Пересказ русской народной сказки "Лиса и журавль"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Хижняк Наталья Валериевна

Конспект занятий преднозначен для детей 6-7 лет с ОНР. Цель: Обучать связному последовательному пересказу по опорным картинкам.

Дети обучаются пересказу  близко к тексту по ролям, расширяется имрессивный словарь, грамматическийй строй речи, развивается артистизм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_k_seminaru_lisa_i_zhuravl_-_kopiya.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №131»

Конспект организованной образовательной деятельности

по развитию связной речи на тему:

«Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль».

Подготовила:

Учитель-логопед

Высшей квалификационной категории

Хижняк Н.В.

Цель: Обучать связному последовательному пересказу по опорным картинкам.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-обучать детей составлять пересказ близко к тексту по ролям;

-расширять импрессивный словарь;

- закреплять умение образовывать относительные прилагательные, использовать в речи сложноподчинённые предложения;

-развивать у детей творческие способности и артистизм.

Коррекционно- развивающие:

- развивать слуховое внимание, восприятие, память;

- совершенствовать мелкую моторику;

-развивать умение осуществлять действия по заданному алгоритму;

- закреплять умение выделять существительные признаки предметов, устанавливать взаимосвязь, делать выводы;

- совершенствовать навыки поисковой деятельности.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать умение слушать друг друга, договариваться и сотрудничать;

- формировать дружественные отношения между детьми.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация к занятию, книга, очки, платок, кувшин, мелкая тарелка, полоски красного картона, вода, шапочки лисы и журавля, стол, стулья

Предварительная работа: ознакомление со средой обитания, повадками лисы и журавля.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Чтение художественной литературы».

Организационный момент:

(личностные универсально- учебные действия )

Дети входят в зал под музыку «В гостях у сказки», здороваются с гостями, садятся на стулья.

Логопед: Ребята, сегодня мы будем заниматься необычным делом, закройте глаза и прислушайтесь. Как только постучат в дверь, откроете глаза и увидите, кто к нам спешит в гости.

(Дети закрывают глаза, стук в дверь заходит Бабушка-Загадушка)

Логопед: Посмотрите ребята кто к нам пришёл.

Бабушка Загадушка : Здравствуйте ребята я Бабушка Загадушка  к вам в гости пришла, сказку принесла. Вы любите слушать сказки?

Дети: Да.

Сообщение новой темы:

(Личностные и познавательные УУД)

Бабушка Загадушка: Тогда отгадайте загадки и узнаете о ком сказка.

Это рыжая плутовка И коварна и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора.

                                  (Лиса)

В небе клином пролетали и курлыкали: -Курлык!

Длинношеие, большие точно знаю … (журавли)

(Дети называют сказки про отгаданных героев в загадках)

Бабушка Загадушка: А сегодня я вам принесла сказку «Лиса и журавль».

(На слайде появляется иллюстрация)

Логопед: Спасибо тебе Бабушка Загадушка. Оставайся с нами и послушай, как дети будут рассказывать эту сказку. (Бабушка Загадушка садиться рядом с детьми)

Ребята после чтения мы с вами расскажем эту сказку по ролям.

Чтение сказки с показом иллюстраций худ. В. Лосина

(Регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД)

Логопед: Итак, слушайте внимательно.

Лиса и журавль.

Подружились Лиса с Журавлём и пригласила она его к себе в гости:

-Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу.

Идет Журавль на званный обед А лиса наварила манной каши и размазала её по тарелке.

- Кушай, голубчик мой! Сама стряпала.

Журавль стук, стук носом по тарелке – ничего в клюв не попадает!

А лиса лижет себе кашу да лижет, так всё сама и съела.

- Извини,- говорит,- больше потчевать нечем.

- Спасибо, Лисонька, приходи теперь ты ко мне в гости, - отвечает Журавль.

На другой день приходит Лиса к Журавлю. А Журавль приготовил окрошки и налил её в высокий кувшин с узким горлышком. Лиса-то вертится возле кувшина, и лизнёт его, и понюхает, а всё ничего не достаёт. Не лезет голова в кувшин. А Журавль стоит на своих длинных ногах и длинным клювом окрошку таскает. Поел и говорит:

- Извини, кумушка, больше потчевать тебя нечем!

Обиделась Лиса, думала, что наестся на целую неделю. А пошла домой не солоно хлебавши.

Как аукнулось, так и откликнулось!

С тех пор дружба у Лисы и Журавля врозь.

(Содержательный и языковой разбор текста (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД)

Работа над сказкой.

