в течении учебного года по заданию логопеда, а жюри в итоге выставляет итоговый балл).

  3. Домашнее задание.

1). Инсценировки.

«Знайки»- Какого цвета снег?

« Грамотеи»- « Медведь и солнце»

2) Подбери слово к инсценировке. (раскладываются слова из текстов инсценировок, каждая команда должна найти свои слова).

  4. Музыкальный конкурс.

 

« Знайки» -   песня «Улыбка», игра « Кто пасется на лугу»

«Грамотеи» - песня «Кузнечик», игра « Чучело»

   5. Конкурс капитанов.

 

1).Сколько слогов в слове:  (дети поднимают карточки с цифрами от 1до 5.)      

бу-ма-га      у-ши          зонт      На-та-ша        душ     у-тя-та

волк             че-ре-па-ха

2). Сколько звуков в слове?  (то же самое)

сом     кит       Маша           шуба       кошка        пушка

3). Схема слов. Кто быстрее?

                        канат                  кошка

                        шум                    душ

                        мышка               батон

4). Чтение таблиц. (капитан назначает чтецов).

Дети читают таблицы с текстами(по 2 таблицы).

5).Выложить слова из заданных букв. ( на каждом столе лежит заготовленный набор  букв, из которых дети должны выложить

слова типа: вагон, банан и т д.

 

6. Итог. Общий танец.( из репертуара группы).

                      Мы думали и веселились

                      и даже спорили порой,

                      но очень подружились

                      за нашею игрой.

                      Игра игрой сменяется.

                     Кончается игра!

                     Но дружба не кончается.

                     Ура! Ура! Ура!

 

     

Логопедический досуг.

( по обучению грамоте детей с ОНР ).

КВН. (клуб веселых и находчивых).

                             Разработан и проведён

                             учителем-логопедом  Бабенко Н.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - практикум для родителей "Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста в играх"

В данной консультации раскрывается необходимость работы с детьми по развитию фонетико-фонематических процессов. Подобран и представлен практический материал в виде игр и упражнений, который родители м...

Метод наглядного моделирования в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста

методические рекомендации для педагогов, работающих в логопедических группах.«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»...

«Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста посредством коррекционных сюжетно-тематических занятий».

Мастер-класс о том, как используя сюжет  и объединяя  различные виды деятельности   и  разные пед. технологии  развивать все компоненты  устной речи детей....

Мастер-класс для педагогов ДОУ ""Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Цель мастер-класса - повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использованеия техники "сторителлинг"...

Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Реформы в сфере образования и модернизации современного общества учат педагогов совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приемы, технологии при организации образовате...

«Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

   Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй». Техника «сторителлинг» очень многогранная, мног...


 

Комментарии

Беляева Наталья Ивановна

Старшим дошкольникам такие игры интересны. Если у ребенка будет интерес и мотивация, то и результат не заставит себя ждать.