Конспект коррекционно-развивающего занятия "В поисках сокровищ"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Човгун Светлана Витальевна

Расширение, систематизация представлений о транспорте, автоматизазация звука  [Ш] в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_poiskah_sokrovishch.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  коррекционно-развивающего занятия на тему

«В поисках сокровищ» для детей  старшей группы

Учитель-логопед Човгун С.В.

Цель: Расширение, систематизация представлений о транспорте, автоматизация звука «Ш» в речи.

Коррекционно-образовательные задачи: 

-Закрепить и углубить знания детей о транспорте.

-Продолжать обучать детей отвечать полными ответами  на поставленные вопросы;

- Согласовывать существительные с числительными;  

 -Развивать диалогическую речь,  воображение, мышление, фонематические процессы,       ориентирование в пространстве.

 -Упражнять малышей в подборе однокоренных слов. Учить воспитанников логично объяснять их значение.

 -Продолжать учить детей отвечать на вопросы, употреблять  разные типы предложений.

 -Привлекать малышей к активному участию в коллективной беседе, формировать умение  высказывать свое мнение, передавать свои впечатления. Продолжать учить детей фантазировать и составлять творческие рассказы.

Коррекционно-развивающие задачи:

- Развитие общеречевых навыков

- Развитие слухового внимания, памяти, вербально-логического мышления.


Оборудование:

 Костюмы героев сказки, сундук, шоколадные монетки, яблоки, шкатулка, корзина с морковью, табурет, домик, искусственная сосна, шишки,  открытка с изображением сюжета сказки, коврик, карта сокровищ.

Ход занятия:

I. Организационный момент, создание эмоционального фона занятия

Логопед. Дети, вы любите путешествия? (Да) Хотите отправиться в путешествие за сокровищами? (Да, хотим!)
Мы с вами отправимся в Лесное царство. Но как мы туда доберемся? На каком транспорте туда можно поехать? (на поезде, на ракете, на самолете)
А теперь я вам покажу рисунки, а вы узнаете, на  чем еще можно добраться до Лесного царства.
Логопед показывает картинки, дети по очереди называют на чем можно путешествовать (на автомобиле, на лошадях, на воздушном шаре, пешком).
Логопед. Можно доехать любым из этих видов транспорта, но поскольку мы в сказке, предлагаю полететь на волшебном ковре-самолете.
Для этого нужно произнести волшебные слова:
Шим шалябим
Ашалай бахалай
Ушки мушки
Ашки машашки
Раз, два, три!
Волшебный самолет, лети!

Дети берутся одной рукой за ковер, вторую поднимают вверх, делают движения вверх — вниз, имитируя полет, мелкими  шагами  бегут на носочках на полянку (коврик).

Логопед. Ой, как ветер шумит! Слышите? Покажите, как он шумит.
Дети произносят: «Ш-ш-ш».


II. Основная часть.


1. Демонстрация карты сокровищ

Логопед. Дети, как же мы будем искать сокровища, ведь мы не знаем, где они!
Дети предлагают свои варианты поиска.

Логопед.Ой, смотрите! А под сосной что-то лежит… Да это  карта! По ней мы и будем искать сокровища!
Показывает ее детям, вывешивает на доску.


2. Игра «Добавь словечко»

Логопед. Мы с вами оказались на поляне. Как же здесь красиво! Что это за дерево тут растет? (Сосна)
А что под сосной лежит? (Шишки)
Повторите полным предложением: Под сосной лежат шишки.
Давайте  поиграем в игру «Добавь словечко». Я читаю вам строчку из стихотворения, а вы продолжаете его.
Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай—ка,

Кто же это? …(Зайка!)

3. Встреча с зайцем

Банни. Здравствуйте, дети, меня зовут зайчик Банни!
Дети (хором). Здравствуй, Банни!
Зайчик. Как хорошо, что я вас встретил! Я насобирал моркови в  огороде, а сколько у меня морковок — не знаю, потому что считать не умею. Что же мне делать? Поможете мне?
Логопед. Ну что, дети, поможем зайчику, ведь вы умеете считать?
Дети. Да, поможем!
Логопед. Посчитаем вместе. Одна морковка, две морковки, три морковки, четыре морковки, пять морковок, шесть морковок.
Сколько морковок собрал зайчик? (Шесть) Давайте произнесем вместе.
Логопед:. Зайчик, мы ищем сокровища, не знаешь, где их искать?
Зайчик. Не знаю, спросите у мышки, она все знает.