Беседа по содержанию сказки.

Логопед: О ком эта сказка?

Дети: Это сказка про Лису и Журавля.

Логопед: Кого Лиса пригласила на обед?

Дети: Лиса пригласила на обед Журавля.

Логопед: Что Лиса приготовила для Журавля?

Дети: Лиса приготовила для Журавля манную кашу.

Логопед: Куда положила Лиса манную кашу Журавлю.

Дети: Лиса положила и размазала манную кашу в мелкую тарелку.

Логопед: Почему Журавль не смог съесть кашу?

Дети: Клюв журавля скользил по тарелке.

Логопед: Лиса действительно хотела угостить Журавля?

Дети: Лиса хотела схитрить и съесть всю кашу сама.

Логопед: Что сказал журавль Лисе, когда понял ее хитрость?

Дети: Поблагодарил и пригласил в гости.

Логопед: Что приготовил к обеду Журавль?

Дети: Журавль приготовил окрошку.

Логопед: Почему Лиса не могла есть окрошку?

Дети: Лиса не достала окрошку из кувшина.

Логопед: Как Журавль ел окрошку?

Дети: Журавль доставал окрошку длинным клювом.

Логопед: Как ушла Лиса домой?

Дети: Не солоно хлебавши.

(Логопед уточняет значение слова не солоно хлебавши)

Логопед: Почему их дружба на этом закончилась?

Дети: Отвечать злом на зло-плохо.

Экспериментальная деятельность

(Личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД)

Бабушка Загадушка. Давайте убедимся в том, что Лиса и Журавль в сказке действительно не смогли поесть друг у друга в гостях.

Сначала вы Журавля, затем превратитесь в Лису. Мы попробуем «угоститься» тем, что предлагали Лиса и Журавль друг другу. Для волшебного превращения нам понадобиться длинные палочки (клюв Журавля) и полоски красного картона (язык Лисы). Как нужно обращаться с палочками?

(Дети рассказывают о мерах предосторожности при обращении с палочками).

Бабушка загадушка: Приступаем к эксперименту. Попробуем покушать манной каши, изображая журавля. (Дети берут палочки, пытаются попробовать кашу).А сейчас кашей полакомится Лиса.

(Дети берут полоски картона, «зачерпывают» кашу». Затем произведённые действия обсуждаются)

Кто из героев сказки наелся и почему?

Дети: Каши мало, она размазана по тарелке. Палочка твёрдая и не сгибается, как клюв Журавля.

Кашу «клювом» захватить не получается, и Журавль остался голодным.

А полоска широкая и гибкая, как лисий язык. Удобно набирать кашу. Лиса осталась сытой и довольной.

Бабушка Загадушка: А кому удобно есть из глубокой посуды с узким горлышком?

(В кувшин наливается вода- имитация окрошки, и производятся те же действия, что и впервой части эксперимента. В конце делается вывод)

Динамическая пауза «Журавль»

Жура-жура-журавель, (Дети машут руками «летят»)

Облетел он сто земель

На своих на длинных ножках (Дети шагают)

Он прошел по всем дорожкам,

По болотцу он похаживает,

Куцым хвостиком помахивает. (Показывают хвост журавля)

Повторное чтение сказки с установкой на драматизацию

(Личностные, регулятивные, коммуникативные УУД)

Логопед распределяет роли (автора, Лисы, Журавля)

Драматизация сказки.

(Регулятивные, коммуникативные УУД)

(Дети надевают атрибуты, пересказывают сказку, обыгрывая действие)

Итог. (личностные, регулятивные, коммуникативные УУД)

Что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось? Что нужно учитывать, когода приглашаешь в гости друзей, чтобы сохранить с ними дружбу? (Ответы детей)

Дети уходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль».

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ НА ЛОГОПУНКТЕ (подготовительная группа, 6-7 лет, ФНР, ФФНР)...

Конспект занятия по развитию речи с элементами драматизации на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» в подготовительной группе

Цель: Обучение связному пересказу текста с опорой на наглядную основу.Задачи:1.     Учить детей понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собствен...

Конспект занятия: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» с элементами драматизации»

Цели:коррекционно-образовательная:—обучать детей составлять пересказ близко к тексту и по ролям;коррекционно-развивающие:—развивать у детей умение строить сложноподчиненные предложения;—активизировать...

Тема: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации)

Цель: обогащение и активизация словаря детей.Коррекционно - образовательные задачи. ·        Учить детей пересказывать сказку по ролям близко к тексту....