4. Встреча с мышкой

Мышка (идет и говорит):
Я мышка-скреботушка, у меня острое ушко. Что вы хотите знать, у меня можете узнать. Все охотно  расскажу вам, только повторите слова: «Мыши, мыши, Идите тише! Как увидите щелочку, Сразу шасть в нее !»
Дети повторяют.
Зайчик. Мышка, мы ищем сокровища, не подскажешь, где они спрятаны?
Мышка. Подскажу, но сначала поиграйте со мной, а то мне скучно!


5. Игра «Повтори за мной»
Дети становятся в круг. Мышка показывает движения, дети повторяют за ней.
— Как шумит ветер?
Дети поднимают и опускают руки, произнося при этом звук [ш-ш].
— Как ползет змея?
Дети изображают змею с помощью движений руки, шипят
— Как надувается шар?
Дети (становятся в круг, берутся за руки. Произносят вместе.)

Надуваем быстро шарик, (Делают большой круг.)

Он становится большой. (Разводят руки в стороны.)

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.  : «Ш-ш-ш».
(Сужают круг.)

Мышка. Спасибо, детки, что поиграли со мной, развеселили меня! Идите по тропинке прямо, там встретите Лесную фею, она вам подскажет, что делать дальше.
Логопед. Дети, а может, пригласим мышку в нашу компанию?
Зайчик. Пойдем с нами, будет веселей! Мышка. С удовольствием!
Логопед. Посмотрите на нашу карту сокровищ: правильно ли мы идем?
На карте изображены герои сказки, которые спрятаны под чистым листом бумаги.
Логопед (открывает первый лист, на котором изображен заяц). Зайчика в лесу встретили?
Дети (хором). Встретили!
Логопед (открывает следующий рисунок). А мышку видели?
Дети. Видели!
Логопед. Итак, мы правильно идем, идем дальше!
Дети идут за логопедом по кругу друг за другом на носочках.


6. Встреча с Лесной феей. Игра «Телеграфисты»

Фея. Добрый день, милые малыши!
Дети. Добрый день, Фея!
Фея. Зачем вы к нам пожаловали?
Мышка. Мы хотим найти сокровища, а где их искать, не знаем.
Фея. Хорошо, я скажу вам, но только шепотом, чтобы никто не услышал.
Дети становятся в круг. Фея говорит шепотом на ушко одному ребенку слово, малыши передают его друг другу, а последний произносит это слово вслух.
Логопед. Так где же спрятаны сокровища? (В ящике) Мышка. Хочешь пойти с нами? Фея. Конечно! Буду рада!

7. Встреча с ежом. Игра «Угадай-ка»

Логопед. Идем дальше. Ой, кто идет! Отгадайте загадку.
Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.
Дети. Ёжик!
Ёжик. Малыши, куда вы идете?
Фея. Мы идем за сокровищами.
Ёжик. А вам не страшно одним в лесу блуждать? (Нет!)
Логопед. Давайте вместе с ежиком поиграем в игру «Угадай-ка».
У ежа в коробочке спрятаны картинки с изображениями вещей, в названии которых есть звук [ш] и яблоки. Дети должны поставить вопрос таким образом, чтобы ежик отвечал только «да» или «нет», ежик спрятал картинку с изображением одежды (шорты).
Дети (задают вопрос):
Это посуда? (Нет)
Это фрукт? (Нет)
Это одежда? (Да)
Цвет синий? (Нет)
Красный? (Да)
Это носят мальчики? (Да)
Это носят зимой? (Нет)
Это носят летом? (Да)
Эта одежда  длинная? (Нет)
Короткая? (Да)
У этой одежды есть рукава? (Нет)
Это шорты? ( Да)

Далее ежик прячет картинку с изображением мебели (шкаф).
Дети (спрашивают):
Это животное? (Нет)
Это посуда? (Нет)
Это мебель? (Да)
Деревянная? (Да)
Низкая? (Нет)
Высокая? (Да)
На этом лежат? (Нет)
На этом сидят? (Нет)

Вешают одежду? (Да)
Это шкаф? (Да)


Ежик. Угадали! Ёжик прячет яблоки.
Дети (задают вопрос):
Это овощ? (Нет)
Это транспорт? (Нет)
Насекомое? (Нет)
Это фрукт? (Да)
Он желтый? (Нет)
Он красный? (Да)
Овальный? (Нет)
Он круглый? (Да)
Он кислый? (Нет)
Сладкий? (Да)
Из него варят варенье? (Да)
А сок ? (Да)
Это яблоко?

Ежик. Да, это яблоко.

Логопед (заглядывает в коробочку). Дети, а у ежика здесь не одно яблоко. (Достает яблоки.) Давайте посчитаем их. Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок, шесть яблок. Сколько у ежика яблок?
Дети (хором). Шесть.
Логопед. Ёжик, мы дарим тебе яблочко, ты ведь любишь их?
Ежик. Очень люблю! Спасибо!

Логопед.Так где же сокровища?
Ежик. Нужно найти домик гномов, они знают, где спрятаны сокровища.
Фея. Пойдем с нами, ежик. Охотно!
Дети вместе с логопедом идут по кругу, подходят к карте сокровищ, разглядывают.
Логопед. Зайчика видели? (Да!) Мышку встречали? (Да!) (Открывает следующие чистые листы.). Фею встретили? (Была Фея.) А ежик был? (Да!) Итак, идем правильно. Ну что, продолжим путь?!
Дети (весело). Да!

8. Встреча с гномами
Логпед:

Вот стоит обычный дом.

В нем живет обычный гном.

Возле дома плещет речка.

Ловит рыбу гном с крылечка.

Логопед. Здравствуйте, гномики! Мы в лесу сокровища ищем. Помогите нам!
Гномы. Сокровища лежат в ящике, под сосной, но, чтобы туда добраться, нужно пройти через реку.

9. Игра «Звуковой мостик»

Логопед. Нам нужно пройти через реку и добраться до другого берега. Что нам делать? На чем переправиться? (на лодке, катере, корабле) Лодка, катер, корабль — как мы назовем это одним словом? (Транспорт) Какой это вид транспорта? (Водный) Дети, мы же с вами в сказке, поэтому предлагаю перейти через реку по волшебному мостику. Но этот мостик не простой, этот мостик звуковой. Пройдет тот, кто назовет слова со звуком [ш].
Один ребенок называет слово и проходит через мостик. Другие дети сопровождают правильный ответ аплодисментами.
Логопед. Ну вот и добрались. Теперь покажите, где лежит шкатулка.
Гномы. Мы покажем, но взамен просим вас помочь нам изготовить открытку для Белоснежки. У нее сегодня день рождения.
Логопед. Поможем, дети? (Да!)

10. Выполнения коллективной работы

Дети садятся за стол. На столе лежит большая открытка, клей, кисточки, вата, картинки с изображением шишек.
Логопед. Дети, давайте украсим нашу открытку: приклеим снежки из ваты, а на сосну наклеим шишки.
После выполнения работы логопед предлагает посчитать, сколько наклеили шишек. Считают вместе: «Одна шишка, две шишки, три шишки, четыре шишки, пять шишек, шесть шишек, семь шишек, восемь шишек».
Логопед. Сколько шишек? (Восемь)

11. Встреча с Белоснежкой
Логопед

За горами, за лесами,
В избушке гномов, на горе,
Живет та, что всех милей,
Чье лицо всего белей.
Белоснежка (выходит, танцуя). Добрый день, малыши! Дети. Здравствуй, Белоснежка!
Гномики вместе с детьми вручают Белоснежке подарок — открытку.
Дети (хором). С днем рождения, Белоснежка!
Белоснежка. Спасибо вам, дорогие друзья! Я очень рада подарку!
Дети водят вокруг Белоснежки хоровод, исполняя песню В. Шаинского «День рожденья».


III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.


1. Сюрпризний момент

Логопед. Белоснежка, пойдем с нами искать сокровища!
Белоснежка. Спасибо, мне будет весело пойти с вами!
Логопед. Гномики, вы же обещали показать, где лежит шкатулка!
Все идут за гномами, находят ящик под зеленой сосной. Открывают его, а там — золотые монетки (шоколадные конфеты).
Дети (радостно кричат). Ура!

2. Подведение итогов занятия

Логопед
Ребята! Понравилось ли вам наше путешествие?
Кто мне скажет, кого мы встретили в лесу?
Какие слова со звуком [ш] вы запомнили?
А теперь пора возвращаться из сказки в нашу группу. Давайте садиться на наш волшебный ковер-самолет.

Дети произносят волшебные слова и «летят».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия в средней группе "Поход за продуктами"

Занятие направлено на развитие познавательных психических процессов и речи...

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и  об осенних изменениях в природе....

Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы МБДОУ ДСКВ №12.

Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной  к школе группы МБДОУ ДСКВ №12....

Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия по сказке "Зимовье зверей" для детей с ЗПР старше-подготовительной группы

В конспекте представлен полный конспект открытого занятия, проведенного совместно  с педагогами группы (воспитателем и учителем-дефектологом)....

Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия в средней группе. Лексическая тема: "Транспорт"

Данный конспект предназначен для детей средней группы детского сада. Развитие зрительного и слухового внимания, речевое развитие - словоизменение и словообразование....

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую  сказку»Цель: Способствовать гармоничному развитию и пси...

Конспект коррекционно-развивающего игрового занятия по сказке «Репка»

Занятие направлено на создание условий для формирования познавательной и речевой активности детей средствами театрализованной и музыкальных игр....